Конспект экономиста:)

Меню

Преступления против финансовой системы (комментарий к ст. 237 «Выманивание кредита или субсидии» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

нет комментариев

1. Выманивание кредита или субсидии в соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) — это представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, либо умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования.

2. Непосредственным объектом преступления являются финансово-бюджетная и денежно-кредитная системы, ущерб которым причиняется в результате неосновательного получения денежных средств. Законодательство охраняет порядок получения кредитов и субсидий, поэтому отношения, возникающие в связи с получением средств по другим основаниям (заем, совместная деятельность, факторинг и т.п.), а равно в связи с нарушением или неисполнением обязательств по договорам кредита, не являются объектом данного преступления.

3. Охраняемые общественные отношения возникают по поводу получения в виде кредита или субсидий денежных средств, которые и являются предметом данного преступления.

4. Кредит — это привлеченные и (или) собственные денежные средства, предоставленные банком другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором. По кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 771 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Кредит выдается на условиях срочности, возвратности и платности.

Льготным является кредитование, предполагающее уменьшение процентной ставки, предоставление отсрочки выплаты процентов и иные подобные отступления от обычных условий кредитования, установленных в данном кредитном учреждении.

5. Порядок выдачи кредита определен Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 N 226. На основании соответствующих положений банки и кредитно-финансовые организации разрабатывают свои внутренние документы, определяющие процедуру выдачи кредитов, и перечни документов, которые обязаны представить кредитополучатели.

Уполномоченным органом банка должны быть утверждены локальные нормативные правовые акты, в которых предусматриваются:

  • обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата;
  • процедура принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств;
  • порядок определения правоспособности и оценки кредитоспособности заявителя, кредитополучателя, нового должника (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо);
  • перечень документов, предоставляемых заявителем, кредитополучателем, новым должником (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо) для получения кредита до заключения кредитного договора и в течение срока его действия;
  • порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества;
  • порядок и случаи контроля за целевым использованием кредита;
  • порядок формирования и хранения кредитного досье;
  • упрощенная процедура предоставления микрокредитов, если банк предоставляет микрокредиты.

Перед заключением кредитного договора банк обязан определить правоспособность и оценить кредитоспособность заявителя, после чего уполномоченным органом банка или работником банка принимается решение о предоставлении кредита, оформляемое в письменной форме (на бумажном носителе или в виде электронного документа) и подписываемое уполномоченным работником банка. Если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами банка, решение о предоставлении кредита, принимаемое на основании результатов скоринга кредитоспособности, может оформляться документом о результатах скоринга. Банк не вправе передать полномочия по принятию решения о предоставлении кредита, а также по подписанию кредитного договора иным юридическим лицам либо физическим лицам, не являющимся работниками данного банка. Представленные заявителем, кредитополучателем документы для получения кредита, кредитный договор, а также иные сведения систематизируются банком в кредитном досье.

Перед заключением кредитного договора и в течение времени предоставления денежных средств с периодичностью, установленной локальным нормативным правовым актом банка и (или) договором, банком осуществляется контроль за наличием у заявителя, кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании документов, представленных заявителем, кредитополучателем либо полученных с его согласия в установленном порядке.

6. Субсидия — одна из форм бюджетных расходов, бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. Бюджетные трансферты — средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе (см. ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

7. Основной состав выманивания кредита или субсидии является формальным с альтернативными деяниями.

Объективную сторону выманивания кредита или субсидии образует совершение любого из следующих альтернативных деяний:

  • представление заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии;
  • несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования.

8. Представление заведомо ложных документов и сведений — это вручение либо передача таких документов или сведений уполномоченным сотрудникам кредитных или выдающих субсидии учреждений. Представление может быть осуществлено лично или через посыльного, путем отправки по почте, электронной почтой и т.п.

Перечень документов, которые подлежат представлению и, следовательно, в которых может содержаться ложная информация, определяется кредитными и выдающими субсидии учреждениями.

9. Применительно к данному составу преступления ложными являются документы и сведения, которые:

  • содержат искаженную или недостоверную информацию о каких-либо обстоятельствах. Такие документы могут быть фальсифицированы путем изготовления подложных документов, внесения неверных сведений в подлинные документы путем удаления части текста, его замены или дополнения и т.п.;
  • содержат недостоверную информацию об истинных намерениях кредито- или ссудополучателя. При этом представленные документы или сведения могут быть подлинными, однако еще до получения кредита или субсидии лицо предполагает использовать средства по иному назначению (заранее предполагаемое нецелевое использование кредита). Данное положение не должно учитываться в том случае, если целевое использование кредита не является условием кредитования;
  • являлись подлинными и содержали достоверную информацию, однако на момент их подачи перестали соответствовать действительности в связи с изменением отраженных в них обстоятельств.

10. Ответственность по статье 237 УК наступает за искажение не любой информации, а только той, которая относится к обстоятельствам, имеющим существенное значение для получения кредита или субсидии. Таковыми, в частности, являются: платежеспособность, финансовое положение, состояние бухгалтерского учета субъекта хозяйствования, обоснованность гарантий возврата кредита и другие данные, на основании которых принимается решение вопроса о целесообразности выдачи кредита или субсидий. Представление неверных сведений об иных обстоятельствах ответственности за выманивание кредита или субсидии не влечет.

11. Оконченным выманивание кредита или субсидий в данной форме считается в момент принятия фальсифицированных документов учреждением, выдающим кредит или субсидию. На квалификацию действий как оконченного преступления не влияют такие обстоятельства, как фактическое получение или неполучение кредита или субсидии, использование кредита по целевому или нецелевому назначению, эффективность использования кредита или субсидии, был или не был своевременно возвращен полученный кредит, были уплачены или не были уплачены проценты по кредиту и т.п.

12. Вторая форма выманивания кредита или субсидий выражается в бездействии — несообщении информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования. Ответственность в данном случае наступает при наличии двух условий: лицо должно было и могло сообщить такую информацию.

13. Обстоятельствами, которые могут повлечь приостановление кредитования и субсидирования и информация о которых должна быть сообщена, могут быть:

  • существенное ухудшение тех обстоятельств, на основании которых принималось решение о выделении кредита или субсидии (например, изменения в экономическом положении кредитополучателя);
  • появление новых обстоятельств, оказывающих существенное отрицательное воздействие на эффективность использования кредита или субсидии (например, срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит, выяснившаяся невозможность получения положительного результата исследования, резкое падение цен на производимые за счет кредита товары и т.п.).

14. Обязанность сообщить о произошедших изменениях как первое условие ответственности за бездействие возникает с момента, когда виновному стало известно о появлении соответствующих обстоятельств. При этом необходимо учитывать не сам факт возникновения обстоятельства и не просто знание этого обстоятельства виновным, а осознание им этого обстоятельства как могущего повлечь приостановление кредитования или субсидирования. Для оценки таковым определенного обстоятельства может понадобиться некоторое время, однако сообщение о нем должно быть сделано немедленно после осознания негативности.

Обязанность сообщать о произошедших отрицательных изменениях существует в течение действия договора кредита и с момента принятия решения о выделении субсидии до момента расходования последних сумм субсидии.

15. Вторым условием ответственности за несообщение информации об обстоятельствах является наличие у лица возможности выполнить указанную выше обязанность. Если несообщение вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли предпринимателя или должностного лица, то их ответственность исключается.

16. Юридически оконченным выманивание кредита в форме бездействия будет считаться с момента прошествия срока, необходимого лицу для сообщения информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования.

17. Субъективная сторона выманивания кредита или субсидий характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что предъявляет кредитному или выдающему субсидию учреждению ложные документы или сведения с целью получения кредита или субсидий, и желает совершить такие действия. В случае бездействия виновный сознает, что не сообщает о возникновении обстоятельств, которые могут повлечь приостановление кредитования или субсидирования, и желает действовать таким образом. Обязательным признаком субъективной стороны состава данного преступления является специальная цель — получение кредита или субсидий. Мотивы выманивания кредита или субсидий не влияют на квалификацию и могут быть как корыстными, так и некорыстными.

18. Существенное значение для характеристики выманивания кредита или субсидий имеет обязательное для данного преступления наличие у виновного намерения использовать получаемые кредиты или субсидии в процессе осуществления экономической деятельности.

19. Субъект данного преступления специальный: индивидуальный предприниматель и должностное лицо (см. ч. 4 ст. 4 УК) юридического лица, которому законом или иным нормативным актом предоставлено право заключения кредитного договора.

Совершение данного преступления должностными лицами с использованием служебных полномочий не требует дополнительной квалификации этих действий как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) либо бездействие должностного лица (ст. 425 УК).

Действия лиц, не являющихся специальными субъектами данного вида преступления, но умышленно содействовавших выманиванию кредита или субсидий, должны квалифицироваться как соучастие в этом преступлении, а должностных лиц — и по статьям УК, предусматривающим ответственность за соответствующие преступления против интересов службы.

20. Квалифицированным состав выманивания кредита или субсидий является при наличии цели получения государственного целевого кредита либо если эти деяния повлекли причинение ущерба в особо крупном размере.

21. Понятие и назначение государственного целевого кредита и порядок его предоставления определяются специальным законодательством.

22. Особо крупным является размер ущерба, который в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. При этом необходимо учитывать, что речь идет не о размере полученного кредита или полученной субсидии, а о размере реально причиненного ущерба. Размер ущерба определяется суммой невыполненных обязательств по кредитному договору, т.е. суммой невозвращенных кредитных средств и процентов за пользование кредитом. Штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязательств в размер ущерба не включаются. В случае незаконного получения льготного кредита в размер ущерба включается сумма незаконно полученных льгот.

23. Подделка документов, внесение в официальные документы ложных сведений и представление таких документов банкам или иным кредитным учреждениям в целях получения кредита либо субсидий охватывается составом выманивания кредита или субсидий и дополнительной квалификации не требует.

24. При отсутствии сговора с уполномоченным лицом лица, виновные в подлоге документов и не уполномоченные на получение кредита или субсидии, к ответственности за выманивание кредита или субсидий не привлекаются, а подлежат ответственности за соответствующие преступления против интересов службы.

25. Представление документов для получения кредита должностным лицом лжепредпринимательской структуры образует реальную совокупность преступлений и квалифицируется по ст. 237 и 234 УК. Поскольку обязательным признаком лжепредпринимательства является отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность, то любая попытка лжепредпринимательской организации получить кредит должна квалифицироваться как выманивание кредита.

26. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и обманом получившие кредит, ответственности по статье 237 УК не подлежат. При наличии соответствующих условий они могут быть привлечены к ответственности только за подделку и (или) использование поддельных документов по ст. 380 УК либо за причинение имущественного ущерба без признаков хищения по ст. 216 УК.

27. Выманивание кредита или субсидий следует отграничивать от хищения соответствующих средств. В основе отграничения лежит объект преступления, на который указывает цель получения кредита или субсидий. При наличии цели использования кредитных средств или субсидий в предпринимательской деятельности ответственность может наступать только за выманивание кредита или субсидии, поскольку объектом преступления в данном случае является порядок осуществления экономической деятельности. Если же обманными действиями виновный стремится изменить собственника получаемых средств, то его действия при наличии соответствующих признаков содержат в себе состав хищения, т.к. объектом в этом случае являются отношения собственности. Дополнительной квалификации хищения кредитных или названных средств по ст. 237 УК не требуется, поскольку указанный в статье 237 УК обман является способом хищения имущества.

28. Если индивидуальный предприниматель при получении кредита или субсидий преследовал цель безвозмездно обратить выманиваемые средства в свою или близких ему лиц пользу, то его действия квалифицируются только по ст. 209 УК как мошенничество с учетом стадии его осуществления. Совершение тех же действий должностным лицом с использованием своих служебных полномочий квалифицируется только по ст. 210 УК как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями. Вместе с тем, если умысел на хищение полученных путем выманивания средств возник после совершения выманивания кредита или субсидии, то ответственность виновного лица должна наступать по совокупности преступлений за выманивание кредита или субсидии и за хищение имущества в соответствующей форме.

29. Ряд вопросов квалификации рассматриваемого преступления разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 08.06.1998 N 4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)