Перераспределение налогового бремени

Налоги никогда не бывают популярны. Никому не нравит­ся, когда государство забирает часть его зарплаты или когда приходится больше платить в магазине из-за налога с про­даж. Поэтому политики изо всех сил стараются подслас­тить пилюлю. Подоходный налог повышают редко, пото­му что это сразу становится заметным. Налог с продаж и налог на имущество тоже слишком заметны для покупа­телей и владельцев домов. Гораздо проще поднять налоги, которые не приходится платить отдельным избирателям. Например, корпоративные налоги или налоги на имуще­ство фирмы. Подобная логика означает, что корпорации будут бороться за смягчение налогового бремени компа­нии. Это — решительные меры, но безграмотные с эконо­мической точки зрения, потому что компании не платят налоги. Их платят обычные люди. Разные люди, в зави­симости от того, о каком именно налоге идет речь, хотя иногда довольно сложно понять, кто именно платит. Ви­ной тому так называемое перераспределение налогового бремени.

Существует множество примеров того, как налоги на при­быль предприятия незаметно перекладываются на совершен­но неожиданные категории людей. Например, в 1997 г. правительство Великобритании получило большой объем де­нежных средств, отменив налоговый кредит, который пен­сионные фонды получали за налог, удерживаемый с диви­дендов компаний, акциями которых они владели. Отразить это на бумаге довольно сложно, и понятно, почему об этом почти не говорят в прессе. Кого волнуют изменения в прин­ципах налогообложения крупных инвестиционных фондов? Но это привело к тому, что отчисления в пенсионные фон­ды стали облагаться 23%-ным налогом. Спустя несколько лет, когда бухгалтеры посоветовали людям увеличить свои сбережения, чтобы компенсировать дефицит средств, им этого сделать не удалось.

Возможность перераспределения многих налогов на при­быль предприятия зависит от характера рынка. Все зависит от того, насколько спрос и предложение чувствительны к изменению цены. Другими словами, эластичность предло­жения и эластичность спроса определяют то, насколько из­менятся цена и количество проданного товара при обло­жении его налогом. Обычно компании могут переложить некоторую часть налогов на плечи покупателей, так же как и в случае со многими издержками. Если спрос эластичен настолько, что объемы продаж резко падают при повыше­нии цен, то они смогут переложить на покупателей мень­шую долю налогов, чем в том случае, когда спрос неэласти­чен. Спрос на сигареты неэластичен, потому что курильщи­ки зависимы, а спрос на яблоки эластичен, потому что если цены поднимутся, то люди будут вместо яблок есть груши. Компании смогут переложить небольшую долю налогов и в том случае, если предложение настолько эластично, что при повышении цен оно тоже резко увеличивается. Это происходит на рынках с сильной конкуренцией, например в секторе парикмахерских услуг, где многие компании стре­мятся завоевать клиентов. На рынках с меньшей конкурен­цией компании, напротив, могут ограничить предложение, сохраняя высокие цены. Они могут переложить на плечи своих покупателей большую долю налогов.

По теме:  Принципы построения налоговой системы

Так, например, компании-монополисты могут, если за­хотят, спокойно переложить налоги на свои доходы на сво­их же клиентов, которые, возможно, будут покупать мень­ше, но все равно останутся, потому что пойти им больше некуда. На рынке с развитой конкуренцией компаниям трудно компенсировать рост налогообложения с помощью цен, потому что это откроет рынок для новых участников. В этом случае низкие прибыли приведут к тому, что акцио­неры будут получать меньшие дивиденды. Компания мо­жет предпочесть сократить другие издержки, например, пе­ренести налоговое бремя на сотрудников, уволив часть из них или урезав заработанную плату, или — на поставщи­ков, установив более низкую закупочную цену. В результате платят клиенты, акционеры, сотрудники — т. е. обычные люди разных категорий.

Непонимание условий перераспределения налогового бремени привело к удивительно некорректным политичес­ким действиям. Самым ярким примером явилось судебное разбирательство 1998 г. между штатами и производителя­ми сигарет, названное «великой победой для некурящих американцев и для курильщиков, подвергавшихся риску заболевания», которое закончилось справедливым наказа­нием для корпораций.

На первый взгляд, этот процесс никак не связан с нало­гами. Ведь мы просто разгромили злодеев, продававших смерть, не так ли? Нет, не так. Убеждение в том, что компа­нии, а не люди платят налоги, мешает, в этом случае, уста­овить настоящих проигравших. Табачный процесс — это прекрасный пример того, как важно внимательно относить­ся к любым новостям, чтобы понять, что именно они озна­чают. Кроме того, с его помощью мы сможем лучше понять условия перераспределения налогового бремени.

По теме:  Факторы, препятствующие эффективности

В газетных статьях то, что привело к повышению наци­онального налога на 35 центов с каждой пачки сигарет, ни­когда не называли своим именем, об этом всегда говорили как о «возмещении ущерба» или «платежах по урегулированию расчетов». Однако в результате того, что производи­телей сигарет обязали выплатить 206 млрд. долл., налог при­шлось платить курильщикам — т. е. именно тем людям, которым, по идее, предназначалась компенсация. Сами та­бачные компании должны были выплатить только 2,4 млрд. долл. (эта сумма была распределена между ними в соответ­ствии скорее с оценкой их доли на фондовом рынке, чем их относительной виной в убийстве или нанесении вреда ку­рильщикам).

Как такое стало возможным? Просто никому не было вы­годно раскрывать правду. У штатов были все основания для того, чтобы жестко обойтись с табачными компаниями. Ком­пании могли притвориться, что они пострадали, хотя, по сути, они продали своих клиентов в обмен на защиту от бо­лее крупных судебных разбирательств (таких, как иск со сто­роны Medicaid, программы медицинской помощи неиму­щим, действующей на уровне отдельных штатов). Адвока­ты, занимавшиеся этим делом, в течение пяти лет получали гонорар из расчета 750 млн. долл. в год и еще 500 млн. долл. в год бессрочно — по оценкам, приведенная стоимость этих гонораров (это сумма выплат, которая увеличивается в зави­симости от того, насколько быстро ее получат; ведь люди предпочитают получать деньги скорее раньше, чем позже) составила 8 млрд. долл. (В 1997 г. в ходе дискуссий по пово­ду Федерального табачного соглашения (Federal Tobacco Settlement), которое впоследствии распалось, Сенат постано­вил, что гонорар адвокатов не должен превышать 4 тыс. долл. в час, но вскоре это постановление отменили.)

По теме:  Дилемма справедливости и эффективности налогов

В результате производители сигарет, предприняли повы­шение цен на свою продукцию, основанное на тайном сго­воре, для того, чтобы потребители обеспечивали погашение всех судебных исков — к радости адвокатов, истцов и от­ветчиков (и, в особенности, адвокатов). Это стало возмож­ным, потому что рынок сигарет — это олигополия, в кото­рой четырем основным компания принадлежат 98,6% от общего объема продаж, пятой компании— 1,3% продаж,  а сотня остальных делит между собой 0,1% продаж. В кон­це концов, в этот бизнес трудно пробиться. Реклама сига­рет жестко ограничена, а с 1971 г. на радио и телевидении полностью запрещена. Представьте себе степень обществен­ного возмущения, если новая компания-конкурент объявит о своих планах заняться — помимо производства полуфаб­рикатов кондитерских изделий или газированных напит­ков — еще и сигаретами. В результате эта отрасль стала бе­зумно прибыльной, даже в условиях такого притесненного рынка, как американский (и европейский). Прибыли, полу­ченные как часть объема продаж четырех крупных табач­ных компаний (Philip Morris, RJR, британская компания Brown & Williamson и Lorillard), в 1997 г., т. е. за год до Со­глашения, колебались от 26% до 45%.

Курильщики, помимо всего прочего, зависимы, поэто­му эластичность спроса по ценам на сигареты очень низ­кая. Высокие цены приведут лишь к небольшому сокраще­нию спроса. Кроме того, у курильщиков наблюдается при­верженность определенным маркам сигарет, в зависимос­ти от их собственных вкусов. Только один из десяти куриль­щиков меняет в течение года марку сигарет.

При таком неэластичном спросе отрасль приносила бы еще большие прибыли, если бы компании могли вместе ус­танавливать цены. В 1997 г., до Соглашения, из 1,90 долл. за пачку 34 цента составлял налог штата, 24 цента — федераль­ный налог, 46 центов — маржа дистрибьюторов и продавцов, 23 цента — расходы на маркетинг, 20 центов — производ­ственные расходы, 10 центов — прочие расходы, и 33 цен­та — прибыль. Введение дополнительного налога, установ­ленного в рамках Соглашения (в среднем 35 центов), было бы эквивалентно повышению цены до того уровня, кото­рый могла бы установить монопольная компания. Пониже­ние объемов продаж повлияло бы на прибыль компаний, но не значительно — потери составили бы 1 млрд. долл. из общей суммы 8 млрд. долл. за год. По сравнению с возмож­ной альтернативой в виде банкротства в результате многочисленных исков, условия Соглашения казались вполне приемлемым поворотом событий. В то же время, повыше­ние цен позволило бы получить 13 млрд. долл. прибыли от налоговых поступлений, которые можно было бы выпла­тить адвокатам. И погасить счета за медицинское страхова­ние курильщиков.

По теме:  Налоги и инвестиции

Покупатели платят не только за увеличение налога на табак, бедные покупатели несут еще более тяжелое бремя. Сигареты — это непрестижный товар: по мере роста дохо­дов люди курят меньше. Таким образом, налоги на сигаре­ты в значительной степени регрессивны, т. е. они гораздо выше для потребителей с низким доходом. Люди, зараба­тывающие менее 30 тыс. долл. в год, по результатам табач­ного Соглашения, возможно, будут платить федеральных налогов на 9% больше.

В этой удивительной истории есть еще один неожидан­ный поворот. Пятая по значению компания на рынке — Ligget — по результатам Соглашения зарабатывает в год почти 400 млн. долл. Она предоставила адвокатам истцов секретные отраслевые документы и смогла доказать, что их обнародование приведет к тому, что новое увеличение на­лога не будет распространяться на компанию Ligget. Понят­но, что дать одной из пяти фирм-производителей преиму­щество в 35 центов на продукт, производство которого сто­ит 20 центов, весьма проблематично, поэтому освобожде­ние от налога распространялось только на 3% доли рынка. Но это более чем вдвое превышало долю Ligget на рынке в 1998 г. Компания могла бы получить премию за помощь в изменении хода законодательной борьбы против табака, но ежегодное вознаграждение в виде четырехкратной доли на рынке, кажется мне достаточно щедрым.

По теме:  Генри Джордж и налог на землю

Джереми Баллоу и Пол Клемперер, два экономиста, ко­торые провели замечательную работу по упразднению Та­бачного соглашения, сделали несколько радикальных пред­ложений, которые, по их мнению, были более целесообраз­ны с экономической точки зрения и с позиций здравоохранения. Одно из них состояло в том, чтобы продавать лицен­зии на изготовление сигарет, сократив тем самым количе­ство сигарет, выпускаемых ежегодно, и количество выкури­ваемых сигарет. Общее потребление сигарет в США достиг­ло своего пика в 1981 г., а количество сигарет в расчете на человека — еще раньше, в 1963 г., но сокращение потреб­ления происходит очень медленно. Лицензии на изготов­ление позволят государству строже контролировать куре­ние, а это может быть расценено как незаконное наруше­ние свободы выбора. Но с началом действия Табачного со­глашения государство уже и так строго контролирует цены. Поэтому большой разницы в подходах нет.

Второе предложение заключается в том, чтобы прави­тельство купило американский табачный бизнес — по сути, провело его национализацию, — собрав необходимые для этого средства из налогов. Это позволит отдалить руково­дителей и акционеров табачных компаний от дел. Налого­плательщики, в том числе и курильщики, смогут восполь­зоваться мегаприбылями отрасли. Баллоу и Клемперер го­ворили и о том, что в данной ситуации выиграет и система здравоохранения, так как национализированная сигаретная отрасль быстрее потеряет потребителей: «При наличии го­сударственной монополии на какой-либо товар правитель­ство может лишить этот товар привлекательности и сделать его неприятным для покупателя».

К сожалению, время радикальных шагов прошло. По­литики не захотят разрушать Соглашение, которое они так долго создавали. Не ясно, выиграют ли от этого ад­вокаты, для которых радикальные предложения совер­шенно бесполезны. Ведь одним из уроков, полученных в ходе применения Табачного соглашения, было осознание власти американских профессиональных юристов. По сути, это может быть единственным исключением из об­щего принципа — простые люди платят налоги. Адвокаты, конечно, тоже платят налоги.

Как не попасть на налоги при разводе Развод — это не только веселый раздел имущества, но и занимательные налоги. Не переплачивайте!
Приведёт ли сокращение налогов на Украине к увеличению налоговых поступлений? Чем выше налоги, тем более вероятно, что экономика находится на убывающем участке кривой Лаффера. Совсем недавно в этом положении находилась Украина. РЕЗКОЕ СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫСИТЬ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - НЕ У НАС, А НА УКРАИНЕ. Питер Рэссел. Боб Доул считает, что снижение налогов приведет к повышению темпов роста экономики США. Однако в Америке подобные попытки никогда ни к чему хорошему не приводили, в лучшем случае увеличивался дефицит государственного бюджета. Но сторонники экономической теории предложения живы и здравствуют, по крайней мере на Украине. В самом деле, украинское правительство пытается убедить западных банкиров из Международного валютного фонда и других институтов одобрить значительное снижение налогов, цель которого — попытка вытащить на свет республику, погруженную во мрак посткоммунистической экономики. Что поразительно, оно находит поддержку, некоторых влиятельных экономистов. «Украина может оказаться той страной, в которой снижение н...
Финансы самоуправления в Германии Местные власти, по крайней мере, теоретически обладают финансовым суверенитетом, но система местного финансирования формируется законодательством Земель. Законы Земель определяют структуру принятия местными властями решений по финансированию, а ежегодные финансовые законы и постановления определяют сроки, условия и процедуру для ежегодных решений по формированию местных расходов, налогов и статей доходов. Особенностью немецкой финансовой системы является низкий уровень местного налогообложения. Общины могут взимать налоги лишь в случае, если остальных статей доходов недостаточно для покрытия затрат. Округа полностью финансируются за счет Земель. Значительная часть бюджетных доходов местных органов власти приходится на дотации из государственного (или земельного) бюджета. Налоги Составляют 30% поступлений в местные бюджеты. Наиболее существенными финансовыми источниками являются промысловый налог, фиксированная законодательством доля подоходного налога и налога на зарплату, а также...
Принципы налогообложения Современная система налогообложения включает следующие принципы: принцип справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки принцип определенности простоты и доступности требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет принцип обязательности уплаты налогов ...
Принципы построения налоговой системы Любой вид бизнеса сталкивается с налоговой системой, ибо налоги нужны государству для осуществления функций управления, укрепления обороноспо­собности, решения других проблем общества и т.д. В этом плане зна­ние налоговых проблем выступает неотъемлемой частью общеэко­номической культуры производства. Механизм налоговой системы весьма сложен, и во всех его тонко­стях способны разобраться лишь специалисты, тем не менее общее представление о сущности налоговой системы должен иметь каждый человек, ибо, желая того или нет, он будет втянут в систему налого­вых отношений, если не искушает себя стать правонарушителем. Виды налогов бывают разные. Каждое государство устанавливает свою систему налогообложения на основе общих принципов раз­работанных практикой. Свод законов, которые используются при налогообложении и которые регулируют деятельность соответству­ющих государственных органов, представляет собой налоговое законодательство. Поэтому, базируясь на общи к принципах, своя законов, уч...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика