Особенности формирования и изменения уставного фонда

Условия и особенности формирования уставного фонда

Основной особенностью уставного фонда является то, что он формируется не всеми организациями, а только коммерческими юридическими лицами.

Из ч. 1 п. 2 ст. 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и ч. 1 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII) следует, что вкладом в уставный фонд коммерческой организации (хозяйственного общества) могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.

При этом не все имущество (имущественные права) может быть внесено в качестве вклада в уставный фонд, а только то, право на отчуждение которого не ограничено собственником, законодательством или договором (ч. 3 п. 2 ст. 47-1 ГК). Так, согласно п. 5 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 257-З «О животном мире» запрещается вносить право специального пользования объектами животного мира в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Кроме этого, для хозяйственных обществ установлены дополнительные ограничения. В частности, согласно ч. 3 ст. 29 Закона N 2020-XII уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более 50 процентов уставного фонда хозяйственного общества.

Размер и виды вкладов (паевых взносов), вносимых в уставный фонд, определяются учредителем (учредителями, участниками, членами производственного кооператива) и указываются в учредительном документе.

Законодательством установлены ограничения в части минимального размера уставного фонда.

Так, минимальный размер уставного фонда организаций согласно ч. 1 п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение N 1) устанавливается в сумме, эквивалентной:

  • 100 базовых величин для закрытых акционерных обществ;
  • 400 базовых величин для открытых акционерных обществ.

Для некоторых субъектов хозяйствования предусмотрены иные требования. Например, п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.06.2015 N 380 «О минимальном размере уставного фонда банка» установлено, что минимальный размер уставного фонда банка должен составлять 45 млн.бел.руб. Более того, при создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств (ч. 3 ст. 75 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК)).

Для страховых брокеров и страховщиков согласно ч. 1 п. 15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности», минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной 25000 евро для страховых брокеров и 5 млн. евро для страховщиков.

В силу ч. 1 п. 7 Положения N 1 уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях. Уставный фонд организации в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» (ч. 7 п. 58 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»).

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З «О концессиях», вступивший в силу с 26.01.2014, признает утратившим силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, ранее устанавливающий объявление уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями в долларах США.

Согласно ч. 2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 N 3 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1» уставный фонд коммерческих организаций, объявленный на дату вступления в силу вышеуказанного Декрета, т.е. с 08.03.2014, в иностранной валюте, и вклады в него при представлении в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с изменением размера уставного фонда, должны быть пересчитаны в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического внесения этих вкладов.

Таким образом, из анализа вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что если уставный фонд коммерческой организации ранее был объявлен в долларах США и изменение (увеличение, уменьшение) размера уставного фонда не происходит, то у организации нет обязанности объявлять уставный фонд и вклады в него в белорусских рублях путем внесения изменений в учредительный документ.

Согласно ч. 2 п. 7 Положения N 1 объявленный в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Неденежные вклады в уставный фонд подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов, проводимой в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 ст. 47-1 ГК).

При внесении в качестве вклада в уставный фонд вновь создаваемой коммерческой организации неденежных вкладов, в частности имущество, имущественные и иные права должны быть:

  • свободно отчуждаемыми (возможность их внесения в уставный фонд в качестве вклада не должна быть ограничена) (п. 1 ст. 129 ГК);
  • оценены путем проведения обязательной экспертизы достоверности их оценки (п. 21 и 24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 N 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь»).

Изменение размера уставного фонда

Размер уставного фонда коммерческой организации может быть изменен на основании решения учредителя (участников, общего собрания акционеров, пайщиков), а в случаях, установленных законодательством, должен быть увеличен или уменьшен независимо от воли вышеуказанных лиц (ч. 6 ст. 28, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75, ст. 105, ст. 106 Закона N 2020-XII, абз. 5 п. 6 ст. 113 ГК). В случае когда инициатором изменения размера уставного фонда является учредитель (участники, общее собрание акционеров, пайщики), обосновывать это изменение экономическими, производственными или иными причинами не обязательно.

Однако для некоторых коммерческих организаций одного решения об изменении уставного фонда недостаточно. Например, согласно ч. 5 ст. 122 БК банк не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного получения письменного разрешения Национального банка Республики Беларусь.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 2020-XII в течение 30 дней с даты принятия такого решения обязано выполнить одно из следующих действий:

  • письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда общества и о его новом размере;
  • разместить в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу сообщение о принятом решении.

В случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (ч. 2 п. 7 ст. 113 ГК), однако каким образом это должно быть сделано, законодательством не регламентируется.

Пунктом 7 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон N 611-XII) установлено, что уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов, однако законодательством не установлено, в какой форме должно быть оформлено такое уведомление.

Также законодательством не регламентирован текст уведомления кредиторов об уменьшении уставного фонда, поэтому уведомление допускается оформлять в произвольных текстовых вариантах.

В связи с рядом особенностей акционерного общества уменьшение его уставного фонда может быть осуществлено по решению общего собрания акционеров путем уменьшения номинальной стоимости акций либо приобретения части акций в целях сокращения их общего количества (ч. 1 п. 1 ст. 101 ГК).

Согласно ч. 2 ст. 75 Закона N 2020-XII акционерное общество не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного фонда, если в результате такого уменьшения уставный фонд акционерного общества станет меньше минимального размера уставного фонда, предусмотренного законодательством.

Порядок увеличения уставного фонда, а также источники, используемые для увеличения уставного фонда для организаций различных организационно-правовых форм, имеют свои особенности и специфику.

Например, согласно ч. 1 ст. 74 Закона N 2020-XII увеличение уставного фонда акционерного общества осуществляется путем эмиссии акций дополнительного выпуска либо увеличения номинальной стоимости акций.

В соответствии с ч. 2, 3 п. 8 ст. 6 Закона N 611-XII увеличение уставного фонда фермерского хозяйства может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов. При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства. Более того, для увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства (заем, кредит)(п. 4 ст. 6 Закона N 611-XII).

Согласно ч. 2 ст. 105 Закона N 2020-XII уставный фонд общества с ограниченной ответственностью может увеличиваться за счет собственного капитала общества, внесения дополнительных вкладов всеми участниками общества, внесения дополнительных вкладов одним или несколькими участниками общества, внесения вкладов третьими лицами, принимаемыми в общество с ограниченной ответственностью, если это не запрещено его уставом.

Стоит обратить внимание на то, что в законодательстве отсутствует прямая норма, обязывающая вносить изменения в учредительный документ в связи с увеличением размера уставного фонда. Например, в ч. 1 п. 22 Положения N 1 установлена обязанность коммерческих и некоммерческих организаций в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации лишь в случае изменения их наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников. В то же время из ч. 1 п. 22 Положения N 1 следует, что коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения, касающиеся уменьшения первоначально объявленного размера уставного фонда до его фактически сформированного размера.

Однако согласно ч. 6 п. 7 Положения N 1 в случае представления коммерческими организациями в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с увеличением размера уставных фондов коммерческих организаций, уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями и (или) дополнениями, если иное не установлено законодательными актами.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы размер уставного фонда соответствовал размеру, указанному в учредительном документе, необходимо вносить изменения в учредительный документ в связи с увеличением размера уставного фонда.

Анализ практики применения законодательства об уголовной ответственности в области предпринимательской деятельности... В последние годы государством и обществом принимаются меры по становлению Республики Беларусь как правового социального государства, которые содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения. В настоящее время одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития были приняты такие программные документы, как Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения <1>, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее - Концепция), и Директива Президента Республики Беларусь от...
Расчетный листок Правовое регулирование Конвенция Международной организации труда N 95 "Относительно защиты заработной платы" (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением...
О сроках выплаты среднего заработка за время трудового отпуска В трудовой деятельности работников период отдыха (отпуска) рассматривается как социальная государственная гарантия, обеспечивающая конституционное право граждан на отдых, в том числе на отпуск. Традиционно в юридической литературе под отпуском понимается свободное от работы время в течение установленного законом количества дней . Правовое регулирование трудовых и социальных отпусков осуществляется на основании главы 12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) . Важной трудовой обязанностью нанимателя является соблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска работника. В практической деятельности организаций и предприятий сроки выплаты среднего заработка за это время применяются по-разному. Этому способствуют имеющиеся разночтения в содержании инструкций , тарифных соглашений , условий контрактов с государственными служащими , примерной формы контрактов со специалистами сельского хозяйства , а также с научными, педагогическими, медицинскими, фармацевт...
Трудовой договор с временным работником как гибкая форма занятости Использование гибких форм занятости позволяет эффективно использовать труд всех социально-демографических групп населения. Между тем до настоящего времени понятие "гибкие формы занятости" не легализовано ни в национальном законодательстве, ни в международных правовых актах. Это понятие определяется учеными по-разному, но так или иначе большинство из них приходят к единому мнению о том, что это нестандартные, нетипичные формы занятости, при которых трудовые отношения отличаются от трудовых отношений, основанных на трудовом договоре на неопределенный срок. В данной статье речь пойдет о трудовых отношениях на основе такого нетрадиционного трудового договора, как трудовой договор временного характера, который предопределяет статус работника как временного. Понятие временных работников В соответствии со ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, з...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика