Деловые подарки
«Вот и настало время делать друг другу подарки. Признаюсь, что я встречаю его с радостью. Не столько из-за тех даров, что мне предстоит получить (на свете мало предметов способных доставить мне удовольствие), сколько из-за тех чувств, какие побуждают людей делать подарки. Любовно выбранный дар без труда узнаешь среди прочих по стремлению дарителя угодить тем, кому он предназначен, по неповторимости выбора и по тому, как вручается подарок. Но больше, чем получать, я люблю их дарить. Какое удовольствие видеть, как радость озаряет, лицо дорогого нам человека».
Андре Моруа
Поводов для дарения множество. Одни связаны со значимыми этапами и событиями в личной жизни и деятельности человека. Другие — с системой поддержания и развития отношений. Третьи — с праздничными календарными датами. И то же в жизни организации: этапы и события; поддержание и формирование отношений с деловыми партнёрами, общественно значимых связей; праздничные даты.
Фирмам следует выработать свою политику по этому вопросу. Сбор денег на подарки ко дню рождения каждого работающего, по случаю рождения ребёнка или ухода на пенсию может оказаться дорогим удовольствием и вызвать досаду и недовольство у служащих. Если у вашей компании есть определенная политика в этом вопросе, проинформируйте о ней людей, вновь принимаемых на работу, и напоминайте вашему персоналу в ежегодной памятной записке.
Сначала рассмотрим некоторые рекомендации и опыт связанные с подарками на работе, внутри коллектива. Служебный этикет имеет иерархический характер строго учитывает систему взаимодействия сотрудников с руководителями — служебную вертикаль. По служебному этикету не принято, чтобы сотрудники преподносили своему руководителю индивидуальные подарки. Они могут вручить коллективный подарок к Новому году либо по какому-то особому случаю. Однако, если в коллективе существует традиция делать подарки всем мужчинам к 23 февраля или 9 Мая, а женщинам к 8 Марта, то руководители — женщина или мужчина — не могут быть обойдены вниманием. Секретарь руководителя может принять участие в общем подарке или, если они давно работают вместе, преподнести скромный сувенир от себя лично.
Подарки руководителю — официальному лицу, от которого во многом зависят сотрудники, не должны быть слишком дорогими, так как это может поставить его в неудобное положение либо заставит задуматься о подлинных мотивах этого подношения.
Руководитель отдела, организации может сделать подарок сотруднику, лишь опираясь на законное и очевидное основание, чтобы не провоцировать пересуды и сплетни в коллективе. Поводом к вручению подарка могут быть крупное достижение в работе, успешное завершение проекта, сверхурочная работа и т. п.; такие личные события, как рождение ребёнка, вступление в брак, окончание учебного заведения, защита диплома, диссертации и, наконец, юбилей. И очень особый случай — выход сотрудника на пенсию. Руководство обычно определяет какого рода подарок вручается от имени предприятия или фирмы. Традиционно это могут быть дорогие часы, хрусталь, аудио и видеоаппаратура. При этом учитываются заслуги и вклад в процветание организации. На подарке могут быть выгравированы имя сотрудника, даты начала и окончания его службы в компании — на память. Обычно в процедуре чествования активно участвуют сотрудники. Они вручают свои подарки, цветы, рассказывают с юмором и признательностью об отдельных эпизодах биографии этого человека.
Когда сослуживцы в связи с важным событием в жизни коллеги хотят вместо маленького подарка преподнести что-нибудь более ценное и памятное — они собирают деньга на коллективный подарок. Каждый, включая непосредственного начальника, вносит, сколько может. Принцип — абсолютная добровольность. В некоторых организациях создается специальный подарочный фонд, чтобы избежать практики постоянных поборов. Коллективно определяется сумма взноса или процент от зарплаты, а также принципы расходования средств из общей кассы. Главное, чтобы покупки подарков не формализировались, люди не стали рассматривать их как форму «возвращения собственных денег».
Индивидуальные подарки, которые сотрудники, не связанные субординационным соподчинением, делают друг другу относятся к сфере межличностных отношений. Здесь нет регламентации. Служебный этикет требует от них только проявления такта, скромности и рекомендует вручать свой подарок без демонстрации, в неслужебной обстановке.
Подарки, которые деловые партнёры делают по разным поводам, в том числе к Новому году, Рождеству, могут варьироваться от сувенирных карманных календариков, вымпелов с эмблемой фирмы, бутылки хорошего вина до весьма ценных презентов. В сомнительной ситуации руководители и рядовые сотрудники не должны забывать о политике своей компании в этом вопросе. В некоторых случаях нужно вежливо поблагодарить за внимание и решительно отказаться от подарка. Это очень ответственный поступок, неприятный для дарителя. Отказ может быть мотивирован лишь принципиальной позицией компании или, в особых случаях, связан с нарушением такта дарителем, поведение которого воспринимается как давление. Служебный долг не оставляет выбора.
В том случае, когда вы сами собираетесь подарить что-либо своему партнёру, вы должны заранее навести справки о политике партнёрской фирмы в данной сфере. В организации могут существовать ограничения и просто запреты. Но и тогда, когда нет официальных препятствий, купите что-нибудь хорошего вкуса, но не очень дорогое, может быть, чисто символическое.
Следует остерегаться подношений официальным лицам, видным бизнесменам, государственным чиновникам, банковским служащим. Здесь очень легко совершить бестактность. Это также касается их секретарей, помощников, ассистентов. При этом следует заметить, что самим секретарям, сотрудникам необходимо быть очень щепетильными и избегать презентов от «своих» и от «чужих».
Как выбрать подарок? Главное, нужно думать о человеке, соотнести свой дар с поводом. Если вы недостаточно хорошо знаете вкусы и интересы человека, расспросите заранее о них его друаей сослуживцев, членов семьи. Не ориентируйтесь только на себя, на свой вкус, свои интересы. Очень тонкое замечание об этом есть у Андре Моруа:
«Мужчины по большей части склонны считать, что женщине доставит удовольствие то, что им нравится самим. Что может быть ошибочнее такого представления! Я восхищаюсь таким-то философом и готов подарить полное собрание сочинений той, которой больше пришелся бы по душе самый, дешевый мех, самое скромное украшение, пусть даже цветы. ПОДАРКИ НУЖНО выбирать для ТОГО, КОМУ ОНИ предназначаются, а не для того, КТО ИХ ПРЕПОДНОСИТ».
Подарки официальным лицам, деловым партнёрам, коллегам друзьям, родственникам или знакомым имеют свою специфику.
Изначально — личные вещи, бельё можно дарить только очень близким.
Многие солидные организации создают у себя специальный подарочный фонд, который пополняют постоянно. Считается хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной эмблемой. Они могут быть разной стоимости — сувениры и подарки.
Представители фирмы-производителя иногда дарят своим партнёрам образцы своих изделий или их макеты. На эти подарки распространяются общие положения этики. Нельзя забывать, что подарки, сувениры с броским логотипом фирмы относятся к разряду рекламной продукции и дарить их уместно только в том случае, когда рекламные цели совпадают с идеей подарка.
Относительно денежных подарков. Руководитель организации, коллеги по работе могут вручить деньги юбиляру, новосёлу. Близкие родственники, друзья — преподнести деньги молодоженам, новосёлам. Денежные подарки вручаются в конверте вместе с поздравительным письмом или адресом.
За границей, денежные подарки распространены шире чем у нас. Дарят деньги в конверте, банковский чек, целевой чек на покупку в конкретном магазине, оплачивают уик-энд в красивом месте. Молодожёнам могут предоставить карт- бланш на наём автомобиля на один или несколько дней, если известно, что они собираются взять его напрокат.
Если денежные подарки вызывают у многих сомнения, то цветы можно дарить в любых случаях. В качестве подарка и в дополнение к нему. В последние годы мужчины по торжественным случаям в личной и деловой жизни также с удовольствием принимают их. Цветы дарят деловым партнёрам по поводу знаменательного события, в знак приветствия или благодарности за участие в том или ином мероприятии, совместной поездке.
Подарок должен быть обязательно красиво упакован и не должен быть анонимным. К нему необходимо приложить визитную карточку или поздравление. С живых цветов целлофановую обёртку снимают, если она не является частью аранжировки. В упаковке дарят цветы в аэропорту, на вокзале при встрече.
Большое внимание уделяется самой процедуре вручения, тому, кто непосредственно вручает подарок, словам поздравления, устным и письменным. Требуется учесть место, где будет вручаться подарок — на торжественном официальном чествовании в дружеском кругу сотрудников отдела, в процессе визита к деловому партнёру, на большом семейном торжестве. на маленькой вечеринке, тет-а-тет.
Принимать подарки — тоже искусство. Благодарность — этикетный знак, который требует соблюсти некоторые правила хорошего тона. Подарок следует принять бережно, а не «между прочим». Посмотрев собеседнику в глаза, одарить его (её) своей самой лучшей улыбкой и поблагодарить. Затем подарок развернуть и еще раз поблагодарить за внимание, выбор, время, хороший вкус, остроумие, редкость, практичность, угаданное желание, приятный сюрприз и др. И все это независимо от того, является ли данный подарок скромным знаком дружеских чувств или представляет собой нечто ценное. Кстати, демонстрировать «суперподарки» другим гостям не вполне корректно. Слова нужно подыскать и в том случае, когда подарок не понравился.