Социальные проблемы инвалидов

Проблема социальной защиты людей с ограничениями жизнедеятельности вследствие различных дефектов здоровья и нарушений психофизического развития весьма актуальна в теоретическом и практическом отношении.

По данным ЮНЕСКО 10% населения земного шара является инвалидами. Доля инвалидов в нашей республике составляет 4,6%—4,8%. Меньший в два раза показатель по сравнению с данными международных организаций объясняется иными подходами к определению инвалидности в странах бывшего СССР. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 478004 инвалидов, что является весьма внушительной цифрой для нашего государства. Сложившаяся в республике неблагополучная экономическая, социальная и экологическая обстановка провоцирует возникновение хронических заболеваний, появление наследственной патологии, высокий уровень травматизма. Темпы роста числа инвалидов ныне превышают темпы роста трудовых ресурсов.

По теме:  Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения

Высока и детская инвалидность. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 3% детей рождается с недостатками интеллекта, 10% ‑ с другими психофизическими нарушениями. Всего в мире около 200 млн. детей с ограниченными возможностями. В Республике Беларусь свыше 370 тыс. детей имеют различные нарушения физического, психического развития и соматического здоровья, что ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной недостаточности.

Для того, чтобы людям с ограниченными возможностями реализовать свое право на труд и экономическую независимость, необходима продуманная система мер социальной защиты, комплексной медико‑социальной, и в последующем профессиональной реабилитации.

Государственная политика Республики Беларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.

По теме:  Теоретико‑организационные аспекты социальной защиты женщин и гендерная политика государства

Для координации политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящих Законов, Правительством республики образован Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Состав совета формируется из первых лиц министерств и ведомств, занимающихся вопросами социального обеспечения, здравоохранения, занятости, транспорта, связи, жилищного строительства, образования, культуры и планирования; организаций инвалидов и других неправительственных организаций. Возглавляет совет первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь.

Понятие «инвалид» определено в Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», принятом Верховным Советом Республики Беларусь 11.11.91 г. Настоящий Закон впервые рассматривает инвалидность в зависимости от ограничений жизнедеятельности человека, а не от трудоспособности, как определялось ранее. Таким образом, «инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

По теме:  Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы

Государственные органы Республики Беларусь гарантируют получение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство. В Законе определены основы правового положения инвалидов, в соответствии с которыми инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой социально‑экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Декларации а правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону.

Впервые Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» закрепил обязательность составления в Медико‑реабилитационных экспертных комиссиях (МРЭК) индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Таким образом, медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных организаций инвалидов.

По теме:  Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента

Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи. Данная программа является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования.

В Законе «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике Беларусь», определены основные понятия, связанные с реабилитацией инвалидов, а также приведены их определения:

  • предупреждение инвалидности ‑ система медицинских, гигиенических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на предупреждение (профилактику) или уменьшение частоты и тяжести инвалидности
  • реабилитация ‑ процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости
  • медицинская реабилитация ‑ процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм
  • медико‑профессиональная реабилитация ‑ процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней
  • профессиональная реабилитация ‑ система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции
  • трудовая реабилитация ‑ процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте
  • социальная реабилитация ‑ система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества
По теме:  Этические принципы социальной работы как условие повышения ее эффективности

Таким образом, основными задачами законодательства Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов является:

  • разграничение компетенции в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов между органами государственной власти
  • создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов
  • обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию
  • определение прав, обязанностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношений юридических и физических лиц в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов
  • участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов

Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей.

По теме:  Проблемы социального равенства и справедливости

Система социальной защиты инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Особо важным аспектом деятельности современного государства можно назвать профилактику инвалидности, включающую в себя обеспечение своевременного лечения больных, здорового образа жизни населения, безопасных условий труда, создание экологически безопасных условий проживания населения.

Решение проблем, связанных с инвалидностью, возможно лишь при совместных действиях государственных структур и общества. Сегодня плодотворно работают многие общественные организации инвалидов. Из всего обилия общественных образований, численность которых возросла в последние годы, следует выделить три основные, обладающие системным характером организации социальной защиты инвалидов. Это такие организации, как Белорусское общество инвалидов (БелОИ), Белорусское общество инвалидов по зрению (БелТИЗ) и Белорусское общество глухих (БелОГ). Эти организации оказывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию их в общество. В структуре вышеперечисленных общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры. Безусловно, характер оказываемой помощи различен и продиктован специфическими проблемами членов данных организаций.

По теме:  Управленческий персонал социальных служб: назначение и специфика труда

Проблемы инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские, профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватное оказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мер должен преследовать одну цель – расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями, реинтеграцию (интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг.

Проблемы социального равенства и справедливости Неравенство доходов, сущность проблемы Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В соци­ально-экономическом смысле доходы населения представляют со­бой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своей целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необ­ходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различ­ны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономичес­ком смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем зде...
Система национальной защиты населения, её принципы Направления социальной защиты Развитие международных эко­номических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свой­ством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенацио­нальные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие: социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира неза­висимо от уровня экономического развития разрабатывают ком­плекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы разработка в общемировом масштабе правового обеспечения сис­темы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что...
Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления... Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек‑машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем. Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под с...
Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально‑экономической ситуации в стране, стремление оказать помощь людям. Негосударственная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои социальные программы, источники финансирования, формы и методы работы, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого‑педагогической. Плодотворную работу ведут Белорусский детский фонд (БДФ), комитет «Дети Чернобыля», Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, Белорусское республиканское товарищество «Дети в беде», Белорусская ассоциация многодетных родителей, Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея», белорусский детский «Хоспис» и др. Социальную помощь нуждающимся и больным детям, а также другим категориям нуждающихся ок...
Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях. Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью‑Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета. Пос...