Конспект экономиста:)

Меню

Расчетный листок

нет комментариев

Правовое регулирование

Конвенция Международной организации труда N 95 «Относительно защиты заработной платы» (заключена в г. Женеве 01.07.1949), для Беларуси вступила в силу с 04.08.1962). Согласно ст. 14 указанной Конвенции должны быть предприняты эффективные меры для того, чтобы удобным и легко понятным способом информировать трудящихся во время каждой выплаты о составных элементах заработной платы за каждый данный период, в той мере, в какой эти элементы могут меняться.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК). В соответствии со ст. 80 ТК наниматель при выплате заработной платы ежемесячно обязан выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате.

Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 09.10.2007 N 264 (п. 173).

Историческая справка

Расчетный листок был введен в ТК, как ни странно, недавно (с 26.01.2008) вместо расчетной книжки. Конечно, на практике выдача расчетного листка активно практиковалась, но такой обязанности у нанимателей раньше не было (точнее, она была обязательна для работников, чей труд оплачивается сдельно, но тогда речь шла, опять же, о расчетных книжках). Расчетная книжка, в свою очередь, была введена Законом от 1886 года «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» (позднее данный Закон вошел в состав Устава о промышленности), которым была установлена обязанность нанимателей (владельцев фабрик и заводов) не позднее семи дней после допуска рабочих к работе выдавать им расчетные книжки. До внесения 20 июля 2007 года изменений в ст. 80 ТК действовали образцы расчетных книжек для ручного и механизированного способов заполнения, которые были утверждены постановлением Госкомтруда СССР от 28.10.1956.

Расчетный листок: форма, содержание и срок выдачи

Форма. Единой формы расчетного листка нет. Такая форма утверждается нанимателем самостоятельно на основании локальных нормативных правовых актов в организации (ч. 2 ст. 80 ТК).

Содержание. В соответствии с ч. 1 ст. 80 ТК в расчетном листке должны быть сведения о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размер удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате.

То есть обязательными сведениями в расчетным листке для повременщиков должны быть:

  • количество отработанных часов с указанием месячной нормы;
  • размер тарифной ставки (должностного оклада);
  • размер повышения тарифной ставки, в том числе и по контракту;
  • размер выплат стимулирующего характера;
  • размер удержаний из заработной платы (в том числе подоходный налог, страховые взносы, задолженность по командировкам, возмещение материального ущерба, нанесенного нанимателю, профсоюзные взносы, алименты, суммы по исполнительным листам, возврат кредитов и т.п.);
  • размер произведенных нанимателем выплат.

В каждой конкретной организации разрабатывается форма расчетного листка, в которой кроме вышеуказанных составляющих могут предусматриваться и другие (например, табельный номер работника, код структурного подразделения, где он работает, вид системы оплаты труда и т.д.).

Срок выдачи. Расчетный листок ежемесячно выдается каждому работнику при выплате заработной платы. В соответствии со ст. 73 ТК выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.

Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы.

Соответственно выдача расчетных листков работникам должна производиться до момента, установленного локальными нормативными правовыми актами, действующими в организации, полной выплаты заработной платы.

Обратите внимание! Наниматель не обязан выдавать расчетный листок работнику при выплате отпускных.

Расчетный листок: обязанность и ответственность нанимателя

Обязанность нанимателя. Наниматель обязан при выплате заработной платы выдавать каждому работнику расчетный листок (ч. 1 ст. 80 ТК).

Даже если сотрудникам установлены фиксированные оклады без дополнительных выплат и начислений, расчетный листок нужен. Помнить о расчетных листках следует и тем нанимателям, которые зарплату сотрудникам перечисляют на пластиковые карты. Исключений для них не предусмотрено.

Ответственность. Наниматель может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Расчетный листок и документы бухгалтерского учета

Специфика утверждения расчетного листка не позволяет отнести его к документам управленческого или бухгалтерского учета. Это, скорее, кадровый документ, носящий информационный характер. Также не следует путать расчетный листок с расчетной ведомостью и ведомостью начислений. Между тем сведения в расчетных листках должны совпадать с данными ведомостей, иначе не избежать конфликтов с работниками или контролирующими органами (прежде всего с налоговой инспекцией и органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Расчетный листок как доказательство

Расчетные листки играют важную роль при рассмотрении споров в судах. Они в качестве доказательств вместе с другими документами могут подтверждать:

  • сдельный или повременный характер выплат;
  • факт увольнения и приема работников;
  • обоснованность начисления и выплаты доплат к социальным пособиям;
  • учтен или нет перерасчет в листке нетрудоспособности;
  • размер убытков за время простоя;
  • обоснованность уменьшения налогооблагаемой прибыли;
  • непроизводственный характер натуральных выплат;
  • создание стационарного рабочего места;
  • факт выполнения работ надомниками;
  • начисление премиальных выплат и единовременных выплат к знаменательным датам;
  • факт выплаты материальной помощи;
  • факт выплаты пособия;
  • удержание подоходного налога с выплат в виде оплаты обучения работников в вузах, выплаты им материальной помощи, оплаты питания и проживания;
  • включение выплат за разъездной характер работы в состав заработной платы и др.

Алгоритм действий нанимателя по выполнению требований ст. 80 ТК

Шаг 1. Закрепление в локальном нормативном правовом акте порядка выдачи расчетного листка.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 73 ТК, выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц. Соответственно, если наниматель решил выдавать расчетные листки, например, при выплате второй части заработной платы (один раз в месяц), рекомендуем, чтобы не возникало недопонимания с государственной инспекцией труда и с работниками, закрепить такой порядок выдачи в локальном нормативном правовом акте.

Приведем пример оформления порядка и периодичности выдачи расчетных листков в коллективном договоре.

Коллективный договор на 2012 — 2014 годы

5. Оплата труда

<…>

5.5. Дни выплаты заработной платы: 8-е и 22-е числа каждого месяца.

5.6. Заработная плата перечисляется на открываемый работником в банке счет, а до открытия работником счета в банке выплачивается в кассе ООО «Версаль».

При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем заработная плата выплачивается накануне этого дня.

5.7. При выплате (перечислении) второй части заработной платы (22-го числа каждого месяца) каждому работнику выдается расчетный листок с указанием всех видов и размеров выплат и удержаний по форме, утверждаемой приказом директора ООО «В».

Расчетный листок выдается в кассе ООО «В» при выплате заработной платы через кассу или бухгалтером по заработной плате при перечислении заработной платы на банковский счет работника.

Представитель нанимателя — Представитель работников —

директор ООО «В» председатель профсоюзного

Подпись И.Г.Федоров комитета

27.01.2012 Подпись И.В.Яковлева

27.01.2012

Шаг 2. Разработка и согласование формы расчетного листка.

При необходимости перед утверждением проект формы расчетного листка может быть согласован с заинтересованными должностными лицами и подразделениями (например, с отделом кадров, с юридической службой и т.п.).

Шаг 3. Утверждение формы расчетного листка и при необходимости назначение лица, ответственного за выдачу расчетных листков.

Единая форма расчетного листка не установлена. В связи с этим у каждого нанимателя в зависимости от формы оплаты (сдельная, повременная), разновидностей стимулирующих и компенсирующих выплат (надбавок, доплат, премий), иных выплат наниматель в соответствии с ч. 2 ст. 80 ТК утверждает форму расчетного листка.

Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения. Документ может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа или должностным лицом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу (п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее — Инструкция по делопроизводству)).

Согласно п. 17 Инструкции по делопроизводству для сокращения количества применяемых форм документов организации разрабатывают унифицированные формы документов, представляющие совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке.

Приведем пример оформления приказа об утверждении формы расчетного листка и самой формы расчетного листка с учетом натуральной формы выплаты заработной платы.

Общество с ограниченной

ответственностью «В»

ПРИКАЗ

30.12.2011 N 35

г. Минск

Об утверждении унифицированной формы

расчетного листка

В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса Республики Беларусь

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить унифицированную форму расчетного листка и ввести ее в

действие с 01.01.2012.

2. Включить унифицированную форму расчетного листка в табель

унифицированных форм документов ООО «В».

Директор общества Федоров И.Г.Федоров

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора

30.12.2011 N 35

Расчетный листок

за ______ 201_ г.

Организация: Подразделение:

Ф.И.О.

Таб. номер Должность:

К выплате:

Вид Период Дней /

часов Сумма,

руб. Вид Сумма,

руб.

1. Начислено 2. Удержано

Всего начислено: Всего удержано:

3. Доходы в натуральной форме 4. Выплачено

Через кассу (банк):

Всего натуральных доходов: Всего выплачено:

Долг за сотрудником на начало

месяца Долг за работником на

конец месяца

Шаг 4. Включение унифицированной формы расчетного листка в табель унифицированных форм.

Унифицированные формы документов включаются в «Табель унифицированных форм документов организации» — перечень разрешенных к применению форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управленческой деятельности с отражением основных этапов их подготовки и прохождения (далее — табель) (п. 17 Инструкции по делопроизводству).

Табель утверждается руководителем организации. Разработка, ведение табеля и контроль за его применением осуществляются службой документационного обеспечения управления.

Табель разрабатывается с учетом специфики деятельности организации и конкретных задач, которые решаются при разработке табеля по форме согласно приложению 1 к Инструкции по делопроизводству. Документы в табеле могут быть систематизированы по структурным подразделениям и (или) по функциям и задачам управления.

Сведения о форме расчетного листка в форме табеля

унифицированных форм документов организации

УТВЕРЖДАЮ

Директор общества

Подпись И.Г.Федоров

30.12.2011

Наименование

формы

документа Дата

утверждения,

наименование

организации

(должностного

лица),

утвердившей

форму документа Подразделение

(должностное

лицо),

ответственное

за подготовку Согласование Подпись Утверждение Печать Периодичность

составления Примечание

внутреннее внешнее

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

… … … … … … … … … …

Расчетный

листок 30.12.2011,

директор бухгалтерия отдел

кадров — — — — ежемесячно —

Начальник общего отдела Подпись Н.Е.Исаченко

Шаг 5. При необходимости включение расчетного листка в график документооборота.

Приведем пример оформления включения расчетного листка в график документооборота.

ООО «В» УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «В»

ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА Федоров И.Г.Федоров

30.12.2011 N 2 30.12.2011

на 2012 год

N

п/п Наименование

документа Создание документа Представление

документа Обработка документа

Количество

экземпляров Ответственный за

получение /

выписку и

оформление

(подразделение) Утверждает /

визирует /

подписывает Срок

исполнения Кто и куда

направляет Дата и

порядок Кто

проверяет

(отдел,

Ф.И.О.) Кто

исполняет

(отдел,

Ф.И.О.) Дата и

срок

исполнения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

… … … … … … … … … … …

21 Расчетные

листки 2 бухгалтерия бухгалтер по

заработной

плате 1 день бухгалтерия

через

руководителей

подразделений до

22-го

числа работник работник 1 день

… … … … … … … … … … …

Шаг 6. Своевременная выдача расчетного листка работнику и при необходимости фиксация (подтверждение) факта такой выдачи.

В расчетном листке лишь констатируются произведенные нанимателем в отношении работника начисления по заработной плате. Требование ТК об издании нанимателем в отношении каждого работника письменного расчета направлено на защиту права работника на получение им своевременной и в полном объеме заработной платы (п. 4 ст. 55 ТК).

Каким образом нанимателю доказать то, что расчетные листки он выдавал?

Вариант 1. Один экземпляр листка остается у нанимателя (например, предусмотрев в нем подпись сотрудника с указанием даты получения листка). Однако, в данном случае придется печатать расчетные листки в двух экземплярах, ведь работнику этот отчет о его зарплате отдается. На все это уйдет немало бумаги и времени.

Вариант 2. Составление списка сотрудников, чтобы при выдаче зарплаты они ставили подпись о том, что расчетный листок получили. Вариант неудобен, когда зарплата перечисляется на личные счета (карт-счета).

Вариант 3. Вести специальный журнал учета и регистрации расчетных листков. Выдачу листков осуществлять под роспись.

Вариант 4. Можно обратиться к современным технологиям и направлять сотрудникам расчетные листки иными способами, к примеру, по электронной почте. Существуют компании, предлагающие специальные программы, позволяющие организовать электронный документооборот с работниками.

Шаг 7. При необходимости изменение (корректировка) формы расчетного листка.

Образец приказа об утверждении формы расчетного листка

Общество с ограниченной

ответственностью «В»

ПРИКАЗ

01.05.2012 N 35

г. Минск

О внесении дополнений

в унифицированную форму

расчетного листка

В связи с утверждением 31.05.2012 положения об оплате труда

и введением новой составной части заработной платы — повышение тарифной

ставки до 300%

ПРИКАЗЫВАЮ:

ввести в унифицированную форму «Расчетный листок» дополнительную графу

«Повышения тарифной ставки до 300%».

Форма расчетного листка с учетом дополнительной графы прилагается.

Основание: докладная записка главного бухгалтера от 31.05.2012 N 12

Директор общества Подпись С.А.Федоров

Название документа

Статья «Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь»

(С.М.Мельник)

(по состоянию на 19.06.2012)

Текст документа

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С.М.МЕЛЬНИК,

заместитель начальника

кафедры пограничного факультета ГУО

«Институт национальной безопасности

Республики Беларусь»

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 19 июня 2012 г.

В настоящей статье автором раскрыты основы охраны Государственной границы Республики Беларусь (далее — Государственная граница).

Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения Государственной границы, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства о Государственной границе <1>.

<1> Ст. 17 [1].

Под охраной Государственной границы понимают неотъемлемую составную часть государственной системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, заключающуюся в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер. Охрана Государственной границы представляет собой комплекс активных и непрерывных по времени и месту войсковых действий, оперативных, режимных и других мероприятий, проводимых ее субъектами в пределах, назначенных им для охраны участков (районов, зон), в пунктах пропуска через Государственную границу, направленных на задержание нарушителей Государственной границы, пресечение попыток незаконного перемещения через Государственную границу средств диверсии и террора, наркотических, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ <2>.

<2> С. 54 [2].

Целями осуществления охраны Государственной границы являются:

  • недопущение противоправного изменения Государственной границы;
  • обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь;
  • соблюдение физическими и юридическими лицами законодательства о Государственной границе.

Недопущение противоправного изменения Государственной границы обеспечивает сохранение территориальной целостности государства как однопорядкового элемента с независимостью и конституционным строем. Территория Республики Беларусь и ее целостность являются основой суверенитета Республики Беларусь <3>. Таким образом, охрана Государственной границы обеспечивает сохранения основ государственности Республики Беларусь.

<3> Ст. 9 [3].

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь является основополагающим условием стабильного, устойчивого состояния и развития социальной системы, имеющей национально-государственное образование, жизненно важные интересы которого защищены от воздействия внешних и внутренних угроз <4>. Реализация этого условия на практике осуществляется в разных сферах, основными из которых признаются политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная и гуманитарная. Выделение пограничной безопасности в системе национальной безопасности Республики Беларусь обусловило влияние на состояние национальной безопасности как обеспечения пограничной безопасности в целом, так и отдельных ее форм, одной из которых является охрана Государственной границы.

<4> С. 21 [4].

Соблюдение физическими и юридическими лицами законодательства о Государственной границе преследует обеспечение гармоничной бесконфликтной реализации общественных отношений на Государственной границе и в пограничном пространстве Республики Беларусь в рамках закрепленных норм. Ненормативное поведение отдельных субъектов общественных отношений несет в себе дестабилизирующий потенциал как для тех отношений, в которых они участвуют, так и для всей системы общественных отношений. В связи с этим такое поведение признается опасным и подлежит пресечению.

Охрана Государственной границы осуществляется органами пограничной службы, а в воздушном пространстве — Вооруженными Силами Республики Беларусь в пределах приграничной территории, при необходимости в случаях, определяемых законодательством Республики Беларусь, — и за ее пределами, а также другими войсками и воинскими формированиями, органами внутренних дел и таможенными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь <5>.

<5> Ст. 17 [1].

Основными субъектами охраны Государственной границы являются:

  • органы пограничной службы — на земле и на воде;
  • Вооруженные Силы Республики Беларусь — в воздушном пространстве.

Иными субъектами охраны Государственной границы признаны другие войска и воинские формирования, органы внутренних дел и таможенные органы.

Правовой основой деятельности субъектов охраны Государственной границы являются Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» и иные законодательные акты Республики Беларусь.

Деятельность органов пограничной службы и Вооруженных Сил Республики Беларусь по охране Государственной границы осуществляется в рамках приграничной территории. Приграничная территория — участок местности, включающий пограничную зону, пограничную полосу, полосу крепления Государственной границы, пункты пропуска, административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь или их части, прилегающие к пограничной зоне и пунктам пропуска, предназначенный для осуществления охраны Государственной границы <6>.

<6> Ст. 1 [1].

В случаях, определяемых законодательством Республики Беларусь, допускается осуществление охраны Государственной границы за пределами приграничной территории.

Государственные органы и иные государственные организации Республики Беларусь взаимодействуют между собой в области охраны Государственной границы и в пределах своей компетенции осуществляют взаимное информирование в этой области <7>.

<7> Ст. 18 [1].

Взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций в области охраны Государственной границы, с одной стороны, устанавливает такую общую цель их деятельности, как обеспечение суверенитета, нерушимости и целостности территории, реализация и защита жизненно важных интересов и безопасности Республики Беларусь, а с другой — наделяет указанных субъектов различными полномочиями.

Успешное выполнение поставленных задач органами пограничной службы возможно лишь в случае их тесного взаимодействия между собой, а также с силами и средствами других министерств и ведомств. Под силами и средствами других министерств и ведомств понимаются силы и средства, организационно не входящие в состав пограничного ведомства, но принимающие участие в охране Государственной границы в соответствии с положениями законов, межведомственных приказов, положений и инструкций.

Взаимодействие в интересах охраны Государственной границы — это согласованные по целям, задачам, направлениям, рубежам и времени действия всех сил и средств, как принимающих непосредственное участие в этом процессе, так и оказывающих помощь и содействие органам пограничной службы в целях надежной охраны Государственной границы.

Сущность взаимодействия заключается в организации и поддержании согласованных по целям, задачам, месту (рубежам, направлениям, районам) и времени действий органов пограничной службы между собой, с органами государственной безопасности, внутренних дел, таможенными органами и соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также государственными органами, общественными объединениями и иными организациями, оказывающими помощь и содействие пограничникам в охране Государственной границы.

Под принципами взаимодействия органов пограничной службы, государственных органов и иных государственных организаций понимаются основные, исходные положения совместного согласованного сотрудничества данных субъектов, которые вытекают из законов и подзаконных нормативных правовых актов, на основе которых осуществляется совместная деятельность в интересах охраны Государственной границы.

К общим принципам взаимодействия относятся:

  • соблюдение законности при взаимодействии указанных субъектов;
  • планирование совместного сотрудничества;
  • научность указанного процесса.

К специальным принципам совместной деятельности межведомственных сил и средств относятся:

  • строгое разграничение компетенции субъектов взаимодействия;
  • организующая роль пограничного ведомства в процессе сотрудничества с данными структурами, относительная самостоятельность в принятии решений; в выборе средств и методов, используемых для осуществления мероприятий в ходе взаимодействия;
  • недопустимость разглашения сведений, раскрывающих средства, приемы и методы оперативно-служебной деятельности;
  • поддержание между взаимодействующими сторонами атмосферы доверия и взаимопомощи;
  • прокурорский надзор за совместным сотрудничеством в области охраны границы.

Цели взаимодействия заключаются в единстве понимания задач охраны государственной границы органами пограничной службы, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при их совместных действиях; в достижении наиболее рационального и эффективного использования возможностей взаимодействующих структур; в обеспечении слаженности в действиях разноведомственных сил и средств; в уточнении мероприятий по их обеспечению.

Согласование действий по целям предполагает установление совместных задач взаимодействующих сил (сторон) для достижения требуемых конечных результатов. Основными задачами взаимодействия являются:

  • согласование усилий взаимодействующих сторон при организации и осуществлении охраны Государственной границы;
  • выработка порядка и способов действий межведомственных сил и средств по задачам, рубежам и времени в интересах охраны Государственной границы, защиты белорусских граждан и имущества;
  • совершение маневра силами и средствами с изменением обстановки и при объявлении в приграничных территориях чрезвычайного положения;
  • единое понимание всеми начальниками (командирами) цели, задач, способов действий в различных условиях обстановки;
  • согласование вариантов действий по взаимному обмену информацией;
  • согласование мероприятий всестороннего обеспечения действий всех субъектов взаимодействия.

Согласование действий по месту (направлениям, рубежам, районам или объектам) — определение порядка действий разноведомственных сил и средств в интересах решения задач охраны Государственной границы.

Согласование действий по времени заключается в установлении общих сроков выполнения поставленных задач, определении начала и окончания действий, а также времени достижения промежуточных результатов.

Согласование действий по способам выполнения поставленных задач — выбор и применение наиболее целесообразных и эффективных способов действий разноведомственных сил и средств в ходе достижения ими поставленных целей.

В практике охраны Государственной границы в зависимости от целей, масштабов и содержания поставленных задач взаимодействие может быть:

  • межведомственное (на уровне как центральных аппаратов государственных органов исполнительной власти, так и областных);
  • местное (на уровне подразделений и должностных лиц органов исполнительной власти).

Межведомственный уровень взаимодействия заключается в согласованном применении органов исполнительной власти (одновременно двух и более государственных органов исполнительной власти) при проведении ими мероприятий общегосударственной значимости на нескольких направлениях.

Под местным уровнем взаимодействия понимаются согласованные совместные действия соединений, частей, подразделений (формирований) разноведомственных сил и средств и должностных лиц, участвующих в решении задач по охране Государственной границы. Такое взаимодействие организуется и осуществляется на уровне территориальных органов пограничной службы и их структурных подразделений и отдельных нарядов, в том числе несущих службу с использованием воздушных судов и плавсредств.

Основными формами взаимодействия являются:

  • согласованный обмен на безвозмездной основе информацией об обстановке на Государственной границе в пределах приграничной территории, в том числе документальной; совместный анализ обстановки;
  • разработка и проведение в пределах своей компетенции оперативных решений и совместных мероприятий по обеспечению надежной охраны Государственной границы, правопорядка и общественной безопасности в приграничном пространстве;
  • выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о Государственной границе;
  • проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; обеспечение привлечения правонарушителей к ответственности;
  • совместное осуществление пограничных поисков, специальных пограничных операций; выработка и внесение в органы государственной власти совместных предложений по совершенствованию охраны Государственной границы и снижению уровня криминогенной ситуации на приграничной территории, включая меры по сохранению природных ресурсов, по устранению причин и условий, способствующих совершению других противоправных действий на Государственной границе, в приграничных районах;
  • обмен служебным и оперативным опытом;
  • совместная работа по профилактике правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее;
  • проведение совместных мероприятий по организации профессиональной подготовки сотрудников взаимодействующих органов.

Республика Беларусь сотрудничает с иностранными государствами в области охраны Государственной границы на основе общепризнанных принципов международного права <8>.

<8> Ст. 18 [1].

Данные принципы и правила закреплены в:

  • Уставе Организации Объединенных Наций от 26.06.1945;
  • Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24.10.1970;
  • Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975.

Отдельные вопросы в рассматриваемой сфере определяются в двухсторонних договорах Республики Беларусь с сопредельными государствами по проблемам пограничного сотрудничества.

Физические лица участвуют на добровольной основе в охране Государственной границы в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь <9>.

<9> Ст. 19 [1].

Физические лица, не являющиеся сотрудниками органов пограничной службы и иных формирований, участвующие в охране Государственной границы, привлекаются к проведению данной формы обеспечения пограничной безопасности на принципах:

  • добровольности;
  • законности;
  • гуманности и уважения прав человека;
  • гласности;
  • тесного взаимодействия с государственными органами <10>.

<10> Ст. 3 [5].

Физические лица могут участвовать в охране Государственной границы в индивидуальном и групповом порядке. Последнее возможно в составе как общественных объединений, так и иных организаций.

Индивидуальное участие физических лиц в охране Государственной границы может осуществляться в виде:

  • сообщения о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
  • оказания содействия органам пограничной службы и иным формированиям, участвующим в охране Государственной границы, в работе по профилактике и пресечению правонарушений;
  • пропаганды правовых знаний, способствующих предупреждению правонарушений.

Общественные объединения и иные организации оказывают содействие органам пограничной службы в охране Государственной границы, информируют органы пограничной службы об обстановке на приграничной территории, способствуют привлечению на добровольной основе физических лиц к охране Государственной границы <11>.

<11> Ст. 19 [1].

Правовое положение общественного объединения закреплено в Законе Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-XII «Об общественных объединениях». Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами. Иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь <12>.

<12> Ст. 2 [6].

Добровольная дружина представляет собой основанное на членстве объединение граждан Республики Беларусь, принимающее участие в охране Государственной границы и осуществляющее свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, его создавших <13>.

<13> Ст. 10 [5].

Особой формой участия физических лиц в охране Государственной границы является внештатное сотрудничество. Внештатное сотрудничество осуществляется в форме привлечения граждан, не состоящих в штате органов пограничной службы и иных формирований, участвующих в охране Государственной границы, к участию в их работе на добровольной основе под непосредственным руководством уполномоченных должностных лиц этих органов. Порядок оформления и деятельности внештатных сотрудников органов пограничной службы и иных формирований, участвующих в охране Государственной границы, устанавливается законодательством Республики Беларусь. Финансирование деятельности и социальной защиты внештатных сотрудников осуществляется в пределах средств, выделяемых для финансирования органов пограничной службы и иных формирований, участвующих в охране Государственной границы.

Военнослужащие органов пограничной службы, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований (далее — военнослужащие), сотрудники таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы являются представителями власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми должностными лицами и иными физическими лицами <14>.

<14> Ст. 20 [1].

К представителям власти относятся государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. В этом случае специфическими признаками представителей власти являются принадлежность к государственной службе, наделение их властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в непосредственной служебной подчиненности. Представители власти наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а равно учреждениями, организациями или предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности [7].

Военнослужащие, сотрудники таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы обладают статусом представителя власти при соответствии этим признакам.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел, участвующих в охране Государственной границы, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательными актами Республики Беларусь <15>. Вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы имеют право только их прямые начальники.

<15> Ст. 20 [1].

Защита государством военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы представляет собой комплекс мер, применяемых для обеспечения субъективных прав военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия.

Правовые основания осуществления этого комплекса мер содержатся в ряде нормативных правовых актов. Наиболее значимыми из них являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), Уголовный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь от 04.01.2010 N 100-З «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 100-З), от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», от 03.12.1997 N 102-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее — Закон N 263-З), от 13.12.1999 N 340-З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны» (далее — Закон N 340-З).

Закон N 340-З [8] устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников органов пограничной службы, которые осуществляют в пределах своей компетенции в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь досудебное производство, а также сотрудников оперативных подразделений, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими, сотрудниками таможенных органов, органов внутренних дел служебных обязанностей по охране Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, имущество военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел или членов их семей, унижение чести и достоинства военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел в связи с исполнением возложенных на них служебных обязанностей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь <16>.

<16> Ст. 20 [1].

Одним из самых действенных механизмов обеспечения правовой защиты военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы является установление различных видов юридической ответственности за правонарушения, направленные на воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей, посягательство на жизнь, здоровье, имущество этих лиц или членов их семей, унижение чести и достоинства военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел в связи с исполнением возложенных на них служебных обязанностей.

В частности, КоАП установил ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе <17>, а также за оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе <18>, которые влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а в первом случае также административный арест.

<17> Ст. 23.4 [9].

<18> Ст. 23.5 [9].

При этом протоколы о совершенных правонарушениях могут быть составлены любым уполномоченным должностным лицом органов пограничной службы, таможенных органов и органов внутренних дел, а рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Предусмотрена также уголовная ответственность за насилие либо угрозу в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг <19> (наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет), а также за оскорбление представителя власти <20> (наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет).

<19> Ст. 366 [10].

<20> Ст. 369 [10].

Военнослужащие, сотрудники таможенных органов, органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране Государственной границы имеют право на обоснованный профессиональный риск. Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное действие объективно вытекало из сложившейся обстановки, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия и военнослужащие, сотрудники таможенных органов, органов внутренних дел, допустившие риск, предприняли в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причинения вреда <21>.

<21> Ст. 20 [1].

Целью их рискованных действий является стремление избежать нарушения Государственной границы, причинения вреда суверенитету и территориальной целостности Республики Беларусь, интересам Республики Беларусь на Государственной границе и в пограничном пространстве.

Поскольку любой из видов риска чреват вредными последствиями для охраняемого правом интереса, рискованные действия для того, чтобы послужить основанием освобождения от уголовной ответственности, должны удовлетворять ряду следующих условий.

К таким условиям относят в первую очередь саму цель рискованных действий. Риск должен быть направлен на достижение существенной общественно полезной цели и соизмерим с ней. Условие правомерности риска заключается в том, что общественно полезная цель не может быть достигнута иным путем.

Риск не должен переходить в заведомое причинение вреда. С субъективной стороны отношение лица к наступившим вредным последствиям возможно только в форме неосторожности.

Следующим условием правомерности риска является то, что лицо должно предпринять все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. Совершенные им действия должны соответствовать современным научно-техническим знаниям и опыту.

Риск не может быть признан обоснованным, если он был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Под защитой законодательства Республики Беларусь находятся все граждане Республики Беларусь и члены их семей независимо от того, в какой форме они оказывают содействие в охране Государственной границы. В данном случае понятие члена семьи проистекает из понятия «семья», закрепленного в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство <22>.

<22> Ст. 59 [11].

Военнослужащим, сотрудникам таможенных органов, органов внутренних дел и иным физическим лицам, участвующим в охране Государственной границы, гарантируется социальная защита в соответствии с законодательством Республики Беларусь <23>.

<23> Ст. 21 [1].

Социальная защита военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел и иных физических лиц, участвующих в охране Государственной границы, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, в соответствии со статусом этих категорий лиц. Социальная защита военнослужащих, сотрудников таможенных органов, органов внутренних дел и иных физических лиц, участвующих в охране Государственной границы, закреплена нормативными правовыми актами для каждой из указанных категорий лиц.

Статус военнослужащего регламентируется Законом N 100-З [12].

Статус военнослужащего внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» [13].

Статус сотрудника таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом Республики Беларусь [14].

Статус сотрудника органов внутренних дел регламентируется Законом N 263-З [15].

Статус физических лиц, участвующих в охране Государственной границы, регламентируется Законом Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка» [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., N 419-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 184. — 2/1516.

2. Охрана Государственной границы // Краткий энциклопедический справочник терминов, применяемых в пограничных войсках. — Минск, 2003.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — N 1. — 1/0.

4. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / М.В.Мясникович [и др.]. — Минск: Право и экономика, 2003.

5. Об участии граждан в охране правопорядка: Закон Респ. Беларусь, 26 июня 2003 г., N 214-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 74. — 2/963.

6. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., N 3254-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — N 120. — 2/1133.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В.Баркова. — Минск: Тесей, 2003. — С. 15.

8. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны: Закон Респ. Беларусь, 13 дек. 1999 г., N 340-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — N 2. — 2/115.

9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 63. — 2/946.

10. Уголовный кодекс Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — N 76. — 2/50.

11. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — N 55. — 2/53.

12. О статусе военнослужащих: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., N 100-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — N 15. — 2/1652.

13. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., N 2341-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 190. — 2/1092.

14. Таможенный кодекс Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 17. — 2/1301.

15. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., N 263-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 173. — 2/1360.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)