Конспект экономиста:)

Меню

Преступления против общих правил осуществления предпринимательской деятельности (комментарий к ст. 232 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

нет комментариев

1. В соответствии со ст. 232 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления.

2. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в создании препятствий для реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав по осуществлению предпринимательской деятельности.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь, в частности, гласит:

«Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

Государственное управление в сфере регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться в полном соответствии с действующим законодательством, которое устанавливает порядок создания и деятельности субъектов хозяйствования, порядок получения ими специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, а также порядок оказания воздействия на иные сферы предпринимательской деятельности.

Указанный порядок государственного регулирования экономической деятельности и выступает в качестве непосредственного объекта воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Поскольку порядок регулирования экономической деятельности в равной мере распространяется на все сферы предпринимательства независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, групповым объектом данного преступления выступают общие правила осуществления предпринимательской деятельности.

3. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

К предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (лицо, осуществляющее разовую реализацию товаров на рынке), адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность, деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам по оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми, сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.

4. Являющиеся объектом анализируемого состава преступления общественные отношения регламентируются обширным законодательством в сфере административного управления осуществлением предпринимательской деятельности. Непосредственно в диспозиции статьи 232 УК особо выделены такие сферы государственной управленческой деятельности, как осуществление регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, выдача им специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, а также ограничение их прав и интересов или иное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

5. Граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только в определенных законодательством правовых формах: либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо с образованием юридического лица.

6. В соответствии со ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением указанных требований статьи 22 ГК, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности.

7. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Порядок государственной регистрации юридического лица определяется законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается, если иное не установлено законодательными актами. Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Порядок государственной регистрации юридического лица зависит от сферы экономической деятельности, в которой предполагается осуществление предпринимательства.

В целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» утверждены Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее — Положение о регистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Под субъектами хозяйствования понимаются:

  1. индивидуальные предприниматели. Индивидуальным предпринимателем является гражданин, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  2. коммерческие организации — хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства;
  3. некоммерческие организации, то есть ассоциации (союзы) — объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о регистрации, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется в соответствии с Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175.

Страховщики и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь. Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности».

Создание открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.1998 N 970.

9. Основанием для осуществления предпринимательской деятельности является обретение юридическим лицом — субъектом хозяйствования правоспособности.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (момент его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) и прекращается в момент завершения его ликвидации (с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра).

10. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Наличие соответствующих разрешений является одной из составляющих правоспособности юридического лица.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

11. Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Как вид государственной управленческой деятельности лицензирование представляет собой комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

12. Порядок лицензирования определяется Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450).

Положением N 450 регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляемому в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций согласно приложению 1 к Положению N 450, за исключением:

  1. деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
  2. внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;
  3. деятельности, лицензируемой Национальным банком Республики Беларусь;
  4. деятельности, осуществляемой государственными органами в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке (кроме деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения), а также воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил Республики Беларусь и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством.

Выдача лицензий должна осуществляться в точном соответствии с указанным порядком.

13. Состав воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является материальным с несколькими альтернативными действиями.

Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской деятельности состоит из трех обязательных признаков, каковыми являются деяние в одной из указанных в статье 232 УК форм, общественно опасные последствия в виде ущерба в крупном размере и причинная связь между указанными деяниями и общественно опасными последствиями.

14. Как деяние воспрепятствование законной предпринимательской деятельности включает в себя один из следующих вариантов преступного поведения:

  • неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • неправомерный отказ в выдаче индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
  • уклонение от выдачи индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
  • противозаконное ограничение прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

15. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может осуществляться как в активной форме путем осуществления неправомерных действий, так и в пассивной форме путем невыполнения предусмотренных нормативными актами действий, которые должностное лицо должно было и могло выполнить с использованием служебных полномочий.

16. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно неправомерный отказ в выдаче индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает вынесение в установленной форме решения о нерегистрации (об отказе в регистрации) субъекта хозяйствования или о невыдаче ему (об отказе в выдаче) лицензии при наличии у субъекта хозяйствования всех предусмотренных законодательством оснований и соблюдении им всех условий регистрации или получения лицензии.

Например, необоснованным (неправомерным) будет отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности под предлогом непредставления документов или сведений, не предусмотренных Положением N 450, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

17. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от выдачи индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности представляет собой непринятие должностным лицом решения о регистрации либо о выдаче специального разрешения (лицензии) при наличии обязанности принять соответствующее решение и возможности ее выполнить.

Обязанность осуществления регистрации или выдачи лицензии (объективное основание ответственности за бездействие) вытекает из должностных полномочий должностного лица регистрирующего или лицензирующего органа. Субъективное основание ответственности за уклонение от выполнения указанных обязанностей выражается в наличии у должностного лица реальной возможности для принятия соответствующего решения.

С внешней стороны уклонение от принятия решения о регистрации или выдаче лицензии может быть выражено в отказах от встреч с заявителем, от принятия документов под надуманными предлогами, беспочвенных обещаниях решить вопрос в «ближайшее время», сокрытии полученных от заявителей или других организаций документов, требовании представления не предусмотренных законодательством справок, документов, экспертных заключений, согласований и т.п.

18. Противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность путем ограничения прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица либо иным способом предполагает выдачу должностным лицом обязательных для исполнения субъектом хозяйствования указаний или распоряжений, существенно ущемляющих гарантированные действующим законодательством права и свободы субъектов хозяйствования в сфере осуществления предпринимательской деятельности (ограничение выбора контрагентов, видов выпускаемой продукции или оказываемых услуг, изъятие необходимых для хозяйственной деятельности документов, навязывание участия в различных мероприятиях, недопущение к участию в конкурсах, принуждение к соучредительству других субъектов хозяйствования и иное незаконное ограничение самостоятельности).

Противозаконность вмешательства в предпринимательскую деятельность должна толковаться буквально как противоречие законодательным установлениям. Противодействие незаконным действиям субъектов хозяйствования, например, запрещение незаконного строительства, и принуждение их к соблюдению условий осуществления предпринимательской деятельности, например, требование установить очистные сооружения, ответственности не влечет даже в случае причинения имущественного ущерба (независимо от его размера).

Как нам представляется, в рамках объекта анализируемого состава преступления остается и такое поведение, как приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Поскольку такие действия прямо не указаны в статье 232 УК наряду с отказом в выдаче лицензии или уклонением от ее выдачи, постольку они должны рассматриваться как противозаконное ограничение прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

19. Общественно опасные последствия, с наступлением которых данное преступление будет считаться оконченным, выражаются в материальном ущербе в крупном размере, то есть в ущербе на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

При установлении момента окончания преступления, осуществляемого путем бездействия (уклонение от регистрации или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности) необходимо учитывать сроки осуществления соответствующих действий, установленные законодательными процедурами.

Последствия в виде материального ущерба в крупном размере должны находиться в причинной связи с противоправным поведением должностного лица. К ущербу должны быть отнесены затраты на создание субъектов хозяйствования либо условий для получения лицензии.

20. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только умышленно: при непременном осознании противоправности своего поведения (неправомерности отказа, уклонения, вмешательства) виновный предвидит причинение потерпевшему материального ущерба в крупном размере и желает причинения такого последствия либо сознательно допускает его наступление или относится к его наступлению безразлично.

Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления — мотив и цель — не влияют на квалификацию и учитываются при определении меры ответственности виновного. Однако факультативный характер указанных признаков вовсе не означает необязательность их установления. Мотивы и цели действий виновного могут, помимо прочего, указывать на наличие в содеянном признаков иного преступления. Например, затягивание вопроса с регистрацией субъекта хозяйствования или выдачей лицензии может означать, что виновный посредством поставления в условия опасности причинения ущерба вымогает у заявителя взятку.

21. Из числа возможных мотивов поведения должностного лица следует исключить корысть или иную личную заинтересованность. Объясняется это тем, что при наличии указанных побуждений должностное лицо подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебными полномочиями по соответствующей части ст. 424 УК либо за бездействие должностного лица по соответствующей части ст. 425 УК.

Под корыстными побуждениями понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат (ч. 10 ст. 4 УК).

Корыстные побуждения — это стремление к собственному или близких лиц обогащению посредством противоправного получения или сбережения имущества или прав на него либо получения иных выгод имущественного характера с причинением прямого имущественного ущерба чужой собственности. Корысть, таким образом, может реализовываться путем противоправного:

  • приращения имущества, либо
  • сбережения имущества, либо
  • получения прав на имущество, либо
  • получения иных выгод имущественного характера.

Противоправное приращение имущества включает в себя противоправное получение чужого имущества, то есть обращение чужого имущества в свою или близких лиц пользу. К такому приращению можно отнести, например, получение псевдостраховых выплат.

Противоправное сбережение имущества — неправомерное избавление себя или близких лиц от обязанности передать имущество лицу, которое имеет на это законное право. Такое сбережение достигается путем невозврата имущества или выплаты вознаграждения лицам, которые имеют на это право.

Противоправное получение права на имущество может выражаться в получении доли участия в бизнесе, права на земельный участок, права пользования имуществом, жилым помещением и т.п.

Противоправное получение иных выгод имущественного характера может быть осуществлено, например, посредством устранения «препятствий» для последующего внешне правомерного получения имущества или прав на него и т.п.

Корысть должна усматриваться только в случае направленности действий виновного на противоправное овладение имущественными выгодами. Противоправность означает отсутствие у лица действительного или предполагаемого права на имущество. Под имуществом понимаются материальные вещи, являющиеся предметами преступлений не только против собственности, но и против общественной безопасности или против здоровья населения.

Для констатации корысти необходимо установить одновременное наличие двух признаков:

  • стремление прирастить собственное или близких лиц имущество;
  • причинение имущественного ущерба чужой собственности.

Указанные признаки не означают наличие фактического увеличения размеров своей или близких лиц собственности и фактического причинения имущественного ущерба чужой собственности. Речь идет о направленности действий виновного на достижение указанных результатов.

Изложенное понимание признаков корыстных побуждений нельзя ограничивать только стремлением в последующем завладеть чужим имуществом противоправным путем. Корыстным побуждением будет и стремление в последующем получать имущественную выгоду на внешне законных основаниях. Например, устранение конкурента по бизнесу, в котором материально заинтересован чиновник, обеспечит доступ товаров на рынок и получение виновным прибыли от их реализации. В данном случае не осуществляются отъем денежных средств у потребителей и причинение им имущественного ущерба. Не изымается имущество и у потерпевшего. Однако в основе действий виновного лица лежит корыстный мотив, выражающийся в намерении перенаправить в свою пользу имущество, которое по праву принадлежало бы потерпевшему лицу, что и указывает на стремление получить имущественную выгоду.

Имущественным выгодоприобретателем от корыстного поведения должностного лица может быть как сам виновный, так и лица, в материальном благополучии которых он заинтересован. Такие лица именуются близкими лицами, их подробная характеристика содержится в статье 4 УК.

Под иной личной заинтересованностью понимаются побуждения, по своей социальной оценке сходные с корыстными побуждениями, но лишенные присущего корысти имущественного характера, например, карьеризм, протекционизм, семейственность, клановость и т.п.

22. Следует особо обратить внимание, что за злоупотребление властью или служебными полномочиями либо за бездействие должностного лица при наличии корыстной или иной личной заинтересованности ответственность должна наступать и в том случае, если деянием должностного лица не причинен ущерб в крупном размере. С учетом особой значимости для граждан прав и свобод в сфере предпринимательства совершение указанных в ст. 232 УК деяний будет означать причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, что при наличии корыстной или иной личной заинтересованности является основанием для привлечения к ответственности даже при отсутствии крупного материального ущерба, поскольку указанные последствия являются конструктивными признаками злоупотребления властью или служебными полномочиями либо бездействия должностного лица.

23. Субъектами преступления являются должностные лица соответствующих органов власти и управления, в компетенцию которых входит осуществление функций по регистрации субъектов хозяйствования, выдаче специальных разрешений (лицензий) либо управление предпринимательской деятельностью независимо от сферы осуществления такой деятельности.

Круг соответствующих полномочий определяет и круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за те или иные деяния по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности. Так, к уголовной ответственности за неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации субъекта хозяйствования может быть привлечено только должностное лицо регистрирующего органа, уполномоченное на принятие соответствующего решения, за неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности — уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа, за противозаконное ограничение прав и интересов субъекта хозяйствования или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность — должностное лицо органа управления предпринимательской деятельностью.

Вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенное с использованием своих служебных полномочий должностным лицом, которое не относится к указанной выше категории должностных лиц, в том числе и должностным лицом иного субъекта хозяйствования, при наличии соответствующих условий может влечь уголовную ответственность за другие преступления против порядка осуществления экономической деятельности (например, за ограничение конкуренции по ст. 247 УК) либо против интересов службы (например, за превышение служебных полномочий по статье 426 УК).

24. Одним из условий уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является отсутствие признаков более тяжкого должностного преступления. К числу таких преступлений относятся преступления, указанные в главе 35 «Преступления против интересов службы» УК и наказуемые более строго, чем лишением свободы на срок до трех лет.

25. По своему содержанию воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является разновидностью таких преступлений, как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) в части отказа в регистрации или выдаче лицензии, бездействие власти или должностного лица (ст. 425 УК) в части уклонения от регистрации или выдачи лицензии, превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК) в части противозаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, а при неосторожности (ненадлежащем выполнении служебных обязанностей) — такого преступления, как халатность (ст. 428 УК). Отграничение от указанных преступлений должно осуществляться по объекту преступления, по характеру и размеру причиняемого вреда, по субъективным моментам и кругу должностных полномочий субъектов преступлений.

26. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может являться одним из способов вымогательства взятки. В таком случае при наличии всех иных обстоятельств содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и вымогательство взятки по статье 430 УК.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)