Некоторые наиболее значимые общие ресурсы

Экономистам известно множество видов общих ресурсов, и всякий раз возникает все та же проблема: отдельные индивиды слишком интенсивно используют доступные им ресурсы, что вызывает необходимость регулирования поведения потребителей или взимания платы за ресурсы.

Чистые вода и воздух

Рынки не в состоянии защитить окружающую среду от загрязнения. Загрязнение — отрицательный внешний эффект, который может быть смягчен с помощью регулирования или налогов Пигу. Данное фиаско рынка — пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и чистая вода такой же общий ресурс, как открытые пастбища; чрезмерное загрязнение окружающей среды — сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей сре­ды — современная «Трагедия общинных земель».

Месторождения нефти

Рассмотрим подземные месторождения нефти, простира­ющиеся на значительные территории, находящиеся в собственности разных владельцев. Любой собственник земли имеет возможность пробурить скважину и добывать нефть, но в таком случае другим остается меньше нефти. В этом случае нефть — общий ресурс.

По теме:  Классификация общественных благ

Количество овец, пасшихся на «Общинных землях», было неэффективно боль­шим. То же самое можно сказать о количестве скважин на нефтяных месторожде­ниях. Так как каждый владелец, пробуривший личную скважину, перекладывает отрицательный внешний эффект на других собственников, в целом выгода каждой скважины для общества меньше, чем выгода ее конкретного владельца. То есть нефтяные скважины приносят прибыль в частном порядке, даже если с точки зрения общества они нежелательны. Если собственники земли единолично опреде­ляют количество нефтяных скважин, в конечном итоге их окажется слишком много.

Для того чтобы гарантировать минимальные издержки добычи нефти, решение проблемы общего ресурса предполагает некоторые виды совместной деятельности собственников. Теорема Коуза утверждает, что частные решения возмож­ны. Собственники могут самостоятельно достичь соглашения о добыче нефти и разделе продукции. В сущности, они должны действовать так, как будто являются единой компанией. Когда собственников слишком много, достижение частного решения осложняется. В этом случае эффективную добычу нефти может обеспечить правительственное регулирование.

По теме:  Проблема безбилетников

Перегруженные дороги

Автомобильные дороги могут быть и общественным благом, и частным. В случае, когда дорога перегружена, использование ее одним человеком не влияет на положение остальных. В этом случае дорога не является объектом соперничества и представляет собой общественное благо, использование которого приводит к отрицательному внешнему эффекту.

Один из способов решения правительством проблемы перегруженности до­рог — взимание платы с водителей. В сущности, плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Часто, как в случае с местными дорогами, ее взимание нецелесообразно ввиду слишком высоких издер­жек на содержание персонала.

В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Если через мост трудно проехать только в часы пик. например, внешний эффект перегруженности дает о себе знать только в это время. Чтобы эффективно справиться с этой экстерналией, необходимо взимать в часы пик повышенную плату за проезд, что стимулирует водителей изменить расписание движения.

По теме:  Но я никогда не езжу на поезде!

Другая возможная ответная мера — введение налога на бензин. Бензин — взаимодополняющее по отношению к вождению автомобиля благо: увеличе­ние цены на горючее приводит к сокращению количества поездок, что приводит к уменьшению загруженности дорог.

Однако налог на бензин не является совершенным решением проблемы пере­груженности дорог. Проблема заключается в том, что налог на горючее влияет не только на количество поездок по перегруженным дорогам, но и на другие решения индивидов. Во-первых, налог на бензин уменьшает количество поез­док и по менее загруженным дорогам, хотя здесь внешние эффекты отсутствуют. Во-вторых, он побуждает людей покупать небольшие автомобили, расходующие меньше горючего, но менее безопасные. Таким образом, налог на бензин искажает решения индивидов и приводит к безвозвратным потерям, которые по мень­шей мере частично снижают эффективность уменьшения загруженности дорог.

По теме:  Энергетические ресурсы

Рыбы, киты и другие дикие животные

К общим ресурсам относятся мно­гие виды животных и рыб. Так, рыба обладает несомненной коммерческой ценностью, и каждый имеет право выйти на берег океана и пару часов посидеть с удочкой. Стимулы к сохранению вида животных в целом у индивида практически отсутствуют. Так же как неразумный выпас овец уничтожил «Общинные земли», избыточный лов рыбы приводит к исчезновению обладающих коммерческой ценностью обитателей моря.

Океан остается одним из наименее регулируемых общих ресурсов. Решению проблемы мешают два обстоятельства. Во-первых, выход к океану имеют многие страны, поэтому для принятия любого решения требуется международное сотрудничество государств, руководствующихся различными ценностями. Во-вторых, площадь водной поверхности океанов слишком велика, следовательно, проконтролировать выполнение подобного соглашения почти невозможно. В результате права на ловлю рыбы — постоянный источник международной напряженности.

По теме:  Квазиобщественные блага

Животный мир находится под охраной различных законов. Прави­тельство взимает плату за лицензии на рыбную ловлю и охоту и ограничивает продолжительность рыболовного и охотничьего сезонов. Оно требует, чтобы рыбаки отпускали мелкую рыбешку, устанавливает нормы отстрела диких зверей. Законы ограничивают интенсивность использования общих ресурсов и способ­ствуют поддержанию определенной численности животных.

Но я никогда не езжу на поезде! Должно ли государство владеть и управлять железными дорогами? В континентальной Европе очевидный ответ будет «да», а в США — «нет». Английская система желез­ных дорог, которая когда-то была государственной, а те­перь перешла в частное владение, похоже, позаимствова­ла у двух вариантов худшее. Здесь вам предлагают гаран­тированные задержки и сбои, плюс чрезвычайно высокий риск погибнуть в аварии — и все это по высокой цене. А споры по поводу того, следует ли передать железные до­роги снова в государственную собственность, все еще про­должаются. Железная дорога является хорошим примером того, как сложно понять, что именно государство может делать луч­ше, чем частный сектор. Теоретически все довольно про­сто. Государство всегда вступает в игру при проявлениях неэффективности рыночного механизма (market failure). Если частный сектор не производит достаточного количе­ства определенной продукции или услуг, потому что об­щественные выгоды (social gains) превышают любые воз­можные частные в...
Проблема безбилетников Граждане Беларуси, привыкли, что 3 июля, праздник Дня независимости, заканчивается фейерверком. Каждый житель страны оценивает его в S 10. Издержки, с которыми связан праздничный салют, составляют $ 1000. Так как $ 5000 выгоды превышают $ 1000 издержек, для жителей Беларуси фейерверк в честь Дня независимости эффективен. Сможет ли частный рынок обеспечить эффективный результат? Вероятно, нет. Представьте, что Женя, предприниматель из Беларуси, решила заняться организацией фейерверка. Женя определенно столкнется с трудностью продажи билетов, потому что ее потенциальные потребители быстро поймут, что смогут увидеть салют бесплатно. Салют не является исключительным благом, поэтому у людей есть стимул посмотреть его без всякой платы. Безбилетник — человек, который извлекает выгоду из пользования благом, но старается получить его бесплатно. Фиаско рынка можно рассмотреть как результат внешнего эффекта. Если Женя произведет фейерверк, она просто подарит его зрителям. Хотя салют соци...
Классификация общественных благ Две группы общественных благ Чисто общественные блага, соответствуют всем свойствам вопроса два. Например: государственная граница, армия, природоохранные мероприятия. Смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага обладают следующими свойствами: имеют определённую локальность. свойство не исключаемости ограничено.  Рост числа пользователей в какой-то момент перегружает рынок продукта и снижает полезность для индивидуальных потребителей. Для каких-то групп пользователей благо менее доступно, чем для других. Например: общественный транспорт, освещение улиц, мосты, публичные библиотеки, городские пляжи. Так же общественные блага можно разделить на: Международные Национальные Все международные блага, как правило, являются чисто общественными благами....
Организация управления общественно значимыми услугами: опыт Франции Во Франции понятие services publics, которые можно перевести как публичные, общественные, доступные для всех услуги, связано с деятельностью в целях общественного интереса или общественного блага. Общественные услуги в этой стране получили развитие с конца XIX в. Эти услуги имеют разнообразные формы: материальные (правосудие, почта, телефон, вода, газ, электричество, различные виды транспорта, система путей сообщения, школьное питание, детские сады, сбор бытовых отходов, дезинфекция), финансовые (предоставление субвенций, надбавок, социального обеспечения, семейных пособий, стипендий), интеллектуальные и культурные (различные формы государственного обучения, культурно-просветительская работа, профессиональное обучение, повышение квалификации) и другие. На уровне Европейского Союза существует понятие общего экономического интереса, которое имеет довольно широкое распространение. Так, согласно ст. 86 соглашения о Европейском Союзе, предприятия, в функции которых входит управление в об...