Комментарий к главе 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено ст. 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Оно может быть назначено в качестве как основного, так и дополнительного наказания на срок от одного года до пяти лет. Сущность этого наказания состоит в запрете осужденному в период установленного судом срока занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Конкретно, какие должности запрещено занимать осужденному либо какой деятельностью запрещено ему заниматься, указывается в приговоре суда.

В качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в альтернативе с другими наказаниями в более чем 90 санкциях (14% от общего количества санкций УК). Как дополнительное наказание оно предусмотрено в 20% санкций.

В 2010 году данное наказание в качестве основного было назначено 1606 осужденным, что составило от общего количества осужденных 2,6%.

В качестве дополнительного это наказание было назначено в 2010 году 3290 осужденным, что составило 5,4%.

Следует отметить рост удельного веса данного наказания, применяемого в качестве основного, в 2010 году по сравнению с предыдущими годами: в 2007 — 2009 годах он составил соответственно 0,3; 0,6 и 1,9% осужденных. Возрос удельный вес этого наказания, применяемого и в качестве дополнительного: в указанные годы он составил соответственно 1,6; 2,2 и 2,9% осужденных.

Если указанное наказание назначено в качестве основного либо оно назначено как дополнительное к мерам уголовной ответственности в виде отсрочки исполнения наказания (ст. 77 УК) или условного неприменения наказания (ст. 78 УК), его исполнение осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного.

Исполнение данного наказания, назначенного в качестве дополнительного к исправительным работам, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции по месту расположения предприятия, учреждения или организации, в которой работает осужденный.

В период же отбытия указанных наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы, исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осуществляется органами и учреждениями, исполняющими основное наказание. К таким органам и учреждениям относятся арестные дома, исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы, выполняющие в определенных случаях функции исправительных учреждений) и исправительные учреждения открытого типа. При этом администрация данного учреждения не вправе привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено в связи с назначением судом в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При осуждении лица к направлению в дисциплинарную воинскую часть исполнение рассматриваемого дополнительного наказания возлагается на командование воинской части. Соответственно на командование воинской части по месту прохождения осужденным военной службы возлагается исполнение указанного наказания, назначенного в качестве дополнительного к ограничению по военной службе (ст. 53 УК).

Перед освобождением от основного наказания — за двадцать дней до окончания срока основного наказания, связанного с лишением или ограничением свободы, а при условно-досрочном освобождении от наказания или замене наказания более мягким — в день освобождения администрация органа или учреждения, в котором осужденный отбывает основное наказание, направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства копию приговора суда и справку, в которой наряду с указанием даты освобождения осужденного, родственных и иных связей обязательно должно быть указано, какие должности лицу запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, осуществляемое уголовно-исполнительной инспекцией, заключается:

  1. в учете осужденных;
  2. в контроле за соблюдением ими запретов, установленных приговором суда в части занятия определенной должности или определенной деятельностью;
  3. в проверке выполнения предписаний приговора суда администрацией организаций по месту работы осужденных либо органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности;
  4. в организации проведения воспитательной работы с осужденными;
  5. в организации проведения иных мероприятий, связанных с контролем за исполнением приговора суда в части отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Данные виды учета и контроля отражаются в следующих основных документах:

  1. журнале учета осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  2. личном деле осужденного.

Учет осужденных начинается с момента поступления копии приговора в инспекцию, которая ведет специальный журнал учета осужденных к указанному виду наказания. В журнале указываются данные на осужденного (фамилия, имя, отчество, год рождения, когда, каким судом, по какой статье УК он осужден, дата вступления приговора в законную силу). Если осужденный поступил из исправительного учреждения, указываются данные этого учреждения и время освобождения из него. В журнале также указывается, какие должности запрещено занимать осужденному либо какими видами деятельности ему запрещено заниматься, место работы (учебы) и занимаемая осужденным должность. В журнале учета делаются отметки о мероприятиях, проведенных уголовно-исполнительной инспекцией по контролю за исполнением приговора, а также указываются даты: постановки осужденного на учет, направления извещения о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в адрес администрации организации или органа, правомочного аннулировать разрешение на занятие конкретной деятельностью, поступления сообщения от этих органов или организаций об исполнении требований приговора, окончания срока наказания, снятия с учета.

Кроме журнала учета, уголовно-исполнительная инспекция оформляет и ведет личное дело осужденного, в котором также фиксируются данные об осужденном, в том числе и сведения о его прежних судимостях, когда и по каким статьям УК он осужден по приговору, который исполняется в данном случае, сведения о близких родственниках осужденного, о лицах, которые могут на него влиять положительно или отрицательно, и др.

Уголовно-исполнительная инспекция обязана в течение десяти дней со дня поступления копии приговора суда направить в этот суд извещение за подписью начальника либо старшего инспектора о получении копии приговора и принятии его к исполнению.

После получения копии приговора суда уголовно-исполнительная инспекция обязана в десятидневный срок установить место работы осужденного, лишенного права на занятие определенной должности, и направить администрации организации по его месту работы копию приговора суда, а также извещение о направлении этой копии и с указанием обязанностей администрации, возложенных на нее ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК).

Если осужденный лишен права заниматься определенной деятельностью, то уголовно-исполнительная инспекция в течение десяти дней направляет указанное выше извещение и копию приговора суда (либо заверенную выписку из него) в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, то есть в орган, давший разрешение на осуществление такой деятельности (например, Управление делами Президента Республики Беларусь, соответствующее министерство, комитет, облисполком, Минский горисполком и др.). В извещении инспекция просит на основании ст. 33 УИК не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения аннулировать разрешение на занятие запрещенной деятельностью и изъять соответствующий документ, дающий данному лицу право заниматься указанной деятельностью.

В 10-дневный срок после получения копии приговора инспекция вызывает осужденного для проведения с ним беседы о порядке и условиях отбывания наказания. В ходе беседы осужденному должны быть разъяснены его обязанности, предусмотренные ст. 35 УИК, а также правовые последствия невыполнения требований приговора, о чем отбирается подписка. При этом к личному делу осужденного приобщается справка о проведении беседы и подписка осужденного о проведенной с ним беседе. К личному делу осужденного приобщается также сообщение организации об освобождении осужденного от должности, которую ему запрещено занимать, или об освобождении его от занятия деятельностью, права на которую он лишен, либо сообщение уполномоченного органа об аннулировании разрешения заниматься определенной деятельностью и изъятии документов, предоставляющих право на занятие такой деятельностью.

В контроль, осуществляемый уголовно-исполнительной инспекцией в процессе исполнения приговора, входит как разовый, так и периодический контроль за соблюдением осужденным установленного в отношении его запрета, а также за выполнением предписаний приговора администрацией организации по месту работы осужденного или органом, уполномоченным на аннулирование разрешения заниматься определенной деятельностью.

Разовый контроль состоит в том, что уголовно-исполнительная инспекция после постановки осужденного на учет в месячный срок обязана проверить фактическое выполнение предписаний приговора, то есть изменен или прекращен администрацией по месту его работы трудовой договор с ним и внесена ли соответствующая запись в его трудовую книжку. В случае установления того, что осужденный не уволен с должности, которую ему запрещено занимать, а также, если запись не внесена в его трудовую книжку, сотрудник инспекции принимает меры по освобождению осужденного от занимаемой должности или переводу его на другую должность в той же организации и внесению записи. Если разрешение на занятие запрещенной деятельностью не аннулировано, то инспекция принимает меры по аннулированию разрешения и изъятию документа, дающему право на занятие этой деятельностью. По результатам проверки составляется акт проверки правильности исполнения приговора, который помещается в личное дело осужденного.

Периодический контроль инспекции состоит в том, что она должна не реже одного раза в шесть месяцев проверить состояние исполнения приговора суда как администрацией, так и осужденным, о чем составляется соответствующий документ (акт, справка, рапорт), приобщаемый к личному делу осужденного.

В случае получения инспекцией сообщения об увольнении осужденного с прежнего места работы она должна в десятидневный срок установить новое место работы осужденного и направить туда извещение вместе с копией приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а затем проверить по новому месту работы правильность исполнения приговора суда нанимателем.

Если осужденный, поставленный на учет в уголовно-исполнительной инспекции, не работает, то инспекция обязана осуществлять контроль по его месту жительства в части исполнения приговора о запрете занятия им определенной деятельностью.

В процессе исполнения приговора инспекция обязана проводить воспитательную работу с осужденным. Как правило, она выражается в вызове его в инспекцию и проведении с ним беседы. В этих целях инспекция вправе установить контакт с родственниками осужденного либо лицами, положительно на него влияющими. Воспитательная работа в форме проведения индивидуальных бесед и принятия объяснений от осужденных проводится и в тех случаях, когда осужденные нарушают требования судебных приговоров и занимают запрещенные должности или занимаются запрещенной деятельностью. При этом осужденным разъясняется, что время, в течение которого он занимал должность, право на занятие которой не имел, либо занимался запрещенной приговором суда деятельностью, в срок наказания не засчитывается. Об этом инспекция выносит постановление и информирует органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, администрацию организации по месту работы осужденного, а также производит отметку в учетных документах.

В ч. 4 ст. 31 УИК содержится императивная норма, касающаяся администрации учреждения, в котором лицо отбывает основное наказание (например, лишение свободы), но которому назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях администрация не вправе привлекать лицо к работам, выполнение которых ему запрещено.

Обязанности администрации организаций по исполнению приговора

Предписания приговора о лишении осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеют обязательный характер для администрации организации, в которой он работает, независимо от того, на какой форме собственности основана данная организация. Также не имеет значения, занят ли осужденный по основному месту работы либо он выполняет работу по совместительству.

Часть 2 статьи 32 УИК четко регламентирует обязанности администрации организаций по исполнению приговора в части рассматриваемого наказания.

Прежде всего, в ее обязанность входит освобождение осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен. Такое освобождение необходимо осуществить не позднее трех дней после получения из уголовно-исполнительной инспекции извещения и копии приговора суда. Если работник занимал должность, которую в соответствии с приговором ему запрещено занимать, то администрация организации прекращает трудовой договор с ним на основании п. 5 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы) либо изменяет трудовой договор, переводя работника с его согласия на другую работу в той же организации. Одновременно должна быть произведена соответствующая запись в трудовую книжку осужденного (основание, срок, виды запрещенных должностей или деятельности). Запись в трудовую книжку заносится только по основному месту работы. О выполнении предписаний приговора администрация организации обязана сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию. Данное сообщение приобщается к личному делу осужденного.

Кроме этого, администрация обязана представлять в уголовно-исполнительную инспекцию по ее требованию документы, связанные с исполнением наказания. Такими документами могут быть копии приказов, распоряжений об изменении или прекращении трудового договора с осужденным, характеристика на осужденного, сведения о применении к нему мер поощрения или дисциплинарного взыскания. Администрация также обязана давать объяснения уголовно-исполнительной инспекции по фактам нарушения ею предписаний приговора, то есть незаконного привлечения к работе, выполнение которой судом запрещено, либо оставления работника на должности, занимать которую ему запрещено.

На администрацию организации возлагается также обязанность сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о всех дальнейших перемещениях работника, не отбывшего наказания (увольнении его с работы, изменении вида работы). Указанное сообщение должно производиться в трехдневный срок после каждого изменения трудового договора.

После отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо досрочного освобождения от него по основаниям, установленным в УК (условно-досрочное освобождение от наказания, освобождение от наказания по амнистии и т.п.) администрация организации обязана выдать работнику дубликат трудовой книжки без внесения в него записи о наказании. Такой дубликат выдается по просьбе работника.

Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью

Органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, являются органы, которые наделены правом выдавать разрешение или лицензии на занятие определенной деятельностью, либо органы, контролирующие занятие некоторыми видами деятельности. К таким органам относятся, например, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, выдающие разрешение соответственно на занятие медицинской, адвокатской, аудиторской деятельностью, и др. Органы, правомочные выдавать разрешение (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, перечислены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

После получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции указанные органы обязаны не позднее трех дней аннулировать разрешение на занятие деятельностью, запрещенной приговором суда осужденному, наряду с изъятием документа, в соответствии с которым лицо имело право заниматься этой деятельностью. О совершении данных действий соответствующий орган обязан направить сообщение в уголовно-исполнительную инспекцию. В случае, если в трехдневный срок изъять документ о праве на занятие деятельностью не представилось возможным, правомочный орган обязан также сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Исчисление срока исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Для исчисления срока рассматриваемого наказания УК и УИК определяют моменты начала и окончания срока наказания, назначаемого в качестве основного и дополнительного.

Срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу в случаях, если оно назначено:

  1. в качестве основного наказания;
  2. в качестве дополнительного к наказанию в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, а также при отсрочке исполнения наказания (если дополнительное наказание не отсрочено) и условном неприменении наказания.

Отбывание рассматриваемого наказания прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Исчисление срока окончания наказания производится следующим образом, например: осужденному было назначено рассматриваемое наказание в качестве основного сроком на три года. Приговор в отношении его вступил в законную силу 25 января 2009 г. С этого дня начинается исчисление срока указанного наказания. Днем окончания срока будет 25 января 2012 г.

Или, например, осужденному назначено наказание в виде исправительных работ сроком на два года с лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, сроком на три года. Приговор в отношении его вступил в законную силу 5 января 2002 г. С этого момента начинается исчисление срока дополнительного наказания. Он течет наряду с течением срока основного наказания и заканчивается 5 января 2005 г.

В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный незаконно занимал должность либо занимался запрещенной для него деятельностью. Уголовно-исполнительная инспекция обязана точно установить такое время, провести беседу с осужденным, отобрать от него объяснение о причинах неисполнения предписаний приговора и разъяснить, что время, в течение которого он занимал запрещенную должность либо занимался запрещенной для него деятельностью, в срок наказания не засчитывается. Объяснение осужденного приобщается к его личному делу. О невключении в срок наказания времени, в течение которого осужденный занимал запрещенную для него должность либо занимался запрещенной для него деятельностью, инспекция должна вынести постановление, которое также приобщается к личному делу осужденного, и произвести соответствующую отметку в журнале учета осужденных.

Инспекция также обязана проинформировать органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, и администрацию по месту работы осужденного о времени, не включенном в срок наказания.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного, присоединяемого к основному наказанию в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, начало срока исчисления дополнительного наказания приходится на день освобождения осужденного от основного наказания. При этом не имеет значения основание освобождения осужденного (отбытие срока наказания, досрочное освобождение от наказания, освобождение от наказания по амнистии и т.п.).

Например, лицо было осуждено к лишению свободы сроком на два года с лишением права на управление транспортными средствами сроком на пять лет. Приговор в отношении его вступил в законную силу 15 мая 2002 г. С этого момента начинается исчисление срока основного наказания, во время отбытия которого осужденный не вправе управлять транспортными средствами, но начало исчисления срока дополнительного наказания приходится на день освобождения осужденного от основного наказания, то есть на 15 мая 2004 г., и закончится этот срок лишь 15 мая 2009 г.

Если лицо условно-досрочно освобождается от наказания, то суд вправе освободить его и от дополнительного наказания. Однако если лицо не освобождено от дополнительного наказания, то оно исчисляется со дня фактического освобождения осужденного от основного наказания.

Обязанности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Основной обязанностью осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является выполнение предписаний приговора в части установленных запретов. Он сразу после вступления приговора в законную силу обязан уволиться с занимаемой должности, которую ему запрещено занимать, либо прекратить занятие запрещенной деятельностью. При этом, если у него имеется соответствующий документ о праве на занятие такой деятельностью, он обязан сдать его в орган, выдавший ему этот документ, либо в уголовно-исполнительную инспекцию. Наряду с этим осужденный обязан по требованию уголовно-исполнительной инспекции представлять ей документы, связанные с отбыванием указанного наказания (например, справки с места работы, копии договоров подряда, справки о составе семьи и т.п.), сообщать об изменении места или вида работы, об увольнении с работы, об изменении места жительства.

Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на двух субъектов:

  1. должностное лицо (должностных лиц), не исполняющее приговор суда;
  2. осужденное лицо, уклоняющееся от исполнения приговора суда.

Статья 36 УИК содержит отсылочную норму.

Неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора влечет ответственность по ст. 423 УК.

Согласно пункту 33 Инструкции по организации работы уголовно-исполнительных инспекций (далее — Инструкция N 211), утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.08.2006 N 211, в случае, если должностные лица организаций не исполняют вступившие в законную силу приговор, решение или иной судебный акт о лишении права осужденным занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо препятствуют их исполнению, уголовно-исполнительная инспекция направляет в адрес руководителя организации представление. В представлении указывается об установлении в ходе проведенной проверки факта неисполнения судебного акта о применении к лицу указанного наказания и предлагается немедленно принять меры по исполнению вступившего в законную силу приговора или иного судебного акта, проинформировав об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

В представлении также указывается, что должностные лица, виновные в неисполнении судебного акта, будут привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 423 УК.

Если и после получения представления должностные лица будут продолжать не исполнять вступивший в законную силу приговор, решение или иной судебный акт или препятствовать его исполнению, инспекция ставит вопрос о привлечении их к уголовной ответственности, направляя рапорт по этому вопросу начальнику органа внутренних дел.

Уклонение осужденного от исполнения приговора, в соответствии с которым назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, влечет ответственность по ст. 417 УК.

Понятия уклонения от рассматриваемого наказания ни УК, ни УИК не содержат. Однако поскольку Инструкция N 211 предусматривает при установлении факта нарушения осужденным требований приговора необходимость проведения с ним индивидуальной беседы и отобрания от него объяснения, то надо полагать, что вопрос о привлечении к уголовной ответственности за уклонение осужденного от исполнения приговора должен решаться в случае, если осужденный и после дачи объяснения и разъяснения ему о том, что срок наказания ему будет продлен, продолжает занимать запрещенную для занятия должность или заниматься запрещенной деятельностью.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика