Актуализация содержания и проблем социального управления и социальной работы

Современная картина мира претерпевает огромные изменения, которые не могут не отражаться так или иначе на всех сферах жизни и деятельности населяющих планету людей. Исследователи отмечают, что в современном мире осуществляется колоссальная по масштабам и глубине техническая революция, происходят коренные изменения во взаимодействии между обществом и природой. Эти гигантские сдвиги в конечном счете сочетаются с предопределенными ими же мощными интеграционными процессами, нарастающими на всех уровнях: от отдельных хозяйственных очагов в разных странах до субконтинентов (Западная Европа, Северная Америка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия и др.). Одновременно с указанными кардинальными изменениями (и в большей мере на их побудительной основе) во всем мире идет демократизация общественной жизни, обновляются социально-классовые отношения, в которых непримиримые противостояния сдерживаются постепенным распространением реалистичного социального партнерства. В нашей стране происходит активный поворот от административно-плановой модели экономики к рыночно-предпринимательской, в системе социальной защиты складывается обновленная национальная модель, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.

По теме:  Функция координации в менеджменте

Перемены в экономической, политической, социальной, духовной жизни влекут за собой изменения в организации и управлении соответствующими отраслями, в том числе и социальной сферой.

Тенденции организационно-управленческой деятельности в социальной сфере

  1. Интернационализация или взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта, которые стали возможными в результате издания значительного количества работ по этим проблемам, распространения программ обучения социальному менеджменту и социальной работе, широких международных контактов ученых и практиков, создания международных систем информации, активизации деятельности международных неправительственных организаций. Перед организационно-управленческой наукой и практикой в этих условиях возникает немало проблем. Важнейшая из них – уяснение того, что есть общее и особенное в управлении и социальной защите, какие закономерности, формы, методы организационно-управленческой деятельности являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, в чем состоят особенности национального стиля в социальной деятельности, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов в экономической и социальной сферах.
  2. Усиление внимания к различным формам демократизации организационно-управленческой деятельности. Сегодня демократизация претендует на одно из важнейших мест в научной и практической проблематике. Мотивация труда работников посредством собственно организационно-управленческой деятельности занимает центральное место в «новой философии» управления. Суть ее сводится к следующему:
      • децентрализация принятия решений
      • добровольное активное сотрудничество персонала и администрации
      • гуманизация и демократизация процесса труда и отношений
      • обеспечение личной свободы и независимости
      • создание условий для личного совершенствования

    Акцент делается на консенсус, партнерство. И здесь важно преодолеть старые подходы, стереотипы, сложившиеся в прежний период, развить и утвердить взгляд на социальный менеджмент и социальную работу как на комплексные проблемы и деятельность, объединяющую усилия различных, а точнее – всех служб социального комплекса.

  3. Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности, включая техническое и технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий. В материальной сфере речь идет об ориентации на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и получении прибыли по результатам ее реализации, о применении современных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления, а в итоге – удовлетворение потребителей в инновационном продукте. Инструментами выступают, рационализация организационных структур, форм, методов и средств управления на базе повышения качественного уровня всего потенциала организации – кадрового, информационного, технического и т.п. В полной мере это касается социальной сферы. Кроме того, речь идет о совершенствовании человековедческих технологий, использующихся в социальном менеджменте, новых формах организации работы по показанию помощи нуждающимся.
  4. Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности, пожалуй, следует рассматривать как актуальнейшую из актуальных проблем и тенденций: необходимы перемены по многим направлениям работы с кадрами, особенно с учетом грядущей информационной эры, в условиях которой формируется новая социальная группа – когнитариат, ее мощь основывается на использовании интеллекта, а не мускульной силы. Когнитариат, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, является ключевым ресурсом, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей управления. Его социальная функция, согласно современным трактовкам, в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности человеческой деятельности, но и для реализации заложенных в личности потенций саморазвития. Исходя из таких посылок, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как стиль руководства, квалификация и управленческая культура сотрудников, мотивация их поведения и реакция на нововведения, существенно повышается значение организационной культуры, т.е. системы ценностей, норм поведения, установок, принятых в качестве ориентира в данной организации. В системе социального менеджмента особую значимость приобретают нравственно-этические нормы, качество человековедческих технологий, подготовка, переподготовка и развитие кадров социальных служб.
  5. Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки. Эта тенденция и проблема имеет прямое отношение к организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты, развитию ее теории. Научная разработка этих проблем в современных условиях приобретает решающее значение. В структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют специальные звенья, занимающиеся научно-информационным обеспечением социальной защиты населения, внедряются новые формы организации социальной работы.
  6. Социальная работа все в большей мере приобретает системно-комплексный характер, требует усиления координационно-прогностической роли органов управления на всех уровнях системы социальной защиты Республики Беларусь. Для теории и практики социального менеджмента – это особая задача.
  7. Актуальность приобретают проблемы организационно-управленческого обеспечения стандартизации и повышения качества социальных услуг. Определение стандарта как образца, своеобразного эталона в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства и его регионов, предусматривает разработку, принятие и контроль за соблюдением стандартов различных уровней – таких как международные стандарты; национальные (государственные); региональные; частные (локальные) стандарты, адекватные отдельным видам социального обслуживания; стандарты отрасли; стандарты социального учреждения и т.п. Стандарты законодательные (обязательность для выполнения службами и работниками), рекомендательные стандарты (научно-методические рекомендации, комплекс требований к качеству социальных услуг и др. технологические рекомендации и требования).

Итак, социальный менеджмент ощущает на себе те перемены, которые происходят в окружающем нас мире, в организационно-управленческой деятельности. Вместе с тем он имеет свою специфику, свои закономерности, принципы, свой субъект и объект, существенно отличающиеся от управленческой деятельности в других сферах.

Важным здесь является понимание того, что система современной социальной защиты включает:

  • социальную защиту процесса формирования и развития личности
  • социальную защиту среды формирования и развития личности
  • социальную защиту прав человека
  • целевую социальную защиту, выражающуюся в разработке и реализации постоянных и краткосрочных соответствующих социальных программ
  • и т.д.

Каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях.

По теме:  Основные понятия науки менеджмента
Западный и восточный стили управления В мировой практике ведения бизнеса выделяют две модели управления компанией: восточную и западную. Каждая из них имеет характерные особенности, определенные достоинства и недостатки. Возможно, некоторые принципы управления смогут найти применение в рамках вашей организации и, тем самым, позволят увеличить эффективность производства и сбыта. Наиболее ярким примером восточного стиля управления является японская модель ведения бизнесов, для рассмотрения особенностей западного стиля мы обратимся к американским компаниям. Чтобы избежать сравнения этих двух подходов к управлению и четко обозначить характерные черты каждого из них, начнем с представления восточного стиля. Первой и главной особенностью, определяющей остальные принципы управления, является ориентация деятельности на достижение большей эффективности работы организации путем повышения производительности труда сотрудников. Отсюда можно сделать вывод, что основным предметом управления являются трудовые ресурсы. Из этого полож...
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%. Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой ...
Инновационный менеджмент. Сущность и содержание ⚡ Инновационный менеджмент ⚡ — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Он  основывается на следующих ключевых моментах: Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов. Инновационный менеджмент – это управление творческими процессами. Черты инновационного менеджмента в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов- научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инно...
Банковский менеджмент Менеджмент является наукой о наиболее рациональной системе организации и управления. Значимость менеджмента в индустри­ально развитых странах была уже осознана в 30-е гг. XX столетия. Именно тогда эта деятельность превратились в профессию, в область знаний и самостоятельную дисциплину, а социальный слой управленцев — в очень влиятельную общественную силу, постоянно увеличивающаяся роль которой заставила говорить "о революции менеджеров". Первый прорыв в управленческой мысли, произошедший в начале XX столетия, связан с именем Ф. Тейлора ("тейлоризм" основан на положении о том, что управлять можно "научно"). Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулировщшых А. Файолем в рамках "науки администрирования". Согласно А. Файолю, процесс менеджмента состоит из функций планирования, организации, приказов, координации, контроля. В современной литературе управление рассматривается как реа­лизация функций планирования, организац...
Человеческий фактор в менеджменте и его активизация Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами. В первом случае человек управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т.п.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений. Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. ...