Преступления против бюджетной системы (комментарий к ст. 261-1 «Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь как преступление предусмотрено ч. 1 ст. 261-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). В части 2 статьи 261-1 УК установлена ответственность за использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь.

2. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок изготовления и обращения акцизных марок Республики Беларусь, которые и выступают в качестве предмета преступления. Указанный порядок является составной частью отношений по регулированию порядка уплаты акцизов как одного из видов республиканских налогов и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию (вид таможенного платежа), что и позволяет относить рассматриваемое преступление к преступлениям против бюджетной системы Республики Беларусь.

3. Порядок производства и оборота подакцизных товаров, производства акцизных марок и маркировки ими товаров регулируется специальным законодательством Республики Беларусь.

4. Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З) определяет правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в Республике Беларусь.

Закон N 429-З применяется к отношениям в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также к иным отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. Под оборотом указанной продукции понимаются экспорт, импорт, хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовая и (или) розничная торговля ими.

Закон N 429-З определяет, что акцизная марка Республики Беларусь — это бланк строгой отчетности с определенными степенями защиты, предназначенный для маркировки произведенных в Республике Беларусь или ввозимых на территорию Республики Беларусь алкогольных напитков. Маркировке акцизными марками подлежат алкогольные напитки, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории.

Образцы акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и произведенных на территории Республики Беларусь, а также порядок их изготовления и реализации, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля над их использованием утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2008 N 618 «О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков» утверждены:

  • образец акцизной марки форматом 20 x 90 мм, предназначенной для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь;
  • образец акцизной марки форматом 160 x 20 мм, предназначенной для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь;
  • образец акцизной марки на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм для маркировки алкогольных напитков (за исключением водки, ликеро-водочных изделий, вин, коньяка, бренди, кальвадоса, шампанского), ввозимых на территорию Республики Беларусь;
  • образец акцизной марки форматом 65 x 16 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин и винных напитков, разлитых в потребительскую тару емкостью до 0,25 литра включительно, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 90 x 16 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин и винных напитков, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 160 x 16 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин и винных напитков, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 160 x 20 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин и винных напитков, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 65 x 16 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, разлитых в потребительскую тару емкостью до 0,25 литра включительно, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 90 x 16 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 160 x 16 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки форматом 160 x 20 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец акцизной марки на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм для маркировки алкогольных напитков (за исключением водки, ликеро-водочных изделий, коньяка, бренди, кальвадоса), произведенных в Республике Беларусь, разлитых в потребительскую тару и предназначенных для оборота на ее территории;
  • образец специальной марки форматом 16 x 90 мм, предназначенной для маркировки алкогольных напитков, задержанных или изъятых правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом;
  • образец специальной марки на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм, предназначенной для маркировки алкогольных напитков, задержанных или изъятых правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом;
  • образец акцизной марки форматом 17 x 110 мм для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками;
  • образец контрольной марки форматом 34 x 17 мм для маркировки алкогольных напитков, маркированных акцизными марками, выводимыми из обращения;
  • Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядке и сроке представления отчетов об их использовании;
  • Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием;
  • Положение о порядке изготовления, выдачи, использования, учета, хранения, уничтожения специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольных напитков, задержанных или изъятых правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом;
  • Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками, перемаркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок и контроля за их использованием;
  • Положение о порядке изготовления, реализации, использования, учета, хранения, уничтожения контрольных марок для маркировки алкогольных напитков, маркированных акцизными марками, выводимыми из обращения, и контроля за их использованием;
  • Положение о порядке выведения из обращения акцизных марок Республики Беларусь, хранения и перемещения на территории Республики Беларусь алкогольных напитков, маркированных акцизными марками Республики Беларусь, выводимыми из обращения, а также о порядке торговли такими алкогольными напитками.

5. Подобный порядок используется и применительно к обороту табачных изделий. Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», определяет, что маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь табачные изделия, а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия.

Советом Министров Республики Беларусь утверждаются образцы акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и произведенных на территории Республики Беларусь, а также порядок их изготовления и реализации, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, порядок и срок представления отчетов об их использовании, контроля за их использованием.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2008 N 1610 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 16» утверждены:

  • образец акцизной марки для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь;
  • образец акцизной марки для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь;
  • образец специальной марки для маркировки табачных изделий, обращенных в доход государства;
  • образец специальной марки на самоклеящейся основе для маркировки табачных изделий, обращенных в доход государства;
  • Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядке и сроке представления отчетов об их использовании;
  • Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием;
  • Положение о порядке изготовления, выдачи, использования, учета, хранения, уничтожения специальных марок для маркировки табачных изделий, обращенных в доход государства.

6. Для ответственности за изготовление, сбыт или использование поддельных акцизных марок необходимо, чтобы подделки по своим основным параметрам (размер, форма, основа, цветовое исполнение и т.д.) соответствовали действительным акцизным маркам. Такое соответствие следует констатировать при условии, что поддельные акцизные марки трудно отличимы от подлинных при их обычном осмотре.

Если же изготавливаются и пускаются в оборот грубые очевидные подделки, сбыт которых возможен в силу специфической обстановки, например, неосведомленности приобретателя, то ответственность должна наступать за иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности или, например, за мошенничество.

7. Неправомерный сбыт или использование действительных акцизных марок, например, наклеивание марок, предназначенных для маркировки табачных изделий, на алкогольные изделия, ответственности по статье 261-1 УК не влечет.

8. Количество изготовленных, сбытых или использованных поддельных акцизных марок в законе не конкретизировано, однако должно быть значительным, поскольку в противном случае уголовная ответственность должна исключаться ввиду малозначительности деяния. В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

9. Объективную сторону преступления образует совершение любого из альтернативных действий: изготовление поддельных акцизных марок в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок (ч. 1 ст. 261-1 УК); использование заведомо поддельных акцизных марок (ч. 2 ст. 261-1 УК).

Состав преступления является формальным с альтернативными действиями.

10. Изготовление поддельных акцизных марок предполагает либо полное воспроизводство акцизных марок в нарушение установленного порядка, либо внесение изменений в подлинные акцизные марки (частичная подделка). При этом не имеет значения, какие реквизиты акцизной марки подверглись изменению. Оконченным преступление в данной форме будет считаться с момента изготовления пригодных к использованию поддельных акцизных марок.

11. Изготовление поддельных акцизных марок с целью их использования самим подделывателем образует приготовление к использованию поддельных акцизных марок и квалифицируется по ст. 13 и ч. 2 ст. 261-1 УК. Изготовление поддельных акцизных марок с указанной целью и их фактическое использование самим подделывателем квалифицируются только по ч. 2 ст. 261-1 УК.

12. Сбыт марок предполагает любую форму их отчуждения другим лицам. Сбыт считается оконченным в момент принятия другим лицом хотя бы части от общего количества поддельных акцизных марок. Сбыт товаров, маркированных поддельными акцизными марками, не является сбытом таких марок.

13. Приобретатель поддельных акцизных марок, который намеревался использовать такие марки, подлежит ответственности за приготовление к использованию поддельных акцизных марок. Если же целью приобретателя поддельных акцизных марок была дальнейшая перепродажа фальшивок, то он совершает приготовление к сбыту, что в силу ч. 2 ст. 13 УК исключает его уголовную ответственность, кроме случаев, указанных в ч. 3 ст. 261-1 УК.

14. Если лицо изготовило партию поддельных акцизных марок с целью их сбыта и осуществило сбыт этих марок, то содеянное образует единичное преступление, квалифицируемое по ч. 1 ст. 261-1 УК. При этом изготовление и неудавшийся по не зависящим от виновного причинам сбыт поддельных акцизных марок квалифицируется как оконченное преступление.

15. Использование акцизных марок именуется маркировкой, под которой понимается наклеивание соответствующих типов марок на единичные упаковки товара в определенных для этого местах. Таким образом, под использованием поддельных акцизных марок следует понимать их наклеивание на предназначенные к обороту подакцизные товары. Использование поддельных акцизных марок, например, для введения в заблуждение контролирующих органов путем создания видимости наличия акцизных марок либо для возврата в качестве неиспользованных вместо утраченных акцизных марок, при соответствующих условиях может влечь ответственность за преступления против интересов службы. Для признания использования поддельных акцизных марок оконченным преступлением достаточно наклеивания таких марок на подакцизный товар и не требуется выпуска его в обращение.

16. Если использование поддельных акцизных марок сопряжено с совершением иных преступлений, например, с уклонением от уплаты налогов или незаконной предпринимательской деятельностью, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.

17. Субъективная сторона преступления. Вина в совершении анализируемого преступления может выражаться только в виде прямого умысла, когда субъект сознает факт изготовления, сбыта или использования поддельных акцизных марок и желает совершить такие действия. Необходимым признаком субъективной стороны изготовления поддельных акцизных марок является наличие специальной цели сбыта таких марок. Если лицо не знало о том, что сбывает или использует поддельные акцизные марки, то его ответственность по статье 261-1 УК исключается.

18. Субъект преступления общий, ответственность наступает с шестнадцати лет.

19. Лица, осуществляющие сбыт продукции, которая была иными лицами маркирована поддельными акцизными марками, ответственности по статье 261-1 УК не подлежат, но при наличии соответствующих условий могут быть привлечены к ответственности, например, за незаконную предпринимательскую деятельность. Однако, если сбыт такой продукции явился лишь частью действий в пределах общего сговора группы лиц по использованию поддельных акцизных марок, то непосредственные сбытчики также подлежат ответственности по статье 261-1 УК.

20. В качестве квалифицирующих обстоятельств в ч. 3 ст. 261-1 УК предусмотрено совершение указанных в частях первой и второй статьи 261-1 УК действий повторно либо организованной группой.

21. Подделка акцизных марок будет считаться повторным преступлением, если ранее лицо совершило такое же преступление и при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности либо судимость за данное преступление не снята или не погашена в установленном порядке.

Для повторности необходимо совершение самостоятельных действий независимо от того, каких конкретно и в какой последовательности, но всякий раз по вновь возникшему умыслу. То есть для признания действий повторными необходимо, чтобы изготовление, сбыт или использование совершались два раза или более в отношении различных партий акцизных марок Республики Беларусь и умысел на совершение действий с каждой из этих партий возникал самостоятельно.

Повторность как квалифицирующий признак состава преступления отсутствует, если у лица имеется умысел на совершение продолжаемого преступления, т.е. когда действия с различными партиями поддельных акцизных марок Республики Беларусь являются этапами охватываемой единым умыслом на осуществление соответствующей преступной деятельности.

Использование части поддельных акцизных марок и сбыт второй части влекут ответственность за повторное совершение данного преступления. Однако если лицо изготовило поддельные акцизные марки с целью сбыта, но впоследствии изменило свое намерение и само использовало такие марки, то в действиях такого лица признак повторности отсутствует. В последнем случае происходит перерастание преступления в более тяжкое, поскольку, несмотря на изменение умысла, он направлен на продолжение незаконных действий с одной и той же партией поддельных акцизных марок. Если же субъект одну партию изготовил для последующего сбыта и сбыл ее, а другую партию изготовил для использования и использовал ее, то такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений как изготовление в целях сбыта и сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь по ч. 1 и 3 ст. 261-1 УК как использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь, совершенное повторно.

22. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

23. Приготовление к подделке или сбыту акцизных марок уголовную ответственность не влечет, кроме случаев совершения таких действий лицом, ранее совершившим какое-либо из указанных в статье 261-1 УК действий, т.е. при наличии повторности либо совершения таких действий организованной группой.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика