Понятие и виды рисков в предпринимательстве
В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность предприятий и особенно граждан осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, которые определяются организационно-правовой формой предприятия. Государство не несет ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем деятельность практически любого субъекта в условиях рыночной экономики осуществляется в условиях неопределенности, которая порождается изменчивостью внешней среды. Именно неопределенность выступает в качестве источника риска. Неполнота и недостоверность информации характерны для большинства плановых задач.
Только в оперативно-производственном планировании решения могут приниматься в условиях полной информационной определенности. В стратегическом и тактическом планировании такие решения не возможны. Поэтому риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. Его последствия сказываются на субъектах хозяйствования – финансовых результатах его деятельности, вплоть до банкротства.
Это вызывает необходимость тщательного расчета степени риска при осуществлении коммерческих мероприятий и разработки мер по его снижению или недопущению. Риск выступает ограничением при принятии плановых решений.
Под риском понимают возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае свершения такого события возможны три экономических результата:
- отрицательный (убыток, ущерб)
- нулевой
- положительный (выигрыш, прибыль)
Под хозяйственным риском понимают угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанной с производством и реализацией продукции.
Хозяйственный риск всегда связан с угрозой полной или частичной потери ресурсов, а наличие риска обусловливает ответственность за принятое решение.
Предпосылкой риска является наличие альтернатив вариантов принятия решений в условиях неопределенности.
Любой предпринимательский риск имеет три параметра:
- размер риска – размер возможных потерь при осуществлении проекта
- вероятность наступления риска
- разработка мер по минимизации ущерба
Основная задача предприятия заключается в том, чтобы предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться организация, источники их возникновения, после чего разрабатываются меры по сокращению рисков.
Существуют разные виды предпринимательского риска. Их обилие привело к появлению различных подходов, классификаций риска.
Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности.
Важными причинами возникновения этого вида риска являются:
- возможность снижения предполагаемых объемов производства
- рост материальных и других затрат
- уплата повышенных налогов, отчислений
- неполучение или несвоевременное получение денежных средств за отгруженную продукцию
- риск возврата продукции
- срыв заключенных соглашений относительно инвестиций, кредитов и т.д.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.
Основными причинами коммерческого риска являются:
- снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры рынка или других обязательств
- повышение закупочной цены товара
- непредвиденное снижение объема закупок
- потери товара в процессе обращения
- повышение издержек обращения и др.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Чаще всего измеряется отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов и тем больше финансовый риск.
Все эти виды рисков тесно связаны между собой, и каждый в отдельности может привести к крайне нежелательным последствиям, вплоть до банкротства.
Поэтому на крупных западных предприятиях имеются специалисты по риску. И обязательно разрабатывается соответствующий раздел в бизнес-плане. Обычно, специалист по риску работает в тесном контакте с маркетологами, финансистами, сбытовиками и другими специалистами предприятия.
Степень риска может быть различной и оцениваться разными людьми может по-разному. Отношение к риску определяется многими факторами и, прежде всего, относительной величиной капитала и временем.
В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты, которые будут иметь разную степень риска.
Большинство людей предпочитает нерискованные проекты. Но практика свидетельствует, что такие решения, как правило, неэффективны. Задача заключается в том, чтобы научиться предвидеть риск, оценивать его размеры и планировать мероприятия по его недопущению.
Примером могут служить инвестиции в государственные облигации, когда точно известно, что на вложенные средства будет получено определенное конкретное количество процентов годовых.
Решения, принимаемые в условиях риска – это решения с известной вероятностью получения каждого из результатов. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Решения принимаются в условиях неопределенности, в том случае, если невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Так бывает, когда требующие учета факторы настолько новы или сложны, что достаточной информации о них просто нет или она баснословно дорога. В результате вероятность результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.
В этом случае необходимо попытаться вывести решение из разряда неопределенных в разряд рискованного.