Преступления против торговли (комментарий к ст. 257 «Обман потребителей» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Обман потребителей, как это следует из содержания диспозиции ч. 1 ст. 257 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), представляет собой обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей), совершенный в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере.

2. Непосредственным объектом обмана потребителей являются общественные отношения между гражданами — потребителями товаров, работ или услуг и предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и условий хозяйствования, индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют реализацию товаров, выполняют работы или оказывают услуги населению.

В качестве потерпевших от совершения данного преступления выступают потребители, к которым следует относить граждан, приобретающих товары (работы, услуги) для личного потребления, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с выделением потерпевших — потребителей товаров, работ и услуг — в юридической литературе их интересы называют дополнительным объектом преступления, а в качестве непосредственного объекта указываются интересы торговли. С точки зрения уголовно-правового учения об объекте преступления такое деление объектов является несколько искусственным, поскольку выступающие в качестве объекта уголовно-правовой охраны единые общественные отношения, определяющие порядок реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ, включают в себя в качестве субъектов отношений, с одной стороны, организации в сфере торговли, выполнения работ или оказания услуг, с другой — покупателей, заказчиков или иных потребителей.

Эти единые отношения, определяющие порядок реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ, и являются непосредственным объектом обмана потребителей.

3. Товаром признается имущество как объект гражданских прав, реализуемое либо предназначенное для реализации — продажи, обмена или иного возмездного введения в оборот.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

4. Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

5. Объективная сторона преступления. Обман представляет собой введение потребителя в заблуждение в отношении качественных или количественных характеристик реализуемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг либо обманное завышение их стоимости.

6. Способы обмана не влияют на квалификацию и могут быть различными, но наиболее типичными из них являются обмеривание, обвешивание, обсчет, превышение установленных цен и тарифов. Обман может также выражаться в совершении таких действий, как продажа фальсифицированных товаров, товаров низшего сорта по цене высшего, уцененных товаров по ценам, существовавшим до уценки, оформление простого заказа как срочного, искусственное увеличение веса или объема товара в момент продажи, закладка в приготавливаемые блюда, подлежащие реализации, меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами, исполнение заказов с более низким качеством, завышение количества израсходованных материалов и т.п. При обмане одного клиента может быть использован как один способ, например, обмеривание, так и одновременно могут быть использованы несколько различных способов, например, обвешивание при реализации фальсифицированного товара и обсчет.

7. Сам по себе факт получения большей суммы денег, чем причиталось за реализованный товар (работы, услуги), сообщение неверной информации о товаре и другие подобные действия не являются основанием для привлечения к ответственности по статье 257 УК, если эти действия не связаны с обманом, а явились следствием недобросовестного отношения лица к выполнению своих обязанностей. Не влечет ответственности по комментируемой статье и получение от потребителей незаконного вознаграждения сверх стоимости товаров, работ или услуг.

8. Обман может осуществляться только непосредственно в процессе реализации товаров (работ, услуг) как в момент отпуска товара потребителю, так и после его отпуска при проведении расчетов. Если же заведомо ложная информация о качестве, количестве, составе, способе изготовления и иных характеристиках продукции (товаров, работ, услуг) распространяется с применением рекламы, то ответственность может наступить по ст. 250 УК за распространение ложной информации о товарах и услугах.

9. Если обманные действия виновного совершены до непосредственной реализации товаров (работ, услуг), например, при предпродажной расфасовке товара, то они квалифицируются как приготовление к обману потребителей.

10. Местом совершения обмана потребителей могут быть здания или помещения, в которых осуществляются розничная торговля (магазины, торговые павильоны, киоски и т.п.), общественное питание (рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты и т.п.), бытовое обслуживание (фотоателье, ремонтные мастерские и др.), оказание различных услуг (ремонтно-строительных, транспортных, банно-прачечных и т.п.). Если товары (работы, услуги) реализуются вне мест постоянного нахождения соответствующих предприятий, то местом совершения обмана потребителей будут считаться любые места, где непосредственно осуществляются соответствующие сделки с потребителями, например, при доставке товара на дом или оказании услуги на дому, при выездной торговле и т.п.

11. Оконченным обман потребителей будет считаться в момент совершения соответствующих обманных действий в отношении хотя бы одного потребителя. Однако для окончания обмана потребителей как преступления необходимо наличие хотя бы одного из указанных в статье 257 УК обстоятельств, с которыми связывается наступление уголовной ответственности за данное преступление.

12. Для признания обмана потребителей преступлением должен быть в наличии хотя бы один признак из предусмотренных в ст. 257 УК. По ч. 1 ст. 257 УК — административная преюдиция или значительный размер; по ч. 2 ст. 257 УК — совершение обмана группой лиц по предварительному сговору; совершение обмана лицом, ранее судимым за обман потребителей; крупный размер.

13. Административная преюдиция означает, что уголовная ответственность за преступление, не представляющее большой общественной опасности, наступает, если деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Для ответственности за обман потребителей, совершенный в значительном размере, группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым за обман потребителей, либо в крупном размере, наличия административной преюдиции не требуется.

Административная ответственность за обман потребителей установлена ст. 12.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которая имеет следующую диспозицию: обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей).

14. Обманом потребителей в значительном размере признается обман, размер наживы от которого превышает половину размера базовой величины, установленного на день совершения преступления.

15. При совершении обмана потребителей группой лиц по предварительному сговору для наступления ответственности не требуется наличия не только административной преюдиции или судимости, но и значительного или крупного размера наживы. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.

16. Повторность обмана потребителей является одновидовой, сопряженной с судимостью за ранее совершенное такое же преступление. Совершение обмана лицом, ранее судимым за обман потребителей, предполагает, что лицо после осуждения по ч. 1 или 2 ст. 257 УК вновь совершает обман потребителей в течение сроков судимости. При этом для ответственности не требуется наличия значительного размера наживы, административной преюдиции или иных признаков.

17. Обманом потребителей в крупном размере признается обман, размер наживы от которого в пять и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

18. При определении размера полученной наживы как значительного или крупного осуществляется суммирование денежных средств, незаконно полученных от всех обманутых потребителей. Условием такого суммирования наживы является наличие в действиях виновного признаков единого продолжаемого преступления, когда обман отдельных потребителей является частью реализации единого умысла на совершение обмана потребителей соответственно в значительном или крупном размерах. Если же разрозненные случаи обмана потребителей не охватывались единым умыслом, а разовый обман не превышает значительного размера, ответственность должна наступать за совершение административно наказуемого проступка.

19. При наличии нереализованного умысла на совершение обмана потребителей в значительном или крупном размерах ответственность должна наступать за покушение на совершение обмана потребителей в соответствующем размере.

20. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Мотивом обмана, как правило, являются корыстные побуждения, однако ответственность за обман потребителей будет наступать и при наличии у виновного иного мотива, например, стремления покрыть ранее образовавшуюся недостачу, скрыть производственные недостатки, улучшить показатели работы и т.п.

Наиболее распространенной целью обмана потребителей является получение с потребителей больших сумм денег, чем они должны были бы заплатить за реально приобретенные товары, полученные услуги или выполненные для них работы, т.е. получение наживы.

Целью обмана может выступать и стремление сбыть товар, выполнить работы или оказать услуги, которые не соответствуют обусловленным соответствующим соглашением сторон качественным или количественным характеристикам.

21. Субъектами обмана потребителей могут быть работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющие реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую же деятельность.

Для привлечения к ответственности по комментируемой статье не имеет значения, какую конкретно должность занимал или какую работу выполнял виновный. Однако необходимо учитывать, что субъектом является лишь то лицо, которое официально выступает от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя в силу нахождения у них на службе либо по их специальной доверенности (работники предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунального хозяйства, кооперативов и иных предприятий, деятельность которых непосредственно связана с реализацией товаров, выполнением заказов и оказанием других услуг населению в указанных предприятиях). При этом работники юридического лица или индивидуального предпринимателя подлежат ответственности по комментируемой статье и в том случае, когда продажа товара, выполнение работ или оказание услуг не входили в их прямые обязанности и они лишь временно, по поручению администрации, замещали соответствующих работников.

Субъектами преступления могут быть и работники, которые непосредственно не осуществляют реализацию товара (работ, услуг), но подготавливают товар к отпуску покупателям (повара, буфетчики, расфасовщики и т.п.).

22. Должностные лица юридического лица, совершившие обман потребителей или соучаствовавшие в его совершении, при наличии соответствующих условий дополнительно подлежат ответственности за злоупотребление служебными полномочиями по ст. 424 УК.

23. При установлении ответственных за обман потребителей лиц необходимо обращать внимание не только на их роль в процессе реализации товаров (работ, услуг), но и на осведомленность таких лиц в осуществлении обмана. Поэтому если лицо, например, сфальсифицировавшее товар, использует для его непосредственной реализации другое лицо, действующее невиновно, то к ответственности за обман потребителей привлекается только виновный в фальсификации товара. Если непосредственный реализатор товара осведомлен об имеющем место обмане, то он также подлежит ответственности за обман потребителей. При этом каждый из указанных субъектов отвечает за свои действия самостоятельно. Когда же между ними еще до реализации товара состоялся сговор на совершение обмана потребителей, то оба они отвечают по ч. 2 ст. 257 УК за обман потребителей группой лиц по предварительному сговору.

24. Лицо, совершающее обман потребителей в процессе предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, субъектом данного преступления не является и при наличии соответствующих условий может быть привлечено к ответственности за мошенничество по ст. 209 УК. Если обман совершается гражданами при продаже своих товаров, то они также могут быть привлечены к ответственности только за мошенничество. Однако не обладающие признаками специального субъекта граждане могут выступать в качестве соучастников обмана потребителей.

25. Если для обмана потребителей используются предметы, изготовление или использование которых образует самостоятельное преступление, например, изготовление заведомо фальсифицированных измерительных приборов (ст. 259 УК), то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.

26. В случае сопряженности обмана потребителей с нарушением прав интеллектуальной или промышленной собственности ответственность при соответствующих условиях должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 257 и 248 УК (незаконное использование деловой репутации конкурента).

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика