Преступления против порядка осуществления монополистической деятельности и добросовестной конкуренции (комментарий к ст. 244 «Нарушение антимонопольного законодательства» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Как преступление нарушение антимонопольного законодательства представляет собой уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение вышеуказанных деяний наказуемо по ст. 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

2. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, определяющие добросовестную конкуренцию субъектов хозяйствования при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

3. Принимая во внимание необходимость поддержки конкуренции для обеспечения эффективного развития экономики, стимулирования инновационных процессов и производства качественной продукции, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 9 декабря 2010 г. заключили Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (далее — Соглашение).

В соответствии с Соглашением конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок — это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного возмездного введения в оборот.

4. Основным отечественным нормативным актом, регламентирующим организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей, является Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

5. Соглашение запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

  1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  2. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  3. навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  4. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено соглашением Сторон;
  5. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных иными соглашениями Сторон;
  6. экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий с учетом особенностей, предусмотренных иными соглашениями Сторон;
  7. создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, исходя из анализа следующих обстоятельств:

  1. доли хозяйствующего субъекта и ее соотношения с долями конкурентов и покупателей;
  2. возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
  3. наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
  4. периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

6. Действующим законодательством Республики Беларусь также установлено, что монополистическая деятельность является противоправной. Она выражается в совершении хозяйствующими субъектами или государственными органами противоречащих антимонопольному законодательству деяний, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющих вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

— создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

  • изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
  • установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
  • заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
  • заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
  • применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

Помимо этого, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

  • раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
  • исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
  • необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
  • необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
  • осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
  • иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Законодательством предусматривается и запрет на любую монополизацию производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.

7. Противоправность монополистической деятельности не исключает существования правомерной монополии, к которой относятся государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права.

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий предусмотрено Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З «О естественных монополиях».

Чрезвычайная монополия — система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

8. Крупные производители товаров или услуг, в обиходе именуемые монополистами, называются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Доминирующее положение на товарном рынке — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее — рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

9. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

  • доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
  • доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

10. Выполнение основной части функций по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления, если иное не установлено законодательством. Таким органом является Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, действующий на основании Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь».

11. В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате; принимает в пределах своей компетенции иные необходимые меры. Предписания антимонопольного органа подлежат исполнению в установленный им срок.

12. Для исполнения своих служебных обязанностей должностные лица антимонопольного органа имеют право доступа в государственные органы и хозяйствующие субъекты в целях ознакомления в пределах своей компетенции со всеми документами, необходимыми для осуществления ими своих должностных полномочий, а также получения в установленном порядке копий названных документов на безвозмездной основе. Указанным правам должностных лиц антимонопольного органа корреспондируют соответствующие обязанности хозяйствующих субъектов, государственных органов, их должностных лиц представлять информацию (документы, письменные и устные объяснения и т.п.), необходимую для осуществления должностными лицами антимонопольного органа своих функций.

Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь имеет право, в частности:

  • запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;
  • согласовывать, в установленном порядке утверждать и принимать обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями решения ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, давать по ним разъяснения, организовывать и контролировать выполнение указанных решений;
  • принимать решения о даче предписаний республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, их должностным лицам, допустившим нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и о естественных монополиях, о прекращении противоправной деятельности и устранении вредных последствий, возникших в ее результате;
  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе об устранении их последствий, заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, внесении изменений в заключенные договоры;
  • направлять республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обязательные для исполнения решения об отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству о естественных монополиях, либо о внесении в них изменений и (или) о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях;
  • давать обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменять цены (тарифы), установленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с нарушением законодательства о ценообразовании, вводить режим государственного регулирования цен (тарифов) в отношении юридических лиц, систематически нарушающих законодательство о ценообразовании;
  • проводить в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, иных организациях проверки хода выполнения решений по вопросам ценообразования, антимонопольного регулирования, пресечения недобросовестной конкуренции, а также регулирования деятельности субъектов естественных монополий, давать предписания по устранению выявленных недостатков;
  • уполномочивать должностных лиц Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь на посещение в установленном порядке республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, мест осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей;
  • в случаях и порядке, установленных законодательством, осуществлять производство по делам об экономических и административных правонарушениях, применение установленных санкций и наложение штрафов с составлением его должностными лицами протоколов о правонарушениях;
  • на основании обращений государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей рассматривать решения структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, на которые возложены функции антимонопольного и ценового регулирования и контроля, по вопросам применения экономических и административных санкций и соответствия их законодательству и в случае несоответствия в установленном порядке отменять (полностью или частично), вносить изменения в них.

13. Состав данного преступления является формальным с несколькими альтернативными деяниями и административной преюдицией.

Объективную сторону преступления образует совершение любого из следующих деяний:

  • уклонение от исполнения предписаний антимонопольных органов;
  • ненадлежащее или несвоевременное исполнение предписаний антимонопольных органов;
  • непредставление антимонопольным органам информации, необходимой для осуществления ими своих функций;
  • представление антимонопольным органам заведомо ложной информации.

14. Уклонение от исполнения предписаний антимонопольных органов — это отказ от выполнения или умышленное невыполнение в установленные сроки действий, совершение которых предписано центральным или местными антимонопольными органами при наличии реальной возможности выполнить предписания антимонопольных органов.

15. Ненадлежащее или несвоевременное исполнение предписаний антимонопольных органов характеризуется осознанно недобросовестным или пренебрежительным отношением должностного лица к выполнению соответствующих предписаний. Следствием такого отношения является выполнение требований антимонопольного органа не в полном объеме или после истечения отведенного для этого срока. Условием привлечения к ответственности по этому основанию является наличие у должностного лица реальной возможности как объективно, так и субъективно выполнить предписания антимонопольных органов в точном соответствии с ними.

16. Непредставление антимонопольным органам информации, необходимой для осуществления ими своих функций, означает уклонение должностного лица от подачи монопольному органу документов, устных или письменных объяснений в установленные сроки при наличии возможности своевременного их представления.

17. Представление заведомо ложной информации — это вручение антимонопольному органу поддельных документов, фальсифицированных данных, не соответствующих действительности сведений или дача заведомо ложных показаний.

18. Нарушение антимонопольного законодательства влечет уголовную ответственность только при наличии административной преюдиции, то есть если оно совершено в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. При этом не имеет значения, за какое из указанных в статье 244 УК деяний лицо привлекалось к административной ответственности и какое из них совершило после наложения административного взыскания. Предшествующее привлечение к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, не указанные в комментируемой статье, не учитывается.

19. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что совершает нарушение антимонопольного законодательства в течение года после применения к нему административного взыскания за такие же действия. Мотивы и цели данного преступления не имеют квалифицирующего значения и учитываются при определении меры ответственности.

20. Субъектами преступления могут являться должностные лица государственного или иного органа управления или юридического лица. Юридическое лицо, возглавляемое виновным должностным лицом, может и не являться предприятием, занимающим доминирующее положение на товарном рынке. В то же время субъектами данного преступления могут быть руководители предприятий, осуществляющих правомерную монополию. Понятие должностного лица раскрывается в ч. 4 ст. 4 УК.

21. Нарушение антимонопольного законодательства не требует дополнительной ответственности за такое преступление против интересов службы, как бездействие должностного лица (ст. 425 УК). Однако составление и представление антимонопольному органу поддельных документов должно дополнительно квалифицироваться как служебный подлог (ст. 427 УК).

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика