Бухгалтеру об исполнительном производстве: что изменится

В ближайшее время произойдут изменения в законодательстве об исполнительном производстве. Разберемся, как они будут содействовать взыскателю в получении исполнения по судебным постановлениям и будут ли учтены интересы должника при исполнении.

До возбуждения исполнительного производства

ВЗЫСКАТЕЛЮ

Как и прежде, исполнительный документ о взыскании средств с организации или ИП взыскателю нужно будет сначала направить в банк (НКФО). Если на счете должника есть деньги, их спишут в бесспорном порядке.

Исключение составят, в частности, исполнительные документы, требования которых не связаны с взысканием денег, или ситуации, когда у должника (взыскателя) нет расчетного счета. Тогда взыскателю следует обратиться сразу к судебному исполнителю (ч. 1, ч. 2 ст. 41 Закона от 24.10.2016 N 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон)).

Обратите внимание!

Если должник — физическое лицо или ИП, взыскатель сможет самостоятельно обратиться для взыскания по известному ему месту, где они получают доходы. Для этого нужно будет направить туда исполнительный документ и соответствующее заявление (ч. 3 ст. 41 Закона).

ДОЛЖНИКУ

Предприятию, на котором работает должник, следует организовать учет поступающих от взыскателя исполнительных документов и проводить удержания по ним. Перечислять удержанные средства взыскателю нужно будет за счет должника (ч. 3 ст. 41 Закона).

На заметку

При обращении взыскания на доходы должника — физического лица (ИП) нужно будет руководствоваться положениями Закона. Из ГПК такой порядок исключат (ст. 103 — 112 Закона).

Возбуждение исполнительного производства

ВЗЫСКАТЕЛЮ

Чтобы возбудить исполнительное производство, взыскателю нужно будет подать в орган принудительного исполнения письменное (в том числе электронное) заявление и исполнительный документ.

Сейчас по постановлениям общих судов, наряду с исполнительным документом, допускается как письменное, так и устное заявление взыскателя. По постановлениям экономических — письменное. Независимо от категории дел порядок будет единый — письменное заявление и исполнительный документ (абз. 2 ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 43 Закона, ч. 1 ст. 484 ГПК, ч. 1 ст. 355 ХПК).

На заметку

Взыскатель может не знать, в какой территориальный орган принудительного исполнения предъявить исполнительный документ и заявление. В этом случае их можно будет направить главному судебному исполнителю по области (г. Минску) по месту совершения исполнительных действий. Тот, в свою очередь, передаст документы в соответствующий районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел принудительного исполнения. Для этого отводится три рабочих дня. Исполнительный документ, который подлежит немедленному исполнению, нужно будет передать в день поступления (ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 42 Закона).

В настоящее время взыскателю могут вернуть исполнительный документ, направленный не по месту исполнения (абз. 3 ч. 1 п. 41 Инструкции по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста от 20.12.2004 N 40).

Подать заявление можно будет в течение трех лет (раньше — шести месяцев) со дня вступления судебного постановления в законную силу (окончания срока отсрочки или рассрочки исполнения) (ч. 1 ст. 34 Закона, ч. 1 ст. 337 ХПК).

Обратите внимание!

По исполнительной надписи срок прежний — шесть месяцев для организаций и ИП. Если взыскатель или должник — физическое лицо, тогда три года со дня ее совершения (ч. 1 ст. 107 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»).

Удостоверения комиссий по трудовым спорам можно будет предъявлять к исполнению в течение трех месяцев со дня выдачи (ч. 3 ст. 34 Закона).

Права и обязанности сторон

Произойдут некоторые изменения в правах и обязанностях сторон, правопреемстве в исполнительном производстве. Так, обе стороны должны будут сообщить судебному исполнителю о смене места нахождения (жительства, пребывания для ИП) не позже трех рабочих дней (ч. 2 ст. 29, абз. 3 ч. 2 ст. 18 Закона).

ДОЛЖНИКУ

Должник обязан будет представить судебному исполнителю сведения о своем имуществе и доходах, другие сведения, необходимые для исполнения исполнительного документа (ч. 1 ст. 68 Закона).

Невыполнение этой обязанности повлечет ответственность в виде штрафа до 50 базовых величин (для юридического лица — до 1000 базовых величин) или административный арест (ч. 1 ст. 24.10 КоАП).

ВЗЫСКАТЕЛЮ, ДОЛЖНИКУ

Стороны исполнительного производства будут обязаны не позже следующего рабочего дня сообщить судебному исполнителю о полном или частичном выполнении требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 29, абз. 2 ч. 2 ст. 18 Закона).

Если взыскатель не представит такую информацию, с него могут взыскать расходы на исполнение исполнительного документа. Это возможно, в частности, когда (абз. 1 — 3 ч. 3 ст. 119 Закона):

  • взыскатель безосновательно потребует принудительного исполнения;
  • результатом необоснованного заявления взыскателя стали исполнительные действия и расходы на исполнение.

На любой стадии исполнительного производства стороны смогут подать судебному исполнителю заявление о замене выбывшей стороны ее правопреемником. Это можно будет сделать, например, в случае реорганизации юридического лица, смерти физического лица (в том числе ИП). Необходимое условие — наличие всех документов, подтверждающих правопреемство.

Таким образом, решение будет принимать судебный исполнитель, а не суд. Для обеих сторон процесс правопреемства станет более оперативным (ч. 1 — 3 ст. 19 Закона, ч. 1 ст. 62 ХПК, ч. 1 ст. 64 ГПК).

Добровольное исполнение

В исполнительном производстве выделят две стадии: добровольное исполнение и принудительное (абз. 3, 9 ст. 1 Закона).

На первой стадии должник сможет добровольно выполнить требования исполнительного документа в предоставленный срок. На это отводится, как и прежде, семь рабочих дней со дня надлежащего извещения о возбуждении исполнительного производства. Исключение составят случаи, когда (ч. 2 ст. 29, ч. 1, 2, абз. 1 — 4 ч. 3 ст. 46 Закона):

  • исполнительный документ поступит повторно;
  • срок исполнения будет устанавливать судебное постановление, решение иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или акт законодательства;
  • исполнительный документ необходимо будет исполнить немедленно.

ДОЛЖНИКУ

Должник сможет ходатайствовать, чтобы судебный исполнитель продлил срок для добровольного исполнения. Однако потребуется указать уважительные причины его пропуска. Закон их не конкретизирует. Полагаем, что такой причиной может быть, например, совпадение срока для добровольного исполнения с периодом выплаты зарплаты в организации (ч. 4 ст. 46 Закона).

<…>

Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения составил семь дней со дня надлежащего извещения должника (с 03.03.2017 по 14.03.2017). Добровольно исполнить судебный приказ по делу N _________ в течение этого срока не представляется возможным, поскольку он пришелся на период выплаты заработной платы на предприятии.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 33; ч. 2, 4 ст. 46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»

ПРОШУ:

Продлить срок для добровольного исполнения судебного приказа по делу N _________ по 24.03.2017.

Приложение:

1. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

2. Выписка из положения о заработной плате.

<…>

Должник не понесет дополнительных расходов, например, на совершение исполнительных действий, возмещение принудительного сбора, если выполнит требования исполнительного документа добровольно (абз. 3 ч. 2 ст. 120 Закона).

Принудительное исполнение

Если должник не выполнит требований исполнительного документа в предоставленный для этого срок, последует стадия принудительного исполнения (абз. 9 ст. 1 Закона):

ВЗЫСКАТЕЛЮ, ДОЛЖНИКУ

По ходатайству взыскателя к должнику-организации (его должностным лицам, например руководителю, главному бухгалтеру) в судебном порядке можно будет применить обеспечительную меру в виде запрета выезжать за границу. В отношении должника — физического лица или ИП появится возможность ходатайствовать о временном ограничении на посещение игорных заведений (абз. 8, 10 ч. 4; ч. 6 ст. 60; примечание к гл. 6 Закона).

ВЗЫСКАТЕЛЮ

Судебный исполнитель вправе отказаться применить к должнику обеспечительные меры, которые находятся в компетенции этого исполнителя. Закон содержит исчерпывающие причины такого отказа. В частности, если меры (абз. 2 ч. 4 ст. 60, абз. 1 — 4 ч. 2 ст. 61 Закона):

  1. недостаточно обоснованны;
  2. могут нарушить права и законные интересы третьих лиц;
  3. будут препятствовать исполнению.

ДОЛЖНИКУ

Согласно изменениям судебный исполнитель сможет принимать меры, чтобы задержать, принудительно отбуксировать и поместить на охраняемую стоянку транспортное средство должника (ч. 1 ст. 67 Закона).

На заметку

В процессе исполнительного производства должник не сможет открывать другие расчетные счета, если:

  • судебный исполнитель полностью или частично приостановит операции по имеющимся банковским счетам;
  • информация о таком ограничении будет в соответствующей автоматизированной информационной системе (ч. 2 ст. 63 Закона).

Распределение взысканного

С принятием Закона начнет действовать единый порядок и очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным документам. Причем не будет иметь значения, по итогам каких дел — трудовых, гражданских или экономических.

Так, в первую очередь с должника будут взыскиваться расходы на исполнение и штрафы, наложенные в исполнительном процессе. К подобным расходам относятся, например, затраты на хранение, перевозку и реализацию арестованного имущества должника, проезд судебного исполнителя к месту совершения исполнительных действий, а также на задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) и помещение на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника (абз. 2, 5, 8 ч. 1, ч. 2 ст. 119 Закона).

Затем оставшиеся деньги судебный исполнитель направит на взыскание (удержание) принудительного сбора и удовлетворение требований взыскателей (ч. 1 ст. 121 Закона).

На заметку

Размер принудительного сбора останется прежним (абз. 1 — 3 ч. 3 ст. 120 Закона, абз. 1 — 3 ч. 1 ст. 402 ХПК):

  • 10% от взысканной суммы, стоимости имущества — по имущественным требованиям;
  • 5 базовых величин (с организаций — 10 базовых величин) — по требованиям неимущественного характера по каждому исполнительному документу.

ВЗЫСКАТЕЛЮ

Если взысканных средств окажется недостаточно, их распределят в порядке очередности. К первой очереди отнесут социально значимые взыскания (т.е. алименты, расходы государств на содержание детей и т.д.). Иные категории требований в рамках одной очереди распределят в календарном порядке, т.е. с учетом даты и номера возбуждения исполнительного производства. Требования каждой последующей очереди взыскателей будут удовлетворяться после полного погашения предыдущей (ч. 2, 3 ст. 122 Закона).

На заметку

В очередности не будут отдельно выделяться исполнительные документы, по которым размер задолженности не превышает 100 базовых величин. В настоящее время такие требования удовлетворяются после покрытия расходов и уплаты принудительного сбора (в рамках второй очереди) по исполнительным документам, выданным по итогам экономических дел (абз. 6 подп. 2 п. 154 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. постановлением Пленума ВХС от 26.11.2009 N 21).

Анализ практики применения законодательства об уголовной ответственности в области предпринимательской деятельности... В последние годы государством и обществом принимаются меры по становлению Республики Беларусь как правового социального государства, которые содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения. В настоящее время одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития были приняты такие программные документы, как Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения <1>, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее - Концепция), и Директива Президента Республики Беларусь от...
Расчетный листок Правовое регулирование Конвенция Международной организации труда N 95 "Относительно защиты заработной платы" (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением...
О сроках выплаты среднего заработка за время трудового отпуска В трудовой деятельности работников период отдыха (отпуска) рассматривается как социальная государственная гарантия, обеспечивающая конституционное право граждан на отдых, в том числе на отпуск. Традиционно в юридической литературе под отпуском понимается свободное от работы время в течение установленного законом количества дней . Правовое регулирование трудовых и социальных отпусков осуществляется на основании главы 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) . Важной трудовой обязанностью нанимателя является соблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска работника. В практической деятельности организаций и предприятий сроки выплаты среднего заработка за это время применяются по-разному. Этому способствуют имеющиеся разночтения в содержании инструкций , тарифных соглашений , условий контрактов с государственными служащими , примерной формы контрактов со специалистами сельского хозяйства , а также с научными, педагогическими, медицинскими, фармацевт...
Трудовой договор с временным работником как гибкая форма занятости Использование гибких форм занятости позволяет эффективно использовать труд всех социально-демографических групп населения. Между тем до настоящего времени понятие "гибкие формы занятости" не легализовано ни в национальном законодательстве, ни в международных правовых актах. Это понятие определяется учеными по-разному, но так или иначе большинство из них приходят к единому мнению о том, что это нестандартные, нетипичные формы занятости, при которых трудовые отношения отличаются от трудовых отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок. В данной статье речь пойдет о трудовых отношениях на основе такого нетрадиционного трудового договора, как трудовой договор временного характера, который предопределяет статус работника как временного. Понятие временных работников В соответствии со ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, з...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика