Предмет инновационного менеджмента и его место в системе менеджмента

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во-многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

Прак­тическое использование новшества с момента технологического ос­воения производства и масштабного распространения в качестве но­вых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явле­ния) новым. Нововведение — это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его дея­тельности и прогресса в целом.

Информация дает толчок к деятельности человека в новом направ­лении.

По теме:  Функции рекламного менеджмента

Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если…?». Так возникает инновационная спираль: «… научно-технический про­гресс—идея—нововведение—научно-технический прогресс—идея—но­вовведение —…»

Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном про­изводстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 году существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В ре­зультате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40—60 лет находится смена пас­сивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, ком­муникации, передаточные устройства и т. д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7—10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т. п. Короткие волны в 3—3,5 года —  рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам про­дукции промышленности.

По теме:  Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, уви­дел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 год) Шумпетером приведены три разновидности циклов:

  • первый цикл — промышленный переворот, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании
  • второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продол­жился до 90-х годов XIX столетия
  • третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности

В теории приведенные Шумпетером деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся по­рядок организации чего-нибудь. Жиз­ненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет:

  • Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике  предшествующего технологического уклада.
  • Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой техно­логии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.
  • Тре­тья фаза приходится на отмирание устаревающего технологичес­кого уклада.
По теме:  Стратегия в рекламном менеджменте

Инновации — это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновацией можно управлять.

Система управления инновациями, инновационным процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления называется инновационным менеджментом (ИМ).

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Предмет инновационного менеджмента – изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями.  Инновационный менеджмент является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это  одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

По теме:  Подготовка совещания

В то же время, инновационный менеджмент – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности инновационный менеджмент – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, менеджеры.

Западный и восточный стили управления В мировой практике ведения бизнеса выделяют две модели управления компанией: восточную и западную. Каждая из них имеет характерные особенности, определенные достоинства и недостатки. Возможно, некоторые принципы управления смогут найти применение в рамках вашей организации и, тем самым, позволят увеличить эффективность производства и сбыта. Наиболее ярким примером восточного стиля управления является японская модель ведения бизнесов, для рассмотрения особенностей западного стиля мы обратимся к американским компаниям. Чтобы избежать сравнения этих двух подходов к управлению и четко обозначить характерные черты каждого из них, начнем с представления восточного стиля. Первой и главной особенностью, определяющей остальные принципы управления, является ориентация деятельности на достижение большей эффективности работы организации путем повышения производительности труда сотрудников. Отсюда можно сделать вывод, что основным предметом управления являются трудовые ресурсы. Из этого полож...
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%. Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой ...
Инновационный менеджмент. Сущность и содержание ⚡ Инновационный менеджмент ⚡ — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Он  основывается на следующих ключевых моментах: Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов. Инновационный менеджмент – это управление творческими процессами. Черты инновационного менеджмента в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов- научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инно...
Банковский менеджмент Менеджмент является наукой о наиболее рациональной системе организации и управления. Значимость менеджмента в индустри­ально развитых странах была уже осознана в 30-е гг. XX столетия. Именно тогда эта деятельность превратились в профессию, в область знаний и самостоятельную дисциплину, а социальный слой управленцев — в очень влиятельную общественную силу, постоянно увеличивающаяся роль которой заставила говорить "о революции менеджеров". Первый прорыв в управленческой мысли, произошедший в начале XX столетия, связан с именем Ф. Тейлора ("тейлоризм" основан на положении о том, что управлять можно "научно"). Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулировщшых А. Файолем в рамках "науки администрирования". Согласно А. Файолю, процесс менеджмента состоит из функций планирования, организации, приказов, координации, контроля. В современной литературе управление рассматривается как реа­лизация функций планирования, организац...
Человеческий фактор в менеджменте и его активизация Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами. В первом случае человек управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т.п.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений. Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. ...