Национальный план противодействия коррупции и задачи счетной палаты Российской Федерации

31 июля прошлого года Президент Российской Федерации подписал национальный план противодействия коррупции, содержащий четыре раздела. В первом пункте речь идет о законодательном обеспечении антикоррупционной кампании, второй раздел посвящен совершенствованию госуправления, третий — повышению правового образования, в четвертом — перечислены меры по борьбе с коррупцией.

Обращаясь 5 ноября 2008 г. с посланием к Федеральному собранию, Медведев Д.А. назвал коррупцию «врагом номер один» для свободного, демократического и справедливого общества. По его словам, главная особенность предлагаемых мер — «в комплексности, системности и адресной направленности, в первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов». «Крайне важно, чтобы антикоррупционная работа строилась на использовании мер упреждения, на создании атмосферы невыгодности коррупционного поведения», — подчеркнул глава государства .

Обращение Президента Российской Федерации Д. Медведева с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.

Российский парламент одобрил предложенный президентом пакет законов, который принят в рамках национального плана по противодействию коррупции.

Базовый документ — закон «О противодействии коррупции» уcтанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения этого «зла» и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Таким образом, российское законодательство приводится в соответствие с международными нормами, закрепленными в конвенции ООН против коррупции и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

В ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечислены основные принципы противодействия коррупции :

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Отныне чиновникам запрещается принимать подарки дороже 3 тыс. рублей. Если стоимость подарка выше, он автоматически признается федеральной собственностью и передается в распоряжении организации, где трудится госслужащий. Увеличиваются штрафы за коррупционные действия руководства организаций вдвое. За злоупотребление полномочиями или коммерческий подкуп, совершенные руководителем и повлекшие тяжкие последствия, придется заплатить не 500 тыс. рублей, а 1 млн рублей. Ужесточается и уголовная ответственность за взяточничество. Максимальный срок за дачу взятки увеличивается с 2 до 3 лет. Преступление, совершенное по предварительному сговору, предлагается карать лишением свободы до 7 лет (сейчас — до 4). Наказание за вымогательство увеличивается от 7 до 12 лет.

Кроме того, внесены поправки в ряд федеральных законов, в частности «О правительстве РФ», о статусе судей, о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы, о Счетной палате, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ56.

Поправки в Федеральный закон «О правительстве РФ» предполагают расширение объемов сведений, ежегодно представляемых главой правительства, его заместителями и федеральными министрами. Устанавливаются дополнительные требования к руководителям правительства представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащим на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям.

Основным принципом борьбы с коррупцией является предупреждение этого явления на самых ранних стадиях, прежде всего на стадии разработки различных законопроектов. Это, прежде всего, масштабная экспертиза действующего законодательства в целях исключения из него норм, провоцирующих коррупцию, а также внедрение в законодательную практику системы антикоррупционной экспертизы всех проектов законов и других нормативных правовых актов.

Для того чтобы предотвратить появление правовых актов, прямо или косвенно способствующих совершению коррупционных и иных преступлений, необходимо изменить процедуру принятия федеральных законов, предусмотрев обязательную антикоррупционную экспертизу законопроектов при активном участии специалистов различных отраслей права.

Одним из действенных инструментов антикоррупционной реформы российской правовой системы является повышение прозрачности законодательного процесса и широкое использование института общественной экспертизы наиболее важных правовых и управленческих решений («прозрачных бюджетный процесс» и т.п.) .

При оценке того или иного законопроекта следует также устанавливать уровень компетентности лиц, привлеченных к его разработке, их стаж работы по данному направлению. Имена разработчиков, а также их специальности и должностное положение следует указывать в справке, прилагаемой к законопроекту. Данные требования должны в полной мере относиться к экспертам, дающим заключение по представленному законопроекту. Важно также осуществлять прогноз последствий реализации норм права на коррупционную составляющую.

Официальные процедуры и методики проверки вновь принимаемых и действующих актов на коррупциогенность должны учитывать уже имеющийся опыт применения существующих методик.

В данном контексте Счетная палата Российской Федерации как организационно и функционально независимый государственный орган способна выполнять функцию независимой экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формировании и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов на наличие возможных признаков коррупции. Во избежание коррупционных рисков также есть необходимость экспертизы действующих нормативных правовых актов на возможное наличие признаков коррупции, которые могут быть выявлены в ходе контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин С.В. подчеркнул, что, независимо от формы собственности тех или иных организаций, использующих государственные средства либо имущество, защищенность этих активов во всех случаях должна быть одинаково высокой. В этой связи особый интерес, по его мнению, представляет внедрение проверки эффективности внутренних систем финансового контроля бюджетополучателей, что позволит не только рационально использовать ресурсы контрольных органов, но также будет способствовать закреплению единых стандартов контроля, повысит доверие к работе контрольных органов со стороны проверяемых организаций.

Но прежде всего Счетная палата должна обеспечить чистоту и прозрачность своей внутренней деятельности, одним из способов которой является внутренняя антикоррупционная экспертиза.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление норм права, обладающих признаками коррупции или способствующих коррупционным проявлениям.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых и подзаконных актов проводится в отношении актов, входящих в круг полномочий Счетной палаты в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» по инициативе Счетной палаты Российской Федерации на стадии выявления коррупционных норм в ходе проведения контрольных мероприятий, а также на основании запросов Президента Российской Федерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями, запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, запросов Правительства Российской Федерации, запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Благодаря особенностям своего статуса и компетенции Счетная палата Российской Федерации является важным элементом общенациональной системы борьбы с коррупцией. Формально Счетная палата не имеет полномочий вести антикоррупционные расследования или квалифицировать результаты аудиторских проверок как факты коррупции. Поэтому работа Счетной палаты в большей части сосредоточена на профилактике и выявлении фактов коррупции. Тем не менее в соответствии со ст. 15 и 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» материалы проверок или ревизий в обязательном порядке передаются в правоохранительные органы, если были вскрыты факты хищения государственных средств или иные злоупотребления, в том числе коррупционные.

Достаточно важной является обязательная практика Счетной палаты, согласно которой материалы всех проверок размещаются на сайте Счетной палаты, Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ, а также публикуются в официальном Бюллетене».

К настоящему времени сложилось эффективное взаимодействие между Счетной палатой и правоохранительными органами по всему «технологическому циклу» борьбы с коррупцией — от профилактики и выявления коррупционных преступлений до суда и наказания виновных.

Сотрудничество Счетной палаты с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, ФСБ России и другими правоохранительными органами базируется на основе специальных предметных соглашений с указанными ведомствами. Формы взаимодействия могут быть при этом самыми разнообразными.

Счетная палата Российской Федерации активно развивает сотрудничество с институтами гражданского общества по вопросам совершенствования механизмов партнерства государства и общества в противодействии коррупции.

В Национальном плане противодействия коррупции сформулированы этапы и приоритеты борьбы с коррупцией. Набор предлагаемых мер в четырех разделах Национального плана охватывает практически все направления законотворческой деятельности и правоприменительной практики, дает основу для конкретной работы по изменению и совершенствованию законодательства, государственного управления, общественного и парламентского контроля, усилению роли независимых СМИ.

Национальный план формулирует требования к качеству профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения в целом. Он структурирован так, что позволяет выделить законотворческую работу и организационно-управленческие мероприятия. В нем присутствуют основные идеи, которыми нужно руководствоваться при ведении работы. Определены основные исполнители и сроки исполнения.