О подписании устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставлении печати на нем в хозяйственном обществе и унитарном предприятии

В связи с отсутствием единства мнений по поводу необходимости подписания устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставления печати на нем в хозяйственном обществе или унитарном предприятии попытаемся показать свою точку зрения по данному вопросу.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) устав юридического лица утверждается собственником имущества (учредителями, участниками).

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII) при создании хозяйственного общества учредители на учредительном собрании утверждают устав хозяйственного общества. Аналогичная по содержанию норма содержится и в абзаце 4 пункта 6 статьи 113 ГК в отношении унитарных предприятий.

Исходя из изложенного и ГК, и Закон N 2020-XII указывают на то, что при создании как хозяйственных обществ, так и унитарных предприятий учредители (собственники имущества) утверждают устав. То же самое установлено и в отношении внесения изменений и (или) дополнений в устав. Однако о необходимости подписания самого устава (изменений и (или) дополнений) и проставления печати на нем упоминания в указанных нормативных правовых актах нет.

Обратимся к Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о регистрации), которое определяет порядок обращения за государственной регистрацией при создании хозяйственного общества или унитарного предприятия, а также при внесении изменений и (или) дополнений в их уставы.

В соответствии с абзацем 3 части 1 пункта 14 Положения о регистрации для государственной регистрации хозяйственного общества или унитарного предприятия помимо прочих документов в регистрирующий орган должен представляться устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf). Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы хозяйственных обществ или унитарных предприятий, помимо прочих документов в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию заявителя устав может быть представлен в новой редакции (абзац 3 части 1 пункта 16 Положения о регистрации). Исходя из этого Положение о регистрации не содержит обязательного требования по подписанию устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) кем-либо (учредителями, участниками, собственником имущества, исполнительным органом, советом директоров (наблюдательным советом) и т.д.) и проставлению печати на нем. Более того, неподписание кем-либо устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) и непроставление печати на нем не являются основанием для неосуществления его государственной регистрации, что напрямую вытекает из нормы пункта 24 Положения о регистрации, поскольку уполномоченный сотрудник регистрирующего органа может не осуществить государственную регистрацию хозяйственного общества или унитарного предприятия, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, только в случае:

  • непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о регистрации;
  • оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, анализ норм ГК, Закона N 2020-XII и Положения о регистрации показывает, что указанные нормативные правовые акты напрямую не устанавливают обязанности подписывать устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) и проставлять печать на нем, а только указывают, что устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) подлежит утверждению со стороны учредителей (участников, собственника имущества).

Вместе с тем обратимся к нормам законодательства, регулирующего порядок ведения делопроизводства и оформления документов в организациях.

Так, согласно части 2 пункта 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее — Инструкция), утверждение является одним из способов удостоверения документа после его подписания. Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения.

Как указывалось ранее, устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) подлежит утверждению со стороны учредителей (участников, собственника имущества). Более того, устав входит в примерный перечень документов, подлежащих утверждению, в соответствии с приложением 3 к Инструкции.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Инструкции устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него), перед тем как он будет утвержден, должен быть подписан. Более того, следует обратить внимание на то, что в соответствии с абзацем 24 подпункта 3.1 пункта 3 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь от 21.12.2004 N 69 (далее — СТБ 6.38-2004), реквизит «Подпись» входит в состав реквизитов, используемых при оформлении документов.

Однако действующее законодательство не дает указания на то, кем должен подписываться устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него). Полагаем, что с практической точки зрения лицо (лица), уполномоченное на подписание устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него), может быть определено самим уставом либо решением учредителей (участников, собственника имущества). Данный вывод косвенно подтверждает анализ нормы части 2 пункта 57 Инструкции.

Что касается проставления печати на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в него), то здесь отметим, что согласно абзацу 28 подпункта 3.1 пункта 3 СТБ 6.38-2004 реквизит «Печать» также используется при оформлении документов. При этом в соответствии с частями 2, 5 пункта 62 Инструкции реквизит «Печать» ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности.

Перечень документов, на которых проставляется печать, определяется организацией на основании законодательства Республики Беларусь. Проставление печати необходимо на подлинниках документов и их копиях, в том числе факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.

Однако в настоящее время в белорусском законодательстве нет единого нормативного правового акта, который бы определял перечень документов, на которых проставление печати необходимо. Соответственно, полагаем, любая организация вправе самостоятельно определить в своем локальном нормативном правовом акте перечень таких документов, на которых следует в обязательном порядке проставлять печать.

Следует отметить, что согласно части 7 пункта 51 Методических указаний по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденных приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16.09.2005 N 41 (далее — Методические указания), печать ставится на документах, требующих особого удостоверения, перечень которых предусматривается нормативными правовыми актами (договорах, трудовых книжках, дипломах, финансовых документах и др.), во всех случаях удостоверения прав физических и юридических лиц, а также на уставах (положениях) организаций, доверенностях, удостоверениях и др.

Таким образом, в законодательстве отсутствует прямое указание на то, что на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в устав) хозяйственного общества или унитарного предприятия обязательно проставление печати организации. Хотя, учитывая в совокупности нормы частей 2, 5 пункта 62 Инструкции и положения части 7 пункта 51 Методических указаний, полагаем, что ее проставление на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в устав) было бы целесообразным.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что с позиции законодательства о делопроизводстве устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него), как и любой другой документ, подлежащий утверждению, должен быть подписан, хотя Инструкция и не содержит указания на то, кто все-таки должен подписывать устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него). С другой стороны, ГК, Закон N 2020-XII и Положение о регистрации не требуют наличия чьей-либо подписи в уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в него). Отсутствие такой подписи в уставе не является препятствием для регистрации как самого хозяйственного общества или унитарного предприятия, так и изменений и (или) дополнений, вносимых в устав. Соответственно вопрос о подписании / неподписании устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) и проставлении печати на нем в целях государственной регистрации хозяйственного общества или унитарного предприятия или государственной регистрации устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) остается на усмотрении самого хозяйственного общества или унитарного предприятия.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика