Анализ практики применения законодательства об уголовной ответственности в области предпринимательской деятельности

В последние годы государством и обществом принимаются меры по становлению Республики Беларусь как правового социального государства, которые содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения.

В настоящее время одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан.

В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития были приняты такие программные документы, как Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения <1>, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее — Концепция), и Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» <2>, которыми, в частности, предусмотрено пересмотреть существующую уголовную ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда <3>, и проработать вопрос о декриминализации отдельных преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления и интересов службы, некоторых иных деяний <4>.

<1> Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27.12.2010 N 1/12207.

<2> Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 03.01.2011 N 1/12259.

<3> Подпункт 5.5 пункта 5 указанной Директивы.

<4> Подпункт 16.2 пункта 16 указанной Концепции.

В целях изучения сложившейся ситуации касательно совершения и выявления преступлений в сфере предпринимательской деятельности автором была изучена практика применения законодательства об уголовной ответственности в этой области органами уголовного преследования в Республике Беларусь за период с 2008 по 2011 год.

Следует отметить, что Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) не имеет отдельной главы, содержащей статьи об ответственности за совершение преступлений в области предпринимательской деятельности <5>. Указанные составы систематизированы в главе 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» УК. В данной главе содержится 43 статьи, предусматривающих ответственность по 79 составам преступлений, из которых к предпринимательской деятельности относятся 26 статей по 46 составам.

<5> Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 года содержал главу 11 «Преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности».

Их можно классифицировать по функциональному признаку и выделить следующие специфические группы преступлений:

  • преступления, совершаемые должностным лицом, — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;
  • преступления, совершаемые путем незаконного использования прав: незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство;
  • преступления в кредитно-финансовой сфере: выманивание кредита или субсидии, препятствование возмещению убытков кредитору; уклонение от погашения кредиторской задолженности; уклонение от уплаты сумм налогов и сборов;
  • преступления, связанные с непосредственной деятельностью на рынке: установление и поддержание монопольных цен; ограничение конкуренции; незаконное использование деловой репутации конкурента; распространение ложной информации о товарах и услугах;
  • преступления, связанные с незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну, коммерческий подкуп и шпионаж;
  • преступления, связанные с процедурой банкротства: ложная экономическая несостоятельность (банкротство), сокрытие экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство).

В результате изучения статистических данных было установлено, что основная нагрузка по возбуждению и расследованию уголовных дел указанной категории лежит на органах финансовых расследований и органах внутренних дел.

Наиболее распространенными являются преступления, предусмотренные статьями 233 УК (Незаконная предпринимательская деятельность) и 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов), — свыше 300 уголовных дел в год.

Вторую группу составляют выявленные преступления, по которым возбуждено более 50, но не свыше 100 уголовных дел в год: статьи 231 УК (Уклонение от уплаты таможенных платежей) и 237 УК (Выманивание кредита или субсидии).

Третья группа (от 10 до 50 уголовных дел): статьи 234 УК (Лжепредпринимательство), 235 УК (Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем), 242 УК (Уклонение от погашения кредиторской задолженности) и 257 УК (Обман потребителей).

К четвертой отнесены (до 10 уголовных дел) статьи 240 УК (Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)), 250 УК (Распространение ложной информации о товарах и услугах) и 252 УК (Коммерческий подкуп).

К пятой (единичные факты преступлений) отнесены статьи 238 УК (Ложная экономическая несостоятельность (банкротство), 239 УК (Сокрытие экономической несостоятельности (банкротства), 241 УК (Препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам), 246 УК (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения), 261-1 УК (Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь).

К шестой группе преступлений, по которым уголовные дела не возбуждались, отнесены 9 статей: статьи 224 УК (Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь), 225 УК (Невозвращение из-за границы валюты), 232 УК (Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 245 УК (Установление или поддержание монопольных цен), 247 УК (Ограничение конкуренции), 248 УК (Незаконное использование деловой репутации конкурента), 249 УК (Дискредитация деловой репутации конкурента), 251 УК (Срыв публичных торгов), 255 УК (Разглашение коммерческой тайны). За анализируемый период в республике не было выявлено и зарегистрировано ни одного такого преступления.

По всем уголовным делам против порядка осуществления экономической деятельности в 2008 году судами осуждено 977 человек из общего количества в 68531, что составляет 1,4%. В 2009 году — 805 (62064), или 1,3%; в 2010 — 643 (61054), или 1,0%, а в 2011 — 616 (54829), или 1,14% <6>.

<6> Сведения о лицах, осужденных за преступления против порядка осуществления экономической деятельности, приведены из основных статистических показателей работы общих судов, размещенных на сайте Верховного Суда Республики Беларусь: www.supcourt.by.

Проведенный анализ правоприменительной практики относительно преступлений, совершаемых (выявляемых) в сфере предпринимательской деятельности, свидетельствует о том, что указанная категория преступлений, выделенная по такому признаку, не является доминирующей как среди преступлений экономической направленности, так и среди преступлений, влекущих причинение материального ущерба.

Указанная категория преступлений, как правило, выявляется сотрудниками правоохранительных органов, ввиду скрытого характера совершения преступлений и отсутствия выраженной общественной опасности имеет большую латентность. Совершение такого рода преступлений напрямую связано с проводимой политикой в отношении предпринимательства и экономической ситуацией в стране.

Обращаем внимание, что из 9 статей УК, по которым уголовные дела не возбуждались, три имеют административную преюдицию: статья 224 УК (Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь) — статья 11.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь); статья 247 УК (Ограничение конкуренции) — статья 11.25 КоАП (Ограничение конкуренции); статья 248 УК (Незаконное использование деловой репутации конкурента) — статья 11.26 КоАП (Незаконное использование деловой репутации конкурента); две имеют сходные составы в КоАП, но без административной преюдиции: статья 225 УК (Невозвращение из-за границы валюты) — статья 11.6 КоАП (Невозвращение из-за границы валюты); статья 232 УК (Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) — статья 23.82 КоАП (Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

Представляется целесообразным в рамках реализации положений подпункта 16.2 пункта 16 Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения заинтересованным государственным органам проработать вопрос о декриминализации указанных преступлений.

Расчетный листок Правовое регулирование Конвенция Международной организации труда N 95 "Относительно защиты заработной платы" (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением...
О сроках выплаты среднего заработка за время трудового отпуска В трудовой деятельности работников период отдыха (отпуска) рассматривается как социальная государственная гарантия, обеспечивающая конституционное право граждан на отдых, в том числе на отпуск. Традиционно в юридической литературе под отпуском понимается свободное от работы время в течение установленного законом количества дней . Правовое регулирование трудовых и социальных отпусков осуществляется на основании главы 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) . Важной трудовой обязанностью нанимателя является соблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска работника. В практической деятельности организаций и предприятий сроки выплаты среднего заработка за это время применяются по-разному. Этому способствуют имеющиеся разночтения в содержании инструкций , тарифных соглашений , условий контрактов с государственными служащими , примерной формы контрактов со специалистами сельского хозяйства , а также с научными, педагогическими, медицинскими, фармацевт...
Трудовой договор с временным работником как гибкая форма занятости Использование гибких форм занятости позволяет эффективно использовать труд всех социально-демографических групп населения. Между тем до настоящего времени понятие "гибкие формы занятости" не легализовано ни в национальном законодательстве, ни в международных правовых актах. Это понятие определяется учеными по-разному, но так или иначе большинство из них приходят к единому мнению о том, что это нестандартные, нетипичные формы занятости, при которых трудовые отношения отличаются от трудовых отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок. В данной статье речь пойдет о трудовых отношениях на основе такого нетрадиционного трудового договора, как трудовой договор временного характера, который предопределяет статус работника как временного. Понятие временных работников В соответствии со ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, з...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... В связи с рассматриваемыми отношениями еще раз необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что член совета директоров (наблюдательного совета) не выполняет трудовую функцию в обществе, т.е. не работает в данном юридическом лице на основе трудового договора (контракта). Не заключается с членом совета директоров (наблюдательного совета) и договор гражданско-правового характера. Данное лицо осуществляет свои функции на основе так называемого третьего вида правоотношений, а именно корпоративных отношений на посессионной основе. В силу указанной основы предполагается выплата вознаграждения члену совета директоров (наблюдательного совета) не за соответствующий календарный период, например ежемесячно, а лишь на время исполнения им своих обязанностей. Вознаграждение выплачивается именно за прибытие на заседание совета директоров (наблюдательного совета) и за участие в работе указанного органа. Таким образом, решением общего собрания участников на основе устава конкретного акционерног...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика