Преступления против общих правил осуществления предпринимательской деятельности (комментарий к ст. 234 «Лжепредпринимательство» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Как преступление лжепредпринимательство представляет собой государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере. Ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

2. В качестве непосредственного объекта лжепредпринимательства выступает порядок осуществления предпринимательской деятельности. Запрещая осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, действующее законодательство одновременно запрещает и регистрацию субъектов хозяйствования без намерения осуществлять уставную деятельность, а при наличии соответствующих условий устанавливает за подобные действия административную или уголовную ответственность.

Общественная опасность самой по себе регистрации предприятия без фактического осуществления уставной деятельности не столь высока, чтобы криминализировать такие действия. Однако цель создания лжепредпринимательских структур — получение незаконных преимуществ с причинением ущерба другим субъектам экономической деятельности — побудила законодателя признать подобные действия преступлением. Следует отметить, что по своей сути лжепредпринимательство является либо способом совершения иного преступления, либо соучастием в его совершении. Примером подобного рода способа или соучастия является незаконная минимизация объектов налогообложения, что по своей сути есть уклонение от уплаты налогов или сборов. Таким образом, уголовная ответственность за лжепредпринимательство является своеобразной «добавкой» к уголовной ответственности за совершение иных преступлений против порядка осуществления предпринимательской деятельности или интересов службы. Надо сказать, что это обоснованно существенная «добавка», судя по наказанию, поскольку использование легальных путей для нелегального бизнеса не только подрывает авторитет бизнеса в целом, но и существенно повышает возможности для «успешности» самого преступного бизнеса.

3. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица для осуществления предпринимательской или уставной деятельности означает прохождение субъектом предусмотренных действующим законодательством процедур по государственной регистрации субъекта хозяйствования для обретения правового статуса, дающего полномочия на участие в осуществлении экономической деятельности, или по государственной регистрации иных юридических лиц (организации, ассоциации, объединения, фонды и т.п.), которые могут быть использованы для достижения указанных в ст. 234 УК целей.

Действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только в определенных законодательством правовых формах: либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо с образованием юридического лица.

4. В соответствии со ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением указанных требований статьи 22 ГК, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности.

5. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательными актами.

6. Порядок государственной регистрации юридического лица определяется законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается, если иное не установлено законодательными актами. Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

7. Порядок государственной регистрации юридического лица зависит от сферы экономической деятельности, в которой предполагается осуществление предпринимательства.

В целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» утверждены Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее — Положение о государственной регистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Под субъектами хозяйствования понимаются:

  1. индивидуальные предприниматели. Индивидуальным предпринимателем является гражданин, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  2. коммерческие организации — хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства;
  3. некоммерческие организации, то есть ассоциации (союзы) — объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется в соответствии с Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175.

Страховщики и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь. Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности».

Создание открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.1998 N 970.

8. Основанием для осуществления предпринимательской деятельности является обретение юридическим лицом — субъектом хозяйствования правоспособности.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (момент его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) и прекращается в момент завершения его ликвидации (с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра).

9. Нормы Положения о государственной регистрации не применяются при государственной регистрации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). При этом государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений.

10. Действующим законодательством предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Допускается создание объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, объединений коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений.

В соответствии с законодательными актами юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) физических лиц могут создаваться и в иных формах.

11. К числу иных юридических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования и которые могут быть использованы в качестве лжепредпринимательских структур, относятся, например, ассоциации и союзы как объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Статья 121 ГК предусматривает, что коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. При этом ассоциация (союз) является юридическим лицом, но члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К числу некоммерческих организаций относятся также потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды и т.п. Подробнее о таких организациях см. § 5 «Некоммерческие организации» главы 4 «Юридические лица» ГК.

12. Порядок государственной регистрации юридических лиц, не являющихся коммерческими организациями, регламентируется специальным законодательством.

При обвинении в совершении рассматриваемого преступления необходимо указать регистрационные документы индивидуального предпринимателя или юридического лица, выданные в соответствии с порядком, установленным указанными выше нормативными актами.

Использование подложных регистрационных документов для достижения указанных в ст. 234 УК целей ответственности по статье 234 УК не влечет ввиду отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или создания юридического лица.

13. Состав лжепредпринимательства является материальным с альтернативными действиями.

Объективная сторона лжепредпринимательства включает в себя три обязательных признака состава преступления: действие, последствие и причинную связь между ними.

14. Непосредственно в ст. 234 УК действие определено только как один из двух вариантов поведения:

  • государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • создание (государственная регистрация) юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность.

Однако законодательная формулировка позволяет прийти к заключению, что объективная сторона лжепредпринимательства не ограничивается только прохождением государственных регистрационных процедур. Она включает в себя также хотя бы одно из тех действий, которые обозначены как цель осуществления государственной регистрации, поскольку вне осуществления таких действий, как, например, сокрытие, занижение прибыли, доходов или других объектов налогообложения, невозможно причинение имущественного ущерба, без чего не может быть и ответственности за лжепредпринимательство. Не исключается, однако и возможность причинения ущерба в крупном размере только регистрационными процедурами, если необратимые расходы на регистрацию (аренда помещений, оплата услуг по регистрации, регистрационных сборов, убытки от замораживания средств в виде взноса в уставный фонд и т.п.) составят ущерб в крупном размере.

По своему содержанию лжепредпринимательство является противоположностью незаконной предпринимательской деятельности: лжепредпринимательство означает предпринимательскую бездеятельность в рамках легальной структуры, в то время как незаконное предпринимательство означает фактическую предпринимательскую деятельность, но вне рамок легальной структуры.

Следует отметить неудачность формулирования законодателем криминализуемого действия — «создание юридического лица». Исходя из законодательного определения создание юридического лица завершается его государственной регистрацией. Субъект для достижения такой цели, как, например, получение кредитов, может приобрести уже зарегистрированное юридическое лицо с безупречной кредитной репутацией и направить полученный кредит на покрытие долгов другого своего предприятия. Будет ли это означать, что такой субъект создал юридическое лицо — лжепредпринимательскую структуру? Действующее предприятие может быть взято в аренду и использовано для соответствующих целей. Субъект может договориться с учредителями о назначении его руководителем предприятия и также использовать это предприятие для соответствующих целей. Кроме того, субъект может прекратить фактическую предпринимательскую деятельность на своем предприятии и использовать его только для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения на другом своем предприятии. Не будет ли в этом случае первое предприятие созданной лжепредпринимательской структурой?

Лжепредпринимательство по своей сути есть использование законных организационных форм для незаконной деятельности. В этом смысле столь ли уж принципиально, создается юридическое лицо с нуля или используется уже созданное юридическое лицо, сам субъект создал юридическое лицо или использует юридическое лицо, созданное другими, и т.п.?

15. Общественно опасные последствия в виде ущерба в крупном размере представляют собой материальный ущерб, причиненный государству, юридическим или физическим лицам. Ущербом в крупном размере признается ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

В отличие от незаконной предпринимательской деятельности при определении преступности лжепредпринимательства учитывается не размер дохода, состоящий из выручки в полном объеме, а только размер причиняемого ущерба. По этой причине масштаб незаконной деятельности при лжепредпринимательстве (объем финансового или иного материального оборота) не влияет на квалификацию действий как лжепредпринимательства. Сказанное в полной мере относится и к размерам незаконно полученных кредитов, и к объему занижения объектов налогообложения и т.д.

Для вменения статьи 234 УК необходимо установить причинную связь между совершенными виновным лицом действиями и наступившими общественно опасными последствиями в виде ущерба в крупном размере.

Если ущерб от лжепредпринимательства не достигает установленного в ст. 234 УК размера, то ответственность может наступить по ст. 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой под лжепредпринимательством понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления.

16. Лжепредпринимательство считается оконченным преступлением с момента наступления предусмотренных законом общественно опасных последствий — причинения действиями виновного ущерба в крупном размере.

17. Субъективная сторона лжепредпринимательства выражается умышленной виной и наличием специальной цели.

Законодатель описывает намерения субъекта лжепредпринимательства так называемыми отрицательными и положительными признаками, то есть указывает на то, что не намерен делать субъект, и одновременно на то, что реально входит в его намерения.

Во-первых, на момент государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо на момент создания юридического лица у субъекта должно отсутствовать намерение осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность.

Во-вторых, в действительности на момент государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо на момент создания юридического лица у субъекта должна быть в наличии цель:

  • получать ссуды или кредиты (например, собственники обремененного массой долгов предприятия, которому отказывают в кредитовании, регистрируют новое предприятие с «чистой» коммерческой биографией, получают кредит и направляют его на погашение долгов от нерадивого хозяйствования);
  • прикрыть запрещенную деятельность (например, учреждение туристического агентства для прикрытия торговли людьми или модельного агентства для эксплуатации проституции);
  • сокрыть, занизить прибыль, доходы или другие объекты налогообложения (например, регистрация юридического лица для документального разделения бизнеса (материальных затрат, штатной численности, товарооборота и т.п.) с целью получения льгот по налогообложению);
  • извлечь иную имущественную выгоду. Иная имущественная выгода, как и выгоды от других указанных действий, должна быть незаконной, примером чего может служить выгода от уменьшения таможенных платежей или полного исключения их уплаты.

18. Использование для достижения указанных в статье 234 УК целей субъектов хозяйствования или некоммерческих юридических лиц, которые ранее были зарегистрированы для осуществления предпринимательской или иной уставной деятельности, исключает ответственность за лжепредпринимательство. При соответствующих условиях ответственность может наступать за совершение или соучастие в совершении иных преступлений, например, выманивания кредитов или уклонения от уплаты сумм налогов или сборов.

19. Для характеристики лжепредпринимательства необходимо учитывать, что в этом преступлении имеет место несоответствие юридической формы и фактического содержания предпринимательской деятельности. В силу этого оформленные в соответствии с законодательной процедурой коммерческие или некоммерческие структуры должны признаваться созданными незаконно с момента их государственной регистрации, несмотря на наличие подлинных документов о государственной регистрации.

20. Субъект лжепредпринимательства общий, ответственность наступает с 16 лет. Создателями юридических лиц являются их учредители, в качестве которых выступают либо граждане, либо юридические лица в лице уполномоченных должностных лиц.

Исполнителями лжепредпринимательства могут выступать только гражданин, регистрирующийся в качестве индивидуального предпринимателя, либо учредители юридического лица. Все иные лица могут являться только подстрекателями, пособниками или организаторами.

Совершение лжепредпринимательства должностным лицом с использованием своих служебных полномочий при наличии соответствующих условий в соответствии с п. 1 примечаний к гл. 35 УК квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 234 УК и соответствующей статьей Особенной части УК, устанавливающей ответственность за преступление против интересов службы.

21. Квалифицированный состав преступления включает в себя действия, предусмотренные ч. 1 ст. 234 УК, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Ущербом в особо крупном размере признается ущерб на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

22. Достижение целей создания лжепредпринимательской структуры может быть сопряжено с реальным совершением иных преступлений, таких как хищение имущества путем мошенничества (ст. 209 УК), выманивание кредитов или субсидий (ст. 237 УК), уклонение от уплаты сумм налогов или сборов (ст. 243 УК) и т.д. В таких случаях ответственность наступает по совокупности преступлений за лжепредпринимательство и совершенное иное преступление.

Аналогичным образом решается вопрос об ответственности, если прикрываемая лжепредпринимательской структурой запрещенная деятельность образует состав самостоятельного преступления.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика