Заработная плата как сведения, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны

Заработная плата и коммерческая тайна

Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) под коммерческой тайной понимаются сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона о коммерческой тайне, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

При отборе сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, следует руководствоваться ст. 5 и 6 Закона о коммерческой тайне, согласно которым:

Сведения, в отношении которых может быть установлен режим коммерческой тайны при одновременном соответствии следующим требованиям: Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам. Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • не отнесены в установленном порядке к государственным секретам — содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;
  • о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;
  • об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
  • о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;
  • о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
  • о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;
  • о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • иные сведения, определенные законодательными актами

Как видно, Закон о коммерческой тайне напрямую не указывает, что сведения о заработной плате не могут составлять коммерческую тайну.

Ранее согласно п. 4 Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 N 670, которое действовало с 06.11.1992 по 10.07.2013, коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могли составлять сведения о составе работающих и их заработной плате. Кроме того, на первоначальном этапе в проекте Закона о коммерческой тайне также было предусмотрено аналогичное положение. Однако в дальнейшем прямое упоминание о том, что сведения о составе заработной платы не могут составлять коммерческую тайну, законодателем было исключено.

Таким образом, исключая из проекта Закона о коммерческой тайне и вообще из законодательства запрет о том, что сведения о заработной плате не могут составлять коммерческую тайну, законодатель фактически допустил, что в отношении таких сведений может быть установлен режим коммерческой тайны.

Заработная плата и условия труда

На практике и в юридической литературе не утихают споры о том, что сведения о заработной плате являются частью широкого определения понятия «условия труда», сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) заработная плата — вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Отметим, что в самом определении заработной платы указано, что вознаграждение за труд (заработная плата) зависит от условий труда, т.е. в определении условия труда и заработная плата не смешиваются.

Обратим внимание, что при описании обязанности нанимателя представлять сведения органам по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий в абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» указано, что такая информация приводится с указанием условий труда и размера его оплаты. То есть, опять же, законодатель различает условия труда и размер оплаты труда.

Также отметим, что в качестве одного из существенных условий труда названа система оплаты труда. В новой редакции ч. 2 ст. 32 ТК размер оплаты труда в качестве существенного условия труда уже не упоминается (например, при указании изменения (уменьшения) размера оплаты труда имеет значение не сам размер, а факт его уменьшения по инициативе нанимателя).

Согласно абз. 6 раздела «Термины и определения» Рекомендаций по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.05.2012 N 56, система оплаты труда представляет собой порядок установления заработной платы, обеспечивающий стимулы к высокопроизводительному труду работников определенной группы или категории посредством установления функциональной зависимости между мерой труда и мерой его оплаты на основе организационно-технического нормирования труда, тарифного нормирования заработной платы, применения определенной формы оплаты труда и премиальных выплат.

Некоторые специалисты предлагают рассматривать условия труда в широком смысле этого термина, однако полагаем, что такое предложение необоснованно, т.к. при таком подходе сложно будет определить, какие сведения, связанные с трудовыми отношениями, не могут составлять коммерческую тайну.

Заработная плата и размеры оплаты труда

Как правило, данные понятия используются как синонимы (см., например, определения минимальной заработной платы в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 N 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»).

Исходя из определения, установленного ст. 57 ТК, заработная плата представляет собой индивидуализированную выплату, т.к. составляет конкретную сумму оплаты труда, которая положена конкретному работнику за определенный период времени или объем выполненной работы.

Главное в данном случае — не установить, будут ли сведения о заработной плате составлять коммерческую тайну, а определить, можно ли в отношении таких сведений установить режим коммерческой тайны.

Так, согласно ст. 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может устанавливаться в отношении сведений, которые являются легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями.

Напомним, что в соответствии со ст. 51 ТК наниматель обязан не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в том числе уволенного, выдать справку с указанием среди прочего размера заработной платы. Аналогичная обязанность закреплена также в п. 2.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Следовательно, наниматель не может ограничить распространение сведений о размере заработной платы и такие сведения могут быть легкодоступными третьим лицам. Установление в отношении рассматриваемых сведений режима коммерческой тайны невозможно из-за несоблюдения условия, указанного в ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Также наниматель не вправе запрещать работнику обсуждать свою заработную плату с коллегами и другими лицами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика