Мониторинг фонда национального благосостояния как один из аспектов государственного финансового контроля

Повышение эффективности использования и управления средствами Фонда национального благосостояния является одной из важнейших задач государства. Реализация данной задачи возможна благодаря использованию финансового мониторинга Фонда национального благосостояния как основы для принятия финансовых решений по управлению и использованию средств фонда, с учетом международной практики и отечественного опыта, в том числе накопленного в результате функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Начиная с 2005 г. Счетной палатой Российской Федерации совместно с Научно исследовательским институтом Счетной палаты готовился мониторинг по результатам оценки эффективности размещения и использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Структура мониторинга имела следующий вид:

  1. Анализ сведений об остатках и операциях по поступлению, использованию и управлению средствами Стабилизационного фонда, оценка эффективности использования и управления средствами Стабилизационного фонда на финансовых рынках. (Материал готовился сотрудниками Счетной палаты).
  2. Анализ общественного мнения по вопросам эффективности формирования, размещения и использования Стабилизационного фонда Российской Федерации готовилась сотрудниками Научно исследовательского института Счетной палаты. Данный анализ представлял собой обзор мнений по исследуемому вопросу населения, позиций экспертов, публикаций в средствах массовой информации.

Подготовка материалов осуществлялась на основании результатов проведенных Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий, данных интернет — сайта Правительства, Минфина и других ведомств, статистических данных и опросов населения.

Следует отметить, что постоянно действующий мониторинг функционирования Стабфонда способствовал тому, что Счетная палата Российской Федерации на всех этапах становления стабилизационного фонда имела четкую аргументированную позицию и последовательно выступала оппонентом Минфина. По мнению Председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина С.В., эффективного механизма управления и использования средствами фонда так и не было создано. Время подтвердило правильность данной позиции. Проводимая консервативная политика по управлению и использованию средств Стабфонда не позволила использовать накопленные средства в качестве инструмента обеспечения устойчивого позитивного социально-экономического развития российской экономики на долгосрочную перспективу, тем самым сохранив высокую степень ее зависимости от сырьевого сектора.

С 1 февраля 2008 г. в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» Стабилизационный фонд упразднялся и на его основе были созданы два новых фонда — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (далее ФНБ).

Нормативная база, регулирующая формирование, управление и использование Фонда национального благосостояния в Российской Федерации, состоит из федеральных законов, подзаконных актов, а также приказов Министерства финансов Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами в данной сфере являются:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

В Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ) в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» была введена гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета», упразднившая Стабилизационный фонд и создавшая на его основе два новых фонда — Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

В соответствии со ст. 96.10 БК РФ Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  1. путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
  2. путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Видами иностранной валюты и финансовых активов, в которые в соответствии с п. 4 ст. 96.11 могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, являются:

  • долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
  • долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
  • депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях;
  • депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
  • долговые обязательства и акции юридических лиц;
  • паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается величина нефтегазового трансферта.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

  • в 2008 г. — 6,1 %;
  • в 2009 г. — 5,5 %;
  • в 2010 г.-4,5%;
  • начиная с 2011 г. и далее — 3,7 %.

Комментируя действующие нормативные правовые акты, регулирующие формирование, управление и использование средств Фонда национального благосостояния, необходимо отметить, что до настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающие меры по решению поставленной в Бюджетном послании задачи расширения состава активов, в которые могли бы надежно и эффективно размещаться средства Фонда национального благосостояния.

Кроме того, в БК РФ не определен объем средств, направляемых из Фонда национального благосостояния на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что должно предусматриваться ст. 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, автор считает целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос о повышении эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния путем более точного прогнозирования изменения ситуации на мировых фондовых рынках с учетом политических рисков, расширения географии инвестиций за счет стран со стабильным экономическим развитием, уменьшения порогового показателя объема выпуска ценных бумаг, увеличения числа нормативных валют, а также инвестирования в долговые обязательства и акции надежных эмитентов.

Доходы от управления Фондом национального благосостояния не включены в расчет ненефтегазового дефицита, что противоречит ст. 96.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в доходы федерального бюджета, что не соответствует ст. 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что существующие подходы к использованию средств Фонда национального благосостояния пока далеки от общепризнанной, законодательно закрепленной стратегии, учитывающей особенности и потребности российской экономики. Дискуссии об эффективности управления и использования средств Фонда национального благосостояния часто исходят из частных целей или ведомственных интересов, а также неточного анализа макроэкономической ситуации в стране, предложений, решающих отдельные задачи, не связанные с реализацией финансовой сбалансированности и устойчивого роста отечественной экономики в интересах населения страны.

Это означает, что проведение мониторинга Фонда национального благосостояния остается актуальным и сохраняет значимость для деятельности контрольных органов. Контроль использования имеющихся резервов приобретает особую значимость на фоне финансово-экономического кризиса. В частности, на заседании кабинета министров 29 декабря 2008 г., рассматривая меры по преодолению кризисных явлений в России, премьер-министр Владимир Путин отметил, что в связи со сложной экономической ситуацией следует обратить особое внимание на эффективность и результативность управления выделяемыми ресурсами.

Под финансовым мониторингом Фонда национального благосостояния целесообразно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза финансовой и социально-экономической обстановки, складывающейся в государстве, а также разработки рекомендаций, направленных на устранение возможных негативных последствий и принятие рациональных управленческих решений.

Мониторинг Фонда национального благосостояния должен основываться на следующих принципах:

  1. Принцип непрерывности — предполагает постоянное во времени осуществление процедур финансового мониторинга.
  2. Принцип полноты — предполагает охват мониторингом всех факторов, существенным образом влияющих на изменение стоимости средств фонда.
  3. Принцип достоверности — предполагает необходимость использования объективных и обоснованных данных.
  4. Принцип ясности и прозрачности — предполагает однозначность трактовки объекта мониторинга.
  5. Принцип релевантности информации — предполагает, что для целей мониторинга анализу, оценке, диагностике и корректировке подлежат статистические данные, необходимые для определения стоимости активов, биржевые сводки, отражающие изменение показателей рыночной капитализации, а также данные результатов проверок Счетной палаты.

Выполнение указанных принципов финансового мониторинга позволит:

  • создать информационно-аналитическую базу, обладающую достаточной объективностью и оперативностью для проведения финансового мониторинга;
  • создать механизм коррекции задач финансового управления, принятие и реализация которого будет способствовать повышению финансовой безопасности исходя из обоснованности следующих позиций:
    • а) относится выявленный факт к тенденции, сложившейся закономерности, или это единовременный случай;
    • б) стоит ли исправлять данный факт, или трансакционные издержки коррекции будут настолько велики, что приведут к неэффективности стандартных мероприятий;
  • сформировать систему стоимостного анализа объекта инвестирования;
  • пресекать несоответствующие действующему законодательству методы финансового управления.

При проведении финансового анализа целесообразно принимать во внимание все средства ФНБ, независимо от природы их происхождения, отслеживать отклонения стоимости от прогнозной и плановой величины, величину и качество инвестиционного портфеля. В противном случае финансовый мониторинг не даст предполагаемого положительного эффекта и не позволит решать возникающие в процессе управления средствами фонда проблемы. В дальнейшем это может привести к определенной однобокости рассмотрения результатов мониторинга и принятия финансовых решений.

В заключение можно сформулировать следующие теоретические и практические выводы:

    1. Для использования финансового мониторинга ФНБ в целях принятия финансовых решений необходимо, чтобы структура мониторинга предусматривала рассмотрение трех групп факторов, существенным образом влияющих на изменение стоимости фонда:
      • внешних объективных (макроэкономических);
      • внутренних объективных;
      • внешних субъективных (микроэкономических).

      Внешние объективные факторы — это такие факторы, воздействие которых на финансовое состояние активов фонда не зависит от самого фонда и его непосредственных контрагентов, а связано с состоянием всей экономики.

      Внутренние объективные факторы связаны с особенностями самого фонда, а также предпосылками и возможностями финансового управления.

      Внешние субъективные (микроэкономические) факторы характеризуются воздействием субъективных оценок контрагентов по поводу обоснованности и эффективности принятия финансовых решений, приводящих к изменению стоимости активов фонда.

      Исходя из задач эффективного управления средствами фонда, принципа организации финансового мониторинга и влияния на финансовое состояние структуры фонда, изменение их стоимости и процесс принятия финансовых решений трех групп факторов, показатели, используемые в мониторинге, должны охватывать три основных направления.

      Первое направление должно анализировать и давать объективную оценку уровню экономического развития государства. В анализе должны учитываться показатели макроэкономических рисков, показатели рыночной капитализации и изменения основных фондовых индексов, показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности, уровень развития финансовых рынков, размеры погашения внешнего долга и увеличения государственного долга с нарастающим итогом, а также прочие показатели, отражающие состояние инвестиционной активности в государстве. Совокупность данных показателей необходима для обоснования принятия объективных решений.

      Второе направление должно анализировать и давать оценку уровню текущего финансового положения фонда и возможности его дальнейшего развития.

      Третье направление должно анализировать и давать оценку общественного мнения и экспертного сообщества.

    2. Необходима разработка системы регламентирующих документов, позволяющих применение разработанных процедур, правил и сроков, с назначением ответственных за реализацию системы оценки и управления стоимостью средств фонда, а также формулирование требований к форматам управленческой отчетности.Применение предлагаемого варианта мониторинга ФНБ позволит учесть влияние внеэкономических факторов, а также оценки общественного мнения и позиции экспертного сообщества в процессе принятии финансовых решений и более оперативно осуществлять диагностику и коррекцию управленческих решений.
    3. Мониторинг Фонда национального благосостояния в области правового регулирования целесообразно проводить по трем направлениям: Первое: мониторинг изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». Второе: мониторинг принятия подзаконных нормативных правовых актов, в том числе постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок управления средствами Фонда национального благосостояния и порядок осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния специализированными финансовыми организациями, а также порядок их привлечения для осуществления указанных полномочий, а также изменений и дополнений в уже принятые постановления Правительства Российской Федерации.Третье: мониторинг принятия, отмены, изменений и дополнений приказов Министерства финансов Российской Федерации.
    4. Для успешной реализации внесенных предложений необходимо создание независимого Наблюдательного Совета, основными функциями которого должны стать:
      • оценка возможности инвестирования в конкретные объекты и их эффективность;
      • разработка инвестиционной стратегии, детальной политики и регламентных процедур, относящихся к механизму инвестирования и использования средств фонда (финансовые активы, инвестиционные проекты, прямые инвестиции и т.п.) и предполагающих достижение необходимого уровня доходности при приемлемом риске и ликвидности активов;
      • определение порядка аудита деятельности ФНБ.
    5. Учитывая большую значимость опросов населения и представителей экспертного сообщества, надо отметить, что их надо не только принимать во внимание, но и необходимо руководствоваться ими в принятии управленческих решений. Счетная палата Российской Федерации может выступить инициатором (заказчиком) регулярных тематических опросов общественного мнения и использовать их результаты в рамках своей деятельности по оценке эффективности формирования, управления и расходования средств Фонда национального благосостояния.Для объективности финансового мониторинга необходимо комплексное и встречное наблюдение, предусматривающее изучение изменения стоимости финансовых средств фонда не только с позиций управляющей организации — Минфина, но и прочих заинтересованных сторон, в частности широкой общественности.Данный подход позволить повысит объективность оценок и способствовать формированию адекватных решений.В конечном итоге, мониторинг ФНБ позволит сформировать необходимую основу системы раннего обнаружения проблем, возникающих при принятии и реализации на практике финансовых решений, использование которой позволит существенно повысить эффективность финансового управления средствами фонда.

      Одновременно с этим финансовый мониторинг может служить основой для проведения консультаций и деловых встреч, в ходе которых обсуждаются вопросы инвестиционной деятельности Фонда национального благосостояния с детализацией недостатков и возможных проблем. Например, в случае наличия значительных убытков рекомендуется выяснить, какие мероприятия необходимо проводить для предотвращения последствий создавшегося положения, которое возможно приведет к значительному ухудшению финансовой стабильности Фонда национального благосостояния.

История финансов Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Внутренняя жизнь ими пронизана каждого государства,а также с ними связана их жизнь на международной арене. На каждом этапе, начиная от производительности и до национальной экономики страны и мира в целом. За счет этого образуются фонды денежных средств. Также для этого не имеет смысла в какой форме деньги выступают (наличные, на счетах банков, кредитные карточки и прочее). Использование резервов денежных средств и систему образования, для обеспечения населения и воспроизводства, составляет финансы общества. А финансовые отношения образуют совокупности отношений экономических,которые возникают между странами, организациями, предприятиями, отдельными гражданами и отраслями. Признаки финансов Финансы отражали несколько факторов:  показывало отношение денежное между субъектами, они стали материальной основой для функционирования и существования (нет денег - нет финансов).  субъекты имеющие финансы обл...
Финансы и кредит Финансы и кредит: состояние на сегодняшний день и перспективы развития Финансы и кредит –  два  слова, которыми можно охарактеризовать целую эпоху. В особенности это можно применить к состоянию отечественной экономики в период с 90-х годов до 2000-х. В то время рынок банковских учреждений почувствовал почву для стремительного роста, еще не осознавая, что гиперинфляция практически сведет на нет любую финансовую деятельность. Теперь же финансовый рынок медленно возвращает свои позиции, становится все более востребованным, однако, будет ли этот рост успешным покажет время. С научной точки зрения  термин «финансы и кредит» можно подразделить на две взаимосвязанные категории, благодаря которым и происходит львиная доля денежных потоков в экономике. Итак, финансы – весьма общее название, которое может характеризовать как денежный поток, так и науку, что изучает его. С другой стороны, «кредит» — чересчур узкое название, объясняется который как сумма денежных средств, полученных взай...
Местные финансы Местные финансы - особая категория экономических отношений, касающаяся создания и выполнения муниципальных (местных) бюджетов, эмиссии и погашения государственных долговых бумаг (как правило, облигаций и векселей) и прочих финансовых активов. К главным принципам формирования местных финансов можно отнести поддержку государственных структур, самостоятельность (независимость от центральных органов власти) и гласность. Местные (муниципальные) финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач. Местные финансы - система взаимоотношений в сфере финансов, посредством которой происходит перераспределение и распределение государственной (внутренней) прибыли и фонда денежного капитала. Средства последнего используется для социально-экономического развития области (территории, региона). Местные финансы - финансовые взаимоотношения, которые возникают в процессе накопления финансовых ресурсов муниципальными...
Финансы компании Общее определение финансовых ресурсов компании Финансы компании - это денежные отношения, которые связанны с формированием и перераспределением финансовых доходов, которые используются для достижения личных целей. В структуре финансовой системы России выделяют: финансы государства (государственный бюджет, фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования и т.д.); финансы отдельных регионов (бюджеты всевозможных административно-территориальных организаций); финансы фирм, компаний, организаций. Как видим, что в структуре финансовой системы Российской Федерации имеют место финансы предприятий, так как именно они формируют большое количество финансовых ресурсов всей страны. Все доходы предприятия и накопленные средства, выраженные в денежной форме, а также полученные кредиты составляют финансовые ресурсы компании. Все финансовые ресурсы имеют подразделение на собственные и полученные: Собственные - это финансы предприяти...
Финансы предприятия Финансы предприятия – это совокупность денежных и экономических отношений, которые возникают в результате денежных потоков, связанных с функционированием финансовых фондов предприятия. Система финансов предприятия представляет процесс формирования, распределения и применения внутреннего валового продукта в денежном выражении. В ходе осуществления финансовых операций на предприятии образуются определенные финансовые отношения. Они неразрывно связаны со сбытом выпускаемой продукции, включают формирование финансов предприятия, использование полученной прибыли. Денежные отношения – один из самых главных компонентов финансово-хозяйственной деятельности компании. Они связаны со всеми сторонами ее деятельности: для того чтобы получить сырье для выпуска продукции, сначала нужно перечислить деньги поставщикам, при реализации готовых товаров также на предприятие поступает выручка, внесение налоговых и бюджетных платежей, погашение действующих кредитов. Все перечисленные операции осущест...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика