Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения»: защита прав собственности добросовестных приобретателей товаров

Специфика таможенных правоотношений такова, что совершение отдельных правонарушений, посягающих на установленный порядок таможенного регулирования, может нанести серьезный ущерб экономической безопасности Республики Беларусь.

Одна из основных угроз исходит от незаконного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров без уплаты в установленном порядке таможенных пошлин, налогов, а также незаконного перемещения товаров, ограниченных либо запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза.

Соответственно ввиду повышенной опасности для экономических интересов государства некоторых административных правонарушений против порядка таможенного регулирования (административных таможенных правонарушений (АТП)) законодатель в санкциях отдельных статей главы 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрел возможность наложения на виновное лицо административного взыскания в виде конфискации предметов АТП независимо от того, в чьей собственности они находятся.

К таким АТП относятся:

  • перемещение товаров и транспортных средств вне определенных законодательством мест;
  • покидание пунктов ввоза и вывоза без проведения в отношении товаров таможенных операций, совершаемых таможенными органами, за исключением товаров, в отношении которых такие операции не проводятся, или до завершения в отношении товаров таможенных операций;
  • перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров;
  • представление таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит, временное хранение или на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товаров, их количестве, стоимости, весе брутто товаров, числе грузовых мест, если эти недостоверные сведения дают основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров по основаниям экономического либо неэкономического характера либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место доставки товаров, находящихся под таможенным контролем, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;
  • недоставка товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом Республики Беларусь или определенное законодательством место доставки на таможенной территории Таможенного союза, выдача (передача) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрата;
  • ввоз товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе, несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, за исключением случаев, когда такие товары после прибытия на таможенную территорию не покидали пункта ввоза и в отношении их таможенным органом выдано разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза;
  • невывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых выдано разрешение на их убытие, а равно пользование и (или) распоряжение такими товарами на таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа;
  • недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, а равно представление таможенному органу в качестве документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поддельных документов, если это дает основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей;
  • использование в нарушение установленного порядка на таможенной территории Республики Беларусь транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных на территории иностранного государства, лицами, которые ввезли такие транспортные средства, во внутриреспубликанских перевозках грузов, пассажиров и (или) багажа либо передача этими лицами таких транспортных средств на таможенной территории Республики Беларусь иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а равно передача ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь нерезидентами Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования иным нерезидентам Республики Беларусь либо резидентам Республики Беларусь в нарушение установленного порядка.

Жесткая норма о конфискации товаров, явившихся предметами АТП, независимо от того, в чьей собственности они находятся, в отдельных случаях самым непосредственным образом затрагивает права собственности лиц, которые приобрели указанные товары на территории Республики Беларусь и не знали и не могли знать, что приобретаемые ими товары являются предметом АТП, за совершение которого предполагается их конфискация, то есть добросовестных приобретателей таких товаров.

Создавшаяся проблема (с одной стороны — наличие угрозы экономическим интересам государства, с другой стороны — необходимость соблюдения конституционных принципов неприкосновенности собственности и защиты государством собственности, приобретенной законным способом, закрепленных в статье 44 Конституции Республики Беларусь) требовала законодательного разрешения.

Сложность решения указанной проблемы заключалась еще и в том, что в большинстве случаев в правоотношения с таможенными органами вступают не собственники товаров как таковые, а лица, оказывающие услуги по транспортировке, хранению товаров, находящихся под таможенным контролем и т.д., на которых и возлагается обязанность по соблюдению норм таможенного законодательства.

Принятым 30.11.2010 Законом Республики Беларусь N 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон) статья 6.10 КоАП была дополнена частью 3 следующего содержания: «Конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях — если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления».

Статья 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях была дополнена частью 4 следующего содержания: «По делу об административном таможенном правонарушении, за совершение которого предусмотрена конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, кроме того, подлежат установлению обстоятельства, указанные в части 3 статьи 6.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

В КоАП в данном случае не употребляется термин «добросовестный приобретатель», но прямо предполагается добросовестность лица, которое приобрело на территории Республики Беларусь товары, являющиеся предметами административного правонарушения.

Абзацем первым п. 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива N 4) четко предписано принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, в том числе запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. Указанная норма Директивы N 4 является нормой прямого действия.

Действующим таможенным законодательством Таможенного союза и таможенным законодательством Республики Беларусь не предусмотрен порядок (не установлены требования) помещения товаров, являющихся предметом АТП, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что потребовало принятия соответствующего законодательного акта Республики Беларусь.

Подготовка проекта законодательного акта Республики Беларусь, определяющего условия и порядок помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом АТП, приобретенных после его совершения лицом, не совершавшим данное правонарушение, предусмотрена статьей 3 Закона.

Таким законодательным актом стал Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» (далее — Указ).

Указ позволит реализовать положения части 3 статьи 6.10 КоАП путем введения механизма законной легализации обращения на территории Республики Беларусь товаров, незаконно ввезенных на территорию Таможенного союза, либо товаров, с которыми на территории Таможенного союза были проведены незаконные действия и которые обнаружены у лиц, которые приобрели эти товары и которые не знали и не могли знать, что товары являются предметами АТП, за совершение которого предусмотрена их конфискация. Соответственно Указом определен порядок помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения.

Указом определено, что подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем, являющиеся предметом АТП, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, приобретенные после его совершения лицом, не совершавшим это административное правонарушение (товары, являющиеся предметами АТП).

Товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) могут использоваться на этой территории только после приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, то есть по общему правилу необходимо помещение их под соответствующую таможенную процедуру с уплатой таможенных пошлин, налогов, с соблюдением всех ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и таможенным законодательством Республики Беларусь.

Помещение товаров, являющихся предметами АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть под таможенную процедуру, определяющую нахождение и использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, устанавливает в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 210 ТмК ТС статус таких товаров как товаров Таможенного союза.

Обязанность помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметами АТП, Указом возлагается на лицо, совершившее АТП, предметом которого они являются. Помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметами АТП, производится в порядке, установленном международными договорами и законодательством Республики Беларусь, с учетом положений Указа.

В случае, если на момент обнаружения товаров, являющихся предметами АТП, лицо, совершившее АТП, предметами которого они являются, не установлено, право помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления указанных товаров предоставляется лицу, не совершавшему АТП, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения. Помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметами АТП, лицом, не совершавшим это правонарушение, производится в порядке, установленном международными договорами и законодательством Республики Беларусь, с учетом положений Указа.

Если лицо, не совершавшее АТП, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения (при условии, что лицо, совершившее АТП, не установлено), не реализует право на выпуск товаров, являющихся предметом АТП, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, в отношении таких товаров принимается решение в соответствии с Указом и КоАП.

На практике это означает, что у органа, ведущего административный процесс, будут отсутствовать основания для неприменения в отношении товаров, являющихся предметом АТП, мер обеспечения административного процесса в виде изъятия или наложения ареста с последующим направлением дела об административном правонарушении в суд для принятия решения об обращении товаров, являющихся предметами АТП, в собственность государства.

При помещении товаров, являющихся предметами АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат соблюдению условия, установленные статьей 210 ТмК ТС, в том числе в части необходимости соблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

В частности, основу системы нормативных правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения в отношении отдельных категорий товаров, составляют:

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 25.01.2008);

Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 09.06.2009);

Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли (заключено в г. Москве 09.06.2009);

Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — Указ N 502), определяющий, что товары, внешняя торговля которыми подлежит лицензированию, относятся к товарам, ограниченным к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического характера;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь», принятое во исполнение Указа N 502, которым утверждены перечни товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.

Согласно статье 183 ТмК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение в отношении товаров запретов и ограничений.

Указом установлено, что документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении товаров, являющихся предметами АТП, выдаются уполномоченными государственными органами (организациями) в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь для выдачи таких документов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

Указом определен срок, в течение которого подается таможенная декларация в отношении товаров, являющихся предметом АТП, для их выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Такая таможенная декларация подается лицом, совершившим АТП, либо в случае его неустановления при намерении реализовать право на выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления лицом, не совершавшим АТП, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары, являющиеся предметами АТП, находились на момент их обнаружения, в течение тридцати дней со дня получения письменного уведомления о начале административного процесса по АТП, предметом которого являются такие товары.

Установленный срок подачи таможенной декларации аналогичен сроку подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения, в отношении которых было принято решение об их возврате судом или иным уполномоченным органом и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с требованиями ТмК ТС.

У лица, подавшего таможенную декларацию, вне зависимости от того, совершало оно АТП или нет, возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенные пошлины, налоги). Такая обязанность возникает с момента регистрации таможенной декларации таможенным органом.

В случае если в течение тридцати дней со дня получения письменного уведомления о начале административного процесса по АТП лицо, совершившее АТП, не подало таможенную декларацию, то со дня, следующего за днем истечения срока подачи таможенной декларации, у такого лица возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Возникшая обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается у лица, совершившего АТП, при помещении товаров, являющихся предметом АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТмК ТС, а именно в случаях:

  • уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТмК ТС;
  • помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
  • уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
  • если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • обращения товаров в собственность государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза;
  • обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза;
  • отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза;
  • возникновения обстоятельств, с которыми ТмК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Ввозные таможенные пошлины, налоги при неподаче таможенной декларации подлежат уплате лицом, совершившим АТП, в день, следующий за днем истечения срока подачи таможенной декларации на товары, являющиеся предметом АТП, в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и официального курса белорусского рубля по отношению к иностранной валюте, установленного Национальным банком Республики Беларусь, действующих на день, следующий за днем истечения срока подачи таможенной декларации в отношении товаров, являющихся предметами АТП.

Указом определено, что при установлении лица, совершившего АТП, предмет которого помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления лицом, не совершавшим данное АТП, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения, уплаченные лицом, не совершавшим АТП, таможенные пошлины, налоги рассматриваются излишне уплаченными и (или) излишне взысканными и подлежат возврату (зачету) этому лицу в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Беларусь.

Согласно положениям Указа товары, являющиеся предметами АТП, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с учетом требований Указа в порядке, установленном международными договорами и законодательством Республики Беларусь, не подлежат конфискации. В связи с этим органом, ведущим административный процесс, к таким товарам не могут быть применены меры обеспечения административного процесса в виде изъятия этих товаров либо наложения ареста на такие товары. В случае, если указанные меры обеспечения административного процесса были применены до помещения товаров, являющихся предметами АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, после помещения этих товаров под указанную таможенную процедуру примененные меры обеспечения административного процесса подлежат отмене.

Таможенные пошлины, налоги будут подлежать взысканию с установленного в ходе ведения административного процесса лица, совершившего АТП.

В целях реализации права на помещение товаров, являющихся предметами АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также права на возврат (зачет) уплаченных таможенных пошлин, налогов лицу, не совершавшему АТП, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения, таможенным органом, ведущим административный процесс, должна быть в установленном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь порядке направлена информация о начале административного процесса по АТП, предметом которого являются приобретенные этим лицом товары, и (или) об установлении лица, совершившего АТП, предметом которого являются эти товары. Информация должна быть направлена заказным письмом с уведомлением.

Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в целях реализации положений Указа необходимо будет разработать порядок информирования вышеуказанных лиц.

В целях разрешения ситуации с товарами, являющимися предметами АТП, по которым административный процесс начат и не завершен до вступления в силу Указа, установлено, что такие товары подпадают под действие Указа.

В дополнение к норме, установленной частью 3 статьи 6.10 КоАП, Указом определены случаи, когда товары, являющиеся предметами АТП, не подлежат конфискации (соответственно к ним не применяются меры обеспечения административного процесса в виде изъятия или наложения ареста):

  • если товары, являющиеся предметами АТП, помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь с учетом положений Указа;
  • если товары, являющиеся предметами АТП, приобретены после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это АТП, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если этот приобретатель не знал и не мог знать о его совершении, либо в розничной торговле.

В целях обеспечения возможности получения субъектами хозяйствования информации о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления перед принятием ими решения о приобретении таких товаров на территории Республики Беларусь Указом определено, что таможенные органы в установленном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь порядке представляют имеющуюся у них соответствующую информацию.

В целом принятый Указ, вводя механизм законной легализации товаров, являющихся предметами АТП, на территории Республики Беларусь, создает благоприятные условия для лиц, которые приобрели на территории Республики Беларусь товары, являющиеся предметами АТП, и не знали и не могли знать, что приобретенные товары таковыми являются, а также условия для исключения потерь республиканского бюджета, связанных с неуплатой таможенных платежей.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика