Инновации. Сущность и содержание

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Прак­тическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением ( инновацией)  (англ. innovation — нововведение, новшество, новатор­ство, «инвестицию в новацию», «введение новшества» .

Инновация представляет собой материализованный результат, по­лученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производ­ственного, финансового, коммерческого и административного характера).  Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

По теме:  Извлечение дохода при выходе из финансируемых компаний

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

  1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фунда­ментальном уровне, а инновация производится на уровне техно­логического (прикладного) порядка.
  2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами  и воплощается в форме инновационного проекта.
  3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в тех­нике и технологии.
  4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует опреде­ленной четкой цели и технико-экономического обоснования.
По теме:  Проблемы привлечения инвестиций в инновационный бизнес

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950 года) в начале второго де­сятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии  и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства
  2. внедрение продукции с новыми свойствами
  3. использование нового сырья
  4. изменения в организации производства и в его материально-тех­ническом обеспечении
  5. появление новых рынков сбыта

Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потреби­тельских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

По теме:  Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

Согласно И. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет раз­вития».

В Белоруссии официальным термином  инновации является термин, используемый  в Законе «Об основах государственной  научно-технической  политики в Республике Беларусь», принятым Верховным Советом РБ в 1995 году:

Инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.

Инновационный процесс – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях.

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации.

Инновационная деятельность
– это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных иссле­дований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или

По теме:  Инновации в АПК
Инновационная деятельность в банковском секторе Республики Беларусь Инновационная деятельность коммерческих банков является самым действенным стимулом, обеспечивающим высокий уровень качества активов, доходности банковских продуктов, их конкурентоспособность. Природа инновационной деятельности раскрывает сущность финансовых инструментов в управлении банками. Применительно к банковскому сектору существует несколько определений инновации: результат деятельности банка, направленный на получение дополнительных доходов и конкурентных преимуществ в процессе создания, формирования, размещения ресурсов при помощи нововведений, позволяющих клиентам банка получать прибыль . создание более качественного банковского продукта, либо нового продукта, удовлетворяющего неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта . По нашему мнению, при таких подходах спектр банковских инноваций необоснованно расширяется. Для привлечения клиентов банки видоизменяют набор предлаг...
Почему инновации настолько важны? Не все и не всегда признают инновации важными или необходимыми. Есть люди, которые хотели бы избежать ин­новаций, поскольку не любят изменений. Вместе с тем мно­гим американцам нравятся перемены — они ассоциируют но­ваторство с прогрессом. Американцы уверены, что с течени­ем времени они смогут создать рай на земле, в котором изо­бретут лекарства от всех болезней, любые впечатления станут доступны благодаря виртуальной реальности, очень вкусная еда будет полезна для здоровья, а политические разногласия могут быть урегулированы без применения насилия. Способность к творчеству — большая редкость. Что мо­гут сделать маркетологи для повышения креативности? Компании могут повысить креативность тремя способами: Первый состоит в том, чтобы нанять на работу специалистов с творческим мышлением, пытливых, склонных подвергать все сомнению. Второй способ — применение при решении проблем компании инструментов творчества, например моз­гового штурма, синектики, модификационного метода, ...
Инновации в АПК Особое положение в инновационном развитии области занимает агропромышленный комплекс. Ныне в АПК области работает 11, 8% населения, занятого в экономике. Сектор создает 16% валового регионального продукта. Успешное развитие агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от использования в производстве современных технологий. Научное обеспечение АПК области осуществляют Костромской НИИ сельского хозяйства и Костромская государственная сельскохозяйственная академия, которой принадлежит ведущая роль в повышении продуктивности костромской породы крупного рогатого скота. Исследованиями по техническим культурам занимаются Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке лубяных культур и Костромской государственный технологический университет, отделы и лаборатории всероссийских научно-исследовательских учреждений, расположенные на территории области, а также ряд проектно-технологических организаций. Деятельность научных учреждений сконцентрирована на приоритет...
Формирование инновационных подразделений Бригадное новаторство и временные творческие коллективы — не­обходимый элемент организации инновационного процесса. Разработчики, которым удастся добиться успеха в условиях завт­рашнего дня, должны быть одновременно и исследователями рыноч­ной конъюнктуры. Одной компетентности в технических вопросах не­достаточно. Трудности создания нового и неопределенность возмож­ностей на глобальном уровне в сочетании с растущей сложностью тех­ники и технологии приводят к бригадному методу работы: на успех в этих условиях может надеяться лишь новаторская и умелая бригада, каждый член которой знаком с основами смежных дисциплин. Бутлегерство — подпольное, контрабандное изобретательство, тай­ная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работ­ников. С этой целью руководство компании «ЗМ», например, разре­шает 5 тыс. ученых до 15% своего рабочего времени использовать для работы над неутвержденными (незапланированными) проект...
Организационные формы инновационной деятельности Инновационный процесс охватывает много участников и заин­тересованных организаций. Он может осуществляться в местных, ре­гиональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структу­ры для их достижения. В развитых корпорационных структурах их формирование проис­ходит на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемом фирмен­ным уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-про­мышленной группы), включающем другие организации, которые уп­равляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм. У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, «выращивая» их руководителей в специальных «инкубаторных програм­мах». Такие организации имеют организационную ...