Государственный аудит и эффективность государства

Открытость, прозрачность и подотчетность органов государства обществу — один из эффективных способов получения властью кредита доверия граждан. Вот почему для России весьма актуально исследование института независимого внешнего аудита как одного из специальных механизмов обеспечения легитимности власти, подтверждения законности ее действий и — в конечном счете — повышения эффективности государства и его национальной экономики.

В России еще сохраняется дефинитивная размытость между понятиями «аудит» и «контроль» Это отзвук того периода, когда у нас агентом контроля выступал сначала царский двор, а затем партийная верхушка. Контрольный орган, по определению, подчинялся исполнительной власти, а его деятельность сводилась к бухгалтерской сверке. Концептуально это не внешний, независимый аудит. В демократическом государстве — и в России ситуация складывается именно таким образом — контроль делегирован гражданами через избранный ими парламент специальному, оговоренному в Конституции органу. Он, по определению, осуществляет внешний, независимый от исполнительной власти контроль, функции которого гораздо шире, чем в первом случае. К традиционному финансовому контролю добавляется: экспертиза бюджетных законопроектов исполнительной власти, участие в парламентском обсуждении этих документов и результатов их реализации, аудит эффективности, проверка деятельности по управлению федеральной собственностью, экспертиза стартовой цены приватизируемых госпакетов, выработка предложений по изменению законодательства в бюджетной сфере, аналитическая деятельность. Совокупность этих функций позволяет выдвинуть тезис о том, что осуществляющий их институт — нечто более широкое, чем финансовый контроль. Это государственный аудит. Ибо указанный институт осуществляет функции, имеющие прямое отношение к государственному управлению.

По теме:  О проблемах правового статуса государственной собственности и формировании системы государственного финансового контроля и государственного аудита

Терминологическое определение «государственный аудит», во-первых, более точно соответствует понятиям современного международного права и документам Международной организации высших органов государственного аудита (ИНТОСАИ), в которой представлены около 200 государств, а во-вторых, более четко опре-деляет место и роль этого института в жизни современного государства и общества.

Концептуально и мировоззренчески для России институт государственного аудита — нечто новое. Это часть общественного договора, предполагающая подотчетность государственных органов внешнему контролю. Между терминами «контроль» и «аудит» разница точно такая же, как между понятиями «право силы» и «сила права».

Согласно разработанной упоминавшейся выше организацией ИНТОСАИ Лимской декларации, рассматриваемой как «универсальная конституция» высших органов аудита, государственный аудит — это обязательный элемент управления общественными финансами и национальным достоянием, так как право на осуществление этого процесса органы исполнительной власти получают именно от общества.

По теме:  Организация аудиторской деятельности в РБ

Деятельность высших органов аудита предполагает их особый конституционно-правовой статус в системе государственной власти, наличие юридических и финансовых гарантий независимости, законодательно закрепленной роли в определении основ бюджетно-финансовой политики государства.

В настоящее время финансовый аудит все чаще дополняется оценкой результативности и экономичности деятельности органов власти и управления. Этот вид аудита осуществляет «политическую функцию» внешнего финансового аудита — культивирование в государственном аппарате ориентации на принципы экономичности, производительности и эффективности. То есть фактически целью высших органов аудита становится опосредованное общественным мнением «принуждение» аппарата к исправлению недостатков функционирования государственных органов исполнительной власти.

Репутационный статус института государственного аудита ровно таков, каков достигнутый на сегодня уровень развития демократии и гражданского общества. Внедрению принципов Лимской декларации способствовало бы придание этому документу статуса акта международного права. Соответственно эти принципы в силу закрепленного в российской Конституции приоритета международных правовых актов над внутренними стали бы частью национального законодательства.

По теме:  Банковский аудит

Не менее результативным могло бы стать и привлечение рядовых граждан к организации общественного контроля в сфере финансов. Активация интереса граждан в этом направлении — важная сопутствующая задача государственного аудита. В последнее время деятельность формализованного сегмента российского института государственного аудита — Счетной палаты Российской Федерации — постепенно дополняется общественным контролем со стороны неформальных фракций гражданского общества. Это и СМИ, и Общественная палата, и Российский союз налогоплательщиков.

И если миссия Счетной палаты в числе прочего — конструктивное оппонирование исполнительной власти, то в случае с ее «ассистентами» — сами граждане оппонируют власти в интересующей их сфере. Такое становится возможным потому, что наше общество можно сравнить по сути с открытым акционерным обществом, где рядовыми акционерами являются граждане страны — налогоплательщики. Нужна еще ревизионная комиссия. Во всех цивилизованных странах эти функции возлагаются на органы государственного аудита. И — на общественный финансовый контроль. Вот этот тандем, функционирование которого происходит при информационном сопровождении СМИ, и усиливает оппонирующую роль высшего государственного аудиторского органа.

По теме:  Некоторые аспекты использования аудита эффективности и системы ключевых национальных показателей в странах СНГ
Банковский аудит Банковский аудит представляет собой проверку состояния фи­нансово-хозяйственной деятельности банка. Основная цель банков­ского аудита состоит в получении заключения о финансовом положении проверяемого банка, его доходности, ликвидности, степени риска банковских операций. Аудиторское заключение пуб­ликуется вместе с годовым отчетом, официальным балансом, счетом прибылей и убытков. Практически во всех странах банки подверга­ются проверке независимыми аудиторами. Эта проверка включает в себя, как правило, два вида проверки: проверяется правильное составление отчетов в соответствии с национальными законами, нормативными актами и положениями осуществляется более тщательная ревизия и анализ коммер­ческих и индивидуальных сделок с целью обеспечения того, чтобы финансовые отчеты отражали реальное и текущее состояние дел банка и результаты его операций Цель аудиторской проверки банка состоит не в предупреждении финансового банкротства, а прежде всего в оценке финансовых отчетов. При ...
Некоторые аспекты использования аудита эффективности и системы ключевых национальных показателей в странах СНГ... Актуальность проблематики контроля эффективности на основе ключевых показателей развития определяется потребностью общества в объективной, независимой оценке формирования и использования государством своих ресурсов. В условиях постиндустриального общества важнейшим становится оценка адекватности системы и механизма принятия и осуществления органами исполнительной власти управленческих решений, связанных с выполнением ими функций государства, умением сосредоточить наличные ресурсы на тех задачах, которые оно может и должно решать. Причем государство, используя материальные и нематериальные ресурсы, может быть и эффективным, и нет, что является следствием проводимой социально-экономической политики. Чтобы иметь реальную, объективную оценку проводимой политики с точки зрения потенциала развития той или иной страны, качества жизни ее населения и каждого человека в отдельности, необходима разработка системы ключевых показателей экономического, социального, культурного развития государства и...
О проблемах правового статуса государственной собственности и формировании системы государственного финансового контроля и государственного аудита... Начавшийся глобальный экономический кризис затронул и еще затронет все сферы экономической жизни мира в целом и России в частности. Экономисты и юристы долго будут обсуждать причины возникновения кризиса, но одной из очевидных причин является неэффективное использование государственных средств и государственной собственности. Государство, выполняя конституционную обязанность обеспечить защиту прав и интересов граждан России, должно принять все необходимые меры с тем, чтобы данная функция государства выполнялась с максимальной эффективностью. В такой ситуации особую значимость приобретает государственный финансовый контроль, который является особым видом управления делами государства и общества. Необходимость финансового контроля обусловлена самой жизнью. В своей работе «Конституционные основы формирования государственного финансового контроля в Российской Федерации (федеральной системы ГФК)»" кандидат юридических наук Кириков Е.П. делает интересный вывод о том, что в эпоху господ...
Организация аудиторской деятельности в РБ Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж  работы  по   соответствующей специальности не менее трёх лет, а также отвечающее квалификационным требованиям,  установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор  имеет  право  заниматься  аудиторской  деятельностью: в качестве  аудитора - индивидуального  предпринимателя в качестве работника аудиторской организации Виды аудита: Аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности правильности отражения  операций по счетам бухгалтерского учёта целевого использования кредитов и инвестиций финансового  состояния  инвестора  (инициатора  инвестиционного проекта) финансового состояния эмитента ценных бумаг иных показателей  финансовой  и  хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя  в   случаях, предусмотренных законодательством Наряду с аудитом могут оказываться сопу...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика