Конспект экономиста:)

Меню

Дискриминация со стороны потребителей и правительства

нет комментариев

Хотя мотив извлечения прибыли — весьма эффективное оружие в борьбе за устранение дискриминационных различий в заработной плате, его возможности ограниченны. Мы рассмотрим два основных ограничения:

  • предпочтения потреби­телей
  • политика правительства

Обратимся еще раз к проблеме блондинов и брюнетов. Предположим, что вла­дельцы ресторанов, нанимая официантов, проявляют дискриминацию по отношению к блондинам. Ресторан, в котором работают светловолосые официанты, имеет пра­во на существование только в том случае, если в нем будут установлены низкие цены. Если потребителей заботит только качество и цена блюд, фирмы, дискриминирую­щие блондинов, вскоре покинут бизнес, а различия в заработной плате исчезнут.

С другой стороны, вполне вероятна следующая ситуация — потребители пред­почитают, чтобы их обслуживали официанты-брюнеты. Если это дискриминацион­ное предпочтение устойчиво, успех ресторанов с официантами-блондинами отнюдь не гарантирован, несмотря на низкие расходы на заработную плату. То есть если потребители обладают дискриминационными предпочтениями, рынок в условиях конкуренции совместим с дискриминационным различием в заработной плате. В эко­номике с такого типа дискриминацией могут сосуществовать два типа ресторанов.

«Светлые» рестораны нанимают блондинов, имеют низкие издержки и предлагают низкие цены. «Темные» рестораны нанимают брюнетов, несут высокие издержки и устанавливают высокие цены. Потребители, которых не волнует цвет волос офици­антов, предпочитают низкие цены в ресторанах «Блонди». Нетерпимые потребите­ли становятся завсегдатаями ресторанов «Дарки», где они могут потешить непри­язнь к светловолосым согражданам за свои собственные денежки.

Другой способ закрепления дискриминации на рынках в условиях конкуренции — государственная политика. Если, например, правительство принимает закон, пред­писывающий, что блондины могут быть приняты на работу в ресторан только на должность посудомойщиков, но никак не официантов, различие в заработной плате будет существовать и на конкурентном рынке. Разделение трамваев по расовому при­ знаку — один из примеров закрепленной правительством дискриминации. Не так давно избавилась от апартеида Южно-Африканская Республика, правительство ко­торой запрещало черным гражданам определенные виды работ, что угнетало нор­мальные уравновешивающие силы свободных конкурентных рынков.

Подведем итог: в условиях конкуренции рынки обладают естественным сред­ством против дискриминации, проявляемой работодателями. Действия фирм, озабоченных исключительно погоней за прибылью, приводят к устранению дис­криминационных различий в заработной плате. Дискриминационные различия в заработной плате существуют на рынках в условиях конкуренции, только когда потребители готовы заплатить за свои предрассудки из собственного кармана или в случае дискриминационной политики государства.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)