Неденежный вклад в уставный фонд хозяйственного общества

1. Что представляет собой неденежный вклад в уставный фонд общества.

Законодатель разграничивает две категории вкладов учредителей (участников) хозяйственных обществ: денежный и неденежный. Ко второй группе вкладов относятся вещи, в том числе ценные бумаги, имущественные либо иные отчуждаемые права. При этом в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества может быть внесено лишь имущество (имущественные или иные права), стоимость которого можно оценить (ч. 1 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII). Вносимое в качестве неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 29 Закона N 2020-XII).

Необходимо иметь в виду, что вносимый вклад учредителя (участника) общества в уставный фонд становится собственностью самого общества (абз. 2 ч. 2 ст. 1, абз. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 2020-XII), поэтому следует учитывать оборотоспособность вносимого в качестве вклада в уставный фонд имущества. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Таким образом, как правило, любое свободное к обороту имущество может быть внесено учредителем (участником) в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества.

Недопустимо вносить в качестве вклада в уставный фонд общества:

1. Имущество, если право на его отчуждение ограничено законодательством (ч. 2 ст. 29 Закона N 2020-XII):

  • а) имущество, которое в соответствии с законодательством Республики Беларусь запрещено к обороту (изъято из оборота) (например, земли заповедников (ч. 2 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 N 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях»));
  • б) виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты ограниченно оборотоспособные), например оружие (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии»).

2. Имущество, если право на его отчуждение ограничено собственником или договором (ч. 2 ст. 29 Закона N 2020-XII).

3. Виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный фонд этого общества согласно уставу хозяйственного общества (ч. 3 ст. 29 Закона N 2020-XII). При этом неприемлемое имущество может быть конкретно поименовано в уставе общества. Например, открытое акционерное общество «А» (ООО «А»), которое занимается производством металлоконструкций, в уставе определило, что не может быть вкладом в уставный фонд общества торговое оборудование. Также в уставе может оговариваться лишь назначение, общие характеристики такого имущества. Например, в уставе ООО «В» определено, что не может быть вкладом в уставный фонд общества имущество, не содействующее непосредственно достижению целей, провозглашенных в уставе.

Уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав (ч. 3 ст. 29 Закона N 2020-XII). Вместе с тем формирование уставного фонда общества в полном объеме за счет неденежных вкладов (имущественных прав в совокупности с иным имуществом либо иного имущества, помимо имущественных прав) учредителей (участников) допустимо, поскольку не противоречит Закону N 2020-XII. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов уставного фонда хозяйственного общества.

2. Оценка неденежного вклада в уставный фонд общества.

При внесении учредителем (участником) неденежного вклада в уставный фонд юридического лица проведение оценки стоимости является обязательным (абз. 4 п. 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 N 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение N 615), ч. 4 ст. 29 Закона N 2020-XII).

При этом обязательная оценка вносимого неденежного вклада должна проводиться до совершения соответствующих сделок (п. 22 Положения N 615), то есть до внесения имущества в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества.

Согласно п. 6 ст. 63 ГК оценка стоимости неденежного вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законодательством подлежит экспертизе достоверности такой оценки.

Обязательная оценка может быть внутренней или независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой (ч. 2 п. 21 Положения N 615). В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения N 615 внутренняя оценка — оценка стоимости, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки. Согласно абз. 8 п. 2 Положения N 615 независимая оценка — оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в Положении N 615. Оценка объекта проводится уполномоченными субъектами на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, создания (строительства) объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно рыночным методам (сравнительный, доходный, затратный), иным методам (индексный, кадастровой оценки, балансового накопления активов).

Касаемо внесения в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада следует отметить, что напрямую в законодательстве не предусмотрена исключительность и обязательность проведения именно независимой оценки, законодательно закреплена лишь обязательность проведения оценки. Вместе с тем следует отметить, что в силу п. 5 Положения N 615 юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки:

1. Принадлежащих им объектов оценки. Закон N 2020-XII не определяет, на каком вещном праве может принадлежать объект оценки субъекту оценки: праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления или ином праве. Поскольку, как уже отмечалось ранее, вносимое в качестве вклада в уставный фонд имущество учредителя (участника) общества становится собственностью общества (абз. 2 ч. 2 ст. 1, абз. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 2020-XII), с учетом нормативно установленного круга субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 276, 277 ГК) полагаем, речь в рассматриваемом контексте идет именно о возможной принадлежности имущества обществу на праве собственности. Вместе с тем объект оценки может принадлежать хозяйственному обществу в силу наличия не только вещных прав, например, если в качестве вклада в уставный фонд передается принадлежащее учредителю (участнику) право. Так, при внесении учредителем (участником) в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества права пользования имуществом на ограниченный срок размер такого вклада определяется исходя из арендной платы, исчисленной в порядке, установленном законодательством, за весь этот срок (ч. 5 ст. 29 Закона N 2020-XII).

2. Объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством, при наличии подтверждающих документов (проектной документации, договоров, контрактов либо других документов), позволяющих определить их стоимость.

На момент оценки стоимости неденежного вклада имущество еще не принадлежит обществу, что следует из нормы п. 22 Положения N 615, и объект, который поступит в собственность общества, уже должен быть создан согласно ст. 29 Закона N 2020-XII), на основании перечисленного считаем, что производство внутренней оценки неденежного вклада недопустимо. Но подобное положение дел противоречит п. 6 ст. 63 ГК.

Абз. 5 ч. 2 ст. 11 Закона N 2020-XII также допускает и внутреннюю, и независимую оценку, поскольку решением об учреждении хозяйственного общества должны быть определены юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества (то есть независимую оценку) или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества (обязательна при производстве внутренней оценки) в случае, если согласно решению об учреждении хозяйственного общества его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации.

Согласно абз. 13 ч. 1 ст. 63 Закона N 2020-XII к документам хозяйственного общества относятся заключение об оценке стоимости неденежного вклада в уставный фонд и прилагаемый к нему отчет о такой оценке и (или) заключение экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд, а также иные акты оценки стоимости имущества.

Таким образом, Закон N 2020-XII, несмотря на некоторые противоречия приведенных норм права, допускает и внутреннюю оценку учредителями (участниками) неденежных вкладов в уставный фонд. Полагаем, такое положение дел вполне приемлемо в том числе с точки зрения иерархии нормативных правовых актов: кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам (ч. 6 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

При несоблюдении нормативных предписаний, касающихся обязательного проведения оценки неденежного вклада, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта ничтожности сделки по внесению в уставный фонд неоцененного имущества как сделки, не соответствующей законодательству, поскольку в силу п. 6 постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 N 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» требования к совершению определенных сделок могут содержаться как в законодательных актах, так и в подзаконных актах. При этом эти требования могут касаться формы сделки, условий ее совершения, результат сделки может противоречить требованиям законодательства. Следует отметить, что, несмотря на то что в доктрине существуют споры по поводу правовой природы института внесения вклада в уставный фонд, законодатель определил, что такие действия относятся к сделкам (п. 22 Положения N 615).

Закон N 2020-XII предусматривает также такой способ защиты нарушенного права как признание недостоверным заключения независимой оценки. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки (п. 16 Положения N 615).

3. Экспертиза достоверности оценки неденежного вклада.

Обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (абз. 3 п. 24 Положения N 615). В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (ч. 4 п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», ч. 4 ст. 29 Закона N 2020-XII).

То есть проведение именно независимой оценки неденежного вклада не является обязательным, однако если избран именно такой вид оценки, то экспертизу достоверности такой оценки не проводят. Вместе с тем в силу п. 23 Положения N 615 допустимо провести экспертизу достоверности оценки по собственной инициативе (инициативная экспертиза).

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 47-1 ГК оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Имущество, в отношении которого проводят обязательную экспертизу достоверности оценки, и исполнители экспертизы указаны в п. 4 Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 N 173 (далее — Положение N 173).

Согласно п. 6 Положения N 173 инициативную экспертизу достоверности оценки вправе проводить исполнители экспертизы.

В соответствии с п. 7 Положения N 173 областные или Минский городской территориальные фонды государственного имущества, местные исполнительные и распорядительные органы, а также государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» проводят обязательную экспертизу достоверности оценки на основании заявок, поданных заказчиками экспертизы.

Объектами экспертизы достоверности независимой оценки являются заключение и отчет об оценке (ч. 1 п. 14 Положения N 173).

При проведении экспертизы достоверности независимой оценки эксперт, используя информацию, содержащуюся в заключении и отчете об оценке, обязан исследовать представленные заключение и отчет об оценке по критериям, указанным в п. 16 Положения N 173.

По проведении экспертизы готовится заключение, в котором делается вывод о соответствии представленных документов предусмотренным критериям, приводятся замечания (при их наличии), указывается на ошибки (при их наличии).

Если установлены замечания, ошибки, устранение которых может повлиять на результат независимой оценки, заключение, отчет об оценке с заключением экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня составления направляются исполнителем заказчику.

Согласно ч. 1, 2 п. 20 Положения N 173 заказчик экспертизы в течение трех рабочих дней передает их исполнителю оценки для устранения выявленных замечаний и (или) ошибок. Исполнитель оценки обязан безвозмездно устранить выявленные замечания и (или) ошибки в течение десяти рабочих дней. После устранения выявленных замечаний и (или) ошибок исправленные заключение и отчет об оценке вместе с ранее составленным заключением экспертизы достоверности независимой оценки направляются для проведения повторной экспертизы.

4. Порядок внесения неденежного вклада в уставный фонд общества.

Если денежные средства (денежный вклад в уставный фонд общества) вносятся на счет юридического лица, то при внесении имущества в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества должна быть произведена оценка стоимости вносимого имущества, после чего происходит его непосредственная передача (как правило, по акту приема-передачи).

Неденежный вклад может быть внесен в уставный фонд общества при создании хозяйственного общества и соответственно при формировании уставного фонда или же в порядке увеличения уставного фонда уже существующего хозяйственного общества.

Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (ч. 2 п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»). Полагаем, что законодатель не предусматривает обязанности учредителей сформировать уставный фонд хозяйственного общества (в том числе за счет имущества, вносимого в уставный фонд общества в качестве неденежного вклада) к моменту государственной регистрации юридического лица. Допустимо формирование уставного фонда общества (в том числе за счет неденежных вкладов) как до государственной регистрации организации, так и в последующем.

При этом в силу ст. 11, 12 Закона N 2020-XII определение субъекта, который будет осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества, утверждение оценки стоимости неденежных вкладов требуются при одновременном соблюдении условий:

  1. уставный фонд (его часть) будет сформирован за счет неденежного вклада;
  2. формирование уставного фонда будет происходить до момента его государственной регистрации.

Вместе с тем имеются некоторые нюансы, связанные с внесением до регистрации организации в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества недвижимого имущества.

Создаваемая организация получает статус юридического лица с момента ее государственной регистрации в качестве таковой (п. 1 ст. 44 ГК). Переход прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон N 133-З).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 133-З возникновение, переход, прекращение права собственности, а также ряда прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, изложенных в подп. 2.1 — 2.16 п. 2 ст. 8 Закона N 133-З, подлежат государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 133-З право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения и удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. Согласно подп. 2.1 — 2.16 п. 2 ст. 8 Закона N 133-З переход и прекращение прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, вносившееся в качестве вклада в уставный фонд организации, специально не оговорены. Передача учредителем недвижимого имущества в уставный фонд хозяйственного общества означает, что собственником этого имущества становится само общество. Поскольку в рассматриваемом случае имеет место переход права собственности на недвижимое имущество от учредителя к самому обществу, переход такого права подлежит обязательной государственной регистрации.

На основании изложенного следует вывод, что момент внесения вклада в уставный фонд общества неразрывно связан с моментом приобретения хозяйственным обществом права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на вносимое в качестве вклада имущество. Соответственно переход прав на недвижимое имущество от учредителя (участника) к хозяйственному обществу возможен, только если это общество зарегистрировано в установленном законом порядке. Поэтому вносить недвижимое имущество в качестве неденежного вклада допустимо после регистрации организации в качестве юридического лица.

Внесение неденежного вклада при увеличении уже сформированного уставного фонда зарегистрированного общества происходит в общем порядке с соблюдением требований ст. 105 Закона N 2020-XII. Например, решение об увеличении уставного фонда общества с ограниченной ответственностью за счет внесения дополнительных вкладов всеми его участниками принимается общим собранием участников единогласно.

Решение об увеличении уставного фонда общества с ограниченной ответственностью за счет внесения участником (участниками) или третьими лицами дополнительных вкладов принимается участниками единогласно на основании заявлений. Одновременно с решением об увеличении уставного фонда общим собранием принимается решение о внесении соответствующих изменений в устав.

Таким образом, внесение в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества имущества (неденежных средств) отвечает интересам как учредителей (участников) общества, так и интересам самого общества, поскольку нередко для участника и для общества удобнее передать и получить соответственно иное помимо денежных средств имущество (оборудование, транспортные средства и т.д.). Вместе с тем законодатель предусмотрел ряд особенностей в связи с внесением такого вида вклада в уставный фонд хозяйственного общества, которые заинтересованным лицам необходимо учитывать. Следует отметить, что регламентирование данной сферы правоотношений не отличается однозначностью, поэтому полагаем целесообразным внести в законодательство соответствующие изменения.

Анализ практики применения законодательства об уголовной ответственности в области предпринимательской деятельности... В последние годы государством и обществом принимаются меры по становлению Республики Беларусь как правового социального государства, которые содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения. В настоящее время одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития были приняты такие программные документы, как Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения <1>, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее - Концепция), и Директива Президента Республики Беларусь от...
Расчетный листок Правовое регулирование Конвенция Международной организации труда N 95 "Относительно защиты заработной платы" (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением...
О сроках выплаты среднего заработка за время трудового отпуска В трудовой деятельности работников период отдыха (отпуска) рассматривается как социальная государственная гарантия, обеспечивающая конституционное право граждан на отдых, в том числе на отпуск. Традиционно в юридической литературе под отпуском понимается свободное от работы время в течение установленного законом количества дней . Правовое регулирование трудовых и социальных отпусков осуществляется на основании главы 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) . Важной трудовой обязанностью нанимателя является соблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска работника. В практической деятельности организаций и предприятий сроки выплаты среднего заработка за это время применяются по-разному. Этому способствуют имеющиеся разночтения в содержании инструкций , тарифных соглашений , условий контрактов с государственными служащими , примерной формы контрактов со специалистами сельского хозяйства , а также с научными, педагогическими, медицинскими, фармацевт...
Трудовой договор с временным работником как гибкая форма занятости Использование гибких форм занятости позволяет эффективно использовать труд всех социально-демографических групп населения. Между тем до настоящего времени понятие "гибкие формы занятости" не легализовано ни в национальном законодательстве, ни в международных правовых актах. Это понятие определяется учеными по-разному, но так или иначе большинство из них приходят к единому мнению о том, что это нестандартные, нетипичные формы занятости, при которых трудовые отношения отличаются от трудовых отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок. В данной статье речь пойдет о трудовых отношениях на основе такого нетрадиционного трудового договора, как трудовой договор временного характера, который предопределяет статус работника как временного. Понятие временных работников В соответствии со ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, з...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика