Конспект экономиста:)

Меню

Предупреждение банкротства кредитных организаций в условиях финансового кризиса

нет комментариев

В российской банковской системе можно выделить три вида рисков, которые в условиях ухудшения экономической конъюнктуры могут привести к кризису ликвидности, или даже к крупномасштабному банковскому кризису. К таким рискам можно отнести:

  • риск роста неплатежей по кредитам;
  • риск изменения поведения населения;
  • риск оттока капитала в связи с глобальным финансовым кризисом.

Банковской системе присущи внутренние риски, являющиеся результатом стремительного роста объема кредитования экономики, в результате которого накапливаются и плохие кредиты. По состоянию на 1 февраля 2008 г. величина безнадежно просроченной задолженности составила 3,4 %. Основными причинами роста плохих кредитов могут являться снижение стандартов кредитования, неадекватность системы контроля за рисками и пр.

Как и во многих странах, в России в последние годы происходило бурное развитие финансовой системы, финансирование которой, в основном, осуществлялось за счет иностранных заимствований. При этом можно сказать, что основным каналом пополнения ликвидности финансовой системы был приток капитала. Нестабильность на мировых финансовых рынках, приведшая к остановке потоков капитала, вызвала в России кризис ликвидности. Ситуацию частично сглаживают меры по стабилизации денежного предложения, предпринятые Банком России и Правительством Российской Федерации. К таким мерам относятся расширение списка ценных бумаг, принимаемых по операциям РЕПО, и введение аукционов средств государственных корпораций.

Еще одним фактором риска банковской системы являются проблемы, связанные с нестабильностью поведения вкладчиков и их недоверием к банковской системе. При этом мировая практика доказывает, что сбережения населения являются самыми устойчивыми инвестиционными ресурсами коммерческих банков, причем долгосрочными ресурсами. В этой связи коммерческим банкам необходимо активнее использовать склонность населения к сбережениям, реализовывать потенциальные возможности формирования и трансформации депозитов населения в инвестиции через дальнейшее развитие форм привлечения сбережений в депозиты банка. В Российской Федерации уже появились инструменты для укрепления доверия населения к банковским институтам. К таким инструментам относится прежде всего система страхования вкладов. Однако ее влияние на поведение населения ограничено ввиду низкой финансовой грамотности населения и их низкой информированности о функционировании системы страхования вкладов. Согласно данным социологической службы «РОМИР» о существовании государственной системы страхования вкладов, покрывающей вклады размером до 700 тыс. рублей, осведомлены 56,3 % опрошенных, не знают о ней 42,3 %».

В России при отсутствии фундаментальных причин для панических настроений клиенты и вкладчики банков, тем не менее, испытывают глубокую тревогу, что является серьезным риском для всей банковской системы. Финансовый кризис снизил доверие населения к банкам и привел к оттоку вкладов из банков. За сентябрь 2008 г. остатки на счетах физических лиц в 50 крупнейших российских банках снизились на 54 млрд. рублей, что составляет 1,2 % от общего объема. Бегство вкладчиков из банковской системы увеличивает риски для финансовой устойчивости банков. При высоком уровне недоверия к банковской системе проблемы в одном или нескольких банках могут привести к панике среди вкладчиков и системному кризису.

В условиях финансового кризиса государство заинтересовано в том, чтобы минимизировать число банкротств кредитных организаций, при которых все обязательства по застрахованным вкладам населения перейдут к Агентству по страхованию вкладов. По состоянию на 1 октября 2008 г. объем фонда страхования вкладов составлял 86,8 млрд. рублей, объем всех застрахованных вкладов — более 3 трлн. рублей. Кроме того, сам факт банкротств банков с большим объемом депозитов частных лиц может усилить опасения вкладчиков относительно стабильности и других банков. Поэтому схема, при которой обязательства проблемного банка переходят к инвестору (пока в этой роли выступали ВЭБ и другие государственные банки), надежность которого не вызывает сомнения, удобна Банку России и Агентству по страхованию вкладов.

В целях поддержания стабильности банковской системы и зашиты интересов вкладчиков и кредиторов банков при наличии признаков неустойчивого финансового положения кредитных организаций, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Агентство по страхованию вкладов в рамках Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011 г.» могут осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.

Данные меры могут осуществляться Агентством в виде:

  • оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть;
  • приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
  • исполнения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.

Мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства по страхованию вкладов, Банка России, а также могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства. Для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка Агентство вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении кредита.

На указанные цели из федерального бюджета Агентству по страхованию вкладов выделяется 200 млрд. рублей. При этом Агентству могут быть выделены и дополнительные средства от Центрального банка Российской Федерации в виде беззалоговых кредитов сроком на 5 лет. «В отличие от бюджетных средств деньги Банка России будут идти под конкретные проекты. Например, если государственные средства будут направлены на увеличение капитализации того или иного банка, то деньги Банка России направят на повышение текущей ликвидности».

Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда обязательного страхования вкладов только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если осуществление финансирования указанных мероприятий приведет к уменьшению затрат фонда обязательного страхования вкладов в случае ликвидации банка;
  • если осуществление финансирования указанных мероприятий не повлияет на устойчивость фонда обязательного страхования вкладов.

В период осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России не применяет к банку меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)»; не вводит предусмотренный ст. 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц; не отзывает у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; предоставляет банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления мер по предупреждению банкротства банка.

Расширение функции Агентства по работе с проблемными банками в соответствии с Федеральным законом № 175-ФЗ возрождает государственный институт реструктуризации и оздоровления кредитных организаций, каким было Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) до преобразования в Агентство по страхованию вкладов в результате принятия Федерального закона № 177-ФЗ. Суть деятельности АРКО состояла во вхождении в капитал проблемного банка, исправлении ситуации в нем и последующей продаже оздоровленного актива через несколько лет. В ходе преобразования в Агентство по страхованию вкладов АРКО утратило функции оздоровления банковской системы. При этом созданное Агентство по страхованию вкладов помимо страхования вкладов занимается лишь конкурсным управлением банками, входящими в систему страхования вкладов, после отзыва у них лицензии Банком России.

После наделения Агентства по страхованию вкладов функциями по предупреждению банкротства банка, его основной задачей станет не вхождение в капитал банка в целях последующего оздоровления, а оперативный поиск и отбор инвесторов, желающих приобрести такой актив. При этом бюджетные средства на выход из тяжелого положения получит именно инвестор, а не сам проблемный банк. Таким образом, будет поддержана текущая ликвидность приобретателя, которая может ухудшиться в результате оперативного выполнения обязательств проблемного банка из собственных средств. Если же инвесторы, желающие приобрести проблемный банк, оперативно не найдутся, Агентство по страхованию вкладов будет самостоятельно входить в капитал банка и после выправления ситуации в банке оперативно выставлять его на продажу. При оперативной продаже банка инвестору процедура банкротства в банку применяться не будет и, следовательно, не будет необходимости выплачивать компенсацию по вкладам. Можно предположить, что поддержку Агентства в поиске инвестора получат лишь те банки, банкротство которых сопряжено с системной угрозой банковскому сектору.

Федеральным законом № 175-ФЗ предусмотрена также возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость, после чего проблемный банк может быть ликвидирован. Приобретателю могут передаваться все обязательства банка или их часть. Приобретатель имущества и обязательств банка или их части определяется временной администрацией путем закрытого отбора из числа банков, имеющих лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. При проведении закрытого отбора его участникам предоставляются сведения о составе передаваемого имущества и обязательств, об их стоимости и методах оценки. Условием допуска банка-кандидата к участию в закрытом отборе приобретателя имущества и обязательств банка является финансовое положение банка-кандидата, достаточное для исполнения банком-кандидатом получаемых обязательств, а также для выполнения им обязательных нормативов и обязательных резервов, установленных Банком России. Указанная мера позволит сохранить активы банка в обороте, обеспечить инвесторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Согласие кредиторов на перевод имущества и обязательств банка в другую организацию не требуется. При этом кредиторы, вкладчики и клиенты банка не должны заметить никаких изменений.

В составе имущества и обязательств банка может быть передана часть обязательств перед кредиторами первой очереди в размере суммы причитающихся им страховых выплат в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ. В случае превышения размера передаваемых приобретателю застрахованных обязательств над стоимостью передаваемого ему имущества (далее — отрицательный баланс передачи) Агентство уплачивает за счет средств фонда обязательного страхования вкладов приобретателю приобретательскую премию в размере отрицательного баланса передачи. При передаче приобретателю застрахованных обязательств перед кредиторами первой очереди выплата им страхового возмещения в отношении непереданных обязательств при наступлении страхового случая не производится.

Агентство за счет средств фонда обязательного страхования вкладов уплачивает кредиторам первой очереди, не получившим в ходе ликвидации банка удовлетворения требований в полном объеме, сумму, компенсирующую разницу между полученными ими средствами и средствами, которые они получили бы в случае, если бы имущество и обязательства банка не были переданы приобретателю. К Агентству, уплатившему приобретателю приобретательскую премию, переходит право требования к банку в пределах уплаченной приобретателю суммы.

Федеральный закон № 175-ФЗ содержит довольно жесткие меры по отношению к действующим акционерам банка. Агентство по страхованию вкладов будет выполнять в банке функции временной администрации, а права учредителей приостанавливаются. В том числе это касается и участия в уставном капитале.

В ходе осуществления мер по предупреждению банкротства Банк России может принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). При этом в случае отрицательного значения величины собственных средств (капитала) банка размер его уставного капитала уменьшается до одного рубля.

В случае уменьшения по решению Банка России размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) не применяются положения:

  1. об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
  2. о праве заявления кредиторами требований к банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и возмещении связанных с этим убытков;
  3. о ликвидации банка, если величина его собственных средств (капитала) становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного федеральным законом и нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации банка.

При уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) по решению Банка России не применяются положения ст. 29 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»110

Если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала банка до одного рубля банк в форме акционерного общества находится на каком-либо из этапов эмиссии акций (банк в форме общества с ограниченной ответственностью — на каком-либо этапе увеличения размера уставного капитала), Банк России принимает решение в отношении банка в форме акционерного общества — о признании выпуска акций несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации; в отношении банка в форме общества с ограниченной ответственностью — об отмене решения об увеличении размера уставного капитала.

Собственные акции (доли) банка, находящиеся у него на балансе на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала данного банка до одного рубля, должны быть погашены.

Временной администрацией может быть принято решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал). В случае принятия указанного решения на акционеров (участников) банка не распространяется преимущественное право приобретения акций (долей). Также акционеры, владевшие более чем 1 % акций, не могут быть участниками размещения дополнительной эмиссии. Дополнительные акции могут быть выкуплены как инвесторами, так и полностью Агентством по страхованию вкладов. При этом на такие сделки не надо получать предварительное согласие Банка России и антимонопольной службы.

На приобретение Агентством либо инвестором акций (долей) банка в соответствии с мерами по предупреждению банкротства банка не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка; получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу); приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом; соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка; соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности банка; привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций.

В случае если Агентство приобрело акции или внесло вклад в уставный капитал банка, оно обязано при получении предложения лица, заинтересованного в покупке всех приобретенных Агентством акции (долей), выставить их на продажу путем публичных торгов.

Цена реализации всех приобретенных Агентством акций (долей) банка не должна быть меньше большей из двух величин: стоимости чистых активов банка (активов, не обремененных обязательствами) на дату получения Агентством указанного предложения или размера средств, направленных Агентством на оплату уставного капитала по стоимости приобретения.

Действуя в качестве временной администрации, Агентство вправе:

  • осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 40-ФЗ и изданными в соответствии с ним нормативными актами Банка России для временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов банка;
  • осуществлять действия, связанные с уменьшением размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала), принимать решение о внесении изменений в устав;
  • осуществлять действия, связанные с увеличением размера уставного капитала, в том числе принимать решение о размещении акций, утверждать решение о выпуске акций и отчет об итогах этого выпуска, принимать решение о внесении изменений в устав;
  • принимать решения о реорганизации банка;
  • осуществлять продажу имущества банка, включая приобретение его Агентством;
  • осуществлять передачу имущества и обязательств банка или их части;
  • обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком, недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • отказаться от исполнения договора банка в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
  • осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства банка;
  • принять решение о ликвидации банка.

Первым банком, которого «спасают» по новой процедуре через привлечение независимого инвестора, стал ОАО «Банк ВЕФК». По состоянию на 1 июля 2008 г. банк ВЕФК занимал среди российских банков 38-е место по сумме чистых активов (75,5 млрд. рублей) и 47-е место по размеру капитала (7,8 млрд. рублей). Банк входит в пятерку крупнейших банков Северо-Западного региона по объему обслуживания физических лиц.

Банк России приказом от 29 октября 2008 г. № ОД-768 возложил функции временной администрации по управлению ОАО «Банк ВЕФК» на Агентство по страхованию вкладов сроком на 6 месяцев. Санация петербургского банка ВЕФК обойдется государству как минимум в 8 млрд. рублей. Эта цифра не окончательна, но она втрое меньше объема вкладов в банке ВЕФК. В случае банкротства банка Агентству по страхованию вкладов пришлось бы расплачиваться с его вкладчиками за счет фонда страхования вкладов, что уменьшило бы его почти на четверть. Часть средств уже перечислена Агентству по страхованию вкладов, которое сейчас занимается проблемным банком. Это позволило решить проблему с возвратом денег вкладчикам, а также с проведением безналичных платежей. «Если в течение десяти дней не найдется инвестор, желающий приобрести банк, то кредитная организация будет рекапитализирована и продана на открытых торгах. Пока агентство оценивает объем неисполненных обязательств банка и параллельно с этим ищет ему покупателя. Переговоры ведутся с несколькими банками».

Вместе с тем первым проблемным банком, для спасения которого Агентство по страхованию вкладов нашло независимого инвестора по новой схеме санации банковского сектора, стал КБ «РБР» (ЗАО). Покупателем выступит финансовая корпорация «Открытие». На санацию банка Агентство по страхованию вкладов направило 8 млрд. рублей. Финансовая корпорация «Открытие» приобретет 100 % акций банка. Проблемы у КБ «РБР» (ЗАО) возникли из-за резкого оттока клиентов. Объем вкладов физических лиц — резидентов в банке за сентябрь 2008 г. сократился на 0,9 млрд. руб. — с 17,1 млрд. рублей до 16,2 млрд. рублей. Отток в октябре только по головному офису в Москве составил около 2 млрд. рублей. При этом основной проблемой банка стала несогласованность активов и пассивов банка по срокам — при формировании пассивной базы на 70 % из вкладов населения основные активы банка представляли собой средне- и долгосрочные кредиты юридическим лицам.

Меры по оздоровлению банков должны максимально защитить интересы кредиторов и вкладчиков. При проведении процедуры оздоровления кредитной организации средства кредиторов и вкладчиков сохраняются в полном объеме вместе с процентами, тогда как при отзыве лицензии у кредитной организации гарантии по возмещению вкладов физическим лицам составляют 700 тыс. рублей, при этом на размещенные в банке денежные средства юридических лиц гарантии не распространяются.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)