Таможенные преступления (комментарий к ст. 228 «Контрабанда» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Содержание и признаки контрабанды как преступления раскрываются в двух частях ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), которая дифференцированно подходит к оценке запрещаемых действий в зависимости от того, какие конкретно предметы незаконно перемещаются через границу.

В соответствии с частью первой статьи 228 УК контрабандой является перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй статьи 228 УК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Часть 2 ст. 228 УК уголовно наказуемой контрабандой признает перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

2. Непосредственным объектом контрабанды является порядок перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.

Основным документом, регламентирующим порядок перемещения товаров через таможенную границу, является Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее — ТмК).

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007, Договоре о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007, принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза заключили Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 (вступил в силу 6 июля 2010 г.) (далее — Договор) и приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС), который приведен в приложении к Договору.

3. Перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера. Запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров применяются и к товарам, перемещаемым транзитом, если иное не установлено законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

4. Товары, ввоз которых в Республику Беларусь и (или) вывоз которых из Республики Беларусь запрещены в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь, являются товарами, запрещенными к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Такие товары включаются в перечни товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе, утверждаемые Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Товары, ввоз которых в Республику Беларусь и (или) вывоз которых из Республики Беларусь в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь допускаются при наличии разрешения и (или) лицензии уполномоченного государственного органа на их ввоз и (или) вывоз, являются товарами, ограниченными к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Такие товары включаются в перечни товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера, утверждаемые Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. В этих перечнях указываются государственные органы, уполномоченные выдавать разрешения и (или) лицензии на ввоз и (или) вывоз таких товаров.

5. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 1397) утвердил отдельные перечни товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, а также положения о порядке и условиях выдачи разрешений на ввоз и вывоз через таможенную границу Республики Беларусь отдельных видов товаров.

Постановлением N 1397 утверждены:

  1. перечень условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения;
  2. перечень взрывчатых веществ, взрывных устройств и средств взрывания промышленного назначения, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям;
  3. перечень источников ионизирующего излучения, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям;
  4. перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешений (лицензий) органов внутренних дел, Государственного военно-промышленного комитета либо Государственного таможенного комитета в соответствии с иными актами законодательства Республики Беларусь.

Порядок и условия лицензирования ввоза и вывоза соответствующих предметов определяют:

  • Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • Положение о порядке и условиях выдачи Министерством сельского хозяйства и продовольствия разрешений на ввоз средств защиты растений, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • Положение о порядке и условиях выдачи государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» импортных карантинных разрешений на ввоз подкарантинной продукции, подлежащей государственному фитосанитарному контролю, ограниченной к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • Положение о порядке и условиях выдачи Министерством сельского хозяйства и продовольствия разрешений на ввоз животных, продуктов животного происхождения, технического сырья животного происхождения, кормов, ветеринарных средств и других изделий ветеринарного назначения, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на вывоз диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и (или) дериватов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением N 1397;
  • ряд других положений.

6. Помимо указанных республиканских нормативных актов необходимо учитывать межгосударственные нормативные акты, регламентирующие соответствующие ограничения и запреты.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утверждены:

  • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение 1) (далее — Единый перечень);
  • Положения о применении ограничений (приложение 2).

Единый перечень включает в себя отдельные списки соответствующих товаров, в которых, в частности, перечислены:

  • озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с территории Таможенного союза;
  • опасные отходы, ввоз которых на территорию Таможенного союза запрещен;
  • информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;
  • средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, попадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в Стокгольме 22 мая 2001 г.;
  • лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, и др.

Для отнесения товаров к числу запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу их необходимо классифицировать в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

7. Перечень предметов, запрещенных и ограниченных к пересылке из Республики Беларусь в международных почтовых отправлениях, определен в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2004 N 1111.

8. При наличии сомнений в отнесении вещей к запрещенным или ограниченным к перемещению через таможенную границу должна назначаться соответствующая экспертиза.

9. Товары и ценности, являющиеся предметом контрабанды, подразделяются на два вида, дифференцированная ответственность за незаконное перемещение которых предусмотрена соответственно ч. 1 и 2 ст. 228 УК.

10. Предметы контрабанды первого вида — это товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, кроме прямо указанных в ч. 2 ст. 228 УК. Уголовная ответственность за незаконное перемещение таких предметов наступает только в том случае, если их размер является крупным, т.е. если стоимость перемещаемых товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Для целей уголовной ответственности должна учитываться фактическая стоимость контрабандных товаров на день совершения преступления. Такая стоимость в необходимых случаях должна устанавливаться путем проведения товароведческой экспертизы.

По нашему мнению, используемый в таможенном деле порядок исчисления таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров не должен применяться для определения стоимости предметов контрабанды.

Нарушение порядка перемещения через таможенную границу указанных вещей и ценностей не в крупных размерах влечет административную ответственность в соответствии со статьями главы 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

11. Ко второму виду предметов контрабанды относятся ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь и прямо перечисленные в ч. 2 ст. 228 УК предметы, незаконное обращение которых создает угрозу для государственной и общественной безопасности, экологической безопасности и здоровья населения. В силу повышенной опасности таких предметов уголовная ответственность за их незаконное перемещение наступает независимо от их количества.

К числу таких предметов отнесены:

  • наркотические средства;
  • психотропные вещества;
  • сильнодействующие вещества;
  • ядовитые и отравляющие вещества;
  • радиоактивные или взрывчатые вещества;
  • вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы;
  • ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения или его основные части, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Характеристика указанных предметов контрабанды содержится в специальных нормативных правовых актах.

Для признания таких предметов предметами контрабанды не имеют значения такие обстоятельства, как способ их изготовления (промышленный или кустарный), их происхождение и правомерность владения ими, предполагавшиеся направления их использования и иные подобные обстоятельства.

12. Под наркотическими средствами и психотропными веществами понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 N 26 (далее — Перечень), за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ» списка 4 прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ Перечня.

Перечень включает в себя:

  • список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях;
  • список 2 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту;
  • список 3 опасных психотропных веществ;
  • список 4 прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Включает в себя химические вещества и их соли, в процессе переработки которых образуются наркотические средства и психотропные вещества (таблица 1); химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ (таблица 2);
  • список 5 опасных наркотических средств, не используемых в медицинских целях.

13. Сильнодействующими и ядовитыми являются вещества, которые не относятся к наркотическим и психотропным веществам и незаконный оборот которых влечет ответственность по ст. 333 УК. Отравляющими являются такие химические вещества и их смеси, которые хотя и не относятся к химическому оружию, однако при попадании даже в небольших дозах в организм человека приводят к поражению центральной нервной системы или органов дыхания (хлор, аммиак и т.п.).

14. К радиоактивным материалам относятся источники ионизирующего излучения, радиоактивные вещества и ядерные материалы, находящиеся в любом физическом состоянии в установке, изделии или в ином виде. Уголовная ответственность за незаконные действия с радиоактивными материалами предусмотрена статьями главы 29 «Преступления против здоровья населения» УК.

Взрывчатые вещества представляют собой химические соединения или их смеси, которые обладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву (тротил, аммониты, пластиты и т.п.).

15. Под вооружением понимаются различные виды продукции военного назначения: боевая техника, иные виды боевого оружия (кроме огнестрельного), средства связи, радиолокационное оборудование, средства прицеливания, навигационные приборы и т.п.

К взрывным относятся устройства, конструктивно предназначенные для осуществления взрыва. В состав взрывных устройств входят взрывчатые вещества и приспособления для инициирования взрыва — детонаторы или взрыватели.

16. Огнестрельное оружие — оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества. Огнестрельное бесствольное оружие — оружие, в котором в качестве ствола используется гильза патрона.

Составные части и компоненты огнестрельного оружия — любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом.

17. Боеприпасы — устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды либо их сочетание. Патрон — боеприпас, в котором объединены в одно целое посредством гильзы метаемый элемент, метательный заряд и средство инициирования.

18. Оружием массового поражения является такое оружие, которое действует посредством атомного взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие, а также любое разработанное в будущем оружие, обладающее разрушительными свойствами и характеристиками, сравнимыми с атомным и другими названными видами оружия. К оружию массового поражения относятся такие виды оружия, как ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное.

К материалам и оборудованию относятся материалы и оборудование, которые непосредственно предназначены для использования при создании оружия массового поражения и средств его доставки.

19. Ядерное оружие — вид оружия массового поражения, основанного на ядерном взрыве, происходящем в результате выделения внутриядерной энергии при цепных реакциях деления тяжелых ядер (атомная бомба) или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер (водородная бомба). Ядерный взрыв обладает огромной разрушительной силой и сопровождается световым излучением, ударной волной, проникающей радиацией и радиоактивным загрязнением. Ядерное оружие включает в себя ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия.

20. Химическое оружие — вид оружия массового поражения, определение которого содержится в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.1993 (далее — Конвенция). Химическое оружие означает в совокупности или в отдельности следующее:

  • a) токсичные химикаты и их прекурсоры, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых Конвенцией, при том условии, что виды и количества соответствуют таким целям;
  • b) боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств указанных в подпункте а) пункта 1 статьи II Конвенции токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
  • c) любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств, указанных в подпункте b) пункта 1 статьи II Конвенции.

Токсичным является любой химикат, который за счет своего химического воздействия на организм человека или животных может вызвать смерть, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред здоровью. Прекурсором является любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката, включая и любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы (компонент, быстро реагирующий с другими и определяющий токсичные свойства конечного химического продукта).

21. Биологическое оружие как вид оружия массового поражения — любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов.

22. Токсинное оружие — это оружие, оборудование или средство доставки, предназначенные для использования токсинов. Под ними понимаются ядовитые белковые или полипептидные вещества, продукты обмена веществ ряда микроорганизмов (например, палочки ботулизма), а также некоторых ядовитых животных, пресмыкающихся и растений, способные вызвать заболевание или гибель человека и животных.

23. Не являются предметом контрабанды информация и результаты интеллектуальной деятельности — литературные или научные произведения, изобретения, сведения и т.п. При этом не имеет значения их содержание и сфера их возможного или предполагаемого применения (художественная литература; произведения, содержащие призывы к свержению или изменению конституционного строя; произведения порнографического содержания; документы, материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и т.п.). Также не имеет значения, в какой форме и на каких материальных носителях зафиксированы результаты интеллектуальной деятельности или информация (рукописи, чертежи, формулы, фотографии, аудио- или видеокассеты, компьютерные диски и т.п.). Вместе с тем, если, например, антигосударственные или порнографические материалы размножены для их сбыта, товар по стоимости соответствует крупному размеру, то ответственность должна наступать за контрабанду. В зависимости от содержания информации или результатов интеллектуальной деятельности ответственность может наступать по иным статьям УК, например, по ст. 229 УК — за незаконные экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля, по ст. 358 УК — за шпионаж и др.

24. Объективную сторону контрабанды образует совершенное с нарушением порядка таможенного оформления перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предметов, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.

25. Под перемещением товаров через таможенную границу понимается их ввоз на таможенную территорию или вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь. Ввоз товаров — это совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию любым способом, а вывоз товаров — это совершение действий, в результате которых товары убыли с таможенной территории любым способом. При этом способы перемещения (перевозка, переноска, пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, наземным, водным или воздушным путем и т.п.) значения не имеют.

26. Территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь. Пределы таможенной территории являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь.

27. Порядок оформления и перемещения товаров через таможенную границу предусмотрен ТмК и иным таможенным законодательством Республики Беларусь.

28. Уголовно наказуемым является такое нарушение порядка таможенного оформления, которое выражается в сокрытии товаров от оформления либо сопряжено с сообщением таможенным органам недостоверных сведений о перемещаемых товарах.

29. Сокрытие товаров от таможенного оформления выражается в перемещении их через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля и означает:

  1. помимо таможенного контроля — вне пунктов таможенного контроля либо через пункты таможенного контроля, но вне времени работы таможенного органа. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу Республики Беларусь только по согласованию с таможенным органом Республики Беларусь;
  2. с сокрытием от таможенного контроля — перемещение товаров через пункты таможенного контроля во время таможенного оформления, совершаемое способом, затрудняющим их обнаружение и обозрение (размещение товаров в специально приготовленных тайниках или в переоборудованных или приспособленных под тайники предметах, придание одним товарам вида других товаров и т.п.).

Для ответственности за контрабанду с сокрытием от таможенного контроля не обязательно, чтобы перемещение соответствующих товаров осуществлялось с использованием специальных тайников.

30. Сообщение таможенным органам недостоверных сведений о перемещаемых товарах может выражаться в совершении таких действий, как:

  • обманное использование документов;
  • обманное использование средств идентификации;
  • недекларирование;
  • заведомо недостоверное декларирование.

Обманное использование документов или средств идентификации предполагает вручение или предъявление таможенным органам заведомо подложных документов. Таможенным законодательством предусмотрено обязательное предъявление документов, которые являются основанием или условием перемещения соответствующих товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Идентификация товаров и ценностей производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Документы или средства идентификации являются подложными, если они получены незаконным путем, утратили силу, полностью или частично подделаны, содержат недостоверную информацию о перемещаемых товарах и т.п.

Недекларирование или заведомо недостоверное декларирование означает уклонение от подачи декларации либо сообщение в декларации заведомо ложных сведений.

31. Для определения момента окончания контрабанды необходимо учитывать следующие положения, содержащиеся в ТмК ТС:

  • ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;
  • вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;
  • выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТмК ТС помещению под таможенные процедуры.

32. С субъективной стороны контрабанда характеризуется виной в форме прямого умысла, когда лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению вещи и ценности в крупном размере либо вещи, указанные в ч. 2 ст. 228 УК, и желает совершить такие действия.

Мотивы и цели контрабанды не влияют на квалификацию и учитываются при назначении наказания. Вместе с тем правильное их выяснение имеет большое значение для установления наличия в действиях виновного составов иных преступлений, направленных, например, против государства, общественной безопасности, здоровья населения, порядка осуществления хозяйственной деятельности и т.п.

33. Субъектом контрабанды является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Совершившим контрабанду будет считаться лицо, которое непосредственно осуществляло оформление и перемещение предметов контрабанды через таможенную границу, а также то лицо, которое использовало для этих целей иных лиц, действовавших невиновно (опосредованное исполнение).

34. Повышенная ответственность за контрабанду установлена в ч. 3 ст. 228 УК для случаев ее совершения группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ.

Контрабанда (ч. 1 — 3 ст. 228 УК), совершенная организованной группой, влечет еще более строгую ответственность по ч. 4 ст. 228 УК.

35. Контрабанда считается совершенной по предварительному сговору группой лиц, если в ней в качестве соисполнителей участвовали хотя бы два лица, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления. Соисполнителями контрабанды следует признавать лиц, совместно оформлявших и перемещавших предметы контрабанды через таможенную границу либо выполнявших какую-то часть этих действий.

Действия лиц, которые непосредственно не оформляли и не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу, а лишь организовывали или оказывали помощь в совершении этого преступления (предоставили транспортные средства, оборудованные тайниками предметы, подложные документы о праве на перемещение товаров и т.п.), надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующие части ст. 16 УК.

При совершении контрабанды по предварительному сговору группой лиц такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участков преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно.

36. Контрабанда считается совершенной лицом, ранее судимым за контрабанду, если такое преступление (одно или несколько) совершено в течение сроков судимости за предшествующую контрабанду.

37. Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий предполагает, что должностное лицо использует предоставленные ему по службе полномочия в целях совершения контрабанды (о понятии «должностное лицо» см. ч. 4 и 5 ст. 4 УК). Ответственность за данный квалифицированный вид контрабанды могут нести должностные лица любых юридических лиц, в том числе и представители таможенных органов.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст. 424 УК за злоупотребление властью или служебными полномочиями.

38. Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предполагает применение только физического насилия с целью принудить такое лицо осуществить таможенное оформление или пропустить товары через таможенную границу. В данном случае имеется в виду применение насилия к тем должностным лицам таможенных органов Республики Беларусь, которые осуществляют таможенный контроль путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, а также путем таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля). Применение насилия к должностным лицам таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля в иных формах (например, путем проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов и других мест) не относится к этому квалифицированному виду контрабанды.

Насилие может выражаться в ограничении свободы, умышленном причинении боли или телесных повреждений, включая менее тяжкие. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений или убийство не охватываются данным составом и квалифицируются по совокупности статей по ч. 3 ст. 228 УК и соответственно по ст. 147 или п. 10 ч. 2 ст. 139 УК.

Не относятся к насилию попытки открыто переместить предметы контрабанды через таможенную границу вопреки запрету лица, осуществляющего таможенный контроль, а также осуществляемые с той же целью такие попытки, как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа.

Ответственность за насильственный вид контрабанды наступает только при наличии требуемой законом взаимосвязи между насилием и контрабандой. Применение насилия с иной целью (отомстить за отказ от пропуска товаров, избежать задержания и т.п.) признаками ч. 3 ст. 228 УК не охватывается.

39. Применение насилия к должностным лицам таможенных органов, деятельность которых не связана с осуществлением таможенного контроля, квалифицируется как преступление против порядка управления по ст. 366 УК.

40. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами понимаются средства или вещества, включенные в список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список 2 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, Перечня.

41. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

42. Если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями и др.), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений. По совокупности преступлений следует квалифицировать сопряженное с контрабандой последующее незаконное обращение предметов, указанных в ч. 2 ст. 228 УК. Так, незаконное обращение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, которые перемещены контрабандным путем, будет влечь ответственность за контрабанду и по ст. 295 УК за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

43. Если лицо, не являющееся соучастником контрабанды, приобретает или осуществляет сбыт заведомо контрабандных товаров, то оно подлежит ответственности по ст. 236 УК за приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем. Если же осуществляется «отмывание» предметов контрабанды, то ответственность наступает и по ст. 235 УК за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем.

44. В тех случаях, когда предметом контрабанды являются запрещенные международными договорами Республики Беларусь средства массового поражения, иные запрещенные средства ведения войны или составляющие к ним, в отношении которых лицо осуществляло производство, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт, ответственность должна наступать по совокупности преступлений по ст. 228 и 129 УК.

45. Если предметы контрабанды содержат в себе сведения, составляющие государственную тайну, и в действиях виновного будут установлены все необходимые признаки шпионажа, то ответственность должна наступать только за шпионаж соответственно по ст. 356 (измена государству в форме шпионажа) или по ст. 358 УК (шпионаж). Однако при наличии реальной совокупности преступлений ответственность должна наступать и за контрабанду, и за шпионаж.

46. Предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, а если такие предметы виновным были реализованы, то с осужденного в доход государства взыскивается их стоимость.

47. Перевозочные и другие средства совершения контрабанды подлежат специальной конфискации, если они были оборудованы тайниками или без такового переоборудования, если они умышленно использовались для перевозки контрабандного груза, который иным способом не мог быть перемещен. Если предметы контрабанды перемещаются в автоприцепах или в специальных тайниках, оборудованных в автоприцепах, то конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика