О новом акте проявления гуманизма государства к лицам, совершившим преступления (комментарий к Закону Республики Беларусь от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»)

1 июля 2010 г. принят инициированный Президентом Республики Беларусь Закон Республики Беларусь N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Закон об амнистии). Закон об амнистии вступил в силу со дня своего официального опубликования, то есть 7 июля 2010 г. Это уже одиннадцатый по счету закон об амнистии, который принимается в суверенной Республике Беларусь. При этом Закон об амнистии, являющийся одним из «юбилейных» законов об амнистии, принят в связи с величайшим событием для нашего народа — 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.

До 1991 года на территории Республики Беларусь, законодательный орган которой в силу Конституции Республики Беларусь и тогда имел право на принятие законов об амнистии, действовали законы об амнистии бывшего СССР, принимаемые, как правило, в связи со знаменательными датами.

Начиная с 1991 года Парламент Республики Беларусь в полной мере реализует предоставленное ему Конституцией Республики Беларусь право на принятие законов об амнистии. При этом такие законы принимаются как в связи со знаменательными датами, так и в обычном порядке.

К знаменательным датам, а они связаны с датами победы в Великой Отечественной войне, принятие законов об амнистии в Республике Беларусь было приурочено: в 1995 году — к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (Закон Республики Беларусь от 13.04.1995 N 3733-XII «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»), в 2005 году — к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (Закон Республики Беларусь от 05.05.2005 N 14-З «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»), в 2009 году — к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (Закон Республики Беларусь от 05.05.2009 N 11-З «Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» (далее — Закон N 11-З)) и в 2010 году — к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (Закон об амнистии).

Все другие законы принимались периодически и не были связаны с какими-либо знаменательными датами (праздниками, юбилеями и т.п.). Они назывались, как правило, «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» и были приняты: 23.12.1991, 5.11.1996, 18.01.1999, 14.07.2000, 15.07.2002, 8.01.2004 и 22.11.2007.

Промежуток времени между периодически принимаемыми законами об амнистии сравнительно небольшой, как правило, год, полтора — два года.

Принимаемые Парламентом Республики Беларусь законы об амнистии являются проявлением гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, что по сути выражается в смягчении их участи путем освобождения от уголовной ответственности или наказания либо снятия судимости.

Как указывается в ст. 95 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, то есть от осуждения судом и вынесения обвинительного приговора. Лица, уже осужденные судами, могут быть полностью или частично освобождены от назначенного наказания (как основного, так и дополнительного), оно может быть заменено на более мягкое наказание. По акту амнистии может быть снята судимость с осужденного. Кроме того, впервые УК предусматривает возможность по акту амнистии применить условное освобождение лица от наказания. К сожалению, принимая законы об амнистии, законодатель такое право еще не использовал ни разу, равно как не предусматривал и замену наказания более мягким.

Лица, подпадающие под амнистию

Как правило, во всех законах об амнистии, не исключая и Закона об амнистии, в первую очередь называются лица, подпадающие под амнистию. Это лица, которые по своему социальному статусу или состоянию здоровья заслуживают прощения прежде всего.

Поэтому в ст. 1 Закона об амнистии названы лица, подлежащие освобождению от наказания или иных мер уголовной ответственности. С учетом разъяснений, содержащихся в ст. 13 Закона об амнистии, к таким лицам относятся:

1) несовершеннолетние, то есть лица, совершившие преступления до достижения ими 18-летнего возраста;

2) беременные женщины, то есть женщины, находящиеся на день вступления Закона об амнистии в силу в состоянии беременности независимо от ее срока;

3) женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Закона об амнистии не исполнилось 18 лет, а именно: женщины, мужчины-вдовцы, мужчины, воспитывающие детей, матери которых лишены родительских прав, мужчины, воспитывающие детей и не состоящие в браке;

4) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Данных пенсионных возрастов указанные лица должны достигнуть на день рассмотрения материалов о применении амнистии (при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, амнистии подлежат мужчины, родившиеся до 1950 года, и женщины, родившиеся до 1955 года);

5) инвалиды I или II группы (лица, признанные в установленном порядке таковыми на день вступления в силу Закона об амнистии);

6) больные следующими тяжелыми заболеваниями:

  • а) активной формой туберкулеза (отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета);
  • б) онкологическими заболеваниями (вторая, третья или четвертая клинические группы);
  • в) ВИЧ-инфицированные (3-я (пре-СПИД) и 4-я (СПИД) стадии заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения).

Все указанные лица должны быть признаны больными на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

7) ветераны боевых действий на территории других государств (например, на территории Афганистана, Сирии, Ливана, Алжира, Венгрии, Египта и др.) <1>, имеющие удостоверения (свидетельства) установленного образца;

8) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и лица, потерпевшие от этих аварий (лица, которые указаны в ст. 12 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон о социальной защите граждан) <2> либо в аналогичных законах других государств). К таким лицам Закон о социальной защите граждан отнес: участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. В соответствии со ст. 16 Закона о социальной защите граждан гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, что предполагает наличие соответствующего документа;

9) лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

10) лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

<1> Статья 3 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1594-XII «О ветеранах» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — N 67. — 2/787; приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 01.10.1997 N 524 «Об утверждении перечня стран и периодов боевых действий с участием граждан Республики Беларусь» // Бюллетень нормативно-правовой информации. — 1997. — N 22.

<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2009. — N 17. — 2/1561.

Все указанные категории лиц, если совершенные ими преступления не значатся в числе запретных для амнистии, указанных в ст. 10 Закона об амнистии, подлежат безусловному освобождению от всех видов наказания, назначенных в качестве основных (кроме пожизненного заключения и смертной казни), а также от иных мер уголовной ответственности (осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания, принудительных мер воспитательного характера). Указанные лица подлежат освобождению и от дополнительных наказаний (ст. 6 Закона об амнистии). Законом об амнистии также предусмотрено снятие с них судимости (ст. 8).

Указанные в ст. 1 Закона об амнистии лица подлежат освобождению не только от наказания, но и от уголовной ответственности в тех случаях, когда уголовные дела в отношении совершенных ими преступлений еще не были рассмотрены судами. Согласно ст. 9 Закона об амнистии предварительное расследование по уголовным делам, находящимся в производстве органов предварительного расследования, подлежит прекращению. Это относится и к делам, которые находятся в производстве судов, но еще не рассмотрены ими. Условием подобного освобождения от уголовной ответственности лиц, указанных в ст. 1 Закона об амнистии, является совершение ими преступления до вступления в силу Закона об амнистии. Разумеется, что и в этих случаях освобождение от уголовной ответственности не осуществляется, если совершенные преступления представляют повышенную общественную опасность, в силу чего и законодатель устанавливает их перечень для запрета освобождения от наказания или уголовной ответственности (ст. 10 Закона об амнистии).

Иные лица кроме перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии, которые подлежат освобождению от наказания

Законом об амнистии предусматривается право на освобождение от наказания и других лиц, которые не перечислены в ст. 1 Закона об амнистии. При этом законодатель учитывает, во-первых, характер и степень общественной опасности совершенного преступления (категорию преступления), вид назначенного наказания, а также срок отбытого наказания ко дню вступления в силу Закона об амнистии.

В частности, согласно ст. 2 Закона об амнистии освобождению от наказаний в виде ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы подлежат лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности. Приговоры в отношении таких лиц должны быть постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии.

Например, гражданин А. за причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности был осужден по ст. 155 УК к 2 годам ограничения свободы. Приговор постановлен 6 июня 2010 г. Гражданин А. подлежит освобождению от назначенного наказания в соответствии со ст. 2 Закона об амнистии. В данном случае не имеет значения срок отбытого наказания.

Таким образом, Закон об амнистии позволяет освободить от указанных наказаний всех лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Если же лицо совершило менее тяжкое преступление, за которое осуждено к наказанию в виде ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, то оно будет подлежать освобождению от наказания лишь в том случае, если на день вступления в силу Закона об амнистии отбудет не менее одной четверти назначенного срока наказания (ст. 3 Закона об амнистии).

Если лицо на день вступления в силу Закона об амнистии было осуждено к аресту, то оно также подлежит освобождению от данного наказания. При этом Закон об амнистии не требует отбытия какой-либо части срока назначенного наказания в виде ареста (ст. 4 Закона об амнистии).

Осужденные за кражу, мошенничество, присвоение, растрату, хищение путем использования компьютерной техники, если эти преступления совершены в крупных или особо крупных размерах, при условии, что осужденные не были участниками организованной группы, подлежат освобождению от наказания, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли не менее одной трети назначенного срока наказания (ст. 5 Закона об амнистии).

В приведенных случаях лица освобождаются только от основного наказания, но от дополнительных наказаний они освобождению не подлежат.

Все указанные лица, за исключением лиц, перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии, подлежат освобождению от наказания лишь при том условии, что они на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью возместят причиненный преступлением вред (ущерб) или доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору или решению суда.

Частичное освобождение от наказания

Кроме полного освобождения от наказания законы об амнистии, за исключением Закона Республики Беларусь от 22.11.2007 N 287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» (далее — Закон N 287-З), традиционно предусматривали частичное освобождение от наказания (сокращение срока) на один год.

Такой подход сохранен и в Законе об амнистии.

Согласно ст. 7 Закона об амнистии сокращение наказания сроком на один год предусмотрено в отношении следующих лиц:

  • а) которым назначено наказание в виде ограничения свободы;
  • б) военнослужащих, которым назначено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть;
  • в) которым назначено наказание в виде лишения свободы;
  • г) условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы, а также лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ.

Если же у указанных лиц на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года, то они подлежат освобождению от наказания полностью.

Таким образом, законодатель вновь вернулся к традиционному подходу — к сокращению наказания на один год. Однако, что характерно для данного подхода, в нем выражен весьма определенно предел гуманности, не позволяющий автоматически за любые преступления сокращать срок наказания на один год. Поэтому далеко не все осужденные могут рассчитывать на снисхождение в такой форме со стороны государства. И в этом отношении имеет большое значение ст. 11 Закона об амнистии, предусмотревшая весьма обширный перечень лиц, на которых амнистия в любой ее форме не распространяется.

Преступления, за совершение которых лица не подлежат освобождению от уголовной ответственности, от наказания, а также от иных мер уголовной ответственности

Как уже указывалось, в ст. 10 Закона об амнистии предусмотрен достаточно обширный перечень преступлений, при совершении которых лица, перечисленные в ст. 1 — 5 Закона об амнистии, не могут претендовать на освобождение от уголовной ответственности или наказания.

К ним Закон об амнистии отнес:

  • преступления против мира и безопасности человечества: подготовка либо ведение агрессивной войны (ст. 122 УК), нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой (ст. 125 УК), международный терроризм (ст. 126 УК), геноцид (ст. 127 УК), преступления против безопасности человечества (ст. 128 УК), производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (ст. 129 УК), разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 130 УК), экоцид(ст. 131 УК);
  • военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны: вербовка, обучение, финансирование и использование наемников (ст. 132 УК), наемничество (ст. 133 УК), применение оружия массового поражения (ст. 134 УК), нарушение законов и обычаев войны (ст. 135 УК), преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (ст. 136 УК), бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта (ст. 137 УК);
  • преступления против жизни и здоровья: убийство без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 139 УК), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК), заражение вирусом иммунодефицита человека, в том числе и при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 157 УК), нарушение порядка проведения трансплантации при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 164 УК);
  • преступления против половой неприкосновенности или половой свободы: изнасилование (ч. 1 и 2 ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (ч. 1 и 2 ст. 167 УК), использование для занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 171 УК), вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 171-1 УК);
  • преступление против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 172 УК);
  • преступления против личной свободы, чести и достоинства: торговля людьми (ст. 181 УК), использование рабского труда при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 181-1 УК), похищение человека (ст. 182 УК), незаконное лишение свободы при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 183 УК), незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 187 УК);
  • преступления против собственности: кража в крупном или особо крупном размере либо совершенная организованной группой (ч. 3 и 4 ст. 205 УК), грабеж в крупном или особо крупном размере либо совершенный организованной группой (ч. 3 и 4 ст. 206 УК), разбой, в том числе совершенный с проникновением в жилище, либо повторно, либо группой лиц, либо с целью завладения имуществом в крупном размере (ч. 1 и 2 ст. 207 УК), вымогательство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 208 УК), мошенничество в крупном или особо крупном размере либо совершенное организованной группой (ч. 3 и 4 ст. 209 УК), присвоение либо растрата, совершенные при аналогичных обстоятельствах (ч. 3 и 4 ст. 211 УК), хищение путем использования компьютерной техники, совершенное при вышеуказанных обстоятельствах (ч. 3 и 4 ст. 212 УК), угон транспортного средства или маломерного водного судна, совершенный при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 214 УК), умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 218 УК) <3>;
  • преступления против порядка осуществления экономической деятельности: фальшивомонетничество (ст. 221 УК), изготовление либо сбыт поддельных платежных средств, совершенные при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 222 УК), нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 223 УК), незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 226-2 УК), контрабанда при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 228 УК), незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 229 УК), невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК), незаконная предпринимательская деятельность при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 233 УК), лжепредпринимательство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 234 УК), легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 235 УК), уклонение от уплаты сумм налогов, сборов при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 243 УК), установление или поддержание монопольных цен при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 245 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 246 УК);
  • преступления против экологической безопасности и природной среды: нарушение требований экологической безопасности (ч. 1 ст. 265 УК), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ч. 1 ст. 266 УК), непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства (ч. 2 ст. 267 УК), сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 268 УК), загрязнение либо засорение вод при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 272 УК), загрязнение атмосферного воздуха при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 274 УК), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 278 УК), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 279 УК);
  • преступления против общественной безопасности: создание незаконного вооруженного формирования (ст. 287 УК), принуждение лица к участию в преступной деятельности при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 288 УК), угроза совершением акта терроризма при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 290 УК), захват заложника (ст. 291 УК), захват зданий и сооружений при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 292 УК), организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 293 УК), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 294 УК), незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 295 УК), нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 299 УК), совершенные при отягчающих или особо отягчающих обстоятельствах, связанных, как правило, с причинением смерти людям: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах, связанных с использованием ядерной энергии (ч. 3 ст. 301 УК), нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ (ч. 2 ст. 302 УК), нарушение правил безопасности горных или строительных работ (ч. 2 ст. 303 УК), нарушение правил пожарной безопасности (ч. 3 ст. 304 УК), нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ (ч. 2 ст. 305 УК), нарушение правил охраны труда (ч. 3 ст. 306 УК), несообщение информации об опасности для жизни людей (ст. 308 УК);
  • преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, связанные с гибелью людей или причинением тяжких телесных повреждений: умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ч. 3 ст. 309 УК), умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ч. 2 ст. 310 УК), угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна (ч. 2 и 3 ст. 311 УК), недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК), нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ч. 3 ст. 314 УК), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов (ч. 2 ст. 316 УК), нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ч. 3 ст. 317 УК), нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ч. 2 ст. 319 УК), нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ч. 3 ст. 320 УК);
  • преступления против здоровья населения: хищение радиоактивных материалов (ст. 323 УК), нарушение правил обращения с радиоактивными материалами, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 325 УК), преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, при отягчающих обстоятельствах (хищение (ч. 2 и 3 ст. 327 УК), незаконный оборот (ч. 2 — 4 ст. 328 УК), посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 2 и 3 ст. 329 УК), склонение к потреблению (ч. 2 ст. 331 УК), организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств (ч. 2 ст. 332 УК), а также незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 2 ст. 333 УК)), незаконное врачевание, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения (ч. 2 ст. 335 УК), нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть человека (ч. 2 ст. 336 УК), выпуск либо реализация недоброкачественной продукции, повлекшие смерть человека (ч. 3 ст. 337 УК), выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения (ч. 2 ст. 338 УК);
  • преступления против общественного порядка и общественной нравственности: особо злостное хулиганство (ч. 3 ст. 339 УК), заведомо ложное сообщение об опасности при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 340 УК), изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (ст. 343-1 УК), умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности, совершенные при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 344 УК);
  • преступления против информационной безопасности, совершенные при отягчающих обстоятельствах: несанкционированный доступ к компьютерной информации (ч. 3 ст. 349 УК), модификация компьютерной информации (ч. 2 ст. 350 УК), компьютерный саботаж (ч. 2 ст. 351 УК), разработка, использование либо распространение вредоносных программ (ч. 2 ст. 354 УК), нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (ч. 2 ст. 355 УК);
  • преступления против порядка управления: насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел (ст. 364 УК), насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг (ст. 366 УК), преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах: незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ч. 3 ст. 371 УК), организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 371-1 УК), незаконные изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации (ч. 3 ст. 376 УК), принуждение к выполнению обязательств (ч. 2 ст. 384 УК);
  • преступления против правосудия: насилие в отношении судьи или народного заседателя (ст. 388 УК), преступления, совершенные при отягчающих или особо отягчающих обстоятельствах: вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ч. 2 ст. 392 УК), привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного (ч. 3 ст. 393 УК), принуждение к даче показаний (ч. 2 и 3 ст. 394 УК), фальсификация доказательств (ч. 3 ст. 395 УК), заведомо незаконные задержание или заключение под стражу (ч. 2 ст. 397 УК), а также действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или арестного дома (ст. 410 УК) и побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413 УК);
  • преступления против интересов службы: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК), бездействие должностного лица (ст. 425 УК), превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК), служебный подлог (ст. 427 УК), служебная халатность (ст. 428 УК);
  • преступления призывников, резервистов и военнообязанных; уклонение от мероприятий призыва по мобилизации (ст. 434 УК);
  • воинские преступления: совершенные при отягчающих обстоятельствах: неповиновение (ч. 2 ст. 438 УК), сопротивление начальнику либо принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ч. 2 ст. 440 УК), насильственные действия в отношении начальника (ч. 2 ст. 441 УК), нарушение уставных правил взаимоотношений между лицами, на которых распространяется статус военнослужащего, при отсутствии отношений подчиненности (ч. 3 ст. 443 УК), самовольное оставление части или места службы (ч. 4 ст. 445 УК), нарушение правил несения боевого дежурства (ч. 2 ст. 450 УК), нарушение правил несения караульной службы (ч. 3 ст. 451 УК), нарушение правил несения пограничной службы (ч. 2 ст. 453 УК), халатное отношение к службе (ч. 2 ст. 456 УК), умышленные уничтожение либо повреждение военного имущества (ч. 2 ст. 459 УК), нарушение правил обращения с оружием, материалами, веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ч. 3 ст. 463 УК), нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ч. 3 ст. 464 УК), нарушение правил полетов или подготовки к ним (ч. 2 ст. 465 УК), а также совершенные без отягчающих и при наличии таковых: дезертирство (ст. 446 УК), уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом (ст. 447 УК), самовольное оставление места службы в боевой обстановке (ст. 448 УК), самовольное оставление поля боя либо отказ действовать оружием (ст. 449 УК), злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти (ст. 455 УК).

<3> Положения о запрете на освобождение от наказания лиц, совершивших кражу, мошенничество, присвоение или растрату, а также хищение имущества путем использования компьютерной техники, конкурируют со ст. 5 Закона об амнистии. Лица, которые совершили указанные преступления в крупном или особо крупном размере и отбыли на день вступления в силу Закона об амнистии не менее одной трети назначенного наказания, освобождению от наказания подлежат. Лица, которые не отбыли указанную часть наказания, а также если они совершили преступления в составе организованной группы, независимо от срока отбытого наказания освобождению от наказания не подлежат.

Всего в перечне преступлений, за совершение которых лица не подлежат освобождению от наказания и уголовной ответственности, названо в ст. 10 Закона об амнистии свыше 140 видов (свыше 200 составов) преступлений, предусмотренных УК. Перечень аналогичных преступлений дан и в соответствии с УК 1960 года.

Законодатель к таким лицам традиционно непримирим, исключая применение к ним амнистии в виде освобождения от наказания или от уголовной ответственности, независимо от того, к какой категории лиц они относятся (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины и т.п.).

В соответствии со ст. 10 Закона об амнистии не подлежат освобождению от наказания и от уголовной ответственности также лица, судимые более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, а также ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, во-первых, указанных в статье 10 Закона об амнистии, и, во-вторых, еще более опасных преступлений, указанных в ст. 11 Закона об амнистии, за совершение которых амнистия вообще не полагается <4>.

<4> Об этих категориях преступлений см. ниже.

Лица, не подлежащие амнистии ни при каких условиях

Кроме указанных запретов на освобождение от наказания по амнистии, связанных с тяжестью преступлений, Закон об амнистии установил перечень лиц, к которым не может быть применено как полное, так и частичное освобождение от наказания, а также от уголовной ответственности не только в силу того, что они сами представляют повышенную общественную опасность, но и потому, что они совершили преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким, направленным на особо ценные охраняемые уголовным законом объекты.

Итак, согласно ст. 11 Закона об амнистии амнистия не распространяется на лиц:

  1. к которым в течение 2004 — 2010 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленные преступления в период неснятой или непогашенной судимости в связи с осуждением за умышленное преступление. На указанных лиц гуманные акты амнистии или помилования не подействовали, и они вновь встали на преступный путь, совершая умышленные преступления еще будучи судимыми. Такие лица представляют повышенную общественную опасность;
  2. которые на день постановления приговора, вступления его в законную силу или на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по приговору или решению суда;
  3. злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности (разъяснение см. ниже);
  4. допустивших особо опасный рецидив (ч. 3 ст. 43 УК) или признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами (ст. 24 УК 1960 года);
  5. которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;
  6. осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;
  7. совершивших: террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 124 УК), убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 УК), изнасилование и насильственные действия сексуального характера при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 166 и ч. 3 ст. 167 УК), разбой при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3. ст. 207 УК), вымогательство при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 208 УК), хищение путем злоупотребления служебными полномочиями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ст. 210 УК), контрабанду, совершенную должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 и 4 ст. 228 УК), легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенную должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и 3 ст. 235 УК), создание преступной организации либо участие в ней (ст. 285 УК), бандитизм (ст. 286 УК), терроризм (ст. 289 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317-1 УК), измену государству (ст. 356 УК), заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК), шпионаж (ст. 358 УК), террористический акт (ст. 359 УК), диверсию (ст. 360 УК), призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (ст. 361 УК), убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362 УК), вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования (ст. 390 УК), преступления против интересов службы, совершенные из корыстной заинтересованности: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК), бездействие должностного лица (ст. 425 УК), превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК), служебный подлог (ст. 427 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК), получение взятки (ст. 430 УК), дача взятки (ст. 431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК), принятие незаконного вознаграждения (ст. 433 УК), совершенные из корыстной заинтересованности, злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти (ст. 455 УК), а также аналогичные преступления, предусмотренные УК 1960 года. Всего предусмотрено 32 таких преступления (64 состава), предусмотренных УК;
  8. объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору на день рассмотрения материалов о применении амнистии;
  9. осужденных за преступления, предусмотренные ст. 174 УК, и иные умышленные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления, и не возместивших на день рассмотрения материалов о применении амнистии задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Круг указанных преступлений, при совершении которых амнистия не применяется, является показателем политики государства в части оценки их высокой степени общественной опасности и непримиримого к ним отношения. Законодатель делает акцент, прежде всего, на умышленные посягательства на жизнь человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 и ст. 362 УК), на преступления террористической направленности (ст. 124, 289, 290-1, 359 УК), на особо опасные преступления, направленные против государства (ст. 356, 357, 358, 360, 361 УК), фактически на все коррупционные преступления (ст. 210, 424, 425, 426, 427, 429, 430 — 433 УК) и другие. Характерно, что в указанном перечне названы преступления против интересов службы, если они совершены из корыстной заинтересованности. Однако в ст. 424, 425, 426 и 427 УК наряду с корыстной заинтересованностью назван и такой мотив, как иная личная заинтересованность, которая также признается признаком коррупционного преступления. Это требует от органов, применяющих Закон об амнистии, иметь в виду, из каких побуждений были совершены вышеуказанные преступления, в целях недопущения отказа в его применении в тех случаях, если должностное лицо действовало не из корыстной, а иной личной заинтересованности.

Пожалуй, это самый обширный перечень преступлений, за совершение которых амнистия не применяется. Закон N 11-З тоже соблюдает подобный подход, но в Законе об амнистии такой перечень расширен за счет включения еще трех видов преступлений.

Прежде всего, в него включены, как уже указывалось, фактически все коррупционные преступления. Кроме этого, что явилось новеллой, в указанный перечень включено преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК, — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). Количество осужденных по указанной статье УК весьма велико. В 2009 году их насчитывалось 4545 человек. Пьянство за рулем — достаточно актуальная проблема на сегодняшний день, и в борьбе с ним полезны любые средства, в том числе и запреты на амнистию.

Не лучше положение со злостными неплательщиками средств на содержание детей. В 2009 году их было осуждено 6801 человек. Но гуманный подход к ним может быть лишь в том случае, если они возместят задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Естественно, никак не заслуживают прощения лица, совершившие при отягчающих обстоятельствах убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, а также бандитизм, терроризм, преступления против государства и другие особо тяжкие преступления.

Особо следует указать на такие запретные для применения амнистии пункты, которые связаны с невозмещением причиненного преступлениями вреда (ущерба). При этом Закон об амнистии выделяет две категории лиц, на которых не распространяется амнистия:

  1. лица, которые не возместили полностью причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие с них взысканию по приговору или решению суда, на день постановления приговора, вступления его в законную силу;
  2. лица, которые не возместили указанный вред (ущерб) или доход на день рассмотрения материалов о применении амнистии.

При этом положение, касающееся первой категории лиц, появилось в Законе об амнистии впервые. Оно относится к тем случаям, когда вопросы о применении амнистии решаются судами, а именно:

  1. при постановлении приговора;
  2. при рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции;
  3. при рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции.

Во всех этих случаях невозмещение обвиняемым или осужденным полностью причиненного вреда (ущерба) является основанием отказа в применении к нему амнистии.

Однако право на амнистию за ним сохраняется в течение шестимесячного срока исполнения Закона об амнистии.

И лица, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии все же полностью выполнили свои обязательства в этом отношении, заслуживают прощения.

Характерно и то, что указанные запреты не распространяются на лиц, перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии (несовершеннолетних, беременных и т.д.). В этом плане к ним проявлен особо гуманный подход.

В отличие от ранее принимаемых законов об амнистии до 2006 года включительно, Закон об амнистии, как и законы, принятые в 2007 и 2009 гг., сохранил позицию относительно расширенной сферы действия указанного условия. Если раньше шла речь о возмещении ущерба, причиненного преступлениями против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, то Закон об амнистии предусматривает возмещение вреда, причиненного любым преступлением, а не только преступлением экономического характера. Более того, законодатель теперь не отождествляет причиненный преступлением ущерб и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности. И в том, и в другом случае они подлежат возмещению.

При этом документами, подтверждающими факт возмещения причиненного вреда, являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего иное решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания.

Однако в практике нередки случаи, когда суд по каким-либо причинам не вынес решения о взыскании причиненного преступлением ущерба или вреда. Буквальное толкование приведенных норм Закона об амнистии позволяет сделать вывод о том, что в таких случаях невозмещение осужденным причиненного преступлением ущерба или вреда не является препятствием для применения амнистии. Такая позиция высказывалась ранее Конституционным Судом Республики Беларусь при ответах на жалобы обратившихся к нему лиц. Она не расходится с позицией Департамента по исполнению наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с указанием которого администрация исправительных учреждений применяет амнистию в указанных случаях.

Лица, признаваемые злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности

Большое внимание в рассматриваемом Законе об амнистии уделено разъяснению того, кто относится к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности. Характерно, что это только второй закон, которым дополнено указание на нарушение порядка отбывания иных мер уголовной ответственности. Ранее такие нарушения касались лишь порядка отбывания наказания.

Комментируя ст. 17 Закона об амнистии, поясняющую, кого следует считать лицами, злостно нарушающими установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, отметим следующее.

Осужденных, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, можно подразделить на две группы:

  1. лица, нарушение порядка отбывания указанных мер которыми не связано с совершением нового преступления;
  2. лица, совершившие умышленные преступления после вступления постановленного в отношении них приговора суда.

В первую группу включены следующие лица:

а) осужденные к общественным работам, которые допустили нарушения порядка и условий отбывания этого наказания, а именно допустили злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ, которое выразилось:

  1. в невыходе на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;
  2. в совершении более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иных нарушений трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;
  3. в сокрытии с целью уклонения от отбывания наказания (ст. 28 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК));

б) осужденные к штрафу, которые допустили нарушения порядка и условий его исполнения, выразившиеся в неуплате штрафа в установленный срок (в течение тридцати дней либо в течение года при отсрочке или рассрочке уплаты штрафа) без уважительных причин и уклонении от его уплаты при наличии реальной возможности исполнения данного наказания (ст. 29, 30 УИК);

в) осужденные к исправительным работам, которые на день вступления в силу Закона об амнистии не работали в течение двух месяцев либо имели не менее двух взысканий за нарушения, перечисленные в ч. 1 ст. 43 УИК <5>, либо скрывшиеся с места жительства с целью уклонения от отбывания исправительных работ;

г) осужденные к ограничению свободы, имеющие не менее трех взысканий, перечисленных в ч. 2 и 3 ст. 55 УИК <6>, не погашенных и не снятых в установленном порядке на день вступления в силу Закона об амнистии;

д) осужденные к лишению свободы, имеющие взыскания, указанные в ч. 1 ст. 117 УИК, не погашенные или не снятые в установленном порядке на день вступления в силу Закона об амнистии <7>. При этом не учитываются взыскания, наложенные на лицо до вступления приговора в законную силу;

е) осужденные к лишению свободы, переведенные из исправительных колоний-поселений в исправительные колонии других видов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, если со дня вынесения постановления о направлении в исправительную колонию на день вступления Закона об амнистии прошло менее года;

ж) условно-досрочно освобожденные от наказания, направленные в исправительные учреждения за то, что, несмотря на официальное предупреждение, не выполняли возложенные на них обязанности либо неоднократно нарушили общественный порядок, за что к ним дважды были применены меры административного взыскания, и которые отбыли менее 6 месяцев неотбытого срока на день вступления в силу Закона об амнистии;

з) осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания на день вступления в силу Закона об амнистии.

<5> К таким нарушениям УИК относит:

  1. непоступление без уважительных причин на работу в течение пятнадцати дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в течение пятнадцати дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин;
  2. неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
  3. прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
  4. появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время;
  5. прекращение трудового договора по соглашению сторон или по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции.

<6> Взыскания в виде выговора, внеочередного дежурства по уборке и благоустройству исправительного учреждения открытого типа, запрещения покидать общежитие в определенное время суток на срок до одного месяца, дисциплинарной изоляции на срок до пятнадцати суток с выходом или без выхода на работу (учебу) применяются к осужденным к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, нарушающим порядок и условия отбывания наказания. Взыскания в виде выговора, лишения разрешения, предоставленного в порядке поощрения, покидать жилище в выходные, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, дисциплинарной изоляции на срок до пятнадцати суток с выходом или без выхода на работу (учебу) применяются к осужденным к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.

<7> Согласно ч. 1 ст. 117 УИК осужденные к лишению свободы, имеющие не менее четырех, трех или двух взысканий, признаются злостными нарушителями порядка отбывания наказания в виде лишения свободы.

Вторую группу составляют лица, совершившие умышленное преступление в следующие периоды:

  1. после постановления приговора с назначением наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, но не направленные для отбывания этих наказаний;
  2. во время отбывания наказаний в виде ареста или лишения свободы;
  3. в период отбывания наказания в виде ограничения свободы, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли менее одного года назначенного срока наказания по вновь постановленному приговору;
  4. в период неотбытого срока наказания после условно-досрочного освобождения от наказания, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли менее одного года назначенного срока наказания по вновь постановленному приговору;
  5. в период отбывания исправительных работ, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли менее одного года назначенного срока наказания по вновь постановленному приговору;
  6. в период отсрочки исполнения наказания (ст. 77 УК), отсрочки исполнения приговора (ст. 44-1 УК 1960 года), испытательного срока (ст. 78 УК, ст. 43 УК 1960 года), отсрочки отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 93 УК), если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли менее одного года назначенного срока наказания.

Сроки применения амнистии

Отметим, прежде всего, что каждый закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Это относится и к Закону об амнистии, который вступил в силу 7 июля 2010 г., и, следовательно, срок, отведенный для его исполнения, закончится 7 января 2011 г.

К лицам, имеющим венерические заболевания, Закон об амнистии будет применен только после подтвержденного медицинским заключением окончания курса их лечения, которое проводится в соответствии с клиническими протоколами.

Аналогично решается вопрос о применении амнистии к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения. Она может быть применена только после завершения курса лечения и принятия постановления суда о прекращении принудительного лечения.

Указанные лица, имеющие венерические заболевания, а также страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, имеют право на амнистию и после истечения шестимесячного срока, установленного ч. 1 ст. 22 Закона об амнистии.

Следует также отметить, что по истечении указанного срока амнистия может быть применена и в других случаях. Это относится в первую очередь к тем случаям, когда оснований к отказу в применении амнистии не имелось, но решение об амнистии не было принято по каким-либо причинам (например, по ошибке органа или учреждения, на которых было возложено исполнение Закона об амнистии).

Говоря о сроках применения Закона об амнистии, полагаем необходимым вернуться к вопросу о времени приобретения лицом права на амнистию, который неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Республики Беларусь. Именно на основании его позиций была сформулирована и получила развитие и в Законе об амнистии норма, согласно которой под действие Закона об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу Закона об амнистии, как осужденные, так и не осужденные судами Республики Беларусь, лица, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке, а также лица, осужденные судами других государств, но отбывающие наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или переданные для отбывания наказания в виде лишения свободы на территорию Республики Беларусь на условиях принципа взаимности (ст. 12 Закона об амнистии).

Указанной нормой законодатель подтвердил возникновение права на амнистию, в том числе у лиц, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке. Надо полагать, что у них уже возникло такое право с момента постановления судебного приговора независимо от того, в какой период будет постановлен в отношении его новый приговор. Он может быть вынесен уже после истечения срока, отведенного на исполнение Закона об амнистии.

Однако данное положение не согласуется с положением, содержащимся в ч. 3 ст. 7 Закона об амнистии, согласно которому освобождение от наказания частично сроком на один год возможно только для тех лиц, приговоры в отношении которых постановлены до окончания срока, установленного ч. 1 ст. 22 Закона об амнистии. Все-таки это положение, на наш взгляд, следует толковать в системе с положением ст. 12 Закона об амнистии. В данном случае не утратила актуальности позиция Конституционного Суда Республики Беларусь, изложенная в его решении от 24.06.2005 N Р-186/2005 «О предложениях по применению норм законодательства об амнистии», согласно которой в случаях если первоначальный приговор вынесен до вступления в силу закона об амнистии или в период его исполнения, а затем был отменен, то осужденный уже приобрел право на амнистию, которое не может быть ограничено лишь тем обстоятельством, что в связи с отменой вынесенного в отношении его приговора новый приговор постановлен после истечения срока исполнения закона об амнистии.

Полагаем, что данная норма требует расширительного толкования.

О значении Закона об амнистии

Говоря о значении Закона об амнистии, подчеркнем, прежде всего, что это очередной акт проявления гуманизма со стороны государства в отношении лиц, совершивших преступления. Осужденные, особенно отбывающие наказание в местах лишения свободы, всегда с надеждой ожидают принятие акта об амнистии, и эта надежда, как правило, стимулирует их хорошее поведение, стремление к исправлению, становление их на законопослушный путь и в будущем.

Закон об амнистии основывается на принципе гуманизма уголовного закона и уголовной ответственности, закрепленном в ч. 7 ст. 3 УК. Основное его положение сводится к тому, что уголовный закон служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Стремлением государства обеспечить такую безопасность человека и в целом общества и объясняются достаточно жесткие рамки, хотя и принимаемых весьма часто, актов об амнистии. Об этом говорят предусмотренные в Законе об амнистии перечни преступлений, совершение которых либо вообще исключает применение амнистии, либо исключает освобождение от наказания или иных мер уголовной ответственности. Достаточно широк перечень лиц, на которых не распространяется амнистия, сформулированный исходя из других критериев. Тем не менее под Закон об амнистии подпадет немалое количество осужденных.

Например, по предварительным данным Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии, предполагается 400 осужденных. Более 100 человек, осужденных к ограничению свободы с направлением в исправительные учреждения открытого типа и подпадающих под ст. 1 Закона об амнистии, также предполагается освободить от этого наказания.

Примерно 50 человек будут освобождены от назначенного им наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в соответствии со ст. 2 Закона об амнистии. Около 600 человек, осужденных к лишению свободы за менее тяжкие преступления, предполагается освободить из мест лишения свободы в соответствии со ст. 3 Закона об амнистии. Примерно 200 человек, осужденных к аресту, могут рассчитывать на освобождение от этого наказания в соответствии со ст. 4 и 5 Закона об амнистии.

Только из исправительных учреждений закрытого типа предполагается освободить от наказания в виде лишения свободы более двух тысяч осужденных. Сокращение наказания в виде лишения свободы сроком на один год предполагается осуществить в отношении примерно 9 тысяч осужденных <8>.

<8> На страже. — 2010. — N 30.

Оправданно ли будет применение амнистии в очередной раз? Как показывает практика, рецидив среди лиц, к которым применяется амнистия, составляет примерно около 10%. Но чтобы эта цифра последовательно сокращалась, требуется более тщательный подход к применению амнистии в каждом конкретном случае. Об этом прямо указывается в Законе об амнистии.

Согласно ст. 20 Закона об амнистии решение о применении либо неприменении Закона об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально после проведенной с ним беседы и на основании тщательной оценки материалов личного дела осужденного. При отсутствии необходимых сведений рассмотрение вопроса о применении Закона об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которые возложено исполнение Закона об амнистии, предоставлено право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением амнистии. Такие запросы подлежат немедленному исполнению. Как видно, Закон об амнистии, как и прежние, ориентирован на вдумчивую работу соответствующих органов и должностных лиц во избежание формализма при решении вопросов о применении амнистии к каждому конкретному лицу. Более того, Законом об амнистии возлагаются на Совет Министров Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы обязанности по обеспечению организации своевременного учета лиц, освобожденных от наказания по амнистии, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.

Особое внимание обращено на необходимость обеспечения заботы о несовершеннолетних. В частности, местным исполнительным и распорядительным органам предписано обеспечить своевременную постановку на учет освобожденных от наказания по амнистии несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство или передачу под контроль родителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища.

Соответствующая забота должна быть проявлена в отношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, исправительных учреждений открытого типа, дисциплинарных воинских частей, которые потеряли социальные связи и достигли возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, а также инвалидов I или II группы, которые утратили полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждаются в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании и не имеют трудоспособных членов семьи либо других лиц, обязанных по закону их содержать. Таких лиц предписано определять в специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов.

При должной организации быта и трудоустройства лиц, освобожденных от наказания по амнистии, вероятно, должен существенно сократиться рецидив преступлений со стороны этих лиц.

На наш взгляд, предупреждению рецидива среди освобожденных от наказания лиц по амнистии способствовало бы использование законодателем и такой формы, как условное освобождение от наказания, которая прямо закреплена в ч. 2 ст. 95 УК. До настоящего времени ни в одном акте об амнистии такая форма не фигурирует.

Но возникает вопрос: оправдана ли вообще такая частота гуманных актов, связанная с регулярной практикой принятия законов об амнистии? Далеко не всеми такая практика оценивается однозначно. Безусловно, можно признать, что она в определенной мере снижает либо подрывает эффект назначаемых судами наказаний, не способствует достижению поставленных перед ними целей исправления осужденных и предупреждения преступлений. Вместе с тем не следует забывать, что законы об амнистии — это не только проявление гуманизма к преступникам со стороны государства, но и решение ряда проблем, связанных с реализацией уголовной политики государства, в том числе и с практикой назначения судами наказания в виде лишения свободы и его исполнения в исправительных учреждениях, ее вынужденной корректировкой.

Говоря о гуманизме как принципе уголовного закона и уголовной ответственности, напомним еще одно его составляющее положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. И это положение изначально определяет уголовную политику государства, связанную как с установлением уголовно-правовых санкций, так и с их применением.

В этой связи заслуживает внимания идея, принадлежащая Генеральной Прокуратуре Республики Беларусь, о разработке концепции о совершенствовании мер уголовной ответственности и порядка исполнения уголовных наказаний, о которой уже сообщалось в печати <9>. Из ряда достаточно значимых выдвигаемых предложений в указанных целях обратим внимание в аспекте рассматриваемого вопроса на определение перспективы совершенствования уголовно-правовых санкций в направлении снижения минимальных и максимальных сроков наказания в виде лишения свободы за некоторые преступления, а также расширения применения материальных элементов карательного воздействия на осужденных.

<9> Василевич Г. Практика применения мер уголовной ответственности: вопросы эффективности // Юстиция Беларуси. — 2010. — С. 15 — 17; Мера ответственности: интервью с Генеральным прокурором Республики Беларусь Г.Василевичем // СБ. Беларусь сегодня. — 2010. — 11 июня; Хомич В.М. Дифференциация уголовной ответственности в аспекте повышения ресоциализационных начал уголовных санкций // Научные основы уголовного права и процессы глобализации: материалы Российского конгресса уголовного права (27 — 28 мая 2010 г.); отв. ред. В.С.Комиссаров. — М.: Проспект, 2010. — С. 433 — 437.

Еще в 2007 году, комментируя Закон N 287-З, автор данной статьи придерживался позиции о том, что процесс совершенствования правового регулирования уголовной ответственности, в том числе и уголовно-правовых санкций, будет продолжаться и что возникает вопрос о необходимости (в большей мере чем сегодня) использования наказаний имущественного характера. По нашему мнению, цели уголовной ответственности (исправление осужденных, предупреждение преступлений, восстановление социальной справедливости) в таких случаях могли бы быть достигнуты менее болезненными для лица, совершившего преступление, и более выигрышными для государства путями — посредством наказаний имущественного характера <10>.

<10> Саркисова Э.А. Амнистия 2007 (комментарий к Закону Республики Беларусь от 22.11.2007 N 287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления») // Юстиция Беларуси. — 2007. — N 11. — С. 26.

И в этом плане в настоящий момент можно говорить о существенной активизации данного процесса. Решение же поставленных задач позволит повысить уровень реализации принципа справедливости при назначении наказаний, а вместе с этим и выработать отношение к законам об амнистии как актам, имеющим исключительный характер, принимаемым, как правило, в связи со знаменательными датами.