Комментарий к главе 4 «Исполнение наказания в виде общественных работ» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь

Порядок исполнения наказания в виде общественных работ

Общественные работы как самое мягкое наказание впервые введены в систему наказаний с принятием Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) в 1999 году. Согласно ст. 49 УК сущность общественных работ состоит в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества. Общественные работы предусмотрены более чем в 50 санкциях статей Особенной части УК, что составляет свыше 8% от всех санкций. Назначается это наказание как в качестве основного, так и в качестве дополнительного за преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие преступления. С 2001 по 2010 годы было осуждено свыше 22 тысяч к общественным работам в качестве основного наказания. В среднем ежегодно они применялись за указанный период к 2,20% осужденных. При этом в 2010 году удельный вес данного наказания в числе других основных наказаний значительно вырос (если в 2008 и 2009 годах к общественным работам было осуждено соответственно 1,3 и 2,8%, то в 2010 году — 7,7% лиц). В качестве дополнительного наказания общественные работы почти не применяются. За весь указанный период они были назначены 6 осужденным.

Исполнение общественных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. При этом под местом жительства понимается город, район, поселок и т.п., в котором проживает осужденный. Соответственно по месту жительства осужденного должны находиться объекты, определяемые для отбывания данного наказания.

При выборе объекта для отбывания наказания в виде общественных работ учитывается также возможность осужденного ежедневно возвращаться к месту своего жительства. Поэтому объект может находиться и в другом районе в городе либо в ином населенном пункте. Однако желательно определять объект, находящийся на более приближенной к месту жительства осужденного территории.

Объекты, то есть организации, в которых отбываются общественные работы, определяются местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами, местной администрацией — на территории района в городе) по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Конкретный вид работы (ее содержание и характер), которую должен выполнить осужденный в течение установленного судом срока, определяется непосредственно самой организацией, но по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Как правило, эта работа не требует специальной квалификации (уборка мест общего пользования, работа в качестве грузчиков на стройках или на других объектах, земляные работы, работа в качестве санитаров в больнице и т.п.). Однако это не означает, что осужденный не может использоваться на работе в соответствии с его специальностью либо профессией. И если такая возможность имеется, осужденному предоставляется работа, соответствующая его специальности. Например, осужденный, имеющий специальность слесаря, может быть использован на работе в жилищно-эксплуатационной службе, расположенной по его месту жительства или в ином районе.

В части 2 статьи 23 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК) предусмотрен срок, не позднее которого осужденные должны быть привлечены к общественным работам, — это 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). В соответствии со ст. 401 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь кроме копии вступившего в законную силу приговора суда о назначении осужденному наказания в виде общественных работ, в уголовно-исполнительную инспекцию должно поступить письменное распоряжение об исполнении приговора. А в случае изменения приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном или надзорном порядке к копии приговора прилагаются копии определения или постановления суда кассационной или надзорной инстанции.

В течение указанного времени осужденный должен быть вызван в уголовно-исполнительную инспекцию и поставлен на учет.

Согласно Инструкции по организации работы уголовно-исполнительных инспекций, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.08.2006 N 211, распоряжение суда с копией приговора (определения, постановления) регистрируются в день их поступления в органы внутренних дел в журнале входящих документов, а после наложения резолюции начальником ОВД или его заместителем — в журнале учета осужденных к общественным работам.

В таком же порядке регистрируются личные дела осужденных, поступившие из других инспекций, в связи с изменением осужденными места жительства.

О принятии приговора к исполнению инспекция не позднее десяти суток со дня его поступления направляет в суд, вынесший приговор, извещение, в котором сообщает о дате получения копии приговора (определения, постановления) суда, а также о том, что приговор принят к исполнению.

Учет осужденных уголовно-исполнительная инспекция осуществляет посредством ведения журнала учета, в котором указываются фамилия, имя и отчество осужденного, год рождения, когда, каким судом и по какой статье УК он был осужден, дата вступления приговора в законную силу, срок назначенных судом общественных работ, дата постановки лица на учет в уголовно-исполнительной инспекции и дата направления в суд представления об освобождении осужденного от наказания.

К формам учета относятся также личное дело, оформляемое на каждого осужденного, в которое заносятся те же данные, что и в журнал учета, а также учетная карточка на осужденного, главное назначение которой — ежедневное фиксирование фактически отработанного осужденным времени (дата, количество фактически отработанных часов). В учетную карточку заносятся также иные сведения, имеющие значение для исполнения приговора (даты вызова и явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию, объявление и исполнение привода, сведения о примененных мерах взыскания, об изменении места работы или жительства осужденного и др.). Учетная карточка оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в картотеке инспекции, а второй — направляется нанимателю по месту отбывания осужденным общественных работ.

В обязанности уголовно-исполнительной инспекции входит также разъяснение осужденному порядка и условий отбывания наказания. Для этого осужденный после постановки его на учет вызывается в инспекцию для проведения с ним беседы, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказать положительное воздействие на осужденного.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка о том, что он будет выполнять обязанности, установленные ст. 9 УИК, а также соблюдать условия отбывания данного наказания, предусмотренные ст. 24 УИК. Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции должен проинформировать осужденного об ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания и об уголовной ответственности за злостное уклонение от его отбывания в соответствии со ст. 419 УК.

После проведения указанных мероприятий уголовно-исполнительная инспекция оформляет и выдает осужденному направление в соответствующую организацию, где должно отбываться данное наказание.

После оформления соответствующих документов на осужденного инспекция направляет нанимателю по месту отбывания наказания извещение с указанием наименования организации, должности, фамилии и инициалов ее руководителя, в котором указываются данные осужденного (его фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, место его прежней работы и должность), а также каким судом, когда, по какой статье УК осужден к общественным работам, на какой срок. В извещении также указывается, что на администрацию организации по месту отбывания осужденным наказания в виде общественных работ возложен контроль за выполнением им определенных для него работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве ежедневно отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Администрация организации обязана ежемесячно высылать в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного копию табеля рабочего времени.

Организация в свою очередь должна оформить и выслать в трехдневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию подтверждение с указанием вида общественных работ, которые должен выполнять осужденный, и его должности.

Кроме указанного извещения, уголовно-исполнительная инспекция высылает в организацию учетную карточку на осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция обязана проверять правильность исполнения приговора. Периодичность такой проверки — не реже одного раза за весь период отбывания назначенного срока наказания. По результатам проверки составляется в двух экземплярах акт проверки, один из которых остается в организации, а второй с отметкой представителя нанимателя об ознакомлении хранится в деле переписки.

В обязанности уголовно-исполнительной инспекции входят также контроль за поведением осужденного в период отбывания наказания и ведение суммированного учета фактически отработанного им времени. Для ведения такого учета сотрудники инспекции ежемесячно заносят в учетную карточку осужденного, которая находится в инспекции, сведения о количестве ежедневно отработанных осужденным часов на основании заверенных копий табелей рабочего времени, представляемых администрацией организации, где отбывают наказание осужденные.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ

В обязанности осужденного к общественным работам входит не только труд на определенном ему объекте в течение установленного судом срока, но и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации, в которой он должен работать, добросовестное отношение к труду. Администрация соответствующей организации должна ознакомить осужденного при приеме его на работу с правилами внутреннего трудового распорядка, а также с правилами техники безопасности, промышленной санитарии и иными правилами, связанными с выполняемой работой.

Добросовестное отношение к труду означает строгое соблюдение всех предписаний, касающихся выполнения соответствующей работы, выполнение планируемого объема работы в соответствующие сроки, соблюдение трудовой дисциплины в период выполнения общественных работ, в том числе явка на работу и уход с работы в строго назначенное время.

При изменении места жительства как в пределах населенного пункта, так и при выезде за его пределы осужденный обязан поставить в известность об этом уголовно-исполнительную инспекцию, которая должна выслать в соответствующий орган по новому месту жительства осужденного его личное дело и копию учетной карточки, заверенную печатью ОВД и подписью сотрудника инспекции. При этом также должен быть решен вопрос об изменении места отбывания общественных работ, если по предыдущему месту работы в силу его отдаленности от нового места жительства такое отбывание не представляется возможным.

Предоставление осужденному по основному месту работы трудового отпуска, равно как и наступление каникул у учащихся, в том числе и у студентов, не является основанием приостановления исполнения наказания в виде общественных работ.

Если осужденному к общественным работам в период их отбывания предоставляются социальные отпуска в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера, то на период таких отпусков приостановление исполнения наказания осуществляется обязательно. От осужденного требуется в таких случаях, чтобы он уведомил уголовно-исполнительную инспекцию о предоставлении ему отпуска, подтвердив это соответствующими документами (например, приказом администрации по месту работы).

Если в период исполнения общественных работ осужденная достигнет 55-летнего, а осужденный — 60-летнего возраста, если женщина забеременеет, если лицу будет предоставлен отпуск по уходу за ребенком, либо осужденный будет в установленном порядке признан инвалидом I или II группы, либо он будет призван в армию, или заболеет активной формой туберкулеза, то согласно ч. 5 ст. 49 УК лицо подлежит освобождению от дальнейшего отбывания наказания. В таких случаях уголовно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Причем согласно ч. 8 ст. 187 УИК в случае беременности женщины, отбывающей наказание в виде общественных работ, инспекция направляет в суд представление о ее досрочном освобождении от отбывания наказания с момента предоставления отпуска по беременности и родам. Одновременно с представлением в суд направляются личное дело осужденного с подтверждающими документами (заключение ВТЭК при получении инвалидности, справка врача-гинеколога о беременности женщины и др.). Суд решает вопрос об освобождении осужденного от наказания.

Исчисление срока наказания в виде общественных работ

Согласно ч. 2 ст. 49 УК общественные работы могут быть назначены судом в пределах от 60 до 240 часов и отбываться не свыше 4 часов в день осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы. Несовершеннолетним, достигшим ко дню постановления приговора 16-летнего возраста, данный вид наказания может быть назначен в пределах от 30 до 180 часов. Продолжительность исполнения этого наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю (ст. 110 УК).

Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный фактически работал на определенном для него объекте.

4 часа — максимально допустимое время в день, в течение которого осужденный, обучающийся в учреждении образования либо имеющий постоянное место работы, может быть занят на общественных работах. Превышение этого времени в день недопустимо в любом случае. Это касается, прежде всего, выходных дней и дней, когда осужденный не занят на учебе или основной работе (например, имеет отгул, находится в трудовом отпуске). В рабочие дни УИК ограничивает для осужденного время выполнения общественных работ. Он вправе работать не более двух часов до работы или учебы либо не более двух часов после работы или учебы. Однако по просьбе самого осужденного указанное время может быть продлено до четырех, но не более часов. Желательно, чтобы такая просьба была оформлена в письменном виде. В течение же недели время, затраченное на общественные работы, как правило, не может быть менее 12 часов.

Таким образом, указанные пределы свидетельствуют о том, что осужденный за неделю должен отработать как минимум 12 часов, что соответствует двум часам в каждый рабочий день, считая субботу. Но он вправе отработать за неделю (по его желанию) 28 часов, если каждый день будет работать по 4 часа.

Если же осужденный не обучается в учреждениях образования и не имеет постоянного места работы, общественные работы с его согласия могут отбываться свыше 4 часов, но не более 8 часов в день.

В части третьей статьи 25 УИК предусмотрены льготные пределы отбывания указанного наказания несовершеннолетним. Если несовершеннолетний осужденный не занят на учебе или основной работе (например, в выходные дни и т.п.), то время общественных работ в эти дни не может превышать трех часов в день. В рабочие же или учебные дни он может быть занят на общественных работах не более двух часов в день, но не более трех дней в неделю. Таким образом, максимально несовершеннолетний осужденный в неделю может быть занят на общественных работах 12 часов, если у него два выходных дня. При одном выходном дне он может быть занят на работах лишь 9 часов. Четкого минимального предела в часах отработанного времени общественных работ для несовершеннолетних в неделю, как это определено для взрослых, не установлено. Уголовно-исполнительная инспекция должна контролировать, чтобы не было превышения установленных пределов отработки общественных работ несовершеннолетним в течение каждого дня.

Установленное в ч. 2 ст. 25 УИК время отбывания общественных работ для совершеннолетних осужденных — 12 часов в неделю может быть уменьшено уголовно-исполнительной инспекцией в том случае, если будут иметь место уважительные причины. Такими причинами могут быть признаны болезнь самого осужденного или его родственников, другие обстоятельства, препятствующие исполнению наказания в установленных пределах, выпускные экзамены в учебном заведении и т.п. К уважительным причинам следует относить и отсутствие в организации, в которой отбывается наказание, необходимого объема работы на соответствующее время.

Обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ

Контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, осуществляемый администрацией организации по месту отбывания наказания, означает контроль за выполнением соответствующего объема и качества работ, которые определены осужденному, в строго установленные сроки, а также контроль за соблюдением осужденным требований внутреннего трудового распорядка.

Учет времени, отведенного для работы, ведется работником администрации организации, на которого возложены такие обязанности. Как правило, это непосредственный руководитель, в подчинении которого находится осужденный на время отбывания наказания.

Отработанное время в часах заносится нанимателем ежедневно в учетную карточку осужденного на основании табеля рабочего времени. После истечения каждого месяца сведения об отработанных осужденным часах за месяц администрация направляет в уголовно-исполнительную инспекцию. Такие сведения представляются в виде заверенных копий табелей рабочего времени. В случае уклонения осужденного от отбывания наказания администрация организации обязана немедленно сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию.

Под уклонением от отбывания наказания в виде общественных работ понимаются невыход осужденного без уважительных причин на работу, иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ. Нарушение трудовой дисциплины оценивается на основании норм трудового законодательства, в том числе и правил внутреннего трудового распорядка, принимаемых в соответствии с Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 N 46.

К таким нарушениям относятся, например, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, преждевременный уход с работы, опоздание на работу, невыполнение в указанный срок установленного объема работы (при условии наличия возможности его выполнить), умышленное нарушение правил охраны труда и др.

В случаях неуведомления инспекции нанимателем о количестве ежедневно отработанных часов либо об уклонении осужденного от отбывания наказания инспекция вносит руководителю организации представление, а в случае систематического непредставления таких сведений вносит представление прокурору о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

После отбытия наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в организацию сообщение о том, что осужденный отбыл наказание в виде общественных работ.

В ч. 3 ст. 26 УИК указано, что в случае причинения осужденному увечья, связанного с отбыванием наказания в виде общественных работ, возмещение ему вреда производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок возмещения вреда регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности» (далее — Указ N 530).

Однако возмещение вреда согласно Указу N 530 возможно в том случае, если с работником был заключен трудовой договор (контракт). При заключении трудового договора на определенный срок администрация организации должна оговорить, что работа будет выполняться бесплатно. Наряду с этим должен быть решен вопрос об отчислении в Фонд социальной защиты населения страхового взноса. Этот вопрос требует законодательного урегулирования.

Ответственность осужденных, отбывающих наказание в виде общественных работ

Если осужденный нарушает порядок и условия отбывания наказания в виде общественных работ, которые выражаются в несоблюдении трудового распорядка, нарушении трудовой дисциплины и других нарушениях, касающихся непосредственно работы, администрация организации, в которой отбывается наказание, обязана сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Если нарушения выражаются, например, в неявке осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет, в отказе приступить к работе, несообщении в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства и др., то инспекция принимает соответствующие меры. Например, она может на основании постановления обеспечить принудительный привод осужденного, если он без уважительных причин не является по вызову в инспекцию, осуществить первоначальные мероприятия по розыску осужденного, местонахождение которого не известно, объявить в розыск осужденного, скрывшегося с места жительства, провести беседу с осужденным, если он нарушил правила внутреннего трудового распорядка. При нарушении порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция выносит официальное предупреждение об ответственности осужденного, в котором указывается конкретно, какие и сколько было допущено им нарушений, какие меры к нему применялись. При этом осужденный предупреждается, что в случае повторного нарушения условий и порядка отбывания наказания он будет признан злостно уклоняющимся от отбывания данного наказания и привлечен к уголовной ответственности. Официальное предупреждение объявляется осужденному под роспись.

Если осужденный злостно уклоняется от отбывания общественных работ, начальник уголовно-исполнительной инспекции докладывает рапортом начальнику органа внутренних дел о необходимости привлечения осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст. 419 УК. В случае осуждения за совершение преступления, предусмотренного ст. 419 УК, лицо снимается с учета инспекции на основании копии приговора суда, вступившего в законную силу.

Злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ

В статье 28 УИК фактически закреплены признаки объективной стороны преступления, предусмотренного в ст. 419 УК, — злостного уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ. Объективную сторону этого преступления образуют следующие альтернативные деяния:

  1. невыход на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;
  2. совершение более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иных нарушений трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;
  3. скрытие с целью уклонения от отбывания наказания.

Данный перечень форм злостного уклонения от отбывания общественных работ является исчерпывающим.

Невыход на общественные работы без уважительных причин имеет место в том случае, если осужденный после его официального предупреждения не вышел на работу три и более раза при отсутствии уважительных причин.

Наличие уважительных причин невыхода на работу должно быть подтверждено официальными документами, представляемыми в уголовно-исполнительную инспекцию. Уважительными причинами признаются болезнь осужденного или его близких, какие-либо чрезвычайные обстоятельства (пожар, наводнение и т.п.). Исчисление количества невыходов на работу начинается со дня объявления осужденному официального предупреждения.

К иным нарушениям трудовой дисциплины следует относить появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, преждевременный уход с работы, невыработку соответствующего объема работы при условии возможности его выполнить, умышленное нарушение правил техники безопасности, повреждение рабочих инструментов, инвентаря с целью уклониться от работы и т.п.

Поскольку невыход на работу является также нарушением трудовой дисциплины, то невыход на работу и иные нарушения трудовой дисциплины (в любом сочетании не менее трех самостоятельных фактов нарушения) могут быть признаны злостным уклонением от отбывания общественных работ (например, два факта невыхода на работу и один факт появления на рабочем месте в состоянии опьянения или один факт невыхода на работу, один факт появления на рабочем месте в состоянии опьянения и один факт грубого нарушения правил техники безопасности и т.п.).

Скрывшимся с целью уклонения от отбывания наказания следует считать осужденного, который изменил место жительства, умышленно, с целью сокрытия, не поставив в известность уголовно-исполнительную инспекцию, либо иным образом скрывается с целью уклонения от отбывания наказания (например, проживает по прежнему месту жительства, но не выходит на работу и уклоняется от каких-либо контактов с уголовно-исполнительной инспекцией).