Конспект экономиста:)

Меню

Сравнительный анализ правовых форм взаимодействия с инвесторами в Республике Беларусь и странах единого экономического пространства (часть 1)

нет комментариев

Создание Единого экономического пространства предопределяет необходимость изучения опыта других стран в регулировании тех или иных общественных отношений в целях использования наиболее приемлемых для Республики Беларусь правовых конструкций.

В настоящей статье проведен сравнительный анализ правовых форм взаимодействия с инвесторами в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан.

В законодательстве всех рассматриваемых государств дается определение термина «инвестиции», под которым понимаются материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В качестве инвестиций могут выступать следующие основные виды объектов гражданских прав:

  • вещи — недвижимые (здания, сооружения и пр.) и движимые (материалы, оборудование и пр.), включая деньги и ценные бумаги;
  • имущественные и иные права, имеющие денежную оценку.

Инвестиции могут осуществляться следующими способами:

  • созданием коммерческой организации;
  • приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;
  • приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
  • на основе концессии;
  • иными способами.

В Республике Беларусь взаимодействие государства с инвесторами может осуществляться в следующих основных формах:

  • инвестиционный договор;
  • концессионный договор;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 10) инвестиционный договор может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (далее — инвестиционный проект). Приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций определены в перечне приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 N 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. N 197»).

В Республике Беларусь действует двухуровневая система инвестиционных договоров. В частности, инвестиционный договор заключается на основании решения:

  • республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь (далее — государственный орган), областного (Минского городского) исполнительного комитета, если таким инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, дополнительных льгот и (или) преференций, кроме установленных Декретом N 10, иными актами законодательства;
  • Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации льгот и (или) преференций, не установленных Декретом N 10, иными актами законодательства. В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются государственный орган или исполнительный комитет, уполномоченные на подписание такого инвестиционного договора, а также при необходимости порядок подтверждения права на применение указанных льгот и (или) преференций. Для заключения инвестиционного договора в рассматриваемом случае требуются представление бизнес-плана инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.

Кроме того, предусмотрена процедура конкурсного отбора инвестора при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестиционного проекта на одном и том же земельном участке, проводимого в порядке, определенном Положением о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 N 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10».

Порядок заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров установлен Декретом N 10, а также вышеназванным Положением.

В соответствии с абзацем шестым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З «О концессиях» (далее — Закон N 63-З) концессионный договор представляет собой письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.

Объектами концессии могут являться объекты, составляющие в соответствии с частями шестой, седьмой статьи 13 Конституции Республики Беларусь исключительную собственность государства (недра, воды, леса), объекты, находящиеся только в собственности государства, виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Статьей 24 Закона N 63-З закреплены следующие виды концессионных договоров:

  • полный концессионный договор — соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию (статья 25 Закона N 63-З);
  • концессионный договор о разделе продукции — соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концедентом в размерах и порядке, определяемых концессионным договором (часть первая статьи 26 Закона N 63-З);
  • концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) — соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту (часть первая статьи 27 Закона N 63-З).

Следует отметить, что Закон N 63-З не содержит положений, позволяющих сочетать в одном договоре элементы указанных видов договоров либо иных договоров, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, что может создать определенные ограничения для инвесторов, намеревающихся осуществлять деятельность, поскольку на практике чаще всего встречаются смешанные формы договоров, сочетающие отдельные элементы указанных ранее видов договоров.

Согласно части первой статьи 32 Закона N 63-З концессионный договор может заключаться на срок до девяноста девяти лет, если в отношении отдельных объектов концессии меньший срок не установлен законодательными актами.

Концессионер определяется посредством проведения конкурса (аукциона), проводимого в порядке, установленном главой 3 Закона N 63-З, а также Положением о порядке организации и проведения конкурсов (аукционов) по выбору инвестора для заключения с ним концессионного договора, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2014 N 54. При этом предусмотрена возможность заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) по решению Президента Республики Беларусь при нецелесообразности проведения закрытых конкурсов (аукционов) при предоставлении в концессию объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь, в случаях, когда конкурс (аукцион) признан несостоявшимся, а также в случае заключения нового концессионного договора по истечении максимального срока его действия, если концессионер добросовестно выполнял условия данного договора (часть седьмая статьи 13 Закона N 63-З).

Согласно части первой статьи 31 Закона N 63-З концессионер, если иное не предусмотрено законодательными актами, уплачивает разовый платеж в республиканский либо соответствующий местный бюджет.

Порядок заключения, изменения, прекращения концессионного договора определен Положением о порядке заключения, изменения, прекращения концессионного договора, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2011 N 1743 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. N 442».

Новой формой взаимодействия государства с инвестором является государственно-частное партнерство. В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон N 345-З) государственно-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным Законом N 345-З, осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве.

Сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве выступают государственный и частный партнеры. Государственным партнером является Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве. В качестве частного партнера могут выступать юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице) (абзацы второй, третий пункта 1 статьи 1 Закона N 345-З).

В соответствии со статьей 5 Закона N 345-З государственно-частное партнерство может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в следующих сферах:

  • дорожная и транспортная деятельность;
  • коммунальное хозяйство и коммунальные услуги;
  • здравоохранение;
  • социальное обслуживание;
  • образование, культура;
  • физическая культура, спорт, туризм;
  • электросвязь;
  • энергетика;
  • переработка, транспортировка, хранение, поставка нефти;
  • транспортировка, хранение, поставка газа, снабжение газом;
  • агропромышленное производство;
  • оборона, правоохранительная деятельность;
  • научная, научно-техническая деятельность;
  • иные сферы.

Предметом соглашения о государственно-частном партнерстве является осуществление в отношении объекта инфраструктуры проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации, а также технического обслуживания и (или) эксплуатации (пункт 2 статьи 24 Закона N 345-З).

Заключение соглашения о государственно-частном партнерстве имеет ряд преимуществ перед заключением инвестиционного договора. В частности, это возможность:

  • частичного инвестирования из средств как государственного бюджета, так и частного лица;
  • распределения прав и обязанностей, рисков, расходов, результатов сотрудничества между государственным и частным партнерами.

Выбор частного партнера для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляется на конкурсной основе. Без проведения конкурса выбор частного партнера может осуществляться в случаях:

  • возникновения у государственного партнера необходимости в осуществлении в отношении объекта инфраструктуры проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации, а также технического обслуживания и (или) эксплуатации в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обусловливающих невозможность проведения конкурса;
  • связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь;
  • если конкурс признан несостоявшимся (пункт 3 статьи 17, пункт 3 статьи 23 Закона N 345-З).

Законодательством Российской Федерации закреплен достаточно широкий перечень форм взаимодействия с инвесторами:

  • инвестиционный договор;
  • специальный инвестиционный контракт;
  • концессионное соглашение;
  • соглашение о разделе продукции;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве;
  • договор инвестиционного товарищества;
  • кластерная форма взаимодействия.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлено, что отношения между участниками инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними. Тем не менее отношения, связанные с заключением, изменением, расторжением инвестиционных договоров и соглашений, законодательством не урегулированы.

Термин «инвестиционный договор» встречается в подзаконных нормативных актах Российской Федерации, в частности в Положении о принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества». Инвестиционный договор рассматривается в абзаце втором пункта 2 указанного Положения как договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор об инвестировании, договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта, договор участия в долевом строительстве, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), договор на строительство, реконструкцию, реставрацию объекта недвижимого имущества и т.д.).

Типовая форма инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 06.03.2008 N 61.

Определение понятия «специальный инвестиционный контракт» содержится в части второй статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта. Наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть также муниципальное образование.

В соответствии с частью четвертой статьи 16 вышеназванного Федерального закона специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам.

Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.

Правила заключения специальных инвестиционных контрактов, а также типовая форма специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 N 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Концессионные отношения на территории Российской Федерации основываются на концессионных соглашениях.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть первая статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ).

В части первой статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ установлен исчерпывающий перечень конкретных объектов концессионного соглашения. При этом отсутствие в указанном перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ.

Концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Концессионерами могут являться индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (пункты 1 и 2 части первой статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ).

Согласно части первой статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Концессионная плата может быть уплачена как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения (часть первая статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что концессионные соглашения заключаются по типовым формам таких соглашений. В связи с этим приняты постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены примерные концессионные соглашения в отношении отдельных объектов концессионных соглашений, таких как автомобильные дороги, объекты железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта, морские и речные порты, морские и речные суда, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, коммунальной инфраструктуры, метрополитен, объекты образования, объекты культуры, спорта, отдыха.

Следует отметить, что в отличие от Республики Беларусь, где договор о разделе продукции рассматривается в качестве одного из видов концессионных договоров, в Российской Федерации наряду с концессионными соглашениями самостоятельное правовое регулирование получили соглашения о разделе продукции. В частности, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)