Дискриминация со стороны потребителей и правительства

Хотя мотив извлечения прибыли — весьма эффективное оружие в борьбе за устранение дискриминационных различий в заработной плате, его возможности ограниченны. Мы рассмотрим два основных ограничения:

  • предпочтения потреби­телей
  • политика правительства

Обратимся еще раз к проблеме блондинов и брюнетов. Предположим, что вла­дельцы ресторанов, нанимая официантов, проявляют дискриминацию по отношению к блондинам. Ресторан, в котором работают светловолосые официанты, имеет пра­во на существование только в том случае, если в нем будут установлены низкие цены. Если потребителей заботит только качество и цена блюд, фирмы, дискриминирую­щие блондинов, вскоре покинут бизнес, а различия в заработной плате исчезнут.

С другой стороны, вполне вероятна следующая ситуация — потребители пред­почитают, чтобы их обслуживали официанты-брюнеты. Если это дискриминацион­ное предпочтение устойчиво, успех ресторанов с официантами-блондинами отнюдь не гарантирован, несмотря на низкие расходы на заработную плату. То есть если потребители обладают дискриминационными предпочтениями, рынок в условиях конкуренции совместим с дискриминационным различием в заработной плате. В эко­номике с такого типа дискриминацией могут сосуществовать два типа ресторанов.

По теме:  Предпосылки возникновения теории. Предмет и методология исследования Дж.Кейнса

«Светлые» рестораны нанимают блондинов, имеют низкие издержки и предлагают низкие цены. «Темные» рестораны нанимают брюнетов, несут высокие издержки и устанавливают высокие цены. Потребители, которых не волнует цвет волос офици­антов, предпочитают низкие цены в ресторанах «Блонди». Нетерпимые потребите­ли становятся завсегдатаями ресторанов «Дарки», где они могут потешить непри­язнь к светловолосым согражданам за свои собственные денежки.

Другой способ закрепления дискриминации на рынках в условиях конкуренции — государственная политика. Если, например, правительство принимает закон, пред­писывающий, что блондины могут быть приняты на работу в ресторан только на должность посудомойщиков, но никак не официантов, различие в заработной плате будет существовать и на конкурентном рынке. Разделение трамваев по расовому при­ знаку — один из примеров закрепленной правительством дискриминации. Не так давно избавилась от апартеида Южно-Африканская Республика, правительство ко­торой запрещало черным гражданам определенные виды работ, что угнетало нор­мальные уравновешивающие силы свободных конкурентных рынков.

По теме:  Внимание, над рынком BOEING!

Подведем итог: в условиях конкуренции рынки обладают естественным сред­ством против дискриминации, проявляемой работодателями. Действия фирм, озабоченных исключительно погоней за прибылью, приводят к устранению дис­криминационных различий в заработной плате. Дискриминационные различия в заработной плате существуют на рынках в условиях конкуренции, только когда потребители готовы заплатить за свои предрассудки из собственного кармана или в случае дискриминационной политики государства.

Преступность и экономическое развитие Главной угрозой современности после мировых войн и возможных глобальных катастроф становится транснациональная и национальная преступность. Причем в отличие от войн и катастроф преступность явление не временное, не ограниченное территориально, а постоянно действующее, повседневное и повсеместное. Как и прежде она  продолжает расти быстрее, чем численность населения,  мгновенно заполняя  любые неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши.  По данным  обзоров ООН преступность в мире в среднем прирастает до 5% в год при приросте населения в 1-1,2%. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею вред. Качественные изменения преступного поведения дрейфуют в сторону большей изощренности. Преступность все больше организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется, интеллектуализируется и особенно интенсивно «окорыствовается», т.е. корысть  становится самым главным, самым доминирующим мотивом современного преступного поведения. Отдельные преступники и особенно орга...
Ценные бумаги. Виртуальная экономика Виртуальная (от лат. virtualis — возможный) экономика — это особая система экономических от­ношений, которые порождены финансовым рын­ком, где обращаются так называемые производные ценные бумаги. Чтобы лучше понять существо виртуальной экономики, важно проследить три последовательных этапа развития типов капиталис­тического хозяйствования. Как известно, сначала (с XV—XVI вв.) возникла микроэкономика. Это реальная экономика, создающая в производстве и обращении прибыль. Затем, на рубеже XIX—XX вв., возникла мезоэкономика. Для увеличения размеров акционерного капитала стал необходим рынок акций и облигаций. Эти первич­ные ценные бумаги обеспечивали их владельцам получение дохода из части прибыли, возникающей в реальной экономике. Наконец, с 1970-х гг. стал формироваться виртуальный финансовый рынок. Чем же виртуальный финансовый рынок отличается от обыч­ного биржевого рынка акций? Назначение ценных бумаг Первичная ценная бумага (акция, облигация) связана с денеж­ным взносом ее вл...
Дискриминация на рынке труда Одной из самых волнующих проблем экономики является проблема дискриминации на рынке труда. Обсуждения этого феномена почти всегда начинаются с оценки несоразмерности заработков различных групп работников. В 1977 г., например, средние заработки чернокожих мужчин составляли только 73% от заработков мужчин с белой кожей, а средние заработки женщин - приблизительно 70% от заработков мужчин. Каждый знает, что разница в оплате частично объясняется объективными обстоятельствами, независящими от предпринимателей. Например, разница в оплате мужчин с разным цветом кожи частично объясняется тем, что средний возраст чернокожих мужчин почти на 10 лет меньше, чем белых, и поскольку заработок возрастает прямо пропорционально опыту работы, белые мужчины зарабатывают больше. Различия в оплате между мужчинами и женщинами частично отражают исторический стереотип, в соответствии с которым участие женщин в трудовом процессе всегда носило более прерывистый характер. В то время как заработная плата мужчин...
Место иностранных ТНК в белорусской экономике Транснациональные корпорации являются своеобразными «локомотивами» мировой экономики, их роль трудно переоценить. По своей значимости многие ТНК зачастую сопоставимы с целыми государствами. Несомненно, ТНК являются положительным явлением для белорусской экономики, создавая дополнительные рабочие места и приток средств в бюджет страны через выплату налогов. Однако для привлечения ТНК необходимо предоставить условия, на которых они будут согласны инвестировать в Беларусь. Одним из важнейших условий является предоставление гарантий со стороны белорусского государства, касающихся продажи предприятий и заводов при условии, что в будущем государство не национализирует проданные объекты и не изменит условия работы инвесторов на белорусском рынке. Кроме того, корпорации интересуют исключительно прибыльные, а не убыточные предприятия, в которые необходимо инвестировать колоссальные средства. Как бы то ни было основная задача любой ТНК — это получение прибыли. Несомненно, корпорации хотят ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика