Взаимосвязь социальной работы и психологии: теоретический и прикладной аспекты

Социальную работу и психологию «роднит», прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во‑вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В‑третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.

Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельности, представляют собой целостность «человека в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и её способности к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременно:

  • во-первых, создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида
  • во-вторых, целенаправленное «задействование» всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также (что самое главное) сформируют у него позитивный личностный опыт
По теме:  Этические принципы социальной работы как условие повышения ее эффективности

Исходя из такого взгляда на объект социальной работы наблюдается необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним и т.д.

Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом, более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем, в том числе, представление о:

  • его индивидуально половых и индивидуально типических свойствах (конституция, нейродинамические характеристики)
  • психодинамических свойствах (темперамент, сенситивность)
  • актуальной структуре его потребностей, являющихся движущей силой его поведения и жизнедеятельности вообще
  • мотивации его личности, объясняющей именно то поведение, которое он реализует в данный конкретный жизненный период
  • его способностях, от которых зависят и которыми, в том числе, определяются его возможности
  • базовых характеристиках его характера, которые определяют его отношение к миру вообще, к другим людям и самому себе
  • особенностях самосознания, которые выражаются в специфике саморегуляции поведения
  • направленности его личности, которое выражается в успешности его деятельности в определенных сферах
По теме:  Система национальной защиты населения, её принципы

Эффективность взаимодействия социального работника с клиентом зависит от владения специалистом современными психологическими теориями личности, которые можно получить в системе психологической науки.

Эффективность работы специалиста по социальной работе зависит от:

  • знаний и умелого применения этих знаний в деятельности
  • владения технологиями социальной работы
  • наличия у него личностных качеств, позволяющих достигать успеха в работе

Каждая их трех составляющих, названных выше, включает в себя психологическую составляющую, а именно:

  • психологические знания человека (общая психология, психология личности)
  • специфика его жизнедеятельности в различные возрастные периоды (психология развития)
  • закономерности взаимодействия индивида с другими людьми, группами и общества в целом (социальная психология)
  • знания психологии людей, имеющие особенности в личностном развитии (специальная психология, медицинская психология, психология девиантного поведения) и т.д.
  • владение навыками взаимодействия и воздействия на человека, нуждающегося в помощи (навыками общения с ним, способами влияния на него, ведения переговоров с ним или от его имени с другими людьми или структурами, управления профессиональной ситуацией и т.д.)
  • наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности
По теме:  Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента

3 основные группы, в которые объединены личностные качества социального работника:

  • а) психофизиологические характеристики (психические процессы – восприятие, память, воображение, мышление; психические состояния – усталость, апатия, стресс, тревожность и др.)
  • б) психологические качества, характеризующие специалиста по социальной работе как личность – характеристики Я-концепции, самоконтроль, самокритичность, направленность его личности и др.
  • в) качества, позволяющие успешно общаться с клиентом, а также успешно воздействовать на него с образовательными, профилактическими или коррекционными целями – коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и др.

Важно помнить, что, во‑первых, все профессиональные средства, применяющиеся в деятельности специалиста по социальной работе, используются человеком по отношению к другому человеку и это, безусловно, требует, по меньшей мере, учета психологических особенностей взаимодействующих; во‑вторых, в социальной работе активно применяются средства, которые сформировались в психологической теории, а в дальнейшем были адаптированы в психосоциальную практику. Основными среди них являются:

  • психодинамическая модель индивидуальной и групповой психокоррекционной работы, сформировавшаяся на основе теории З. Фрейда, а также его последователей и «отступников» — К. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, К. Хорни, Э. Фромма и т.д.
  • бихевиористская (поведенческая) практика работы с клиентом, основывающаяся на модификации поведения, практикой социализации и практически развивая психологические теории А. Бандуры, Дж. Роттера и др.
  • экзистенционально‑гуманистический подход к психосоциальной практике, основу которого заложили А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, рассматривающие человека, в том числе и попавшего в трудную ситуацию, как уникальную личность, которая обнаруживает в течение всей жизни способность формировать и приобретать свое отношение к самому себе, к другим людям, к миру в целом
По теме:  Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах

Основные функции, которые реализуются психологической теорией и практикой в теории и практике социальной работы

  1. Теоретическая, заключающаяся в установление устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, групповыми явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны
  2. Методологическая, которая выражается в использовании психологических теорий для исследования социальных явлений и процессов, конструирования и проектирования методов коррекции личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности
  3. Объяснительная, на основе которой можно объяснить поступки человека и выбрать стратегию и тактику социальной работы
  4. Прогностическая состоит в определении перспективных личностных изменений, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности
Проблемы социального равенства и справедливости Неравенство доходов, сущность проблемы Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В соци­ально-экономическом смысле доходы населения представляют со­бой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своей целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необ­ходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различ­ны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономичес­ком смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем зде...
Система национальной защиты населения, её принципы Направления социальной защиты Развитие международных эко­номических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свой­ством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенацио­нальные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие: социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира неза­висимо от уровня экономического развития разрабатывают ком­плекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы разработка в общемировом масштабе правового обеспечения сис­темы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что...
Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления... Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек‑машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем. Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под с...
Добровольческие организации в системе социальной защиты Республики Беларусь Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально‑экономической ситуации в стране, стремление оказать помощь людям. Негосударственная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои социальные программы, источники финансирования, формы и методы работы, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого‑педагогической. Плодотворную работу ведут Белорусский детский фонд (БДФ), комитет «Дети Чернобыля», Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, Белорусское республиканское товарищество «Дети в беде», Белорусская ассоциация многодетных родителей, Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея», белорусский детский «Хоспис» и др. Социальную помощь нуждающимся и больным детям, а также другим категориям нуждающихся ок...
Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях. Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью‑Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета. Пос...