Средства распространения рекламы

В качестве критерия классификации рекламы могут выступать средства или каналы рекламирования. Их можно подразделить на следующие виды:

  • все виды прессы (газеты, журналы, еженедель­ники)
  • аудиовизуальные средства (телевидение, радио, кино, видео)
  • прямая рассылка почтой
  • наружная реклама
  • сопутствующие мероприятия и материалы (выс­тавки, печатная продукция, сувениры)
  • мероприятия паблик рилейшнз
  • система Интернет

Некоторые виды рекламы, связанные с назван­ным критерием, уже рассматривались в определен­ных аспектах в предыдущем параграфе, например мероприятия паблик рилейшнз или директ-мейл (ди­рект-маркетинг). Поэтому они будут описаны более кратко, с акцентом на каналы, через которые осу­ществляется их воздействие на потребителя.

Развитие рекламного бизнеса непосредственно связано с экономическим и социальным развитием общества. В годы технологической стадии разви­тия общества основными средствами рекламы выс­тупали средства массовой информации. Этот пери­од длился вплоть до конца 80-х годов. В 90-е годы, в эпоху перехода развитых стран на новую, ин­формационную стадию, наблюдается резкий сдвиг в использовании рекламы. Основными ее средствами становятся методы сейлз промоушн, паблик ри­лейшнз, директ-маркетинг и другие сопутствующие мероприятия. Так, в денежном отношении в начале 90-х годов на рекламу в средствах массовой инфор­мации во всем мире тратилось только 40 %, а 60 % — на мероприятия, связанные с сейлз промоушн.

Однако в странах бывшего социалистического ла­геря, где экономика еще находится явно на техноло­гической стадии развития, главными средствами рек­ламирования товаров (услуг) потребителям остаются средства массовой информации, и в первую очередь печатные, затем аудиовизуальные и наружные. О широте и значимости их применения в рекламном бизнесе говорит, например, тот факт, что почти 75 % доходов газет и журналов дает в последнее время реклама. Телевидение также стало в основном ком­мерческим и поддерживает своё существование и де­ятельность почти полностью за счёт рекламы.

Реклама в прессе

Наиболее традиционным и сравнительно недорогим средством рекламирования является реклама в прессе (периодической печати). Благодаря своей оперативности, повторяемости и широкому распространению реклама в прессе рас­сматривается как одно из самых эффективных средств.

Виды прессы при этом можно подразделить на газеты (ежедневные и еженедельники), журналы и справочную литературу (бюллетени, справочники, путеводители и др.). В свою очередь газеты и жур­налы можно подразделить на две категории: обще­ственно-политическая пресса, рассчитанная на ши­рокий круг читателей, и специализированные (боль­шей частью журналы) издания, рассчитанные на определенные категории читателей.

Третий аспект характеристики средств прессы — по территориальному принципу: национальные газеты, журналы и местные издания.

Национальные или центральные общественно- политические газеты распространяются по всей стра­не, и тираж их в зависимости от числа жителей может достигать миллионов (десятков миллионов) экземпляров. Центральные воскресные газеты так­же печатаются на территории всей страны. В ряде случаев газеты выходят с бесплатным приложени­ем, например в определенный день недели или праздничные выпуски.

Местные, региональные газеты рассчитаны на более узкий круг читателей и выходят меньшим тиражом. Они испытывают дополнительные труд­ности — от конкуренции со стороны центральной прессы.

Существуют два распространенных способа получения газеты читателями:

  • индивидуальная подписка
  • покупка в различных торговых точках

Местная пресса (газеты) покупается читателем, как правило, утром и вечером. Утром газету покупает человек, идущий на работу, прочитывает ее и выбрасывает или оставляет на работе. Человек, который купил газету, возвращаясь с работы, прино­сит ее домой и она читается (просматривается) другими членами его семьи. К местной еженедельной газете или журналу часто обращаются, поскольку пользуются ею как исключительным источником информации о теле- и радиопередачах, фильмах и театральных постановках. Еженедельные и ежеме­сячные журналы часто сохраняются в семье на довольно длительный период или передаются друзь­ям, родственникам для чтения.

Как центральные, так и региональные газеты могут иметь свои особенности: одни из них рассчи­таны на массового читателя, другие — на читателя определенного общественного слоя, деловых кругов. Уже по названиям многих периодических изданий можно узнать, кто является их адресатом. Так, изве­стные английские ежедневные газеты «Дейли Ньюз», «Гардиан», «Таймс» и еженедельник «Сан» (The Sun) имеют широкую читательскую аудиторию — насе­ление всей Англии. Естественно, что газета «Файненшл Тайме» предназначена для более узкой кате­гории читателей — деловых кругов этой страны.

В ряде случаев название газеты может не соот­ветствовать ее реальному кругу читателей. Типич­ным примером такого несоответствия может служить нынешняя центральная газета «Комсомольс­кая правда», издаваемая в России. Еще в СССР эта газета читалась всеми возрастными группами, хотя предназначалась она, естественно, для молодежи. В последнее время газета с сохранившимся старым названием приобрела еще большую популярность у широкой массы читателей за счет постепенной пе­реориентации на «бульварные новости». И наоборот, столичная газета «Московский комсомолец» в Рос­сии и центральная «Белорусская газета», издаваемая в Минске (Беларусь), по своему содержанию ориен­тированы на деловые круги населения и тем самым приближаются к специализированным изданиям.

Журналы в целом можно подразделить на две группы: общепопулярные и специализированные, хотя это деление несколько условно, поскольку журнал, вызывающий профессиональный интерес у одной категории людей, может вызвать общий интерес у другой. Примером могут служить издава­емые во всех странах экономические журналы. Ча­сто такие журналы из узкопрофильных превраща­ются благодаря новой целевой установке в широко популярные издания.

Выпускаются торговые, технические и специаль­ные журналы. Специальные журналы — это жур­налы по специальности. Понятно, что торговые жур­налы отражают различные аспекты торгово-финансовой сферы экономики. Технические журналы сво­им предметом имеют проблемы техники и техноло­гии. Однако в ряде случаев трудно дать точное оп­ределение журнала, поскольку по своему названию он может одновременно относиться и к категории, например, технических и специальных или специ­альных и торговых. Нередки случаи, когда журнал вообще трудно подвести под какое-нибудь из трех определений. В частности, к какому виду журна­лов можно отнести, например, журналы «Дирек­тор», «Финансист», «Фермер»?

Специализированные журналы, естественно, не читаются всем населением, однако, как свидетель­ствуют результаты современных исследований, чис­ло их читателей значительное и постоянно увели­чивается. Так, в развитых странах широкой попу­лярностью пользуются торговые журналы — к ним обращаются многие потенциальные покупатели за информацией о товарах и условиях их покупки. К техническим журналам по той же причине обраща­ются производственники: руководители и главные специалисты фирм, а также многочисленные ком­пании, работающие в сфере услуг — строительстве, отоплении, освещении, наконец, страховании.

В этих же странах издается большое число спе­циализированных журналов для женщин, потому что именно женщины оказывают большое влияние на спрос и продажу товаров.

Третий вид прессы как средства размещения рек­ламы представляют собой справочники, бюллетени. Значительное место в них уделяется рекламе про­изводителей и их товаров. Периодичность их изда­ния различная — от одного — нескольких месяцев до одного года и более. К этому же виду рекламной прессы можно отнести и специализированные еже­недельники типа рекламного приложения, напри­мер, к центральной или региональной газете, рек­ламного обозрения и др.

При выборе вида прессы (газеты, журналы или бюллетени) для помещения рекламы рекламодате­лю или рекламному агентству необходимо учиты­вать ряд факторов:

  • охват читательской аудитории (количество по­тенциальных покупателей)
  • периодичность издания
  • специфичность рекламируемого товара или ры­ночного сегмента
  • особенности конкретного издания
  • финансовые льготы, принятые в издании

Так, по охвату читателей, несомненно, на пер­вом месте стоят общенациональные газеты. И если рекламируются товары массового потребления, то средством тотальной рекламной кампании может стать такая газета. Не менее эффективным средством рекламы могут быть и региональные (областные, краевые) газеты, рассчитанные также на достаточ­но большое число читателей

Рекламу товаров местных небольших предпри­ятий лучше всего размещать в городских или рай­онных газетах. В последнее время наблюдается яв­ная тенденция к «проникновению» в местную пе­чать рекламы крупных производителей. Часто рек­ламные издательства центральных городов заклю­чают соглашение с местными газетами о распрост­ранении своих реклам в этих газетах. Оказалось, что число покупок значительно возрастает после та­кого смешанного рекламирования. Даже иностран­ные фирмы становятся все чаще заказчиками рек­ламы в местных газетах той страны, где они прода­ют свой товар в больших объемах или количествах.

Важным фактором в выборе средства рекламы, рассчитанной на массового покупателя, является периодичность издания. Еженедельники и ежеме­сячные журналы привлекают внимание достаточно большого круга читателей (особенно еженедельни­ки). Однако и реклама в таком издании появляется один раз в неделю или месяц. Таким образом, на успех своей рекламной деятельности через ежене­дельники и журналы производители могут рас­считывать только через длительный промежу­ток времени, поскольку известно, что реклама должна быть повторена определенное количество раз, чтобы завладеть вниманием потенциального потребителя.

Ежедневные газеты, особенно те, которые поку­паются днем и вечером, дают возможность произ­водителю товара опубликовать его рекламу в конк­ретный день, наиболее удобный, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя. Поскольку газета выпускается несколько раз в неделю, рекла­ма может быть повторена нужное число раз. Таким образом, достигается эффект актуальности как то­вара, так и самой рекламы, а также эффект собы­тийности — читатель воспринимает рекламу как побуждение к действию: побыстрее купить товар.

Стоимость рекламы в газете в целом невели­ка, даже в центральных газетах. В России, на­пример, за полосу формата А2 центральной газе­ты рекламодатель платит от 3 до 10 тыс. долла­ров. Реклама в еженедельниках и ежемесячных изданиях, особенно общественно-политического ха­рактера, стоит значительно выше — от 5 до 20 тыс. долларов за полосу. Рекламодатель также платит большие суммы денег за престиж издания, высо­кое качество воспроизведения, массовость или, на­оборот, избирательность читательской аудитории.

В специализированных рекламных изданиях стоимость рекламы обычно невысока. Однако эти средства (справочники, бюллетени, рекламные при­ложения к газетам) пригодны в основном для то­варной рекламы. Престижная реклама в таком из­дании неэффективна, поскольку потребителя инте­ресует не столько сама фирма, сколько конкретный товар, в поисках которого он и изучает специаль­ную рекламную рубрику.

Помещение рекламы в прессе имеет ряд допол­нительных к описанным выше преимуществ:

  • это самая дешевая реклама (особенно в газетах и рекламных приложениях)
  • реклама может быть достаточно большой и со­держать весь объем необходимых сведений для по­требителя
  • помимо словесного содержания реклама может включать в себя и графический образ — фотогра­фию или рисунок
  • в такой рекламе могут содержаться широкие сведения о месте продажи товара, телефоны не­скольких организаций и т.д.
  • если реклама заинтересовала читателя, у него есть время внимательно ее просмотреть, в случае необходимости — несколько раз
  • сама подготовка рекламы к помещению в га­зете — значительно более простой и менее трудоем­кий процесс, чем подготовка рекламы в других сред­ствах массовой информации
По теме:  Рынок скрытой рекламы и ценообразование

Однако пресса как средство помещения рекла­мы имеет и ряд существенных недостатков, кото­рые заставляют многих рекламодателей обращать­ся к другим видам рекламы. Эти недостатки мож­но свести к следующим трем:

  • массовый читатель газеты прочитывает или про­глядывает главным образом событийные материа­лы, полностью или частично не обращая внимания на рекламные полосы
  • часто из-за низкого качества газетной бумаги помещаемые в газете объявления, особенно их гра­фические элементы, выглядят непривлекательно или неубедительно
  • объявления, помещаемые в рубрики идентичных товаров, как правило, не отличаются разнообрази­ем внешнего оформления. Это создает для читателя дополнительные трудности в выборе подходящей или нужной ему рекламы

Газеты, еженедельники и журналы служат хо­рошим средством размещения косвенной или скры­той рекламы. Это обычно информирование фирмой о своем существовании (имиджевая реклама) или о выпуске нового продукта (торговая), но написанное не в форме рекламы, а небольшой статьи или дос­таточно широкого, в том числе редакционного об­зора. Считается, что эти материалы пишутся и публикуются «независимыми» авторами. Однако большая часть этих публикаций носит, несомнен­но, заказной характер и хорошо оплачивается. Эф­фективность хорошей статьи о фирме, ее успехах, пользе, которую она приносит обществу, может не уступить эффективности прямой рекламы, а в ряде случаев и превысить ее. Естественно, что и в этом случае существенную роль играет профессионализм рекламодателя: умение выбрать способного автора, наиболее подходящее издание (газету, журнал), время публикации и т.д.

Аудиовизуальные средства размещения рекламы

Это вторая после прессы по своей значи­мости группа каналов распространения рекламы, соответственно и по затратам рекламодателей. К этой группе относятся телевидение, радио и кино. Указанные средства массовой информации распо­лагаются в порядке их значимости, начиная с те­левидения и кончая средствами кино, которые в последнее время используются в меньшей степени.

Телевидение в последние годы завоевало во всех странах особое внимание рекламодателей как наиболее массовое средство охвата потребителей. На рекламу по телевидению в развитых странах тра­тится от 20 до 25 % денег рекламодателей, в России в последнее время этот процент еще выше — 35 — 40 %. Реклама по телевидению может иметь следу­ющие виды:

  • рекламный ролик (клип)
  • телеобъявление, рекламная заставка
  • рекламная передача

Рекламный ролик — наиболее распространенный вид телерекламы. Это короткий фильм, выполнен­ный с помощью видеокамеры или на киноплёнке. Продолжительность фильма от 15 до 60 секунд. Бывают клипы и более длинные — до нескольких минут. Стандартная продолжительность телероли­ка — 30 секунд. Считается, что это оптимальное время для восприятия телезрителем рекламы и пер­вичного осмысления ее содержания или целевой направленности. Ролик, рассчитанный на 15 секунд, предназначается для начального ознакомления бу­дущего покупателя с рекламируемым товаром или для напоминания о нем. Телеклип, рассчитанный на 60 секунд рекламы, должен быть особенно каче­ственно изготовлен, чтобы удержать внимание те­лезрителя, поскольку известен психологический фактор восприятия — человек смотрит рекламу с непосредственным интересом 5 — 10 секунд. Затем наступает внутренняя оценка увиденного: приня­тие (положительная оценка) или непринятие (отри­цательная оценка) рекламы. Чтобы имела место первая из них, рекламный ролик должен,по мень­шей мере удовлетворять одному из требований: быть интересным по содержанию или по форме. Сочета­ние обоих компонентов представляется наиболее эффективным.

Рекламный ролик включает в себя тему, действие и определенную последовательность кадров. После­довательность действий достигается через подачу один за другим разных кадров: кадров, на которых дается картинка товаров; кадров, выделяющих от­дельные детали на этой картинке; кадров, показы­вающих менее существенные, дополнительные ка­чества товара. В телевидении имеются соответствен­но специальные термины: большой кадр, закрытый кадр и очень закрытый кадр. Термином «переход» обозначается смена одного кадра другим. Термин «растворение» означает удаление картинки на не­которое время или ее перемещение. Монтаж хоро­шего рекламного ролика не ограничивается только названными выше приемами. Существенную роль в профессионально изготовленном рекламном теле­фильме играют и так называемые «оптические приемы», например подача новой картинки на фоне исчезающей первой, стирание картинок, со­единение (монтаж) картинок, снятых в разных местах, и т.д.

Рекламный ролик, снятый на кинопленку, обыч­но более качественный, чем ролик, снятый на ви­деопленку. Первый лучше передает цветовые оттен­ки. Однако он стоит намного дороже. Большая часть фирм, особенно мелких и средних, прибегает к ус­лугам операторов видео. Крупные фирмы использу­ют как видео, так и кино. Ролик, снятый на кино­пленку, уже сам по себе выступает как элемент имиджевой рекламы, привнося в восприятие потре­бителя ощущение богатства и надежности фирмы- рекламодателя .

Изготовление рекламного ролика для телевиде­ния требует часто больших денежных затрат, но еще более дорогим оказывается стоимость времени его трансляции. Известно, что в развитых странах сто­имость одной минуты эфирного времени в часы «прайм», достигает 200 — 250 тыс. долларов.

Стоимость рекламного времени может колебать­ся в значительных пределах — от высокой до впол­не приемлемой даже для не очень богатых рекламодателей. Она определяется несколькими факторами:

  • вид телевидения (центральное или местное)
  • время трансляции (часы «прайм» или вне их пре­делов)
  • количество зрителей
  • категория зрительской аудитории
  • характер и особенности зрительской аудитории определенных телевизионных передач и др.

Реклама на местном телевидении стоит в десят­ки раз дешевле, чем на центральном. И если фирма предлагает товар в небольших количествах, ей, ес­тественно, целесообразно рекламироваться у себя в городе, в котором живут наиболее «надежные» покупатели, свои клиенты. Время трансляции «прайм» обычно вечернее. Реклама за его предела­ми стоит значительно дешевле, например цена эфир­ного времени в утренние часы (6 — 9) в 20 раз ниже цены времени в вечерних новостях, а стоимость минуты в период между 9 и 11 часами — в 10 раз ниже цены вечерней минуты в часы-«прайм».

При выборе эфирного времени для рекламы важ­но также учитывать охват и категории зрительской аудитории. Реклама может оказаться одновремен­но и эффективной и сравнительно недорогой, если ее покажут во время или после передачи, которую смотрят определенные группы или категории лю­дей, а рекламируемый товар подходит именно для них. В передачу для молодежи, которая идет, как правило, не в самое дорогостоящее время, разумно вставить рекламу спортивных товаров. Эффектив­ность такой рекламы, возможно, не будет ниже эффективности дорогостоящей рекламы, передава­емой в часы «прайм» и воздействующей на боль­шое число зрителей, поскольку рекламируется то­вар целенаправленного, а не массового спроса. Пос­ле телевизионной передачи, рассчитанной в основ­ном на пожилых людей (а они, как известно, не очень обеспеченная часть нашего общества), совсем не целесообразно подавать, например, рекламу кофе «Нескафе», а тем более рекламу дорогой парфюме­рии.

Некоторые рекламодатели дают свои рекламы в виде телеобъявлений или рекламных заставок. В отличие от телероликов это в основном короткие, в несколько секунд рекламы, передающие только суть, главную черту рекламируемого товара. В телеобъ­явлении даются два ряда: звуковой и графический. Диктор сообщает о наличии, например, какого-то товара, и одновременно с голосом на экране подает­ся письменная информация, главным образом но­мера телефонов и факса. Заставка, как правило, представляет собой статичную картинку рекламы товара, без дикторского сопровождения, часто в музыкальном оформлении.

Рекламы этих видов могут быть не только то­варными, но и имиджевыми. Главная их функция — информационная или напоминающая. Они пре­тендуют на создание у потребителя восприятия зна­чимости рекламируемого продукта, в то же время они служат хорошим дополнением к рекламным клипам, часто являясь органической. частью раз­вернутой рекламной кампании.

Мы рассмотрели три вида прямой телевизион­ной рекламы:

  • телевизионный ролик
  • телевизионные сообщения
  • заставки

Однако рекламный бизнес в последнее время так стремительно развивается во всех странах, что телевизионные средства рекламы также очень быстро расширяются и приобретают все новые формы. Всем телезрителям российских каналов уже хорошо известны такие развлекатель­но-познавательные передачи, как «Поле чудес», «Счастливый случай». «Сам себе режиссер» и дру­гие, в которых в качестве призов выступают това­ры фирм-спонсоров. Естественно, что это очень эф­фективный вид телерекламы, особенно если учесть, что такие шоу смотрит массовый зритель. Другие, не менее популярные телешоу рекламируют продукт своего постоянного спонсора несколько раз в тече­ние всей передачи: ведущий «Джентльмен-шоу» пьет самый лучший кофе «Манхеттен», оба героя «Го­родка» предпочитают отечественный продукт — пиво «Браво», в популярной передаче белорусско­го телевидения «Карамболь» очень качественный чай «Дилма» не только рекламируется, но и пре­подносится в качестве подарка гостям передачи. Таким образом, фирмы-спонсоры одновременно дают как бы две рекламы: товарную и имиджевую. Вто­рая достигается косвенным путем, через восприя­тие телезрителем интересного шоу, с одной сторо­ны, и прямой рекламы красивого и полезного това­ра — с другой.

В последние годы на рекламном телевизионном рынке России появился еще один вид рекламы — развлекательная передача, полностью посвященная какой-нибудь производственной компании. Такая передача — дорогостоящая реклама и по средствам только преуспевающей организации. Наиболее яр­ким примером этого вида рекламирования можно считать программу «Довгань-шоу», разработанную в форме увлекательной игры-соревнования с полу­чением ценных призов от компании, владельцем которой является отечественный предприниматель Довгань.

В странах Запада и в Америке широкое распрост­ранение получила инфореклама — телевизионная передача на 20 — 30 минут, имеющая своей целью продать какой-нибудь товар. Информация обычно передается поздно вечером, аудитория инфорекламы небольшая, и стоят такие передачи не очень дорого.

Описанные выше характеристики телевизионной рекламы позволяют выделить следующие ее досто­инства:

  • телевизионная реклама считается эффективной, поскольку она одновременно воздействует на не­сколько каналов восприятия: зрительный (визуаль­ные образы) и звуковой (слова и музыка). В сочета­нии визуальные и звуковые образы создают проч­ную основу для запоминания рекламы товара по­тенциальными потребителями
  • телевизионная реклама позволяет, с одной сто­роны, охватить информацией широкий круг потен­циальных потребителей, с другой стороны, допус­кает и выборочный круг потребителей, поскольку телевидение организует трансляцию разнообразных программ в разное время суток
  • телевизор смотрят обычно люди во время отды­ха. Это создает предпосылки в целом для положи­тельного восприятия рекламы и принятия к сведе­нию или действию ее содержания
  • телевизионная реклама — зрелищный вид сооб­щения. Хорошо сделанный рекламный ролик не толь­ко знакомит телезрителя с товаром, но и часто опере­жает событие, создавая у потенциального покупате­ля иллюзию положительных эмоций (на основе по­казанного действия) от возможной его покупки
  • телевизионные рекламные ролики, телевизион­ные шоу способны создать атмосферу актуальности товара и сформировать тот имидж фирмы, на кото­рый она рассчитывает, ради чего тратит большие суммы денег
По теме:  Маркетинг в банке

Однако при всех положительных моментах те­левидение имеет три существенных недостатка, ко­торые являются сдерживающим фактором в его использовании массовым рекламодателем:

  • телевидение — дорогостоящий канал реклами­рования. Хороший ролик стоит очень дорого, еще дороже может стоить эфирное время
  • рекламный ролик требует очень высокого мас­терства исполнителей. Рекламный клип, выполнен­ный на дилетантском уровне, может оказаться ан­тирекламой и, наоборот, отвратить потенциального покупателя от товара
  • недоступность использования телевидения для многих предприятий, работающих в провинции или в районах, чисто по территориальным причинам

Радио также является распространенным кана­лом рекламы, хотя по своей значимости и широте использования значительно отстает от телевидения. Так, только 6 % (по сравнению с 20 — 25 %) рас­ходов рекламодателей в США приходится на рекла­му по радио, в России в последнее время — 4 — 5 %. Стоимость одной минуты рекламного времени по центральным радиоканалам колеблется в пределах от 100 до 1000 долларов.

Самыми распространенными видами рекламы по радио являются радиообъявления, радиоролики, различные рекламные радиопередачи и репортажи.

Радиоинформация — наиболее частый прием то­варной рекламы. Она зачитывается диктором с ука­занием телефонов и адресов места возможной по­купки.

Радиоролик — это, как и телеролик, специаль­но подготовленный сюжет, который разыгрывается несколькими актерами (несколькими голосами) с целью сообщить радиослушателям о предлагаемых фирмой товарах или услугах. В большинстве случа­ев радиоролик представляет собой товарную рекла­му. Имиджевая реклама по радио — это проблема, которую могут решить только профессионалы. При большом мастерстве специалистов, создаю­щих радиоролик, у слушателей может сформиро­ваться устойчивый образ фирмы, рекламирующей товар, как надежной или процветающей компании. Однако для этого необходим набор специфических приемов: красивое музыкальное оформление, хоро­шо поставленные голоса актеров и оригинально представленное содержание рекламы, например в виде шутливого диалога или профессионального ин­тервью и т.д.

Создать хороший рекламный радиоролик легче, чем такой же по телевидению, по той причине, что его делают непосредственно на радиостанции рабо­тающие здесь профессионалы. Они в целом облада­ют секретами воздействия на аудиторию и перено­сят их соответственно на разрабатываемую радио­рекламу. При этом радиоролик будет иметь еще одно преимущество перед телевидением — более низкую стоимость.

Радиореклама может длиться от 15 до 60 секунд. 15 секунд достаточно, чтобы привлечь внимание радиослушателя и чтобы он уловил, о чем пойдет речь в сообщении. Рекламный ролик, рассчитанный на 30 или 60 секунд звучания, имеет целью не толь­ко привлечь, но и удержать внимание потенциаль­ных покупателей, заинтересовать их. Радиоролик может быть простым, сложным и супероригиналь­ным. Но при широком разнообразии форм реклам­ный ролик на радио должен удовлетворять следую­щим четырем условиям:

  • реклама привлекает потенциального потребите­ля в течение первых нескольких секунд звучания
  • дается четкое сообщение о наличии определен­ного товара (услуг)
  • дается характеристика товара в объеме, необхо­димом, чтобы радиослушатель заинтересовался пред­ложением. Реклама выполнит свою функцию успеш­но, если у слушающего ее помимо интереса к рек­ламируемому товару возникнут определенные пла­ны по поводу его приобретения
  • содержатся сведения об адресах и телефонах орга­низаций, связанных с продажей товара. По возмож­ности эта информация повторяется два раза

У создателей радиоролика имеется достаточно большой набор средств, умелое сочетание которых позволяет обеспечить большой успех рекламы. Это в первую очередь использование разных голосов: актеров, участвующих в действии или в авторском тексте, профессионального диктора и, наконец, записанного на пленку фона — голосов толпы, жи­вотных и т.д. Одними из самых главных элементов оформления радиорекламы являются музыка и пес­ня, сопровождающие рекламное объявление или действие. Удачно подобранная (специально создан­ная) мелодия может послужить своего рода звуко­вым логотипом для рекламы товаров (услуг) фир­мы, и по ней слушатели в будущем смогут выде­лить рекламу этой фирмы в ряду других радиорек­лам. Третий элемент звучащей по радио рекламы, который может привлечь к ней внимание, — это дополнительные музыкальные или шумовые эффек­ты. Таким образом, музыка, отдельные ее фрагмен­ты, мелодии песен или шум прибоя и другие звуки — все это, профессионально использованное в рек­ламе по радио, может создать специфический образ рекламируемого товара, например парфюмерии, при­дать ему некоторый оттенок романтизма, особой кра­соты и т.д. Такая реклама воздействует на эмоцио­нальную сферу потенциального потребителя, превра­щая звуковые образы в осязаемые, зрительные, про­буждает фантазию человека и в конечном итоге как бы приучает его к мысли о необходимости иметь пред­лагаемую ему вещь.

Удачно разработанный ролик — это только часть успеха рекламы по радио. Важнейшими компонен­тами ее полного успеха являются также выбор эфир­ного времени и частота подачи рекламы.

Радио в значительной степени отличается от те­левидения по числу слушателей, по характеру сво­ей аудитории, а также по определению наиболее оптимального времени для рекламы.

Здесь следует прежде всего сказать, что радио и телевидение имеют по существу разные аудитории и в разное время пользуются наибольшей популяр­ностью. Так, радио в ранние утренние часы слуша­ет большое количество людей, собирающихся на работу. В дневное время суток оно также имеет боль­шую аудиторию — домохозяйки, школьники и дру­гие категории людей, не занятых на постоянной работе. В вечерние часы радио уступает свое место телевидению, когда большая часть населения соби­раются на вечерний отдых у экрана телевизора. Соответственно наиболее дорогостоящее рекламное время на радио будет в ранние утренние часы или днем, особенно в обеденное время.

Реклама по радио в будний день будет эффек­тивнее, чем, например, в субботу, поскольку в вы­ходные дни телевидение собирает значительно боль­ше зрителей, чем радио слушателей. Однако имеет место и обратный факт, когда рекламный радиаро- лик может быть услышан большим количеством населения в выходные дни — теми, кто едет в ма­шинах на отдых или уже отдыхает за городом.

Передачи по радио, транслируемые в определен­ные, известные слушателям часы, собирают свою аудиторию: молодежь, пожилых людей, ветеранов, женщин-домохозяек, людей свободных профессий и др. Соответственно наиболее эффективным для подачи рекламного ролика будет время после та­ких передач, если рекламируемый товар предназ­начен целевому покупателю.

Количество передач рекламы по радио — тоже важный момент в рекламной кампании производи­теля. Оно должно быть значительно большим, чем, например, по телевидению, если рекламодатель рас­считывает на успех. Одно-два сообщения о фирме или о ее товарах, несомненно, окажутся безрезуль­татными. Рекламодателю следует закупить эфир­ное время в расчете не менее, чем, например, на 20 сообщений в течение определенного времени (од­ной недели или месяца).

При этом наиболее целесообразно давать рекла­му на начальном этапе несколько раз подряд, что­бы потенциальный покупатель хорошо запомнил рекламируемый товар. Если реклама рассчитана на длительный промежуток времени, подачу сообще­ния целесообразно разделить на три этапа:

  • первый — частая реклама, информационная, убеждающая
  • вто­рой — реклама подается реже, напоминающая
  • тре­тий — рекламное объявление или радиоролик звучит часто в эфире

Цель рекламы по радио на третьем этапе заключается в том, чтобы убедить потребите­лей купить товар фирмы, который слушателям хоро­шо знаком, в котором они уже не сомневаются и понимают необходимость его покупки.

Как и на телевидении, помимо рекламы в виде сообщения или ролика на радио могут организовы­ваться и специальные передачи рекламного харак­тера. Реклама в этих передачах может быть прямой и косвенной: в первом случае радиопередача включа­ет в себя рекламу товаров или услуг фирмы-рекламодателя как спонсора или организатора этой программы. Во втором случае это может быть рас­сказ (сообщение) по радио об успехах какого-ни­будь предприятия, о его продукции, интервью с его работниками и т.д., т.е. тот набор средств, который относится к рекламе методом паблик ри­лейшнз.

К преимуществам радиорекламы в целом можно отнести следующие ее характеристики:

  • радиореклама — эффективное средство реклами­рования товаров как массового спроса, так и про­мышленного назначения
  • с помощью радиорекламы можно воздействовать на нужную категорию покупателей
  • большой контингент радиослушателей составля­ют женщины и учащаяся молодежь. Именно эти группы людей могут стать активными покупателя­ми рекламируемого товара
  • радио является наиболее удобным средством информации, в том числе рекламной, для путеше­ствующих и людей, отдыхающих вне дома
  • с помощью радиорекламы можно создать при­влекательный образ товара, воздействуя на эмоцио­нальную сторону восприятия радиослушателей (по­тенциальных покупателей)
  • радиореклама намного проще в изготовлении, чем телереклама, и стоит дешевле

К недостаткам радиорекламы можно отнести следующие:

  • для эффективной рекламы по радио необходимо тщательно выбирать подходящее время, учитывая тот фактор, что радиослушатели часто переходят в категорию телезрителей
  • требуется большое число повторений рекламно­го ролика или сообщения для достижения цели — завоевания покупателя
  • в связи с расширением рекламного рынка сто­имость рекламы по радио имеет тенденцию к воз­растанию

К категории аудиовизуальных средств рекламы относится и кино. Однако по широте использова­ния в рекламном деловом мире кино уступает мес­то всем другим средствам массовой информации. На кинорекламу в мире тратятся сравнительно не­большие средства.

Рекламные кинофильмы можно подразделить на три вида:

  • рекламные ролики
  • рекламно-технические фильмы
  • рекламно-престижные фильмы

Рекламные ролики — короткие фильмы от 15 секунд до нескольких минут, показываются перед началом художественного фильма. Чаше всего они представляют собой товарную рекламу для массо­вого потребителя.

Рекламно-технические фильмы рассчитаны на специалистов. Их продолжительность от 5 до 15 — 20 минут. Это тоже товарная реклама, но, как прави­ло, товаров промышленного назначения: машин, ин­струментов, сырьевых материалов, источников элек­троэнергии и др. Показывать такой рекламный фильм большой аудитории кинозрителей нецелесообразно.

По теме:  Как Барби «разоряет» родителей

Рекламно-престижные фильмы — тоже корот­кометражные фильмы (10 — 15 минут), но их пред­метом является сама компания, производящая то­вары или услуги. Такие фильмы можно отнести к разряду средств паблик рилейшнз.

В современном рекламном мире кинофильмы используются значительно меньше, чем видеороли­ки, телеролики и радиоролики. Однако они, как правило, заказываются преуспевающими компани­ями как информационный материал для выгодного заказчика или покупателя, а также для выставоч­ных мероприятий.

В странах бывшего СССР кинореклама являлась по существу чуть ли не единственным средством массовой рекламы, осуществляемой государством.

Киноролики, технические кинофильмы рекламно­го характера показывались в кинотеатрах перед началом художественного фильма. Зрителю они были известны как киножурналы.

В последнее время в связи с общим снижением престижа кино кинореклама в России и других быв­ших советских республиках почти прекратила свое существование.

Средства массовой информации являются широ­ко известными и распространенными каналами рек­ламы. Однако в развитых страдах их все больше теснят другие виды и методы рекламирования. Од­ним из наиболее перспективных таких средств за­падные эксперты рекламы рассматривают прямую рассылку рекламы по почте (директ-мейл).

Прямая почтовая реклама

Прямая почтовая реклама представляет собой рассылку рекламных сообщений определенной ка­тегории потенциальных покупателей или возмож­ным деловым партнерам. Такая реклама рассмат­ривается в последнее время как наиболее простой, сравнительно недорогой способ выхода на реклам­ный рынок. При этом она признается как очень эффективное средство охвата значительного числа потребителей. Благодаря этим характеристикам реклама методом директ-мейл в последнее время заставила многих западных рекламодателей обра­тить внимание на ее возможности.

  1. Ее широко используют производители това­ров, стремящиеся донести сведения о них опреде­ленному кругу потребителей. Прямая почтовая реклама особенно эффективна при сбыте товаров производственного назначения: специфических видов промышленной продукции, оборудования, решения о закупке которых прини­мает руководство или группа специалистов пред­приятия-потребителя. Прямая почтовая реклама способствует при этом созданию массовой клиенту­ры, большого числа своих покупателей.
  2. Прямая почтовая реклама — удобное сред­ство рекламирования товаров и услуг, которые трудно охарактеризовать в полном объеме в рек­ламах СМИ. По почте же можно переслать нео­граниченное число сведений о товаре и его осо­бенностях.
  3. Рассылка рекламы конкретным адресатам рассчитана на то, чтобы вызвать быструю реакцию клиентов, и способствует скорейшему сбыту това­ров фирмы-производителя.

Прямая почтовая реклама представляет собой рассылку потенциальным потребителям двух видов сообщений: специально подготовленных рекламно-информационных писем и печатных рекламных материалов.

Рекламно-информационные письма печатаются на фирменных бланках рекламодателя и содержат все необходимые сведения о рекламируемых товарах и об условиях их покупки. Печатные рекламные ма­териалы — это брошюры, каталоги, которые посыла­ются клиентам или потенциальным покупателям со специальным сопроводительным письмом. В практи­ке директ-мейл имеется особый термин «реклам­ный почтовый пакет». Рекламным пакетом может быть названа любая почтовая пересылка рекламы, от простого письма или открытки до обширной по­сылки, включающей в себя несколько различных видов и форм информационных сообщений. Типич­ный пакет состоит из конверта, в котором посылают­ся письмо с предложением купить товар и брошюра, купон-заказ и конверт с обратным адресом.

Реклама по почте предполагает наличие у фир­мы конкретных адресов и балка данных о людях, которым посылаются сообщения. Эта сторона ди­рект-мейл чрезвычайно важна, и от наличия или пра­вильного подбора респондентов зависит эффективность проводимой рекламной кампании. Руководство фир­мы, ее маркетинговый отдел стремятся создать как можно более широкую адресную клиентуру.

Существуют два вида адресов: компилятивные списки и списки респондентов. Компилятивные списки включают адреса потенциальных клиентов, т.е. всех тех, кто может заинтересоваться товарами фирмы. Работа по поиску таких адресов трудоем­кая: изучение телефонных и адресных справочни­ков, информационных материалов в торгово-про­мышленных палатах и, наконец, сведений о место­нахождении предприятий соответствующих профи­лей в разных частях города, округа, страны и т.д. Пополнение адресного массива, как правило, осу­ществляется целенаправленно менеджером или груп­пой специалистов маркетингового отдела. Однако не исключено приобретение ценного адреса и случайным путем, например в ходе деловых встреч, презента­ций, контактов с партнерами и прессой и т.д.

Очень распространенным методом добывания адресов индивидуальных клиентов является их по­купка в разных организациях, в том числе и в рек­ламных агентствах. Стоимость покупки таких спис­ков бывает в ряде случаев очень высокой. И нако­нец, фирма-рекламодатель может поручить полно­стью свою прямую почтовую рекламу рекламному агентству, которое берет на себя подбор адресов, выбор и составление рекламного материала и рас­сылку его по почте.

Второй вид адресного массива — списки респон­дентов, тех людей, которые уже ответили на ранее посланную им рекламу по почте. Это могут быть необязательно купившие товар, но сцм факт их отве­та на рекламу расценивается положительно и их вклю­чают в круг тех потенциальных покупателей, с кото­рыми следует установить личностные отношения.

Характерной чертой прямой почтовой рекламы является избирательность в отношении аудитории и территории рассылки. Это позволяет рекламода­телю предусмотреть и рассчитать необходимую сум­му расходов на рекламу в зависимости от-своих эко­номических возможностей.

Почтовая реклама является одной из личных форм переписки. Важно, чтобы обращение к кли­енту в рекламном письме носило элементы личност­ного характера, дружеского участия. При получе­нии такого письма у клиента должно создаться впе­чатление, что его хорошо знают и что именно ему предлагают этот товар. Это импонирует человеку, и он, возможно, ответит на сделанное ему предложе­ние о покупке, дав если не прямое согласие, то хотя бы заверение, «что он подумает над предложени­ем». Последнее — залог его заинтересованности и решимости иметь с фирмой дело.

Прямая почтовая реклама особенно эффективна в тех случаях, когда перед фирмой стоит задача по­лучить скорейший отклик потребителей. Для этого нужно, чтобы она, с одной стороны, содержала раз­вернутый материал о предлагаемом товаре, а с дру­гой — была привлекательной по оформлению. В содержании рекламной брошюры и сопроводитель­ного письма должны быть даны сообщения о вы­пуске продукта, его описание, выделение полезных его качеств для клиента, условия покупки: цена, сроки, место, гарантии и система поощрений и т.д. Необходимо почтовый пакет представить клиенту таким образом, чтобы в нем не навязчиво, но не­сколько раз повторялись те ценностные характери­стики товара, благодаря которым рекламодатель рас­считывает на его продажу. Рекламную брошюру следует оформлять так, чтобы читатель заинтересо­вался как ее внешним видом, так и содержанием. Текст брошюры должен быть простым, а количе­ство рекламных рисунков и фотографий — умерен­ным, соответствующим главным задачам рекламы — привлечь внимание к товару и вызвать желание или решение его купить.

Прямая почтовая реклама считается эффектив­ным средством «завоевания» потребителя. Однако это происходит благодаря тщательной, кропотли­вой подготовке рекламы к рассылке и затем про­фессиональному проведению этой рассылки и ана­лизу ее результатов.

В западном бизнесе такая рекламная кампания считается успешной, если 5 — 7 % респондентов сделали заказы или купили товар фирмы-рекламо­дателя. Однако эти проценты нелегко получить, рек­ламные почтовые пакеты посылаются клиентам несколько раз, прежде чем можно рассчитывать на успех. Исследования показали, что на первую рас­сылку почтовой рекламы отвечает не более 10 %, на вторую — уже 20 — 30 % респондентов, на пя­тую рассылку можно рассчитывать получить ответ от 80 до 90 % тех, кому реклама была адресована, но только ответ и совсем необязательно — заказ на покупку. Такая рекламная кампания фирмы может длиться от двух-трех месяцев до более продолжи­тельного периода. Вторая рассылка почтовой рек­ламы осуществляется обычно спустя месяц после первой или несколько позже, в зависимости от даль­ности адресата. Для эффективной рекламной кам­пании необходимо подготовить почтовые пакеты, специально предназначенные для каждой новой предполагаемой рассылки, т.е. материал и адрес­ное письмо этих пакетов должны иметь определен­ные отличия в зависимости от времени и порядка их посылки. Получая рекламные материалы фир­мы во второй и третий раз, респондент должен вос­принять их не как простую настойчивость рекла­модателя, а как его личную заинтересованность в предоставлении именно этому клиенту так необхо­димых ему товаров и услуг. В конечном итоге пря­мая почтовая реклама выполняет свою основную функцию — завоевание массового и вместе с тем своего потребителя.

При обобщении характеристик директ-мейл как эффективного средства рекламирования можно вы­делить следующие его особенности:

  • прямая почтовая реклама — это адресный вид рекламы. Благодаря этому качеству она завоевала в последнее время одно из главных мест на реклам­ном рынке развитых стран. Заказы и покупки по рекламным проспектам (брошюрам) вошли в по­вседневную жизнь населения этих стран. Такая форма связи с потребителем начинает действовать на рекламных рынках бывших социалистических стран
  • прямая почтовая реклама не ограничена терри­ториальными пределами. Она может быть послана в любое место, где работает почтовое отделение, в любую страну и на любой континент
  • рекламная кампания методом директ-мейл по­зволяет объективно и полно проанализировать ее результаты и тем самым выявить степень эффек­тивности разработанной рекламы
  • директ-мейл считается сравнительно недорогим средством рекламирования. Однако разработка, ти­ражирование и пересылка рекламных материалов требуют значительных денежных затрат со сторо­ны фирмы-рекламодателя. И тем не менее выясня­ется, что конечный результат — сбыт товара или установление контактов с адресным потребителем — оправдывает все расходы
  • прямая почтовая реклама — эффективное сред­ство быстрейшего сбыта продукции фирмы, особен­но товаров производственного назначения

Недостатки рекламы методом директ-мейл мо­гут быть связаны как с объективными факторами, так и с субъективными. К первым относятся следу­ющих два:

  • требуется большое количество издаваемых рек­ламных материалов, что часто технически и тем более материально не под силу многим фирмам, особенно небольшим и малым предприятиям
  • в мире все больше расходуется бумаги на пря­мую почтовую рекламу, и если учесть тот факт, что значительная ее часть выбрасывается, то сле­дует рассмотреть и другую сторону проблемы — экологическую. Как отразится в будущем на эко­логии уничтожение громадных лесных массивов из-за сиюминутной выгоды фирм-рекламодателей?!

Основным субъективным фактором возможно­го неуспеха прямой почтовой рекламы является недостаточно хорошая ее подготовка: отсутствие целевого списка респондентов и будущих клиен­тов, рассылка рекламы методом проб и ошибок, плохое качество рекламных материалов, слишком высокая стандартность, однотипность этих мате­риалов вместо необходимых элементов индиви­дуального обращения к адресным покупателям и, наконец, невнимание к заключительной ста­дии рекламной кампании — анализу ее резуль­татов.

По теме:  Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 год — настоящее время)

На современном этапе развития рынка, в том числе рекламного, в мире прямая почтовая реклама уже приобрела качественно новые формы. Это передача сообщений по компьютерным системам, пересылка видеокассет и дискеток и др. В новом тысячелетии ожидается бурное развитие рекламно­го рынка через систему Интернет.

Наружная реклама

По ярким огням и светя­щимся табло и рекламам столичных городов мира можно видеть, что наружная реклама прочно вошла в жизнь городского населения многих, особенно развитых стран. Ночная световая реклама — это только один из многочисленных видов наружной рекламы. Можно назвать и другие, не менее рас­пространенные: рекламные щиты, афиши, транс­паранты, фирменные вывески и др.

В зависимости от места расположения наруж­ную рекламу можно подразделить на три группы реклам:

  • стационарные рекламы, размещаемые на пеше­ходных и транспортных магистралях и улицах го­родов
  • рекламы, размещаемые на транспортных сред­ствах
  • рекламы, размещаемые непосредственно в мес­тах получения услуг потребителями (фирмах и ма­газинах)

К первой группе реклам относятся рекламные щиты, панно, афиши, транспаранты, устанавливае­мые на дорожных магистралях, площадях, спортив­ных площадках, а также, в местах проведения яр­марок и больших выставочных мероприятий. В ве­чернее время во всех этих местах, а также на зда­ниях устанавливаются световые вывески, элект­ронные табло и экраны.

Наиболее распространенными видами наружной рекламы являются щиты с плакатами и рисован­ные стенды. Щиты — это стандартные конструк­ции, состоящие из панелей определенного размера и формы и крепящиеся или в грунт, или к стенам домов. Помещаемые на них рекламы должны быть большого размера и выполнены литографическим способом.

Размер плакатов не менее 240 х 500 см. Есте­ственно, такой плакат выполняется на нескольких листах бумаги, которые необходимо приклеить к щиту.

Рисованные стенды отличаются от плакатов на щитах тем, что они изготавливаются вручную, за­тем доставляются к стендовому каркасу и навеши­ваются также вручную на каркас. Изготовить рисо­ванный стенд стоит дороже, чем напечатать рек­ламный плакат, дороже стоит и уход за рисован­ным стендом, поскольку его необходимо несколько раз подновлять или перекрашивать, а плакаты про­ще заменить новыми, специально заранее изготов­ленными в нескольких экземплярах. Но поскольку рисованный стенд может быть выполнен очень кра­сиво, с помощью дорогих красок, эффективность таких стендов как рекламного средства значитель­но выше, чем простых печатных плакатов. Часто рисованные шиты дают с подсветками.

Щиты с плакатами и рисованные стенды наибо­лее целесообразно устанавливать на автомобильных магистралях как внутри города, так и на подъездах к нему — это реклама для тех, кто едет в транспор­те. Очень важно для рекламодателя установить, на­пример, рекламный щит на площади или оживлен­ном перекрестке города, где наблюдается особенно большое скопление людей — это уже реклама для пешехода, пожалуй, потенциально самого массово­го клиента. Щиты и рисованные стенды помеща­ются и в других многолюдных местах: в парках или у входа в них, около бензоколонок, гостиниц, тор­говых и выставочных помещений.

Эти два вида наружной рекламы принято на­зывать стандартными. Для их изготовления ис­пользуются три возможных способа печати: на бумаге для наружных работ, на самоклеящейся пленке и на виниле. Изображение на бумаге для наружных работ рассчитано на три-четыре меся­ца. Для изготовления более долговечного изобра­жения используются самоклеющаяся пленка и винил.

К нестандартным видам наружной рекламы от­носят накрышные, настенные отдельно стоящие установки, всевозможные конструкции на кронш­тейнах и фасадах. Реклама может даваться и на специально изготовленных мягких полотнищах (рас­тяжках), размещенных над проезжей частью цент­ральных улиц.

Если фирма преуспевающая, она может позво­лить себе иметь ночную рекламу того или иного вида, в том числе световые плакаты, транспаран­ты, картинки с подсветками и т.д.

Весь широкий спектр средств наружной рекла­мы описанного вида применяется с целью завоевать как можно больше клиентов. Это — разновидность массовой рекламы. Однако наружная реклама бу­дет эффективной только при условии, что она по­мещается там, где ее могут увидеть или заметить много людей, и если она будет качественно выпол­нена. Последнее условие основано на знании специ­фики ее восприятия:

  • реклама должна быть выполнена броско, ярки­ми красками (например, сочетание желтого и чер­ного или других контрастных цветов)
  • изображение на рекламном щите должно быть объемным, а текст написан большими буквами, что­бы их можно было видеть с далекого расстояния
  • текст рекламы должен быть как можно короче, содержать не более шести-семи слов. Это не очень легкая задача — выразить желаемое сообщение в шести-семи словах. Однако тот факт, что у прохо­жего, а тем более проезжающего имеется только 5 — 7 секунд времени, чтобы обратить внимание на рекламу и прочитать ее, заставляет специалиста по наружной рекламе тщательно над ней потрудиться.

Чаше всего наружную рекламу заказывают фир­мы, выпускающие товары массового потребления или оказывающие услуги. Наружная реклама бу­дет эффективной, если товар или услуги можно пред­ставить с помощью лаконичного изображения или краткого текста. Поэтому не все производители могут дать такую рекламу, даже если им позволя­ют средства.

В принципе наружная реклама рассматривается в рекламном бизнесе как дополняющая другие сред­ства рекламирования, например по телевидению, в печати, на радио. Поэтому наружная реклама фир­мы выполняет одну из двух функций: носит инфор­мационный характер или напоминает потребителям о ее существовании. Желательно, чтобы она орга­нично входила в рекламную кампанию производи­теля. По возможности в ней должны повторяться те особенные черты рекламы конкретной фирмы, которые подчеркиваются в других средствах, напри­мер картинка, краски, штрихи, слоган.

В последнее время наружная реклама расшири­ла спектр рекламирования товаров. Большие ком­пании ставят щиты с рекламой продукции произ­водственного назначения, все большую роль начи­нает играть имиджевая реклама, размещаемая на рисованных стендах, стендах с подсветками, а так­же ее накрышные и настенные виды. Можно выде­лить следующие преимущества наружной стацио­нарной рекламы:

  • это очень заметный, привлекающий внимание вид рекламы
  • она привлекает массового потребителя — как пе­шеходов, так и проезжающих в транспорте
  • воздействует на потребителей в течение всех суток
  • наружная реклама — это средство украшения городов в ночное время. При удачном архитектур­ном решении она может также стать элементом ук­рашения городского интерьера в целом

Однако наружная реклама имеет и серьезные недостатки:

  • технический недостаток — портится под воздей­ствием дождя, ветра, солнца и т.д., а в ряде случа­ев ее портят люди
  • реклама рассчитана на получение положитель­ных результатов через весьма продолжительный период времени. Проанализировать ее эффектив­ность очень трудно
  • наружная реклама — дорогостоящий вид обще­ния с потребителями. Проблема здесь заключается не только в том, что требуются средства на ее изго­товление, установку и поддержание в сохранности. Речь идет о необходимости оплаты рекламодателем целого комплекса дополнительных услуг, которые выполняет рекламное агентство в связи с заказан­ной ему рекламой

Прежде всего это специализированное агентство, работающее в области наружной рекламы. Оно бе­рет на себя выбор места для размещения рекламы и согласование паспорта на это место с органами вла­сти, в частности с теми службами, в ведении кото­рых находится это место. Эскиз рекламного сооб­щения и проект шита обязательно согласуют со службами главного архитектора города. При этом рекламодатель оплачивает рекламу, аренду места ее установки и большое число регистрационных до­кументов.

Таким образом, наружная реклама является источником колоссальных поступлений в городс­кой бюджет. Это в свою очередь позволяет осу­ществлять целый ряд социальных программ: го­родские праздники, модернизацию и освещение улиц и др.

Рекламу на транспорте можно подразделить на четыре вида:

  • рекламные сообщения, размещаемые внутри транспортных средств, например в электропоездах, метро, трамваях, троллейбусах и т.д.
  • внешние плакаты на средствах транспорта
  • щиты на остановках трамваев, троллейбусов, автобусов
  • различные рекламные средства, устанавливаемые на железнодорожных вокзалах, автостанциях, в аэропортах и т.д.

Реклама внутри транспорта обычно имеет вид всевозможных наклеек — небольших печатных рек­ламных листов с объявлениями о продаже тех или иных товаров и указанием соответствующих адре­сов. Такие рекламы, как показывают исследования, привлекают внимание большого числа пассажиров. Часть из них мельком просматривает рекламный лист, а часть прочитывает внимательно. Такая рек­лама выполняет не только функцию информирова­ния, но и убеждения. Она нацелена на то, чтобы вызвать существенный интерес к рекламируемому товару (услугам).

Наружная реклама на транспорте должна преж­де всего удовлетворять следующим требованиям:

  • привлекать к себе внимание за счет яркости и необычности (новизны) оформления
  • ее без труда можно читать на ходу — здесь важ­ны большой размер самой рекламы и большими бук­вами написанный текст. Уместно использование са­мого крупного шрифта
  • быть краткой и одновременно понятной

Наружная транспортная реклама только начи­нает распространяться в бывших социалистичес­ких странах. Однако в западном мире она прочно завоевала свое место. Реклама на транспорте изго­тавливается специалистами-художниками. Рекламо­датель заказывает содержание, форму и размер. Задача дизайнеров и художников — найти опти­мальный, красочный вариант исполнения заказа. Стоимость работы, а также стоимость помещения такой рекламы на определенный вид транспорта (троллейбус, грузовик, автобус и т.д.) довольно вы­соки, особенно если этот вид транспорта является монополистом в городе. За границей широко рас­пространено использование собственных транспорт­ных средств компании или частного предпринима­теля для помещения своих товарных или имидже­вых реклам. Автобус, грузовик, маленький фургон­чик не просто обклеиваются одним-двумя плаката­ми, а раскрашиваются и расписываются, превра­щаясь в великолепное зрелище, привлекающее вни­мание и прохожих, и проезжающих. Такая рекла­ма, а соответственно и рекламируемый ею товар долго не забудутся

На остановках транспорта (троллейбуса, автобу­са, реже трамвая) помещаются разного вида уста­новки для реклам, например щиты или тумбы с наклеенными на них плакатными объявлениями. Эти объявления большей частью некоммерческого характера: афиши спектаклей, выставок и др. Од­нако часть места на таких щитах может быть за­куплена фирмами для объявления о каких-нибудь торговых мероприятиях (ярмарках, распродажах и пр.) или о предоставлении полезных услуг населе­нию.

По теме:  Становление службы маркетинга

Рекламные средства наружной рекламы устанав­ливаются также на вокзалах, автостанциях и в аэро­портах, часто в виде больших и небольших щитов и световых реклам. Они могут быть помещены как внутри, так и снаружи помещений.

В целом к достоинствам рекламы на (в) сред­ствах транспорта можно отнести следующие:

  • реклама привлекает большое число потенциаль­ных покупателей своей яркостью и неординарностью
  • это «подвижное» средство рекламирования, ко­торое появляется в разных частях города и может привлечь внимание (и не один раз) различных групп людей
  • реклама внутри салона рассчитана на вниматель­ное прочтение пассажирами, следовательно, и на запоминание

К недостаткам рекламы на транспорте можно отнести следующие:

  • человек может не успеть прочитать ее
  • технический недостаток — реклама портится под воздействием природных факторов или непорядоч­ными людьми

Третья группа видов наружной рекламы вклю­чает в себя фирменные вывески, оформление вит­рин и интерьеров магазинов, офисов, приемных и служебных помещений — в общем, того места, куда потребитель пришел, чтобы что-то купить, получить услуги или наладить контакты. Это очень широкий круг рекламных приемов организации в борьбе за создание своего имиджа, престижа или быстрейше­го сбыта своего товара.

Уже несколько столетий вывеска с названием торгового дома (фирмы или магазина) служит для клиентов рекламой его надежности или популярно­сти, качественного товара или хорошего обслужи­вания и т.д. Люди узнают производителя качествен­ных товаров по названиям фирменных вывесок. Поэтому важно, чтобы такая вывеска была очень наглядно изготовлена. Она должна привлекать вни­мание потребителя своим броским названием, ори­гинальным рисунком или эмблемой (товарным зна­ком), уже завоевавшей фирме известность. Кроме того, помещенная над дверью или на стене здания вывеска должна иметь такой размер, чтобы ее можно было увидеть с далекого расстояния и прочитать. В ряде случаев целесообразно такую вывеску поме­щать на прикрепленном к стенду кронштейне.

Оформление интерьера предприятия также может служить рекламой организации, если ему уде­ляется специальное внимание со стороны руковод­ства. Удачный стиль интерьеров приемных и слу­жебных помещений фирмы, спецодежда или при­нятые нормы ношения одежды сотрудниками яв­ляются важными элементами «фирменного» стиля, создают в глазах клиентов и деловых партнеров положительный имидж организации.

Существует очень много средств наружной рекламы для оформления наиболее посещаемых мест — магазинов и других торговых точек. Престижные фирмы в оформлении витрин своих магазинов прибе­гают к услугам специалистов-дизайнеров. Это единственно правильный способ создать привлекательную для посетителей витрину магазинов — супермарке­тов и универмагов, плохо оформленные витрины, что часто имеет место из-за экономии средств, могут ока­зать отрицательное воздействие на покупателей.

Внутримагазинная реклама включает в себя фир­менные указатели отделов, разнообразные реклам­но-информационные стенды и панно, яркие ценни­ки. Часто используются специальные стеллажи для демонстрации товаров, на которых укрепляют ин­формационные доски, таблички, указатели.

Рекламные сообщения о товарах следует делать очень краткими, подобно заголовкам реклам в сред­ствах массовой информации. Покупателю нет необ­ходимости читать подробное описание, например, указанного на табличке товара — это лучше сде­лать, подойдя непосредственно к стойке, где лежит товар, и рассмотреть его внимательно. Для того что­бы плакатный лист, вывеска или указатель товаров привлекали внимание покупателя, необходимы сле­дующие условия:

  • обращение к покупателю должно «кричать». Поэтому оно выполняется яркими красками. Удач­но сочетание желтого фона и черных букв или со­четание желтых и красных красок
  • реклама должна иметь яркое, эмоциональное содержание
  • «новинка, скидка бесплатно» — вот те магичес­кие слова, которые немедленно привлекут внима­ние любого посетителя магазина независимо от того, сможет он купить вещь или нет.

В целом весь ком­плекс рекламных средств в месте, где продаются товары, помогает покупателям быстрее и легче выб­рать нужный товар, сделать больше покупок. У по­требителей также возникает и сохраняется долгое время положительное отношение к такому торго­вому предприятию.

Сопутствующие мероприятия и материалы

Сопутствующие материалы и мероприятия как средство рекламирования могут быть подразделены на две группы:

  • фирменные упаковки
  • фирменные сувениры и подарки

Специалистам в области маркетинга и рекламы известен фактор воздействия на покупателя каче­ственной и красивой упаковки. Поэтому проблема здесь сводится к двум моментам:

  • выбор качественного материала, чтобы упаков­ка привлекала, а не раздражала покупателя
  • умение включить в эту упаковку такие элемен­ты, символизирующие фирму, которые запомни­лись бы потребителям как знак отличия продукта данной фирмы от похожих товаров

Причем часто определенные элементы, являющиеся символом фирмы на упаковке, служат ориентиром для поку­пателя, чтобы отличить оригинальный продукт от его подделки. Так, изображение на крышке банки кофе «Нескафе» птицы свидетельствует о том, что покупатель покупает доброкачественный продукт фирмы «Нестле». В рекламе водки «Распутин», ко­торая шла по российскому телевидению до запрета рекламирования водочных изделий, подчеркива­лось, что настоящую водку этой марки можно от­личить от поддельной по двум изображениям Рас­путина: вверху и внизу.

Немаловажную рекламную ррль может сыграть упаковка, предназначенная для особых товаров фирмы или для особых случаев, например ориги­нальная упаковка подарочных наборов или пода­рочных сувениров.

Следует сказать, что этот фактор уже давно за­воевал свое место в рекламном бизнесе развитых стран, однако с большим трудом пробивается на рынки бывших социалистических стран из-за недо­статочной разработанности технологий, а часто и все еще существующего устаревшего взгляда на покупателя как потребителя любого выбрасываемого на рынок товара широкого спроса.

Рекламные сувениры являются, как правило, частью хорошо разработанной рекламной кампа­нии, рассчитанной на длительный период време­ни. В этом случае могут преследоваться две цели: популяризация фирмы и напоминание о фирме или ее товарах.

Рекламные сувениры могут подразделяться на три вида:

  • фирменные сувенирные изделия
  • серий­ные сувенирные изделия
  • подарочные изделия

Фирменные сувенирные изделия — это пред­меты обихода, оформленные с широким использо­ванием символики фирмы. К ним относятся пред­меты одежды: майки, кофточки, шапочки и даже куртки; различные аксессуары — сумки, всевозмож­ные пакеты с ручками, которые получили большое распространение во всем мире; мелкие предметы типа брелков, зажигалок, пепельниц, ручек и др.

Часто кроме символики фирмы на таких рек­ламных изделиях печатается текст: слоган (девиз) фирмы, а также адрес или телефон.

Многие крупные фирмы США, Японии, стран Западной Европы уделяют специальное внимание производству простых, но качественных фирменных сувениров, видя в них средство завоевания массо­вого покупателя. Одновременно такой бизнес сам по себе может приносить дополнительный, а в не­которых случаях весьма существенный доход ком­пании. Примером последнего является производ­ственно-маркетинговая (одновременно рекламная) деятельность широко известной американской ком­пании «Уолт Дисней». Производство сувениров с эмблемами, фотографиями, рисунками, картинка­ми и другими элементами из известных мультфиль­мов для детей составляет самостоятельное направ­ление диверсификации деятельности компании и приносит не менее трети всех доходов фирмы.

Серийные сувенирные изделия с гравировкой или с фирменными наклейками. Особенно часто они применяются для внешнеторговой рекламы, например различные изделия народных промыс­лов, на которых имеются фирменные наклейки с товарным знаком организации-дарителя или гра­вировка с дарственной надписью от определенной компании.

К рекламным сувенирам можно отнести и по­дарки, которые преподносятся руководителям выс­ших звеньев управления на юбилеях, творческих мероприятиях, деловых встречах, симпозиумах и т.д. Это дорогие, престижные вещи, имеющие, од­нако, практический характер: атташе-кейсы, на­стольные приборы, часы или украшения для каби­нета, офиса. Такие подарки вручаются, как прави­ло, в присутствии определенного круга людей от имени фирмы. На память о фирме на подарке можно выгравировать дарственную надпись или специаль­ную табличку с фирменной символикой.

К преимуществам сувенирной формы реклами­рования товаров можно отнести следующие:

  • возможность охвата большого числа потребите­лей при условии широкого выпуска сувениров мас­сового спроса (майки, пакеты и т.д.)
  • одновременная возможность воздействия на оп­ределенный рыночный сегмент (товары, например, «Диснейленда» предназначены для молодежной ка­тегории населения)
  • способ создать хорошее настроение у человека, поскольку он покупает недорогой, но очень нуж­ный или понравившийся предмет, а тем более если получает хороший подарок
  • способ поддержания положительного отношения к фирме (товару) на определенный промежуток вре­мени (например, пока майка или куртка носятся, пока стоит на полке кабинета дорогостоящий пода­рок и т.д.)

Однако реклама с помощью сувениров обладает существенным недостатком — трудоемкостью про­цесса изготовления и продаж. Требуются особое мастерство, квалифицированные кадры, чтобы сде­лать обычные предметы обихода рекламой ком­пании. По этой причине рекламные сувениры могут рассматриваться как определенный допол­нительный вид к более распространенным сред­ствам рекламной кампании производственной или торговой фирмы.

Выставки и ярмарки

Выставки и ярмарки рассматриваются как не­пременный элемент рекламной кампании больших производственных фирм. В выставке участвуют рекламирующаяся организация, дилеры, органи­зационные работники и, наконец, потребители — как частные, так и юридические лица. Выставки обычно проводятся на деньги промышленных, торговых, профессиональных и рекламных ассо­циаций. Однако каждый участник рекламной вы­ставки платит за место и некоторые дополнитель­ные услуги. Как правило, экспонатами выставки являются товары одного профиля или одной от­расли.

Выставки могут носить стационарный характер: они работают или постоянно, или продолжитель­ные периоды времени, часто в специальных здани­ях, павильонах, залах. Во многих странах прово­дятся передвижные выставки — рекламы отдель­ных товаров или деятельности всей фирмы, если последняя относится к числу средних и особенно малых предприятий.

Выставка — это орудие агрессивной маркетин­говой политики фирмы и соответственно эффектив­ный способ рекламирования, если она проводится квалифицированными менеджерами фирмы-рекла­модателя. Хорошо организованная выставка — это реклама, притягивающая внимание потребителей, а также способствующая установлению контактов с новыми клиентами.

Дополнительно к рекламной функции выставки помогают внедрить новые товары, инновационные изобретения в практику и жизнь, а также выявля­ют сильные и слабые стороны деятельности конку­рентов фирмы.

Ярмарки также могут рассматриваться как кра­сочный рекламный проект фирмы, выставившей на продажу свои лучшие товары. Проведение ярмарок является старой традицией стран Европы, в том числе республик бывшего СССР. Ярмарки, как правило, включают показ и продажу широкого ассор­тимента товаров разных отраслей. Их посещение становится событием, если товары не только выс­тавляются в качестве рекламных материалов, но и доступны по цене для покупки прямо на местах, с прилавка.

Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Концепции, принципы и функции маркетинга Маркетинг как концепция управления предприятием в условиях конкуренции стал известен благодаря эффективности его примене­ния в коммерческой сфере. Введение в научный оборот самого тер­мина «маркетинг» связывают с началом XX века. Термин укоренился в американском варианте английского языка как соединение двух слов «market getting», что переводится на русский язык как «освое­ние рынка», а еще лучше — «обретение рынка». Современная концепция маркетинга — результат многолетней эво­люции взглядов предпринимателей на свою деятельность на рынке и сам рынок, происходящей вследствие развития производительных сил общества. Гибкость данной концепции проявляется в повыше­нии уровня маркетинга — от «совершенствования производства» че­рез «интенсификацию коммерческих усилий» к социально-эти­ческому маркетингу. Современная концепция маркетинга — это социально-эти­ческий маркетинг. Формула социально-этического маркетинга: Прибыль фирмы = Удовлетворение клиента + Учет интересов общества. Из фор...
Скрытая реклама в художественной литературе Скрытая реклама в художественной литературе — одно из самых молодых направлений product placement как во всем мире, так и в России. Литературная скрытая реклама позиционируется как одна из немногих рекламных технологий, дающих возмож­ность контакта с потребителем один на один. Литератур­ная скрытая реклама, как и другие его аналоги, застает потребителя врасплох: переворачивая очередную страницу книги, читатель не готов к тому, что сейчас на него обру­шится рекламное послание, а значит, не защищен и наибо­лее восприимчив к нему. Литература все еще воспринима­ется как интеллектуальный продукт, в котором рекламы не может быть по определению. Именно поэтому маркетологи соблюдают некоторые правила размещения рекламы и product placement в книгах, чтобы книги не превращались в рекламные брошю­ры и у читателя оставалась возможность насладиться лите­ратурой. В частности, в одном произведении нежелательно продвигать больше четырех брендов. В России книжная или литературная скрытая реклама ...
Реклама. Исторический аспект развития Реклама в античном мире «Реклама родилась вместе с рынком» — наиболее частое высказывание о времени возникновения рекламы. Однако оно от­ражает скорее ставшую привычной точку зрения на рекламу, как элемент рыночного механизма то­варного хозяйствования и намного приближает к современности сроки её зарождения. На самом деле, вероятно, можно утверждать, что реклама в своем главном значении — опове­щать, призывать — появилась уже на заре челове­чества. Люди каменного века, изготавливая различ­ные орудия труда, обменивались ими. Можно пред­положить, что такой обмен не обходился без взаим­ного «рекламирования», с одной стороны, напри­мер, ножа, а с другой — кремня для добывания огня. Древние рисунки на скалах также свидетель­ствуют о том, что ещё в эпоху палеолита и неолита человек старался подчеркнуть особенности своего труда, выделить его среди других. Так, на многих рисунках древнего человека утверждалась особая значимость охотника как добытчика пищи для всей общины. В последующие пер...
Реклама в современном мире: факты и перспективы Реклама в современном мире представляет со­бой сложное социальное явление, далеко шагнув­шее за рамки вида трудовой деятельности челове­ка. Она представляет собой не просто бизнес, а зна­чительно более широкое явление, охватывающее или по меньшей мере оказывающее влияние почти на все сферы жизни общества: производственную (реклама выступает как ору­дие сбыта произведенного товара) социальную (реклама выполняет коммуникатив­ную функцию, соединяя интересы различных групп общества) нравственно-правовую (цивилизованная реклама служит инструментом пропаганды этических и правовых норм в торгово-экономической деятель­ности) культурно-образовательную Фактором, оказавшим глобальное влияние на рекламу в последнее время, можно назвать переход общества с технологической на новую, информаци­онную, стадию развития. Развитые страны Запада уже вступили по существу в новую эпоху — эпоху глобальных информационных процессов. И рекла­ма как ее отражение приобрела и продолжает при­обретать...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика