Конспект экономиста:)

Меню

Инновационный менеджмент

нет комментариев

В настоящее время в стране установилась устойчивая тенденция сокращения общей численности работающих в сфере науки и, прежде всего, в отраслевой науке, где численность научных работников уменьшилась почти в четыре раза. В целом по республике доля работников отрасли “Наука и научное обслуживание” в общей численности занятых в народном хозяйстве уменьшилась более чем в два раза.  Таким образом, на 10 тысяч человек у нас приходится сегодня менее 19 исследователей. Сравним с некоторыми другими странами: США – 52,4, Израиль – 38, Россия – 31,9, ФРГ – 28,7, Франция – 26,3, Корея – 24. Как видим, наша наука сегодня далеко не избыточна.

Тенденция сокращения численности работников не преодолена до настоящего времени. Престиж научной деятельности все еще низок, намного сократился приток молодежи в науку. Достаточно очевидно начали прослеживаться тенденции старения научных кадров и, прежде всего высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Число кандидатов наук медленно падает, число докторов наук в последние годы сохраняется приблизительно постоянным.

Основными проблемами, с которыми сталкивается в нашей стране малое инновационное предпринимательство,  являются:

  • сложная экономическая ситуация
  • недостаточность  собственных   финансовых средств у предприятий, неразвитость финансово-кредитной системы, отсутствие инвестиций и ограниченные возможности бюджетной поддержки
  • невыгодность в сравнении с другими сферами деятельности (высокая степень риска вложения средств, длительность оборота капитала и др.)
  • сектор  малого предпринимательства имеет недостаточно налоговых льгот, действует в сложных условиях, испытывая различные препятствия и противоречия (негативное отношение государственных чиновников и др.)
  • отсутствие   полной   законодательной  и нормативно-правовой базы, стимулирующей разви­тие инновационной деятельности, несовершенство законодательства и его частые изменения;
  • недоступность  зданий и помещений из-за высокого уровня арендной платы, отсутствие собственной недвижимости для залога с целью получения кредита
  • бюрократические   процедуры    регистрации,    лицензирования    и отчетности, негативное отношение государственных чиновников
  • низкий    управленческий   уровень   и   отсутствие    знаний, опыта в области менеджмента, марке­тинга у руководителей малого бизнеса
  • узкий    рынок    высокотехнологичных    продуктов   в  республике и неплатежеспособность потребителей инновационной продукции
  • устойчивый    интерес   к   ориентированным   на  потребности рынка кратко- и среднесрочным прикладным исследованиям и вымыванию долгосрочных фундаментальных и поисковых исследований, не имеющих в ближайший период очевидных коммерческих перспектив
  • неразвитость  инновационной  инфраструктуры и системы поддержки малого бизнеса

В республике ведется работа по формированию инновационной инфраструктуры, включающая создание технопарковых структур, технико-внедренческих зон, инновационных центров, инкубаторов малого бизнеса, центров трансфера технологий, центров поддержки предпринимательства, что позволяет комплексно решать вопросы организации информационно-консультативных услуг и технической помощи инновационным предприятиям.

В современных условиях становится очень важной роль малых инновационных предприятий. Инновационная активность малого и среднего предпринимательства обычно считается более высокой, чем крупных фирм и компаний.

Непрерывное совершенствование производственного процесса, кадрового потенциала, ресурсной базы требует быстрых изменений в организационной и технологической структуре предприятий. Естественно, на крупных предприятиях со сложной структурой производства и управления всегда существует определенный временной интервал между острой необходимостью в изменениях организации производства и реальным их осуществлением.

В этих условиях важным инструментом повышения технического уровня производства становятся малые инновационные предприятия (МИП), которые гибко реагируют как на технологические изменения, так и на изменения в структуре потребления продукции. Деятельность МИП позволяет провести апробацию нового направления развития производства, естественный и достаточно болезненный отбор новых технологических процессов, продуктов, рынков сбыта, потребителей. Их организационная структура позволяет оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.

Анализ деятельности научно-инновационных предприятий показал, что наиболее эффективным направлением на данном этапе является их создание при научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях, а также в структуре технологических парков.

В Республике Беларусь в 2001 году научно-инновационной деятельностью занимались 348 из 25404 отечественных малых предприятий, предоставивших отчеты о своей работе в органы статистики. Следует отметить, что доля инновационно ориентированных малых предприятий, и численности занятых в них специалистов, начиная с середины 90-х годов имеют явно выраженную тенденцию к снижению: по числу форм – с 4,2% в 1996 году до 1,4% в 2001 году, по численности работников – с 3,8% в 1995 г. до 1,0% в 2001 году. При этом средняя численность занятых на одном научно-инновационном малом предприятии уменьшилась с 13 человек в 1995 году до 8 человек в 2001 году.

Таким образом, уровень развития сектора малого инновационного предпринимательства в Республике Беларусь в настоящее время соответствует начальной стадии формирования экономики рыночного типа и находится ниже уровня своих потенциальных возможностей.

Многие из этих предприятий специализируются в области высоких и новых технологий (лазерных, плазменных, вакуумных, биологических, создания новых материалов, радиоэкологии и т.д.). Однако нестабильное экономическое положение в республике, отсутствие собственного начального капитала вынуждают некоторых из них заниматься также посредническими и коммерческими операциями.

Эти предприятия остро нуждаются в специалистах в таких областях знания как: право в сфере экономики и бизнеса, маркетинга (68%) и др.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)