Перспективные направления сотрудничества в рамках глобального партнерства «восьмерки»

Вывод из эксплуатации и утилизация радиоизотопных термоэлектрических генераторов

К одному из направлений сотрудничества, приоритетных для России в рамках Глобального партнерства , — комплексной утилизации атомных подводных лодок — вплотную примыкает проблема снятия с эксплуатации и утилизации стронциевых радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), которые используются в качестве автономных источников электропитания для маяков и навигационного оборудования.

РИТЭГ представляют опасность, поскольку их «изотопная на-чинка» может быть использована для осуществления террористических актов с применением радиологического оружия. Поэтому после демонтажа РИТЭГ их главный элемент — радиоизотопные стронциевые терморегуляторы (РИТ) — в специальных контейнерах будут направлены на утилизацию на предприятие «Маяк» в Челябинской области.

РИТЭГ размещены в четырех регионах: побережье Баренцева и Белого морей, вдоль трасс Северного морского пути (от Архангельска до бухты Провидения), на Дальневосточном побережье (от Берингова пролива до Владивостока, включая Сахалин и острова Курильской гряды), острова и побережье Балтийского моря.

Эксплуатируют и осуществляют надзор за РИТЭГ различные российские министерства и ведомства (Минобороны, Минтранспорта, Минприроды, Росгидромет и ряд других организаций). Разбираются, утилизируются и захораниваются РИТЭГ на предприятиях Госкорпорации «Росатом», поскольку они были разработаны и созданы в ее системе. В сферу ответственности Росатома также входит учет источников ионизирующих излучений в России.

В связи с тем, что в работу по обращению с РИТЭГ вовлечены различные структуры, для координации взаимодействия на этом на-правлении в декабре 2004 г. была создана межведомственная Рабочая группа. В нее вошли представители всех ведомств, имеющих на своих балансах РИТЭГ. Координатором работ на этом направлении был назначен Росатом (ныне — Госкорпорация «Росатом»),

Всего в СССР было изготовлено более 1000 РИТЭГ. Часть из них утилизирована в связи с окончанием сроков эксплуатации, остальные значительно разбросаны по территории России и бывших республик СССР.

В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется порядка 600 РИТЭГ. Плановый срок службы этих РИТЭГ заканчивается через 10-15 лет. То есть наступило время для их постепенного вывода из эксплуатации и утилизации.

С учетом того, что РИТЭГ потенциально представляют опасность с точки зрения радиологического терроризма, к вопросу обращения с ними следует подходить комплексно. В частности, необходимо предпринять следующие меры.

  1. Создать современную систему физической защиты и контроля за действующими РИТЭГ.
  2. Разработать и внедрить транспортно-технологическую схему, которая будет обеспечивать безопасный вывод из эксплуатации и утилизацию РИТЭГ.
  3. Предусмотреть, в каких случаях выводимые из эксплуатации РИТЭГ должны быть заменены на альтернативные источники питания.

То есть средства нужны для безопасного функционирования РИТЭГ до снятия с эксплуатации, для вывода из эксплуатации и утилизации РИТЭГ, а также для их замены на альтернативные источники питания.

Последнее направление важно с точки зрения безопасного мореплавания, поскольку РИТЭГ используются в качестве автономных источников электропитания для маяков и навигационного оборудования. Эта проблема приобрела особую актуальность в последнее десятилетие. В связи с тем, что перевозки морем стоят дешевле, неуклонно возрастает объем товаров и грузов, в том числе опасных (нефть, нефтепродукты, химические вещества и т.д.), перевозимых морским транспортом. То есть демонтаж РИТЭГ без их замены в случае необходимости на альтернативные источники питания может стать причиной возникновения аварий и даже катастроф с человеческими жертвами и серьезными экологическими последствиями.

С учетом сложности вышеперечисленных задач межведомственная Рабочая группа разработала Программу обращения с РИТЭГ. В ней определены основные аспекты этой проблемы: когда снимать РИТЭГ с эксплуатации, где и в течение какого времени их складировать, где разбирать, когда захоранивать, а также где и в какие сроки менять РИТЭГ на альтернативные источники. При проведении работ с РИТЭГ необходим жесткий график, поскольку у различных звеньев технологической цепи разная пропускная способность. Например, предприятие «Маяк» в год может захоранивать только ограниченное количество РИТ.

В соответствии с вышеупомянутой Программой перед Россией в настоящее время стоят следующие основные задачи по обеспечению радиационной и экологической безопасности, а также физической защиты РИТЭГ:

  • скорейший вывод из эксплуатации РИТЭГ, срок службы которых истек;
  • создание в регионах накопительных площадок и пунктов вре-менного хранения РИТЭГ, выведенных из эксплуатации. Они должны быть оснащены системами безопасности и физической защиты, а в случае необходимости — установками для разборки РИТЭГ;
  • ускорение темпов утилизации РИТЭГ за счет модернизации и увеличения количества транспортных контейнеров и транспортных средств;
  • совершенствование системы регулирования и государственного надзора за деятельностью по обращению с РИТЭГ;
  • разработка и внедрение систем охраны и сигнализации на эксплуатируемых РИТЭГ, подготовка планов по реагированию на аварийные ситуации и создание групп реагирования;
  • создание альтернативных систем электропитания для навигационного оборудования и их установка взамен снимаемых РИТЭГ;
  • разработка методологии по обращению с аварийными РИТЭГ.

Проблема обращения с РИТЭГ решается как за счет федерального бюджета, так и с зарубежной помощью.

Разработана Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в 2008 году и на период до 2015 года». Одним из направлений Программы является обращение с источниками ионизирующего излучения и в том числе с РИТЭГ. В ней прописаны сроки утилизации всех РИТЭГ и средства, которые предполагается выделить на эти цели вплоть до 2015 г.

В настоящее время в обращении с РИТЭГ России оказывают содействие Норвегия, США, Канада, Германия, Дания, Франция. Для координации действий создана Рабочая группа из доноров, которую возглавляет Госкорпорация «Росатом».

Доноры заинтересованы в решении проблемы обращения с РИТЭГ по трем причинам. Во-первых, они ее рассматривают в аспекте предотвращения радиологического терроризма и антитеррористической деятельности в целом. Во-вторых, для них это важнейшая составляющая обеспечения радиационной безопасности не только для России, но и для близлежащих государств. Видимо, этим и объясняется их желание сотрудничать в первую очередь на СевероЗападе России. В-третьих, данная проблема тесно связана с инициативой МАГАТЭ по поиску и приведению в безопасное состояние бесхозных радиоактивных источников, а МАГАТЭ, как известно, является влиятельной международной организацией.

Трудоустройство бывших ученых-оружейников

Это направление сотрудничества обозначено в документах Кананаскиса в качестве приоритетных.

Проблема трудоустройства ученых и специалистов-атомщиков возникла после 1988 г., когда советское и затем и российское руководство подписало ряд международных договоров о сокращении ядерных и стратегических наступательных вооружений. В результате многие оборонные предприятия атомной отрасли резко сократили объемы военного производства. В силу того, что было необходимо компенсировать падение объемов государственного оборонного заказа, военным предприятиям пришлось срочно переориентироваться на выпуск гражданской продукции с использованием технологий военного производства. Иначе это называется конверсия.

Надо отметить, что атомные предприятия всегда занимались производством гражданской продукции. До 1988 г. это называлось «сопутствующим производством». Так, традиционно Министерство среднего машиностроения СССР или Средмаш, а затем Минатом России выпускали некоторые виды удобрений, измерительные приборы, технические средства контроля и т.д.

В настоящее время Росатом осуществляет конверсию в соответствии с рядом федеральных целевых программ: «Энергооборудование», «Перспективные материалы», «Изотопы», «Приборостроение», «Микроэлектроника», «Медтехника» и др. Кроме того, осуществляется комплекс работ по реализации концепции развития безопасной атомной энергетики, производится оборудование для добычи и транспортировки газа и нефти и др.

В результате реструктуризации и диверсификации предприятий атомной промышленности, которые осуществлялись в спешке в 1988-1995 гг. (в 1998 г. была принята соответствующая федеральная целевая программа), многие ученые остались без работы. В этой связи при реформировании и конверсии ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) одной из основных задач Госкорпорации «Росатом» является создание новых рабочих мест для трудоустройства работников, высвобождаемых из оборонного сектора. С этой целью разработана и реализуется программа содействия занятости населения в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) Гос-корпорации. Правительство России в рамках средств, выделяемых на реформирование и конверсию ЯОК, предусматривает ассигнования на решение проблемы трудоустройства бывших специалистов-атомщиков. В течение последних 18 лет на вышеуказанные цели выделялось от 20 до 50 млн. долларов США.

Эти меры позволяют снизить социальную напряженность на конверсируемых предприятиях ЯОК и в целом стабилизировать финансово-экономическую обстановку в ЗАТО, входящих в ведение Госкорпорации. Кроме того, ученые-ядерщики, обладающие чувствительной информацией, не стремятся уехать на работу за границу или продать свои знания.

Ряд западных стран, которые опасались, что после распада СССР многие ученые-оружейники захотят передать чувствительные технологии так называемым «неблагонадежным странам» (Ливия, Ирак и др.), приняли решение оказать содействие в их трудоустройстве.

27 ноября 1992 г. было подписано Соглашение об учреждении Международного научно-технического центра (МНТЦ). Его сторонами стали Европейский союз (Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество), Япония, Россия и США. В марте 2004 г. присоединилась Канада. МНТЦ имеет статус межправительственной организации.

В ст. II Соглашения об учреждении МНТЦ прописано, что Центр «разрабатывает, утверждает, финансирует и контролирует на-учно-технические проекты…». В этой связи МНТЦ изначально был ориентирован на оказание российским ученым содействия в выполнении научных проектов. Ими в основном занимались действующие оборонщики, которые, как правило, не собирались уходить в частный бизнес.

Кроме того, в ст. II предусмотрено, что одной из задач Центра является предоставление «ученым и специалистам, связанным с оружием, в Российской Федерации, а также других заинтересованных государствах СНГ и в Грузии, в особенности тем из них, которые рас-полагают знаниями и навыками в области оружия массового уничтожения и ракетных систем доставки, возможности для переориентирования своих талантов на мирную деятельность».

После учреждения Глобального партнерства МНТЦ, ссылаясь на эту статью, стал говорить о том, что принимает участие в трудоустройстве российских ученых-ядерщиков и биологов. Но предоставление «возможностей для переориентирования» совершенно не означает трудоустройство.

Согласно Положению об МНТЦ Центр является некоммерческой организацией и может заниматься только научно-техническими проектами. В рамках МНТЦ российские ученые по-прежнему проводят научные исследования, на которые получают одноразовые фанты. Взаимодействие с МНТЦ осуществляется по следующей схеме: подписал контракт — выполнил работу — получил деньги — и проект закончен. Переобучением, перепрофилированием ученых или их трудоустройством на новом месте работы на постоянной основе МНТЦ не занимается. Таким образом, участие в проектах МНТЦ может рассматриваться только как временный дополнительный приработок, а не трудоустройство ученых-ядерщиков.

Не в пользу самого МНТЦ, схемы Центра по отбору проектов и их прозрачности говорит и то, что Соглашение об учреждении МНТЦ еще в 1995 г. было представлено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако до сих пор этот договор не прошел первое чтение.

Другой программой по трудоустройству ученых-ядершиков стала российско-американская Инициатива «Атомные города». Она была создана после подписания 23 сентября 1998 г. Соглашения между правительствами России и США об осуществлении Инициативы «Атомные города» (ИАГ). Оно было заключено на 5 лет.

С сентября 1998 г. по сентябрь 2003 г. в рамках ИАГ было создано около 650 рабочих мест в ЗАТО г. Сарова Нижегородской области, г. Снежинска Челябинской области, г. Железногорска Красноярского края. Как это происходит со всеми программами помощи США, немалые средства пошли на административные расходы американцев. При обшем бюджете программы ИАГ в объеме свыше 86 млн. долларов на финансирование проектов в ЗАТО было израсходовано лишь около 15 млн. долларов (т.е. около 17 % от выделенных средств).

Соглашение об ИАГ продлить не удалось из-за завышенных требований, которые предъявила американская сторона в отношении статьи об освобождении от ответственности за ущерб. Тем не менее была достигнута договоренность, что 69 проектов будут завершены до 1 октября 2006 г. (это было сделано на основании ст. 12 Соглашения). С октября 2003 г. по сентябрь 2006 г. России было предоставлено 17,2 млн. долларов. На эти средства в вышеупомянутых ЗАТО было создано около 1500 новых рабочих мест.

С учетом того, что 15 сентября 2006 г. был подписан Протокол об ответственности за ущерб к межправительственному российско-американскому Соглашению об утилизации плутония от 2000 г., формулировки которого можно использовать в соглашении об ИАГ, имеет смысл предложить американцам заключить новое соглашение о сотрудничестве по трудоустройству ученых-атомщиков.

У США есть еще программа «Инициатива по предотвращению распространения», которая появилась незадолго до ИАГ. Она направлена на коммерциализацию высокотехнологичных разработок российских предприятий и институтов, которые, как правило, представляют интерес для зарубежных рынков.

Несмотря на то, что ее основной целью является налаживание прямых контактов между российскими и американскими учеными, между лабораториями США и предприятиями Госкорпорации «Росатом» (т.е. подразумевается фактически бесконтрольное взаимо-действие, что, разумеется, не устраивает российскую сторону), в рамках этой Инициативы осуществлено более 20 проектов гражданской направленности, в рамках которых создаются рабочие места. Американской стороне было предложено заключить межправительственное соглашение, чтобы сотрудничество осуществлялось в рамках российского законодательства, однако положительного решения по этому вопросу партнеры пока не приняли.

Наиболее эффективным механизмом сотрудничества в трудоустройстве ученых-ядерщиков, безусловно, является Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по атомной энергии Российской Федерации и Министерством торговли и промышленности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (МТП) о российско-британском партнерстве «Атомные города», подписанный 4 ноября 2004 г.

В соответствии с Меморандумом Великобритания приняла решение выделять на трудоустройство ученых до 3 млн. фунтов стер-лингов ежегодно и полностью выполняет взятые на себя обязательства. Выполнение уже реализуемых проектов (около 80) позволит создать в ЗАТО около 1500 новых рабочих мест.

Программа охватывает семь ЗАТО (г. Железногорск Красноярского края, г. Саров Нижегородской области, г. Снежинск Челябинской области, г. Северск Томской области, г. Озерск Челябинской области, г. Новоуральск Свердловской области, г. Зеленогорск Красноярского края).

Успех Программы, по всей видимости, обусловлен следующим. Во-первых, руководит проектами управляющая компания, уполномоченная МТП Великобритании, а МТП контролирует их реализацию и надзирает за деятельностью управляющей компании. Во-вторых, важную роль в определении приоритетов Программы играют органы местного самоуправления ЗАТО, которые отвечают за социальное развитие ЗАТО, решение вопросов занятости населения и соответственно бывших сотрудников предприятий «Росатома», проживающих на территории ЗАТО. В-третьих, к реализации проектов активно привлекается частный бизнес, который не заинтересован в

«провале» проектов. В-четвертых, и это чрезвычайно важно, проекты твердо ориентированы на создание новых рабочих мест, а не на временный приработок.

Это направление приобретет актуальность в 2009 г., поскольку Италия, председательствующая в «Группе восьми», заявила, что проблема трудоустройства ученых-оружейников будет ее приоритетом в рамках Глобального партнерства. Скорее всего, Италию поддержат и другие страны — участницы программы. Это связано с тем, что они также обеспокоены возможностью утечки чувствительных технологий с территории России, которые могут попасть в так называемые «неблагонадежные страны» или в руки негосударственных субъектов. В этой ситуации, видимо, имеет смысл предлагать донорам работать по схеме, хорошо зарекомендовавшей себя в ходе российско-британского сотрудничества.

Утилизация расщепляющихся материалов

В Кананаскисе было определено, что одним из приоритетов Глобального партнерства является утилизация расщепляющихся материалов. Для взаимодействия на данном направлении есть правовая база. Это Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, заключенное 29 августа и 1 сентября 2000 г. (далее — Соглашение). У него две цели — прекращение производства плутония оружейного качества на российских и американских реакторах, производящих плутоний, и необратимое сокращение запасов плутония оружейного качества, выводимого из ядерных оружейных программ каждой страны.

В соответствии с Соглашением Россия и США обязались первоначально уничтожить по 34 метрические тонны плутония (по 2 т в год, что займет 17 лет). При этом предусматривалось, что российская и американская программы должны осуществляться параллельно.

Была достигнута договоренность о том, что утилизация будет осуществляться двумя способами. 1. Облучение плутония в качестве топлива в ядерных реакторах. В этих целях предполагалось использовать легководные реакторы в России и США, в том числе реактор на быстрых нейтронах БН-600 в г. Заречный (Россия), а также другие реакторы по договоренности сторон. 2. Иммобилизация плутония в иммобилизованные формы (остекловывание плутония с целью геологического захоронения).

Если говорить о способе № 1, то он включает следующие виды работ. Во-первых, плутоний, выделенный из отработавшего ядерного топлива энергетического реактора, будет смешан с ураном. Во-вторых, полученная уран-плутониевая смесь будет направлена на завод по изготовлению МОКС-топлива. В-третьих, полученное МОКС-топливо будет сжигаться в реакторах.

Программа утилизации американского плутония в 2002 г. была оценена в 4 млрд. долларов, а российская программа — в 2,5 млрд. долларов, из которых не менее 1 млрд. долларов должно быть израсходовано в ходе эксплуатационной фазы программы. В рамках Соглашения США обязались ассигновать 200 млн. долларов США для утилизации российского плутония. Кроме этого, предполагалось, что содействие России в этой сфере окажут другие зарубежные партнеры. В соответствии с пунктом 8 ст. IX Соглашения имелось в виду заключить международный договор о таком сотрудничестве.

В соответствии со сценарием утилизации, который обсуждался при подписании Соглашения, планировалось, что Россия внесет свой вклад в утилизацию плутония в «натуральном виде». То есть Россия исходила из того, что предоставит землеотвод, имеющуюся инфраструктуру, результаты ранее выполненных работ, квалифицированный персонал и т.п. По предварительным данным, стоимость этого «натурального вклада» в финансовом эквиваленте может составить 300-400 млн. долларов США.

Соглашение до сих пор не выполняется. Основная проблема — финансирование». Зарубежные инвесторы готовы предоставить России лишь 824 млн. долларов. Где взять недостающие средства, пока неясно. Кроме того, недавно было решено изменить технологическое решение по утилизации плутония. До достижения договоренностей по этим вопросам Федеральное Собрание России не может принять решение об одобрении закона о ратификации Соглашения.

С учетом того, что плутоний может быть использован для со-здания ядерного оружия, западные страны, скорее всего, будут сохранять заинтересованность в этой сфере взаимодействия.

В условиях финансового кризиса, когда могут быть сокращены средства, выделяемые из бюджета на разоруженческо-нераспространенческие программы, вероятно, не следует отказываться от между-народного содействия по вышеперечисленным направлениям, на которые доноры пока готовы выделить ассигнования в рамках Глобального партнерства.