Таможенные преступления (комментарий к ст. 229 «Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля являются преступлением, предусмотренным ст. 229 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), если они осуществляются в отношении тех объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники, если при этом отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. 129 «Производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны» УК, ст. 228 «Контрабанда» УК, ст. 356 «Измена государству» УК.

2. Экспортный контроль — это установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Такой контроль осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь, выполнения обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержания международных усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.

3. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля. Эти отношения регулируются Законом Республики Беларусь от 06.01.1998 N 130-З «Об экспортном контроле» (далее — Закон N 130-З) и рядом подзаконных актов. Закон N 130-З распространяется на отношения, в которых участвуют государственные органы, юридические и физические лица Республики Беларусь в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. Закон N 130-З применяется и в тех случаях, когда действия или соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые государственными органами, юридическими и физическими лицами Республики Беларусь за пределами территории Республики Беларусь, способствуют распространению оружия массового поражения, обычных средств вооружений или наносят ущерб национальной безопасности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь. Закон N 130-З также распространяется на отношения, регулируемые нормами патентного и авторского права, когда указанные права используются их обладателями в целях распространения оружия массового поражения, обычных средств вооружений.

4. К предметам данного преступления относятся указанные в статье 229 УК объекты экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники.

5. Под объектами экспортного контроля, которые иначе называются специфическими товарами, понимаются:

  • товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
  • химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
  • товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
  • товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
  • оружие массового поражения и средства его доставки;
  • товары, технологии и услуги военного назначения;
  • товары двойного применения;
  • шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации.

Перечисленные объекты могут быть отнесены к предметам данного преступления при условии, что они включены в перечни объектов экспортного контроля, утвержденные в установленном законом порядке. Перечни являются открытыми и после их утверждения подлежат публикации.

В части 3 статьи 229 УК в качестве предметов преступления специально указаны объекты экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании оружия массового поражения, средств его доставки.

Из числа предметов данного преступления следует исключить те предметы, которые при наличии соответствующих условий являются предметами таких преступлений, как производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (ст. 129 УК), контрабанда (ст. 228 УК), измена государству (ст. 356 УК). Так, не могут быть предметами данного преступления указанные в ч. 2 ст. 228 УК вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения или его основные части, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

6. Идентификация товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг) является обязанностью организации Республики Беларусь, намеревающейся осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 460).

7. Из всех объектов экспортного контроля к предметам данного преступления относятся только те объекты экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники.

8. К оружию массового поражения относится химическое, бактериологическое (биологическое), токсинное и радиологическое или ядерное оружие.

Товары — это любое движимое имущество, которое заведомо может быть использовано при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники.

Под технологией понимаются: научно-техническая информация, в том числе «ноу-хау» и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), выраженные в форме моделей, прототипов, чертежей, диаграмм, проектов, инструкций, программных продуктов либо в неосязаемой форме — обучение, техническое обеспечение (обслуживание), которые требуются для разработки, производства или использования товара.

Товары и технологии двойного применения — это оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения, военной техники и боеприпасов, в том числе оружия массового поражения и средств его доставки.

К услугам относятся услуги по ремонту, обслуживанию, модернизации и наладке военной техники, услуги по обучению и использованию военных советников и специалистов, строительно-монтажные работы при создании объектов военного назначения и т.п.

К иным относятся объекты экспортного контроля, которые не являются товарами, технологиями и услугами, например: программное обеспечение для военного обучения, эксплуатации и диагностики военной техники и вооружения; результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, открытия, иные объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы при создании продукции военного назначения или при создании товаров и технологий двойного применения.

9. Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к специфическим товарам (работам, услугам) производится юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, намеревающимися осуществлять внешнеэкономическую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг), по их описанию и техническим характеристикам, а также по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При невозможности однозначного отнесения товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к специфическим товарам (работам, услугам) государственные органы, юридические и физические лица обращаются в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь с запросом для проведения идентификации.

Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь организует проведение идентификации и по ее итогу выдает заключение. При этом идентификацию товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности осуществляют: Министерство обороны Республики Беларусь — в качестве продукции военного назначения; Комитет государственной безопасности Республики Беларусь — в качестве шифровальных и специальных технических средств; Национальная академия наук Беларуси, иные государственные органы (организации) в пределах их компетенции — в случае, если для проведения идентификации необходимы специальные знания в области науки и техники. Национальная академия наук Беларуси проводит идентификацию по запросам юридических и физических лиц на договорной основе. При необходимости Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь вправе организовать проведение идентификации на комиссионной основе с привлечением экспертов.

Более подробно об отнесении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к специфическим товарам (работам, услугам) см.: Инструкцию о порядке проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, утвержденную постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 14.12.2006 N 13; Инструкцию о порядке проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве продукции военного назначения, утвержденную приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 26.07.2004 N 24.

10. Объективную сторону преступления образует совершение любого из альтернативных действий:

  1. незаконный экспорт объектов экспортного контроля, т.е. их вывоз для постоянного размещения за пределами таможенной территории Республики Беларусь, осуществляемый в нарушение установленного законодательством порядка;
  2. передача в целях экспорта объектов экспортного контроля.

Состав данного преступления является формальным.

11. В Республике Беларусь установлен и осуществляется разрешительный порядок вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Такой вывоз может осуществляться только при условии получения лицензии. Выдача экспортных лицензий осуществляется в соответствии с Положением о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг), утвержденным Указом N 460. Указом N 460 также утверждены: Положение о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг); Положение о порядке организации контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях.

12. Без оформления (выдачи) лицензии осуществляются ввоз продукции военного назначения, шифровальных и специальных технических средств и вывоз специфических товаров (работ, услуг):

  1. в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (по документам, предусмотренным данными международными договорами);
  2. по пропускам установленного образца, выдаваемым по решению Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь (далее — Межведомственная комиссия), Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, в случаях: выполнения акций по поддержанию мира; проведения учений на территории Республики Беларусь или других государств; временного ввоза и временного вывоза специфических товаров для ремонта, гарантийного обслуживания, модернизации; ввоза в целях закупки для собственных нужд указанными республиканскими органами государственного управления;
  3. в случае: возврата грузоотправителю специфических товаров после их временного размещения на территории Республики Беларусь, за исключением продукции военного назначения, шифровальных и специальных технических средств; вывоза специфических товаров по рекламационным актам для их ремонта или замены по гарантии, за исключением продукции военного назначения, шифровальных и специальных технических средств.

13. Незаконность экспорта предполагает нарушение предусмотренного нормативными актами порядка его осуществления.

14. Экспорт товаров, технологий, а также материальных носителей соответствующей информации означает их перемещение за пределы таможенной территории Республики Беларусь. Экспорт услуг предполагает оказание за пределами таможенной территории Республики Беларусь различного вида помощи в осуществлении исследований и разработок, а также выполнение определенных работ (наладка оборудования или технологического процесса, консультирование, обучение персонала и т.п.).

15. Незаконная передача в целях экспорта объектов экспортного контроля означает вручение указанных объектов для последующего их перемещения за пределы таможенной территории Республики Беларусь. При отсутствии у лица осведомленности о намерении приобретателя объектов экспортного контроля осуществить их вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь передавшее лицо не может быть привлечено к ответственности за незаконный экспорт объектов экспортного контроля. В этом случае передавшее объекты экспортного контроля лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за иные преступления с учетом, например, того обстоятельства, что коммерческой, служебной или государственной тайной являются соответствующие сведения об объектах экспортного контроля.

16. Оконченным преступлением незаконный экспорт объектов экспортного контроля считается с момента фактического перемещения соответствующих предметов экспортного контроля через таможенную границу либо с началом оказания услуг или выполнения работ за пределами таможенной территории Республики Беларусь. Незаконная передача объектов экспортного контроля должна считаться оконченным преступлением с момента получения таких объектов их получателем на территории Республики Беларусь. При этом не имеет значения, были ли услуги или работы выполнены в полном объеме и оказались ли успешными, а также были ли указанные объекты в последующем использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники.

Обязательным условием привлечения виновного к ответственности по статье 229 УК является отсутствие в его действиях признаков преступлений, предусмотренных ст. 129 «Производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны», 228 «Контрабанда» и 356 «Измена государству» УК.

17. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо сознает незаконность осуществления экспорта или передачи объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники, и желает совершить такие действия. Обязательным признаком субъективной стороны передачи объектов экспортного контроля является специальная цель — цель экспорта таких объектов.

18. Субъект незаконного экспорта объектов экспортного контроля общий, ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста.

19. Квалифицированный состав данного преступления образуют те же действия, совершенные:

  1. повторно;
  2. группой лиц по предварительному сговору;
  3. должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

20. Повторность в данном составе является одновидовой и не зависит от наличия или отсутствия судимости за ранее совершенное преступление. При этом не имеет значения, какое из двух альтернативных деяний было совершено, в каком сочетании и в какой последовательности. Предшествующее совершение контрабанды даже при наличии судимости за ее учинение не учитывается при определении повторности совершения незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля.

21. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.

22. О понятии «должностное лицо» см. ч. 4 и 5 ст. 4 УК.

23. Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 229 УК, образуют особо квалифицированный состав преступления, если они совершены:

1) организованной группой;

2) в отношении объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании оружия массового поражения, средств его доставки.

24. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

25. Незаконный ввоз объектов экспортного контроля на территорию Республики Беларусь ответственности по статье 229 УК не влечет. В зависимости от характера и назначения ввезенных объектов экспортного контроля ответственность может наступать за другие преступления, например, за производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (ст. 129 УК), контрабанду (ст. 228 УК) или иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности.

✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика