Проблема безбилетников

Граждане Беларуси, привыкли, что 3 июля, праздник Дня независимости, заканчивается фейерверком. Каждый житель страны оценивает его в S 10. Издержки, с которыми связан праздничный салют, составляют $ 1000. Так как $ 5000 выгоды превышают $ 1000 издержек, для жителей Беларуси фейерверк в честь Дня независимости эффективен.

Сможет ли частный рынок обеспечить эффективный результат? Вероятно, нет. Представьте, что Женя, предприниматель из Беларуси, решила заняться организацией фейерверка. Женя определенно столкнется с трудностью продажи билетов, потому что ее потенциальные потребители быстро поймут, что смогут увидеть салют бесплатно. Салют не является исключительным благом, поэтому у людей есть стимул посмотреть его без всякой платы.

Безбилетник — человек, который извлекает выгоду из пользования благом, но старается получить его бесплатно.

По теме:  Организация управления общественно значимыми услугами: опыт Франции

Фиаско рынка можно рассмотреть как результат внешнего эффекта. Если Женя произведет фейерверк, она просто подарит его зрителям. Хотя салют социально желателен, но усилия по его подготовке в частном порядке не приносят прибыли. В результате Женя принимает социально неэффективное решение и отказывается от своих намерений.

Хотя частному рынку не удалось предложить фейерверк, так полюбившийся жителям Беларуси, решение проблемы очевидно: спонсором празднования Дня 3 июля способна стать местная администрация. Городской совет имеет возмож­ность собрать с каждого жителя налог в размере $ 2 и поручить Жене организовать на полученные средства фейерверк. Каждый житель городка извлечет прибыль в размере $ 8 — ценность салюта в $ 10 за вычетом налога в размере $ 2. Женя поможет Беларуси достичь эффективного результата в качестве общественного служащего, хотя в роли частного предпринимателя ей это сделать не удалось.

По теме:  Квазиобщественные блага

Вывод: так как общественные блага не являются исключительными, проблема нахлебников не позволяет предлагать их частному рынку. Тем не менее трудность вполне устранима. Если правительство решает, что общие выгоды превышают издержки, оно имеет возможность предоста­вить общественные блага и заплатить за них из налоговых поступлений, при этом выгоду извлекает каждый.

Но я никогда не езжу на поезде! Должно ли государство владеть и управлять железными дорогами? В континентальной Европе очевидный ответ будет «да», а в США — «нет». Английская система желез­ных дорог, которая когда-то была государственной, а те­перь перешла в частное владение, похоже, позаимствова­ла у двух вариантов худшее. Здесь вам предлагают гаран­тированные задержки и сбои, плюс чрезвычайно высокий риск погибнуть в аварии — и все это по высокой цене. А споры по поводу того, следует ли передать железные до­роги снова в государственную собственность, все еще про­должаются. Железная дорога является хорошим примером того, как сложно понять, что именно государство может делать луч­ше, чем частный сектор. Теоретически все довольно про­сто. Государство всегда вступает в игру при проявлениях неэффективности рыночного механизма (market failure). Если частный сектор не производит достаточного количе­ства определенной продукции или услуг, потому что об­щественные выгоды (social gains) превышают любые воз­можные частные в...
Некоторые наиболее значимые общие ресурсы Экономистам известно множество видов общих ресурсов, и всякий раз возникает все та же проблема: отдельные индивиды слишком интенсивно используют доступные им ресурсы, что вызывает необходимость регулирования поведения потребителей или взимания платы за ресурсы. Чистые вода и воздух Рынки не в состоянии защитить окружающую среду от загрязнения. Загрязнение — отрицательный внешний эффект, который может быть смягчен с помощью регулирования или налогов Пигу. Данное фиаско рынка — пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и чистая вода такой же общий ресурс, как открытые пастбища; чрезмерное загрязнение окружающей среды — сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей сре­ды — современная «Трагедия общинных земель». Месторождения нефти Рассмотрим подземные месторождения нефти, простира­ющиеся на значительные территории, находящиеся в собственности разных владельцев. Любой собственник земли имеет возможность пробурить скважину и добывать нефть, но в таком случае другим остаетс...
Классификация общественных благ Две группы общественных благ Чисто общественные блага, соответствуют всем свойствам вопроса два. Например: государственная граница, армия, природоохранные мероприятия. Смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага обладают следующими свойствами: имеют определённую локальность. свойство не исключаемости ограничено.  Рост числа пользователей в какой-то момент перегружает рынок продукта и снижает полезность для индивидуальных потребителей. Для каких-то групп пользователей благо менее доступно, чем для других. Например: общественный транспорт, освещение улиц, мосты, публичные библиотеки, городские пляжи. Так же общественные блага можно разделить на: Международные Национальные Все международные блага, как правило, являются чисто общественными благами....
Организация управления общественно значимыми услугами: опыт Франции Во Франции понятие services publics, которые можно перевести как публичные, общественные, доступные для всех услуги, связано с деятельностью в целях общественного интереса или общественного блага. Общественные услуги в этой стране получили развитие с конца XIX в. Эти услуги имеют разнообразные формы: материальные (правосудие, почта, телефон, вода, газ, электричество, различные виды транспорта, система путей сообщения, школьное питание, детские сады, сбор бытовых отходов, дезинфекция), финансовые (предоставление субвенций, надбавок, социального обеспечения, семейных пособий, стипендий), интеллектуальные и культурные (различные формы государственного обучения, культурно-просветительская работа, профессиональное обучение, повышение квалификации) и другие. На уровне Европейского Союза существует понятие общего экономического интереса, которое имеет довольно широкое распространение. Так, согласно ст. 86 соглашения о Европейском Союзе, предприятия, в функции которых входит управление в об...
«Дилемма узников» и благосостояние общества С помощью «дилеммы узников» описываются самые разные жизненные ситуации. Основной вывод, к которому мы приходим, заключается в том, что сотрудничество двух игроков — дело чрезвычайно трудное, а потому редкое, даже в тех случаях когда его выгоды не вызывают сомнений. Понятно, что основную тяжесть рассог­ласованных действий несут сами заинтересованные стороны. Но как оценивает результаты «дилеммы заключенных» общество? Ответ зависит от обстоятельств. В некоторых случаях равновесие, сложившееся в отсутствие сотрудничества одинаково неудовлетворительно как для общества, так и для игроков. Игра в гонку вооружений заканчивается и для США, и для СССР, и для остального мира повышенной степенью риска ядерной войны. В игре с общим ресурсом дополнительные скважины, пробуренные Агсо я Exxon, приво­дят к безвозвратной потере. В обоих случаях стороны были бы в гораздо большей степени удовлетворены альтернативным вариантом сотрудничества. Напротив, в случае олигополии, когда ее участники стремя...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика