Разгосударствление и приватизация

⚡ Разгосударствление ⚡ (денационализация) — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Одним из важнейших условий формирования социально ориентированной рыночной экономики является преобразование отношений собственности посредством разгосударствления и приватизации государственных предприятий. Основной причиной реформирования государственной собственности по опыту многих зарубежных стран явился кризис в управлении государственными предприятиями, связанный с тем, что правительства этих стран оказались не в состоянии управлять работающими неэффективно находящимися в собственности государства предприятиями, которые не могли функционировать без государственных дотаций из бюджета. В то же время рост дефицита государственного бюджета был вызван, прежде всего, неудовлетворительными результатами производственно-хозяйственной деятельности государственных предприятий, что и служит главной причиной процесса приватизации, как в развитых, так и в развивающихся странах.

Опыт показывает, что результативность приватизации в разных странах неодинакова из-за таких предпосылок, как:

  • Уровень развития рыночной инфраструктуры в стране
  • Наличие (отсутствие) ресурсов и ноу-хау
  • Экономическая, социальная  и политическая структура общества
  • Менталитет населения (нации) и т.д.

Беларусь была и остается индустриальной страной с высоким уровнем концентрации производства. Почти половина занятых в промышленности работают на 450 крупных предприятиях машиностроения, которые в недавнем прошлом являлись основными поставщиками высокотехнологической продукции, в первую очередь военно-промышленного комплекса, во все республики СССР. Белорусские предприятия, получив определенную экономическую самостоятельность и очутившись в условиях рынка, оказались во многом неспособными предпринять действия по адаптации к возникшей ситуации. Если на предприятии, управляемом центральными органами, хозяйственная активность вызывается утвержденным планом, то в рыночных условиях она зависит непосредственно от потребителей.

Такой подход отличается от превалировавшего у нас взгляда на управление, при котором успех предприятия определялся прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Развал СССР и образование Республики Беларусь как самостоятельного, независимого государства повлекли разрушение жестких экономических связей с поставщиками и потребителями производимой в стране продукции, т.е. утрату традиционных рынков сбыта. Восстановить этот утраченный с распадом СССР рынок полностью практически невозможно.

Длительная ориентация производства на рынок бывшего СССР привела к отставанию выпускаемой продукции по качеству и научно-техническому уровню, что существенно повлияло на ее конкурентоспособность и объемы реализации. В последние годы усилилась и зависимость предприятий Республики Беларусь от экспорта энергоносителей, остается низкой эффективность их использования. Из-за своего географического положения и климатических условий страна всегда будет вынуждена импортировать значительное количество энергоносителей и отдельные виды продовольствия.

Единственный путь создания эффективной экономики, обеспечивающий конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке – резкое повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение материалоемкости продукции, улучшение ее качества, научно-технического уровня и дизайна в соответствии с требованиями мирового рынка.

Первым шагом здесь и является реформирование отношений собственности на государственных предприятиях, которое включает два этапа:

  1. Разгосударствление, т.е. передачу функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью, в т.ч. посредством приватизации (снятие с государства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вертикальных связей между органами государственного управления и субъектами хозяйствования на горизонтальные связи). Оно предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителей с предоставлением им максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятий.
    Основные формы разгосударствления:

    • Аренда государственных предприятий
    • Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых все акции или контрольный пакет акций остаются в собственности государства
    • Ограниченное вмешательство государства в управление собственностью
  2. Приватизация — это приобретение юридическими или физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
    В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею. Приватизируемые предприятия становятся либо частными, либо коллективными.Формы приватизации:

    • Безвозмездная передача государственной собственности
    • Продажа (возмездная передача) государственной собственности
Российская приватизация в свете теоремы Коуза: Реферат Тема: Российская приватизация в свете теоремы Коуза Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2009 Страниц основного текста: 15 Количество источников литературы: 13 Размер: 116 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. ТЕОРЕМА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ Теорема Р. Коуза Понятие и содержание прав собственности Экономическое значение прав собственности ГЛАВА. ТЕОРЕМА КОУЗА В СВЕТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ К ПОСТСОВЕТСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ Применение теоремы Коуза к приватизации Особенности приватизационных процессов в России Скачать...
Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России: Курсовая работа Тема: Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2010 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: - Размер: 161 kb СОДЕРЖАНИЕ Необходимость и предпосылки приватизации в России Приватизация 2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 2.2. Способы и формы приватизации 2.3. Этапы приватизации Особенности приватизации в России 3.1. Понятие приватизации в России 3.2. Цели российской приватизации 3.3. Государственная программа приватизации 3.4. Ваучерный этап приватизации 3.5. Денежный этап приватизации 3.6. Итоги российской приватизации Скачать...
Различные подходы к приватизации Чтобы понять феномен приватизации, рассмотрим исходные условия, ограничивающие масштабы приватизации, цели, которые разные люди связывали с ее проведением. Приватизация - это акт, направленный на решение фундаментальных правовых и этических проблем, а также достижение многих экономических целей, которые должны были находиться в равновесии с политическими соображениями и ограничениями. Стратегии приватизации выстраивались с учетом всех этих факторов. Исходные условия Выбирая для себя стратегии приватизации, страны региона находились в состоянии разброда и беспорядка разной степени. Контроль над предприятиями также был разным. В Советском Союзе уполномоченные директора государственных предприятий фактически превратились в их квазисобственников, так как Закон о государственном предприятии 1987 г., запретив промышленным министерствам увольнять директоров предприятий, сделал их независимыми от министерств (Aslund, 1991). В Польше власть на предприятиях получили рабочие советы. Это гроз...
Сущность и принципы разгосударствления и приватизации Совершенствование производственно-экономических отно­шений в государственном секторе сельского хозяйства преду­сматривает решение двух основополагающих задач: преобразование предприятий в соответствии с требования­ми законодательства и рыночными условиями хозяйствования реструктуризация предприятий Преобразование — изменение организационно-правовой фор­мы предприятий на основе приватизации имущества. Приватизация — приобретение физическими и юридичес­кими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Реструктуризация — комплекс мероприятий по совер­шенствованию организационной, управленческой, имущест­венной, финансовой и технической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики в целях обеспечения эффек­тивного ведения производства. Принципы разгосударствления и приватизации государст­венной собственности, в том числе и агропромышленных пред­приятий, сформулированные в республиканском законодатель­стве, предусматривают: сочетание возм...
Правовые основы разгосударствления и приватизации Реформирование государственных сельскохозяйственных предприятий предполагает правовое разделение их на казен­ные, коммерциализированные и частные. Казенные предприя­тия находятся под прямым государственным управлением. Де­ятельность коммерциализированных (с контрольным пакетом акций у государства) предприятий регулируется по параметрам эффективности в условиях рынка. Перешедшие в частный сек­тор предприятия работают в рыночной среде (в случае неэффек­тивной работы статус частных предприятий может быть пере­смотрен). Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» применительно к государственному сектору сель­ского хозяйства практически все предприятия с 1 января 1999 года подлежат разгосударствлению и приватизации. Процесс разгосударствления и приватизации регламентиру­ется Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и Декретом Пре­зидента Республик...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика