Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы

Хотя каждый человек индивидуален, уникален, вне социума, вне общества он не живет и жить не может. Он индивидуален именно в социуме, в системе тех отношений, взаимодействий, которые складываются в данном обществе. Эти связи весьма многообразны и осуществляются на разных уровнях: на уровне индивида, группы, класса, нации и т.д., а также внутри социальных образований. Они складываются в процессе экономической, социальной, политической, духовной деятельности людей, образуя определенные виды человеческого общения, взаимодействия, определенные виды социальных систем, которым присущи свои механизмы регулирования этих взаимодействий, взаимоотношений.

В научной литературе широко обсуждается вопрос соотношения двух понятий, отражающих сущность взаимодействия, взаимоотношений людей в процессе их жизнедеятельности. Это – общественные отношения и социальные отношения.

Большинство авторов принимают позицию, изложенную М.Н. Руткевичем, и рассматривают социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений.

Что же представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения характеризуются как многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Они изменяются в процессе развития общества как в пределах одной формации, так и при переходе от одной общественной формации к другой.

По теме:  Медико‑социальные аспекты теории и практики социальной защиты населения

Общественные отношения являются важнейшим специфическим признаком общества, делают общество системой, объединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений может быть самым разнообразным, так как во взаимоотношения по самым разнообразным проблемам могут вступать самые различные социальные образования: от индивида до больших человеческих сообществ.

Общественные отношения – форма деятельности людей. Они носят надличностный характер, выражают не сугубо личностное положение человека, а, скорее, взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек, т.е. общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с группой, обществом, являются средством включения индивида в общественную практику, социальность. Общественные отношения, порождаемые деятельностью реальных людей, существуют как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

По теме:  Система национальной защиты населения, её принципы

Общественные отношения рассматриваются как определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

В чем же специфика социальных отношений в сравнении с общественными?

М.Н. Руткевич рассматривает социальные отношения как отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества; стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства; социальные отношения всегда присутствуют в экономических, политических и других отношениях, но не исчерпывают их.

Как видим, акцент делается на социальном характере положения людей, т.е. их статусе, равенстве, неравенстве, условиях жизни, на том, что они (социальные отношения) вплетены во все другие отношения, но как самостоятельные – они связаны с социальной сферой жизни общества.

В социальной сфере удовлетворяются жизненные потребности членов общества, складываются социальные отношения и именно на этой основе осуществляется социальное воспроизводство социальных групп и индивидов.

По теме:  Проблемы социального равенства и справедливости

Что же из себя представляет социальная сфера? Каково ее содержательное наполнение, какова структура?

Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов»… Социальная сфера – одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной). Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития – таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.

В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.

По теме:  Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения

Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно также как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, также и социальное как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере) присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального – человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие в воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика) преследует цель всестороннего утверждения социальных ценностей, обеспечения полноправной жизни личности в социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.

Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить прежде всего:

  • людей, (социальную структуру общества) с их потребностями, интересами, социальными ценностями и качествами
  • во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности
  • в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей
  • в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях
По теме:  Гуманистическая сущность национальной модели развития и ее влияние на содержание и эффективность социальной работы

Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:

  1. комплекс условий труда, быта и досуга
  2. степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.)
  3. гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защита прав и достоинств личности и др.
  4. возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения – от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делам
  5. реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите.

По теме:  Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты

Иными словами – знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации – социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.

И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, необходимость учитывать особенности ее составляющих.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.

По теме:  Управленческий персонал социальных служб: назначение и специфика труда

Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды:

  • а) общественные условия жизни людей
  • б) социальные действия людей
  • в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения
  • г) социальные общности, в которые люди объединяются

Социальная среда – явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда – экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда – непосредственное социальное окружение человека – семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.

Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

  • а) по степени общности – человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив
  • б) по целям и способам действия – производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.
  • в) по территориальному признаку – макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.
  • г) по национально-этническому признаку – нация, народность, землячество, национальное объединение
  • д) по демографическим характеристикам – мужская, женская, юношеская, детская, смешанная(люди разных полов и поколений)
  • е) по способам воздействия на личность – экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная
  • ж) по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность – обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая
  • з) по социальной направленности формирующего влияния – социальная, антисоциальная, девиантная
  • и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы – позитивная, нейтральная, негативная
По теме:  Проблемы социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС

Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды – также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.

В практической деятельности это означает, что:

  • Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.
  • Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.
  • В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.
По теме:  Система национальной защиты населения, её принципы

 

Проблемы социального равенства и справедливости Неравенство доходов, сущность проблемы Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В соци­ально-экономическом смысле доходы населения представляют со­бой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своей целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необ­ходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различ­ны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономичес­ком смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем зде...
Система национальной защиты населения, её принципы Направления социальной защиты Развитие международных эко­номических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свой­ством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенацио­нальные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие: социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира неза­висимо от уровня экономического развития разрабатывают ком­плекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы разработка в общемировом масштабе правового обеспечения сис­темы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что...
Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления... Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек‑машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем. Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под с...
Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально‑экономической ситуации в стране, стремление оказать помощь людям. Негосударственная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои социальные программы, источники финансирования, формы и методы работы, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого‑педагогической. Плодотворную работу ведут Белорусский детский фонд (БДФ), комитет «Дети Чернобыля», Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, Белорусское республиканское товарищество «Дети в беде», Белорусская ассоциация многодетных родителей, Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея», белорусский детский «Хоспис» и др. Социальную помощь нуждающимся и больным детям, а также другим категориям нуждающихся ок...
Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях. Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью‑Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета. Пос...