О предварительном согласовании места размещения земельного участка

На начальной стадии процесса изъятия и предоставления земельного участка для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) согласно части первой подпункта 11.1 пункта 11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ), осуществляется предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (за исключением случаев, когда предварительное согласование места размещения земельного участка в соответствии с Положением не требуется).

По результатам предварительного согласования места размещения земельного участка оформляется акт выбора места размещения земельного участка (далее — акт выбора) по форме, установленной Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (приложение к постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 08.02.2008 N 11 «Об утверждении формы акта выбора места размещения земельного участка»), который утверждается председателем районного (городского) исполнительного комитета.

Утвержденный в установленном порядке акт выбора является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.

В акте выбора в соответствии с частью первой пункта 20 Положения должен указываться срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации — архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта (далее — генеральный план объекта строительства), который не может превышать двух лет со дня его утверждения.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства исчисляется с момента утверждения председателем районного (городского) исполнительного комитета акта выбора.

Вместе с тем часть четвертая пункта 19 Положения устанавливает императивное предписание о направлении акта выбора, утвержденного в установленном порядке председателем районного (городского) исполнительного комитета, вместе с материалами предварительного согласования места размещения земельного участка на согласование председателю областного исполнительного комитета, если принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета. Срок для такого направления и согласования составляет 7 рабочих дней.

Кроме того, в соответствии с частью третьей подпункта 2.3 пункта 2 Указа решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) принимаются областными исполнительными комитетами только при условии согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков, за исключением изъятия и предоставления земельных участков:

  • для строительства и обслуживания подземных линейных сооружений и объектов, связанных с их строительством и обслуживанием, осуществляемых в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений;
  • реконструкции линейных сооружений, включая железные и автомобильные дороги, и строительства объектов, связанных с их реконструкцией, осуществляемых в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений;
  • обустройства эксплуатационных скважин в целях добычи углеводородного сырья и объектов, связанных с их обслуживанием;
  • строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон;
  • строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, которым придан статус города-спутника, при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов таких населенных пунктов;
  • расширения на высоту древесно-кустарниковой растительности (насаждений) просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов;
  • иных целей, определенных Президентом Республики Беларусь.

При этом для согласования места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь необходимо поочередно направить копию акта выбора с приложением копии земельно-кадастрового плана (части плана) с границами выбранного земельного участка в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь или Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь (в зависимости от категории изымаемых земель), в комитет государственного контроля области, помощнику Президента Республики Беларусь — главному инспектору по области для получения заключения о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка.

Указанное заключение должно быть дано соответствующими государственными органами и должностными лицами в течение 5 рабочих дней.

Полученные заключения и материалы согласования в течение 3 рабочих дней направляются областным исполнительным комитетом в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь для дачи заключения о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка (абзац четвертый части пятой пункта 19 Положения).

Таким образом, в случае соблюдения всеми государственными органами установленного срока до направления материалов предварительного согласования в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь проходит не менее 26 календарных дней без учета времени, затрачиваемого на пересылку корреспонденции.

В отношении земельных участков, о возможности изъятия и предоставления которых даны положительные заключения, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, как правило, не чаще одного раза в месяц готовит проект соответствующего распоряжения Президента Республики Беларусь и выносит его на рассмотрение Главы государства.

Таким образом, в связи с осуществлением всех необходимых процедур согласования, а зачастую и с затягиванием сроков такого согласования, с момента утверждения председателем районного (городского) исполнительного комитета акта выбора до издания соответствующего акта Главы государства проходит значительный промежуток времени.

В случае если Президентом Республики Беларусь не согласовано место размещения земельного участка, изымаемого из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель, заинтересованному лицу будет отказано в его предоставлении.

Второй экземпляр акта выбора согласно части пятой пункта 20 Положения в течение 3 рабочих дней после утверждения (согласования при необходимости этого акта с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь), то есть после соблюдения установленной процедуры, направляется заинтересованному лицу для выполнения в установленном порядке проектно-изыскательских работ (подготовки проектной документации).

Следовательно, заинтересованное лицо может приступить к проведению проектно-изыскательских работ только после согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь.

Поскольку часть первая пункта 20 Положения не содержит уточнения, предусмотренного частью пятой пункта 20 Положения (т.е. с момента согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь), зачастую на практике возникают вопросы: с какой даты исчисляется срок для направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства, когда следует обратиться в районный (городской) исполнительный комитет за его продлением?

Данная проблема связана также с тем, что в соответствии с частью третьей пункта 24 Положения акт выбора утрачивает силу, если заинтересованное лицо до истечения указанного в нем срока не направило в организацию по землеустройству генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями либо не обратилось в местный исполнительный комитет с заявлением о его продлении.

В связи с этим определение даты, с которой исчисляется срок для разработки и направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, является также важным аспектом в деятельности районного (городского) исполнительного комитета.

Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что для устранения возможности двоякого толкования нормы, закрепленной в части первой пункта 20 Положения, и формирования единообразной правоприменительной практики необходимо устранить недостатки, о которых шла речь в настоящей статье, посредством внесения соответствующих изменений в Положение. Считаем целесообразным внести дополнение в часть первую пункта 20 Положения, конкретизировав, что срок для направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства не может превышать двух лет со дня утверждения акта выбора (согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь).

Анализ практики применения законодательства об уголовной ответственности в области предпринимательской деятельности... В последние годы государством и обществом принимаются меры по становлению Республики Беларусь как правового социального государства, которые содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения. В настоящее время одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития были приняты такие программные документы, как Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения <1>, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее - Концепция), и Директива Президента Республики Беларусь от...
Расчетный листок Правовое регулирование Конвенция Международной организации труда N 95 "Относительно защиты заработной платы" (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением...
О сроках выплаты среднего заработка за время трудового отпуска В трудовой деятельности работников период отдыха (отпуска) рассматривается как социальная государственная гарантия, обеспечивающая конституционное право граждан на отдых, в том числе на отпуск. Традиционно в юридической литературе под отпуском понимается свободное от работы время в течение установленного законом количества дней . Правовое регулирование трудовых и социальных отпусков осуществляется на основании главы 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) . Важной трудовой обязанностью нанимателя является соблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска работника. В практической деятельности организаций и предприятий сроки выплаты среднего заработка за это время применяются по-разному. Этому способствуют имеющиеся разночтения в содержании инструкций , тарифных соглашений , условий контрактов с государственными служащими , примерной формы контрактов со специалистами сельского хозяйства , а также с научными, педагогическими, медицинскими, фармацевт...
Трудовой договор с временным работником как гибкая форма занятости Использование гибких форм занятости позволяет эффективно использовать труд всех социально-демографических групп населения. Между тем до настоящего времени понятие "гибкие формы занятости" не легализовано ни в национальном законодательстве, ни в международных правовых актах. Это понятие определяется учеными по-разному, но так или иначе большинство из них приходят к единому мнению о том, что это нестандартные, нетипичные формы занятости, при которых трудовые отношения отличаются от трудовых отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок. В данной статье речь пойдет о трудовых отношениях на основе такого нетрадиционного трудового договора, как трудовой договор временного характера, который предопределяет статус работника как временного. Понятие временных работников В соответствии со ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, з...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика