Проблемы социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС

По своим масштабам и нанесенному ущербу авария на Чернобыльской АЭС относится к числу самых крупных техногенных катастроф, происшедших на нашей планете. Самое тяжелое бремя ее последствий легло на плечи Беларуси: 70% радиоактивных веществ выпало на территорию республики.

В результате аварии на загрязненных территориях сложилась неблагоприятная социально‑психологическая ситуация. Катастрофа на ЧАЭС резко сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественных новообразований легких, щитовидной железы, почек, мочевого пузыря, молочной железы. Серьезной стала проблема «чернобыльских детей», подверженных большому количеству заболеваний, многие из которых носят хронический характер. Тревожной остается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частота рождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняется возрастанием мутаций, спровоцированных облучением.

По теме:  Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах

Серьезную опасность представляют последствия психологического плана, которые зачастую лежат в основе психосоматических заболеваний и социальной дезадаптации личности. Проведенные после чернобыльской катастрофы Институтом социологии Академии наук Беларуси исследования свидетельствуют о том, что у большинства людей сформировался устойчивый специфический социально‑радиоэкологический стресс. Особенность его в том, что на обширных территориях и у большого количества людей возникает и не уменьшается со временем ощущение тревоги из‑за высокой степени риска для здоровья своего и своих детей, для своего будущего, что способствует долговременности и хроническому характеру специфических психогенных расстройств.

Особую озабоченность вызывают стрессовые состояния детей, у которых вследствие аварии на ЧАЭС сформировался высокий уровень тревожности, предрасположенность к восприятию многих ситуаций как угрожающих. Прогрессируют трудности в социальной адаптации, конфликтность и агрессивность, чувство отчужденности и отверженности; неуверенность в общении, боязнь насмешек, чрезмерная резкость и протест, неудовлетворенность отношениями в семье и школе.

По теме:  Этические принципы социальной работы как условие повышения ее эффективности

Помимо этого наблюдается тенденция формирования в сознании детей так называемой «психологии жертвы», которая выражается, с одной стороны, в действительном нанесении ущерба их здоровью, а с другой – в идеализации ситуации до аварии; обвинении в недостаточности или полном отсутствии необходимой помощи и соответственно в пассивном ожидании помощи от других, в преобладании в детской и подростковой среде иждивенческих, потребительских настроений, приводящих к формированию негативных установок.

Значительных масштабов достигла социально‑экономическая проблема людей, ставших жертвами аварии на ЧАЭС: значительно ухудшилось питание семей, наблюдается нехватка жилья, денежных средств для восстановления нормального социального функционирования в чистых зонах и т.д.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия вызвали кардинальные изменения в динамике миграционных потоков населения в пострадавших от радиации регионах Беларуси. По психологическому фактору переезд является дополнительным стрессогенным фактором, нередко более сильным, чем сама катастрофа. Необходимость временно или навсегда оставить место постоянного проживания, родной дом создает дополнительные условия для переживаний.

По теме:  Социальная защита и социология: эффект взаимодействия

У большинства людей, проживающих на загрязненных территориях или вынужденных оставить их, существенно меняется образ жизни. Многие из переселенцев оказались совершенно неготовыми к восприятию таких сокрушительных перемен в своей судьбе, как нарушение внутрисемейных связей, неопределенность жизненных перспектив, сложности с трудоустройством и адаптацией к новому месту жительства.

Зафиксированы случаи возвращения переселенцев в родные места, причем не только пожилых людей, но и молодежи. В такой ситуации положительные результаты адаптационного процесса зависят как от материальной помощи, которой обеспечиваются мигранты, так и от их личностных качеств, возможностей и наличия внутренних ресурсов при адаптации к новым условиям. Материальная помощь, выделение квартир и предоставление работы не всегда решают трудности личностного плана тех, у кого процесс социально‑психологической адаптации протекает более болезненно.

По теме:  Теоретические концепции и модели социальной работы, их специфика и роль в человекозащитной деятельности в Республике Беларусь

Потоки беженцев в известной степени усугубляют различного рода социальные проблемы и создают ряд негативных последствий для общества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняют внутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к ним со стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередко миграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов, криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падение уровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности.

Для преодоления разноплановых последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуются такие программы как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Дети Чернобыля».

По теме:  Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь
Проблемы социального равенства и справедливости Неравенство доходов, сущность проблемы Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В соци­ально-экономическом смысле доходы населения представляют со­бой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своей целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необ­ходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различ­ны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономичес­ком смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем зде...
Система национальной защиты населения, её принципы Направления социальной защиты Развитие международных эко­номических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свой­ством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенацио­нальные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие: социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира неза­висимо от уровня экономического развития разрабатывают ком­плекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы разработка в общемировом масштабе правового обеспечения сис­темы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что...
Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления... Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек‑машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем. Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под с...
Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально‑экономической ситуации в стране, стремление оказать помощь людям. Негосударственная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои социальные программы, источники финансирования, формы и методы работы, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого‑педагогической. Плодотворную работу ведут Белорусский детский фонд (БДФ), комитет «Дети Чернобыля», Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, Белорусское республиканское товарищество «Дети в беде», Белорусская ассоциация многодетных родителей, Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея», белорусский детский «Хоспис» и др. Социальную помощь нуждающимся и больным детям, а также другим категориям нуждающихся ок...
Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях. Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью‑Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета. Пос...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика