Обзор наиболее типичных административных правонарушений, право составления протоколов по которым предоставлено должностным лицам таможенных органов. Часть 1. Административные таможенные правонарушения

Компетенция таможенных органов по привлечению лиц к административной ответственности

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС) одной из основных задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенные органы государств — членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) определена компетенция таможенных органов Республики Беларусь по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Согласно пункту 21 части 1 и пункту 8 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП должностные лица таможенных органов Республики Беларусь составляют протоколы об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений:

  • против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина — по статье 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП);
  • в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности — по статьям 11.26, 11.44 КоАП;
  • в области предпринимательской деятельности — по части 4 статьи 12.17, статье 12.23, частям 1 — 3 статьи 12.27, статье 12.29, частям 1 и 2 статьи 12.30 КоАП;
  • против порядка налогообложения — по части 9 статьи 13.6, статьям 13.10, 13.11 КоАП;
  • против порядка таможенного регулирования — по статьям 14.1 — 14.19 КоАП;
  • против безопасности движения и эксплуатации транспорта — по частям 1 и 4 статьи 18.20 КоАП;
  • против порядка управления — по статьям 23.1 — 23.5, статье 23.16, частям 1 и 2 статьи 23.23 КоАП;
  • против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции — по статьям 24.3 — 24.6 КоАП.

В ходе выполнения возложенных на них задач таможенные органы Республики Беларусь выявляют значительное количество административных правонарушений и ведут административный процесс по делам об этих административных правонарушениях.

Основные правовые акты в сфере таможенного регулирования, действующие для Республики Беларусь, несоблюдение требований которых приводит к привлечению лиц к административной ответственности

К основным правовым актам в сфере таможенного регулирования, действующим для Республики Беларусь, несоблюдение требований которых приводит к привлечению лиц к административной ответственности, относятся:

  • ТмК ТС;
  • Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 N 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» (далее — постановление N 863);
  • Инструкция о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (далее — Инструкция);
  • Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) (далее — Договор).

Наиболее типичные составы административных таможенных правонарушений, протоколы по которым были составлены должностными лицами таможенных органов за истекший период 2011 года

22.08.2011 в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь «Д» на транспортном средстве прибыл гражданин Республики Беларусь К.

Во исполнение Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о пунктах пропуска (заключено в г. Киеве 17.12.1992), а также Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения белорусско-украинской государственной границы гражданами, проживающими в приграничных районах (заключено в г. Минске 12.12.1998), в целях создания благоприятных условий для пересечения государственной границы гражданами, проживающими в приграничных районах Республики Беларусь и Украины, открыты пункты упрощенного (местного) пропуска.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2006 N 313 «О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них» автодорожный пункт пропуска «Д» включен в перечень пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых осуществляется только пограничный контроль.

В ходе пограничного контроля гражданин К. заявил, что товары, подлежащие таможенному декларированию, у него отсутствуют.

Однако в ходе контроля, проведенного в отношении товаров, перемещаемых гражданином К. в транспортном средстве, было установлено, что в нем находятся товары, подлежащие таможенному декларированию.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 150 ТмК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 N 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах» местами перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза являются пункты ввоза и вывоза, определенные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Перечень пунктов ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 07.08.2007 N 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь». Пункт пропуска «Д» в указанном перечне отсутствует.

Таким образом, гражданин К. совершил деяние, выразившееся в покушении на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь вне определенных законодательством мест, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП.

14.07.2011 гражданка Украины О. пыталась переместить из Республики Беларусь в Республику Украина товар вне пункта вывоза товаров, определенного законодательством Республики Беларусь. Попытка вывоза была пресечена сотрудниками таможенных органов.

Таким образом, гражданка О. покушалась на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь вне определенных законодательством мест, то есть совершила административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП.

03.03.2011 гражданин М. осуществил перемещение товаров с территории Республики Украина на территорию Республики Беларусь вне пункта ввоза товаров, определенного законодательством Республики Беларусь. После перемещения товаров был задержан сотрудниками таможенных органов.

Таким образом, гражданин М. переместил товары через таможенную границу Республики Беларусь вне определенных законодательством мест, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП.

24.01.2011 гражданин Азербайджана Н., перемещая в транспортном средстве марки «ДАФ» товар из Германии в Азербайджан, прибыл в пункт ввоза товаров «КЛ».

Согласно пункту 4 статьи 160 ТмК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

В нарушение указанных предписаний гражданин Н. покинул пункт ввоза товаров «КЛ» без представления перемещаемых товаров к таможенному оформлению, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП.

01.09.2011 гражданин Х., следуя на транспортном средстве «Фольксваген Пассат» из Республики Беларусь в Республику Польша, устно заявил должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль в пункте вывоза товаров с таможенной территории Республики Беларусь, об отсутствии у него товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином Х. требований таможенного законодательства, у последнего был обнаружен товар — дизельное топливо в пластиковых емкостях общим количеством 30 литров, не относящееся к товарам для личного пользования, так как пунктом 2 приложения 1 к Соглашению установлено, что топливо в количестве более 10 литров, находящееся в отдельной емкости, не относится к товарам для личного пользования и подлежит таможенному декларированию и контролю.

Эти товары были сокрыты от таможенного контроля в боковых нишах, предназначенных для автомобильных принадлежностей, находящихся в багажнике транспортного средства, то есть способом, затрудняющим обнаружение этих товаров. Стоимость перемещаемых с сокрытием от таможенного контроля товаров составила 141600 бел.руб., что меньше сорока базовых величин.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин Х. покушался на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, подлежащих таможенному декларированию, на сумму, не превышающую сорока базовых величин, с сокрытием от таможенного контроля способом, затрудняющим обнаружение этих товаров, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП.

28.07.2011 гражданин К., следуя на транспортном средстве марки «Ауди» из Республики Беларусь в Республику Польша, в ходе проведения таможенных операций заявил таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином К. требований таможенного законодательства, у последнего был обнаружен товар — сигареты в ассортименте в количестве 175 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, маркированные акцизными марками Республики Беларусь, общей стоимостью 381500 бел.руб., что меньше сорока базовых величин.

Сигареты были сокрыты от таможенного контроля в конструктивной полости радиомагнитолы, за обшивкой потолка салона автомобиля, за обшивкой дверей и боковых стоек, в моторном отсеке транспортного средства в воздушном фильтре.

Доступ к указанным товарам стал возможен после выкручивания шурупов, крепящих элементы декоративных обшивок, после отщелкивания фиксаторов воздушного фильтра.

Согласно статье 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных данным Соглашением, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. К товарам, не отнесенным к товарам для личного пользования, не применяются положения Соглашения.

Таможенным органом было установлено, что товары, перемещаемые гражданином К., к товарам для личного пользования не относятся и подлежат таможенному декларированию и контролю.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин К. покушался на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, подлежащих таможенному декларированию, на сумму, не превышающую сорока базовых величин, с сокрытием от таможенного контроля с использованием тайников, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП.

11.04.2011 гражданин С., следуя на транспортном средстве марки «Мерседес» из Республики Польша в Республику Беларусь, в ходе проведения таможенных операций заявил таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином С. требований таможенного законодательства, у последнего был обнаружен товар — блузки женские общим количеством 30 штук стоимостью 1500000 бел.руб., что больше сорока базовых величин.

Товары были сокрыты от таможенного контроля под передними сидениями транспортного средства, то есть способом, затрудняющим обнаружение этих товаров.

Согласно статье 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных данным Соглашением, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. К товарам, не отнесенным к товарам для личного пользования, не применяются положения Соглашения.

Таможенным органом было установлено, что товары, перемещаемые гражданином С., к товарам для личного пользования не относятся и подлежат таможенному декларированию и контролю.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин С. покушался на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, подлежащих таможенному декларированию, на сумму, превышающую сорок базовых величин, с сокрытием от таможенного контроля способом, затрудняющим обнаружение этих товаров, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП.

03.07.2011 гражданин Б., следуя на транспортном средстве марки «Фиат» из Республики Беларусь в Республику Польша, в ходе проведения таможенных операций заявил таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином Б. требований таможенного законодательства, у последнего был обнаружен товар — сигареты в ассортименте в количестве 959 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, маркированные акцизными марками Республики Беларусь, общей стоимостью 2109800 бел.руб., что больше сорока базовых величин.

Сигареты были сокрыты от таможенного контроля за обшивкой потолка салона автомобиля, за обшивкой дверей и боковых стоек. Доступ к товару стал возможен после демонтажа обшивки. Легальность приобретения сигарет подтверждалась соответствующими документами.

Согласно статье 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных данным Соглашением, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. К товарам, не отнесенным к товарам для личного пользования, не применяются положения Соглашения.

Таможенным органом было установлено, что товары, перемещаемые гражданином Б., к товарам для личного пользования не относятся и подлежат таможенному декларированию и контролю.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин Б. покушался на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, подлежащих таможенному декларированию, на сумму, превышающую сорок базовых величин, с сокрытием от таможенного контроля с использованием тайников, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП.

16.06.2011 ИП «В», следуя из Республики Польша в Республику Беларусь, в пункте ввоза товаров «К» для получения разрешения на таможенный транзит в отношении ввозимых товаров представил таможенному органу транспортные (перевозочные) и коммерческие документы: международную товарно-транспортную накладную «CMR», счет-фактуру с описанием товара и спецификацию к счету-фактуре, согласно которым в транспортном средстве перемещался товар — ткань в рулонах общим количеством 464 рулона.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения ИП «В» требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра транспортного средства в нем были обнаружены не заявленные в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах товары — ткань в рулонах в количестве 11 рулонов.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 150 ТмК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии со статьей 174 ТмК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТмК ТС.

Согласно статьям 159, 176 ТмК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу в том числе транспортные (перевозочные) документы и имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимый товар, содержащие в себе сведения о наименовании, весе брутто товаров, количестве грузовых мест и их маркировке.

Согласно постановлению N 863 счет-фактура (инвойс) и международная товарно-транспортная накладная «CMR» являются документами, необходимыми для таможенного оформления применительно к таможенной процедуре таможенного транзита, а наименование, количественные и весовые параметры товара — необходимыми сведениями для заявления данной процедуры.

В нарушение указанных требований ИП «В» представил таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит документы, содержащие недостоверные сведения о количестве товара, которые дают основания для занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.1 КоАП.

08.06.2011 в пункт ввоза товаров «К» прибыло транспортное средство марки «Вольво» под управлением водителя-экспедитора фирмы-перевозчика «РТИБВ», перемещавшее товар из Нидерландов в Афганистан.

С целью получения разрешения на таможенный транзит водителем таможенному органу были представлены следующие транспортные (перевозочные) и коммерческие документы: книжка МДП (CARNET TIR), международная товарно-транспортная накладная «CMR», инвойс, согласно которым в транспортном средстве перемещались замороженные продукты питания (в ассортименте).

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения фирмой-перевозчиком «РТИБВ» требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра транспортного средства в нем были обнаружены не заявленные в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах товары — мясо глубокой заморозки без кости и котлеты куриные глубокой заморозки общим весом 16950 кг.

В соответствии со статьей 174 ТмК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТмК ТС.

Согласно статьям 159, 176 ТмК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу в том числе транспортные (перевозочные) документы и имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимый товар, содержащие в себе сведения о наименовании, весе брутто товаров, количестве грузовых мест и их маркировке.

Согласно постановлению N 863 счет-фактура (инвойс) и международная товарно-транспортная накладная «CMR» являются документами, необходимыми для таможенного оформления применительно к таможенной процедуре таможенного транзита, а наименование, количественные и весовые параметры товара — необходимыми сведениями для заявления данной процедуры.

В нарушение указанных требований фирма-перевозчик «РТИБВ» представила таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит документы, содержащие недостоверные сведения о количестве товара, которые дают основания для занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем, то есть совершила административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 14.1 КоАП.

03.04.2011 в пункте ввоза товаров «Б» под таможенную процедуру таможенного транзита был помещен товар, перевозимый перевозчиком ООО «АС» из Республики Польша в Российскую Федерацию. Перевозчику надлежало доставить товар в зону таможенного контроля таможенного поста «Л» Московской областной таможни.

Согласно требованиям статей 219, 223 ТмК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик вне зависимости от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен, обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись, не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами без разрешения таможенного органа.

В ночь с 04.04.2011 на 05.04.2011 на неохраняемой стоянке часть перевозимого товара была утрачена.

Таким образом, ООО «АС» не обеспечило сохранность перевозимого товара, что выразилось в утрате части товара, вследствие чего утраченная часть товара не была доставлена в место, определенное таможенным органом, то есть совершило административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.2 КоАП.

15.05.2011 в пункте вывоза товаров «М» гражданин Российской Федерации В. перемещал из Российской Федерации в Федеративную Республику Германия транспортное средство для личного пользования марки «Фольксваген», зарегистрированное в иностранном государстве и ранее ввезенное (08.01.2011) гражданином В. на таможенную территорию Таможенного союза.

Должностному лицу таможенного органа гражданин В. представил таможенную декларацию на транспортное средство от 15.05.2011. В ходе проведения таможенных операций таможенным органом было установлено, что у гражданина В. отсутствует экземпляр таможенной декларации на транспортное средство, зарегистрированной 08.01.2011 при его временном ввозе.

Согласно статье 163 ТмК ТС для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТмК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Согласно пункту 19 Инструкции декларирование транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства и вывозимых физическими лицами за пределы таможенной территории, осуществляется путем представления таможенному органу декларации, оформленной при временном ввозе, и декларации, заполненной при обратном вывозе.

В ходе опроса гражданин В. пояснил, что таможенную декларацию от 08.01.2011 он утерял.

Таким образом, гражданин В. утратил подлежащий представлению таможенному органу таможенный документ, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.2 КоАП.

14.10.2011 гражданин Российской Федерации Г. в пункте ввоза «КЛ» при пересечении таможенной границы с использованием технологической системы «красного» коридора представил должностному лицу таможенного органа пассажирскую таможенную декларацию, в которой указал сведения о транспортном средстве марки «Ауди», зарегистрированном в иностранном государстве, которое гражданин Г. намеревался временно ввезти на таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов. Данная пассажирская таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом.

Согласно п. 24 раздела V приложения 3 к Соглашению с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов могут ввозиться транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые физическими лицами государств — членов Таможенного союза любым способом, на срок, не превышающий 6 месяцев. Временный ввоз таких транспортных средств допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Должностным лицом таможенного органа гражданину Г. было предложено внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимого им автомобиля. Гражданин Г. от внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отказался, в связи с чем ему было отказано во временном ввозе автомобиля.

Согласно пункту 11 Инструкции при несоблюдении декларантом условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган отказывает в выпуске товаров. Если декларант принимает решение о вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию таможенным органом было отказано в выпуске, такой отказ является одновременно разрешением на убытие таких товаров с таможенной территории, если такие товары не покидали место прибытия, за исключением случаев, когда товары являются объектами административного или уголовного правонарушения.

Получив отказ в выпуске для временного ввоза автомобиля, то есть получив разрешение на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза, гражданин Г., не выполнив требование по убытию, 15.10.2011 ввез данный автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа.

Таким образом, гражданин Г. осуществил невывоз с таможенной территории Республики Беларусь (Таможенного союза) транспортного средства, в отношении которого было выдано разрешение на его убытие, и пользовался указанным транспортным средством на таможенной территории Республики Беларусь (Таможенного союза) без разрешения таможенного органа, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное статьей 14.4 КоАП.

07.07.2011 гражданин Республики Беларусь М., следуя из Республики Польша в Республику Беларусь в качестве водителя-экспедитора фирмы-перевозчика «ИЕ», в пункте ввоза товаров «К» заявил таможенному органу об отсутствии у него как физического лица товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином М. требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра кабины транспортного средства в ней были обнаружены товары — одежда новая в количестве 156 единиц, принадлежащая лично гражданину М. и не сокрытая от таможенного контроля.

Гражданин М. в ходе опроса пояснил, что предметы одежды приобрел в Республике Польша с целью дальнейшей продажи на территории Республики Беларусь.

Согласно статье 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных данным Соглашением, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. К товарам, не отнесенным к товарам для личного пользования, не применяются положения Соглашения.

Таможенным органом было установлено, что товары, перемещаемые гражданином М., к товарам для личного пользования не относятся и подлежат таможенному декларированию и контролю.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин М. не декларировал товар, подлежащий таможенному декларированию, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП.

18.05.2011 гражданка Российской Федерации Б., следуя из Республики Польша в Республику Беларусь, в пункте ввоза товаров «Д» указала в таможенной декларации об отсутствии у нее товаров, к которым применяются запреты и ограничения.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданкой Б. требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра транспортного средства, в котором следовала гражданка Б., в нем был обнаружен товар — газовый баллончик, содержащий слезоточивый газ, в количестве 1 единицы, сведения о котором не были указаны в таможенной декларации и который не был сокрыт от таможенного контроля.

Согласно разделу 1.6 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) N 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (принято в г. Минске 27.11.2009)), газовые баллончики, содержащие слезоточивый газ, относятся к служебному и гражданскому оружию, запрещенному для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 раздела I приложения 2 к Соглашению служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему запрещены для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8 Соглашения таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме нетарифного и технического регулирования.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданка Б. не декларировала таможенному органу товар, подлежащий таможенному декларированию, то есть совершила административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП.

11.03.2011 при въезде в Республику Беларусь из Республики Польша в пункте ввоза товаров «Б» гражданин К., следуя на транспортном средстве марки «Рено», указал в пассажирской таможенной декларации об отсутствии у него товаров, к которым применяются запреты и ограничения.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином К. требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра транспортного средства, в котором он следовал, был обнаружен товар — алкогольные напитки в количестве 12 литров, не маркированные акцизными марками Республики Беларусь, сведения о котором не были указаны в таможенной декларации и который не был сокрыт от таможенного контроля.

Согласно подпункту 3.4 пункта 3 раздела I приложения 2 к Соглашению алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, запрещена к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8 Соглашения таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме нетарифного и технического регулирования.

В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таким образом, гражданин К. не декларировал таможенному органу товар, подлежащий таможенному декларированию, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП.

07.05.2011 в пункте таможенного оформления «БЦ» гражданин К. при выезде из Республики Беларусь предъявил должностному лицу таможенного органа основной формуляр пассажирской таможенной декларации и дополнительный формуляр «Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов» пассажирской таможенной декларации.

В дополнительном формуляре «Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов» гражданин К. заявил о наличии у него 7485 евро, 50 польских злотых и 4070000 бел.руб.

В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином К. требований таможенного законодательства, было установлено, что кроме декларированных наличных денежных средств гражданин К. перемещает еще 2400 евро, не указанных в дополнительном формуляре пассажирской таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Договора при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10000 дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

В соответствии с пунктом 24 раздела 3 порядка заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» при заполнении формуляра декларации наличных денег указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

Перемещаемые гражданином К. денежные средства в совокупности превышали сумму, эквивалентную 10000 дол. США, и подлежали письменному декларированию в полном объеме.

Таким образом, гражданин К. не декларировал таможенному органу вывозимые наличные денежные средства, превышающие в эквиваленте сумму в 10000 дол. США, в полном объеме, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.5 КоАП.

16.05.2011 на таможенную территорию Таможенного союза через пункт ввоза «М» гражданином Федеративной Республики Германия Ф. было ввезено транспортное средство марки «Шкода», зарегистрированное в иностранном государстве, с целью временного ввоза для личного пользования.

25.05.2011 гражданин Ф. передал транспортное средство в пользование гражданину Республики Беларусь Н.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 358 ТмК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии со статьей 11 Соглашения передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 — 12 раздела IV приложения 5 указанного Соглашения, для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза, либо для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства гражданин Ф. передал временно ввезенное транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное в иностранном государстве, гражданину Н., то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное статьей 14.7 КоАП.

12.03.2011 должностным лицом таможни отправления гражданину П. было установлено требование доставить автомобиль «Ford Galaxy» в зону таможенного контроля пункта таможенного оформления «Т» и установлен срок доставки 15.03.2011, о чем должностным лицом таможни отправления была внесена запись в графу «D» транзитной декларации.

Согласно требованиям статей 219, 223 ТмК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик вне зависимости от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров. Указанные требования гражданином П. выполнены не были.

Перемещаемый по транзитной декларации легковой автомобиль «Ford Galaxy» был размещен гражданином П. в зоне таможенного контроля пункта таможенного оформления «Т» 17.03.2011 (после истечения срока доставки).

Таким образом, гражданин П. нарушил установленный таможенным органом срок таможенной процедуры таможенного транзита, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.10 КоАП.

03.06.2011 в пункт вывоза товаров «К» прибыло транспортное средство марки «Вольво» с целью выезда с таможенной территории Таможенного союза на территорию Литовской Республики. Управлял транспортным средством представитель перевозчика «Е» гражданин Ж.

В ходе таможенного контроля было установлено, что 02.06.2011 указанное транспортное средство с товаром (свежими овощами) было ввезено на территорию Республики Беларусь с целью дальнейшей доставки товара в Российскую Федерацию. Должностным лицом таможенного органа отправления товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита и было установлено место доставки товаров, находящееся в зоне деятельности Московской областной таможни.

В ходе опроса гражданин Ж. пояснил, что 02.06.2011 ему позвонил представитель перевозчика и дал указание возвратиться в Литовскую Республику, так как в Российской Федерации введен запрет на ввоз овощей свежих из Европейского союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 220 ТмК ТС в случае, если при таможенном транзите пункт назначения изменяется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза в области транспорта, перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 ТмК ТС при обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товара.

В соответствии с пунктом 2 статьи 224 ТмК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

Таким образом, гражданин Ж. не исполнил обязанность по сообщению в ближайший таможенный орган об обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и о месте нахождения товаров, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.11 КоАП.

03.08.2011 на складе временного хранения перевозчиком ООО «ТЛ» в лице водителя Ш. был размещен автомобиль марки «Скания» с товаром. Товар следовал в адрес получателя — резидента Республики Беларусь из Италии.

При перемещении транспортного средства через таможенную границу Таможенного союза таможней ввоза было признано таможенное обеспечение (таможенная пломба), наложенное таможенной службой Италии.

При проведении таможенного контроля было установлено, что средство идентификации — таможенная пломба, примененная таможенным органом Италии и признанная таможенным органом Республики Беларусь, повреждено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 ТмК ТС перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.

Таким образом, гражданин Ш. не обеспечил сохранность средств идентификации, а именно допустил их повреждение, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное статьей 14.13 КоАП.

08.08.2011 перевозчиком «ЯПТ» в лице водителя Л. в зоне таможенного контроля в транспортном средстве в целях временного хранения был размещен товар — технологическая линия.

В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом было установлено, что товар, в отношении которого выдано разрешение на временное хранение, и транспортное средство в зоне таможенного контроля отсутствуют.

В соответствии со статьей 167 ТмК ТС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТмК ТС.

В нарушение указанной нормы гражданин Л. переместил транспортное средство с товаром из зоны таможенного контроля без помещения товара под таможенную процедуру либо совершения иных действий, предусмотренных законодательством, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное статьей 14.14 КоАП.

16.08.2011 в республиканский пункт таможенного оформления «Н» прибыл грузовой автомобиль марки «МАН» с полуприцепом, следующий под управлением гражданина Украины А. из Республики Беларусь в Украину.

В ходе проведения таможенного контроля было установлено, что ранее полуприцеп был временно ввезен гражданином А. на территорию Республики Беларусь и при его временном ввозе был установлен срок временного ввоза по 13.08.2011.

Полуприцеп, являющийся транспортным средством международной перевозки (ТСМП), был представлен гражданином А. таможенному органу для завершения временного ввоза 16.08.2011 с нарушением установленного срока.

Статьей 343 ТмК ТС установлено, что временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений статьи 219 ТмК ТС, если иное не установлено международными договорами.

При невозможности вывоза ТСМП в установленные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза ТСМП на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз ТСМП.

Статьей 350 ТмК ТС определено, что при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП и вывозе таких временно ввезенных ТСМП с такой территории осуществляется их таможенное декларирование.

Таким образом, гражданин А. не совершил действий по представлению до истечения установленного срока временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства международной перевозки таможенному органу для совершения этим таможенным органом таможенных операций по завершению временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза этого транспортного средства международной перевозки, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное статьей 14.18 КоАП.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика