Конспект экономиста:)

Как определяется производительность труда?

Уровень производительности труда Робинзона Крузо, игравшей важнейшую роль в определении стандартов его жизни, определялся многими факторами. Если речь шла о рыбной ловле, ее успех во многом зависел от количества и качества удочек, навыков ужения, выбора места и изобилия рыбы в прибрежных водах. Каждый из этих факторов, которые мы определим как физический капитал, человеческий капитал, технологические знания и природные ресурсы, имеет аналоги и в реальной экономике любого государства. Рассмотрим их более подробно.

Физический капитал

Под физическим капиталом, или просто капиталом, мы понимаем оборудование, здания и сооружения, используемые для производства товаров и услуг. Например, при производстве мебели используются пилы, токарные станки и винтовые прессы. Чем шире набор инструментов, тем быстрее и качественнее выполняется работа. Рабочий, применяющий только простые инстру­менты, за одно и то же время изготовит мебели меньше, чем работник, использую­щий современное деревообрабатывающее оборудование.

По теме:  Важность производительности труда

Мы определили факторы производства как ресурсы, используемые для произ­водства товаров и услуг (труд, капитал и т. д.). Важнейшая черта капитала — то, что он сам является продуктом производства. Так, рабочий-мебельщик изготавливает ножки стола на токарном станке, который был выпущен на заводе, производящем де­ревообрабатывающее оборудование. Завод, в свою очередь, использует для создания станков другие машины и механизмы. Другими словами:

капитал — фактор произ­водства, используемый для создания товаров и услуг, включая и новый капитал.

Человеческий капитал

Под человеческим капиталом экономисты понимают знания и трудовые навыки, приобретаемые работниками в процессе обучения и трудовой деятельности. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, колледже, университете, на курсах переобуче­ния или повышения квалификации.

По теме:  Компьютеры и производительность труда

Хотя знания и трудовые навыки не относятся к материально осязаемым пред­метам, подобно станкам, бульдозерам или зданиям, человеческий капитал имеет много сходных черт с капиталом физическим. И тот и другой повышают возмож­ности общества производить новые товары и услуги, и тот и другой сами являются результатом производственных процессов. Так, для создания человеческого капитала необходимы учителя, библиотеки и время для учебы. Иногда студентов рас­сматривают как своего рода рабочих, занятых производством человеческого капи­тала, который будет использован в будущем.

Природные ресурсы

Третий важнейший фактор, определяющий производитель­ность труда, — природные ресурсы — земля, вода, запасы сырья и полезных ископаемых, являющиеся исходным элементом многих производственных процес­сов. Природные ресурсы бывают возобновляемыми и невозобновляемыми. При­мером первых служит лес, так как на месте вырубки можно посадить молодые деревья, которые через некоторое время вырастут. Нефть же, напротив, относится к невозобновляемым ресурсам с ограниченными запасами, поскольку на ее образова­ние в природных условиях уходят многие тысячелетия, что не позволяет рассчиты­вать на естественное восстановление использованных месторождений.

По теме:  Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве

Разница в запасах природных ресурсов сказывается на уровне жизни многих стран. Например, первые экономические успехи США частично были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

В наши дни некоторые страны Ближнего Востока, например Кувейт или Саудов­ская Аравия, попали в список богатейших государств только потому, что обладают огромными разведанными запасами нефти. Хотя запасы природных ресурсов — один из важнейших факторов экономиче­ского процветания, их наличие отнюдь не является обязательным условием созда­ния высокоэффективного производства. К примеру, Япония превратилась в одну из богатейших стран мира обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Ее экономический взлет во многом стал возможен благодаря успехам внешней торговли. Япония импортирует многие виды полезных ископаемых, в частности нефть, и экспортирует готовую продукцию в гораздо более обеспеченные сырьем страны.

По теме:  Показатели производительности труда и их определение

Технологические знания

Четвертый фактор, определяющий уровень производи­ тельности труда, — технологические знания, то есть понимание обществом наилуч­ших способов производства товаров и услуг. Еще сто лет тому назад большинство американцев работало на фермах, поскольку известные тогда сельскохозяйствен­ные технологии требовали для обеспечения населения продовольствием больших затрат труда. В наши дни благодаря успехам науки и промышленности, небольшая часть трудоспособного населения США обеспечивает продовольствием всю стра­ну. Так развитие новых сельскохозяйственных технологий сделало труд более эффективным и позволило увеличить производство товаров и услуг.

Технологические знания существуют в различных формах. Некоторые из них довольно просты и после применения их первооткрывателем быстро получают широкое распространение. Например, когда Генри Форд впервые реализовал идею конвейера для сборки автомобилей, его новшество было мгновенно подхвачено крупными производителями. Другие технологии патентуются и являются соб­ственностью разработавших их компаний, как в случае с компанией Coca-Cola, хранящей в секрете рецепт знаменитого напитка. В некоторых случаях срок дей­ствия патента ограничен. Так, если фармацевтическая фирма разрабатывает новый препарат, то на основании американских законов о патентном праве она получает возможность в течение определенного времени быть его монопольным производи­телем. Когда же срок действия патента истекает, право производить лекарств имеют уже все желающие компании. Различные формы технологических знаний имеют чрезвычайно важное значение для экономики.

По теме:  Производительность труда. Сущность и характеристика

Однако имеет смысл провести грань между технологическими знаниями и человеческим капиталом, поскольку, несмотря на близость этих понятий, они имеют и существенные различия. К технологическим знаниям относятся представления общества о производственных процессах. Человеческий капитал определяется за­тратами усилий на превращение этих представлений в трудовые навыки. Образно говоря, технологические знания определяют качество учебника, по которому учится общество, а человеческий капитал измеряется временем, затраченным на его прочтение. Производительность труда зависит как от качества учебника, так и от времени, посвященного его изучению.