Особенности организации и управления малым предприятием

Малое предпринимательство, или малый бизнес, получило широкое распространение в развитых странах мира, начинает появляться и у нас. Во всех странах он доказал свое преимущество в сравнении с крупными научными, производственными предприятиями, во внепроизводственной сфере. Он стал основой рыночной экономики и, как правило, представлен малыми предприятиями (МП). В них научная, производственная деятельность и реализация различного рода услуг осуществляется малым числом работающих, в результате чего выполняется относительно небольшой объем работ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96., численность работников малых предприятий в промышленности, строительстве, на транспорте определена до 100 человек, в научно-технической сфере – 60 человек.

По теме:  Управленческая триада: управление – соуправление – самоуправление

МП может быть создано в результате выделения из состава действующей организации одного или нескольких структурных подразделений по инициативе коллектива подразделения, если на это есть согласие организации и обеспечивается выполнение ранее принятых организацией договорных обязательств. В этих случаях эта организация выступает его учредителем.

Исходя из сложившейся мировой практики, можно выделить три основные группы МП:

  1. с относительно постоянным объемом производства
  2. занимающие монопольные позиции на местных рынках
  3. поставляющие на рынок новые виды товаров и услуг

МП имеют тесные связи с крупными АО, либо экономически и юридически независимы от них. Первая группа МП связана обширной сетью производственных, научно-технических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с АО. Их интересы тесно связаны с интересами АО.

По теме:  Подготовка совещания

Вторая и третья группы МП более независимы в производстве товаров и услуг. Они взаимодействуют с АО по контрактам (договорам). Крупные АО предоставляют МП ряд льгот: гарантируют закупку производственной продукции, поставляют или дают им в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения, доставки сырья и материалов.

Среди МП выделяются предприятия инновационно-технологической направленности, разрабатывающие новые образцы новой техники, технологии, различных видов продукции и услуг, организационно-технические и социально-экономические решения производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера. Их работа заключается в поиске инновационных возможностей как условий выживания в конкурентной борьбе и достижения экономического успеха в своевременном выявлении и замене устаревшей техники, технологии, продукции, в разработке инновационных мероприятий, обеспечивающих эффективность их реализации.

По теме:  Функция координации в менеджменте

Управление МП, как правило, централизовано: руководитель предприятия в своем подчинении имеет ограниченное число управленческого персонала (заместителя, менеджера по производству, бухгалтера, специалистов по снабжению и сбыту продукции). Функциональное управление на МП включает:

  • управление инвестициями
  • инновациями
  • персоналом
  • закупками
  • производством
  • сбытом продукции
  • и т.д.

Для МП характерно:

  • Определение оптимальной структуры и организации производства, исходя из характера выпускаемой продукции (услуг) и технологических требований
  • Управление развитием производства и качеством продукции
  • Создание соответствующей атмосферы в коллективе для восприятия всего нового, что обеспечивает расширение ниши рынка для реализации товаров и услуг
Информационные технологии для повышения эффективности управления бизнес процессами организации По мнению экспертов, регулярно проводить совершенствование бизнеспроцессов в компании необходимо, в виду нескольких причин: показатели большинства бизнес-процессов компании со временем имеют тенденцию снижаться, если их не поддерживать; не нужно забывать о том, что конкуренты предпринимают действия по совершенствованию своей деятельности. Таким образом, не уделяя должного внимания совершенствованию своих бизнес-процессов, у компании есть огромный риск потерять позиции на рынке; ожидания потребителей все время растут, клиенты становятся все требовательнее к качеству продукции, услуг и обслуживанию. Для сохранения лояльности потребителей недостаточно просто удовлетворять их требования, так как конкуренты способны перехватить клиента, снизив цену на товар или услугу . Рассмотрим технологии, с применением которых могут быть созданы эффективные системы управления предприятием. Наименование данных технологий — MRP, MRP II и ERP. Способы или подходы MRP, MRP II и ERP — это форма...
Западный и восточный стили управления В мировой практике ведения бизнеса выделяют две модели управления компанией: восточную и западную. Каждая из них имеет характерные особенности, определенные достоинства и недостатки. Возможно, некоторые принципы управления смогут найти применение в рамках вашей организации и, тем самым, позволят увеличить эффективность производства и сбыта. Наиболее ярким примером восточного стиля управления является японская модель ведения бизнесов, для рассмотрения особенностей западного стиля мы обратимся к американским компаниям. Чтобы избежать сравнения этих двух подходов к управлению и четко обозначить характерные черты каждого из них, начнем с представления восточного стиля. Первой и главной особенностью, определяющей остальные принципы управления, является ориентация деятельности на достижение большей эффективности работы организации путем повышения производительности труда сотрудников. Отсюда можно сделать вывод, что основным предметом управления являются трудовые ресурсы. Из этого полож...
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%. Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой ...
Инновационный менеджмент. Сущность и содержание ⚡ Инновационный менеджмент ⚡ — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Он  основывается на следующих ключевых моментах: Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов. Инновационный менеджмент – это управление творческими процессами. Черты инновационного менеджмента в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов- научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инно...
Особенности разработки оперативно-календарных планов Оперативно-календарное пла­нирование - это обеспечение синхронной работы взаимодействующих участков для надежного функционирования всего экономического объекта (цеха, предприятия) в целом. Оперативно-календарный план (ОКП) определяет в соответствии с производственной программой перечень и сроки запуска-выпуска деталей на короткие плановые периоды. Его составление — сложная, трудоемкая работа, требующая предварительного, глубокого анализа реальных условий производства в каждом цехе, выявления характерных особенностей и рациональных элементов в сложившейся системе планирования. Особенно это относится к цехам серийного производства деталей и сборочных единиц. В них имеются детали, изготовление которых в каждом из планируемых месяцев может носить не всегда стабильный характер. Это означает, что запуск и выпуск каждой партии деталей будет подчинен определенным требованиям либо сборки изделия, либо условиям поддержания на нормативном уровне оборотных и страховых заделов в цеховых кладовых...