Конспект экономиста:)

Меню

Деловые подарки

14 комментариев

«Вот и настало время делать друг другу подарки. Признаюсь, что я встречаю его с радостью. Не столько из-за тех даров, что мне предстоит получить (на свете мало предметов способных доставить мне удо­вольствие), сколько из-за тех чувств, какие побуждают людей делать подарки. Любовно выбранный дар без труда узнаешь среди прочих по стремлению дарителя угодить тем, кому он предназначен, по неповтори­мости выбора и по тому, как вручается по­дарок. Но больше, чем получать, я люблю их дарить. Какое удовольствие видеть, как радость озаряет, лицо дорогого нам человека».
Андре Моруа

Поводов для дарения множество. Одни связаны со значимыми этапами и событиями в личной жизни и деятельности человека. Другие — с системой поддержания и развития от­ношений. Третьи — с праздничными календарными датами. И то же в жизни организации: этапы и события; поддержание и формирование отношений с деловыми партнёрами, общест­венно значимых связей; праздничные даты.

Фирмам следует выработать свою политику по этому во­просу. Сбор денег на подарки ко дню рождения каждого ра­ботающего, по случаю рождения ребёнка или ухода на пен­сию может оказаться дорогим удовольствием и вызвать доса­ду и недовольство у служащих. Если у вашей компании есть определенная политика в этом вопросе, проинформируйте о ней людей, вновь принимаемых на работу, и напоминайте вашему персоналу в ежегодной памятной записке.

Сначала рассмотрим некоторые рекомендации и опыт связанные с подарками на работе, внутри коллектива. Слу­жебный этикет имеет иерархический характер строго учи­тывает систему взаимодействия сотрудников с руководите­лями — служебную вертикаль. По служебному этикету не принято, чтобы сотрудники преподносили своему руково­дителю индивидуальные подарки. Они могут вручить кол­лективный подарок к Новому году либо по какому-то особому случаю. Однако, если в коллективе существует традиция де­лать подарки всем мужчинам к 23 февраля или 9 Мая, а жен­щинам к 8 Марта, то руководители — женщина или мужчина — не могут быть обойдены вниманием. Секретарь руково­дителя может принять участие в общем подарке или, если они давно работают вместе, преподнести скромный сувенир от себя лично.

Подарки руководителю — официальному лицу, от которо­го во многом зависят сотрудники, не должны быть слишком дорогими, так как это может поставить его в неудобное поло­жение либо заставит задуматься о подлинных мотивах этого подношения.

Руководитель отдела, организации может сделать подарок сотруднику, лишь опираясь на законное и очевидное основа­ние, чтобы не провоцировать пересуды и сплетни в коллективе. Поводом к вручению подарка могут быть крупное достижение в работе, успешное завершение проекта, сверхурочная работа и т. п.; такие личные события, как рождение ребёнка, вступле­ние в брак, окончание учебного заведения, защита диплома, диссертации и, наконец, юбилей. И очень особый случай — выход сотрудника на пенсию. Руководство обычно определяет какого рода подарок вручается от имени предприятия или фирмы. Традиционно это могут быть дорогие часы, хрусталь, аудио и видеоаппаратура. При этом учитываются заслуги и вклад в процветание организации. На подарке могут быть выгравированы имя сотрудника, даты начала и окончания его службы в компании — на память. Обычно в процедуре чество­вания активно участвуют сотрудники. Они вручают свои по­дарки, цветы, рассказывают с юмором и признательностью об отдельных эпизодах биографии этого человека.

Когда сослуживцы в связи с важным событием в жизни коллеги хотят вместо маленького подарка преподнести что-нибудь более ценное и памятное — они собирают деньга на коллек­тивный подарок. Каждый, включая непосредственного началь­ника, вносит, сколько может. Принцип — абсолютная добро­вольность. В некоторых организациях создается специальный подарочный фонд, чтобы избежать практики постоянных по­боров. Коллективно определяется сумма взноса или процент от зарплаты, а также принципы расходования средств из об­щей кассы. Главное, чтобы покупки подарков не формализировались, люди не стали рассматривать их как форму «возвращения собственных денег».

Индивидуальные подарки, которые сотрудники, не связан­ные субординационным соподчинением, делают друг другу от­носятся к сфере межличностных отношений. Здесь нет регла­ментации. Служебный этикет требует от них только проявле­ния такта, скромности и рекомендует вручать свой подарок без демонстрации, в неслужебной обстановке.

Подарки, которые деловые партнёры делают по разным поводам, в том числе к Новому году, Рождеству, могут варь­ироваться от сувенирных карманных календариков, вымпе­лов с эмблемой фирмы, бутылки хорошего вина до весьма ценных презентов. В сомнительной ситуации руководители и рядовые сотрудники не должны забывать о политике сво­ей компании в этом вопросе. В некоторых случаях нужно вежливо поблагодарить за внимание и решительно отказать­ся от подарка. Это очень ответственный поступок, неприят­ный для дарителя. Отказ может быть мотивирован лишь принципиальной позицией компании или, в особых случаях, связан с нарушением такта дарителем, поведение которого воспринимается как давление. Служебный долг не оставляет выбора.

В том случае, когда вы сами собираетесь подарить что-ли­бо своему партнёру, вы должны заранее навести справки о политике партнёрской фирмы в данной сфере. В организа­ции могут существовать ограничения и просто запреты. Но и тогда, когда нет официальных препятствий, купите что-ни­будь хорошего вкуса, но не очень дорогое, может быть, чисто символическое.

Следует остерегаться подношений официальным лицам, видным бизнесменам, государственным чиновникам, банковским служащим. Здесь очень легко совершить бестактность. Это также касается их секретарей, помощников, ассистентов. При этом следует заметить, что самим секретарям, сотрудникам необходимо быть очень щепетильными и избегать презентов от «своих» и от «чужих».

Как выбрать подарок? Главное, нужно думать о человеке, соотнести свой дар с поводом. Если вы недостаточно хоро­шо знаете вкусы и интересы человека, расспросите заранее о них его друаей сослуживцев, членов семьи. Не ориенти­руйтесь только на себя, на свой вкус, свои интересы. Очень тонкое замечание об этом есть у Андре Моруа:

«Мужчины по большей части склонны считать, что женщине доставит удо­вольствие то, что им нравится самим. Что может быть оши­бочнее такого представления! Я восхищаюсь таким-то фило­софом и готов подарить полное собрание сочинений той, кото­рой больше пришелся бы по душе самый, дешевый мех, самое скромное украшение, пусть даже цветы. ПОДАРКИ НУЖНО выбирать для ТОГО, КОМУ ОНИ предназначаются, а не для того, КТО ИХ ПРЕПОДНОСИТ».

Подарки официальным лицам, деловым партнёрам, колле­гам друзьям, родственникам или знакомым имеют свою спе­цифику.

Изначально — личные вещи, бельё можно дарить только очень близким.

Многие солидные организации создают у себя специаль­ный подарочный фонд, который пополняют постоянно. Счита­ется хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной эмблемой. Они могут быть разной стоимости — сувениры и подарки.

Представители фирмы-производителя иногда дарят своим партнёрам образцы своих изделий или их макеты. На эти по­дарки распространяются общие положения этики. Нельзя за­бывать, что подарки, сувениры с броским логотипом фирмы относятся к разряду рекламной продукции и дарить их уме­стно только в том случае, когда рекламные цели совпадают с идеей подарка.

Относительно денежных подарков. Руководитель орга­низации, коллеги по работе могут вручить деньги юбиляру, новосёлу. Близкие родственники, друзья — преподнести деньги молодоженам, новосёлам. Денежные подарки вруча­ются в конверте вместе с поздравительным письмом или адресом.

За границей, денежные подарки распространены шире чем у нас. Дарят деньги в конверте, банковский чек, целевой чек на покупку в конкретном магазине, оплачивают уик-энд в красивом месте. Молодожёнам могут предоставить карт- бланш на наём автомобиля на один или несколько дней, если известно, что они собираются взять его напрокат.

Если денежные подарки вызывают у многих сомнения, то цветы можно дарить в любых случаях. В качестве подарка и в дополнение к нему. В последние годы мужчины по торже­ственным случаям в личной и деловой жизни также с удо­вольствием принимают их. Цветы дарят деловым партнёрам по поводу знаменательного события, в знак приветствия или благодарности за участие в том или ином мероприятии, сов­местной поездке.

Подарок должен быть обязательно красиво упакован и не должен быть анонимным. К нему необходимо приложить ви­зитную карточку или поздравление. С живых цветов целло­фановую обёртку снимают, если она не является частью аран­жировки. В упаковке дарят цветы в аэропорту, на вокзале при встрече.

Большое внимание уделяется самой процедуре вручения, тому, кто непосредственно вручает подарок, словам поздравле­ния, устным и письменным. Требуется учесть место, где будет вручаться подарок — на торжественном официальном чествовании в дружеском кругу сотрудников отдела, в процес­се визита к деловому партнёру, на большом семейном торжест­ве. на маленькой вечеринке, тет-а-тет.

Принимать подарки — тоже искусство. Благодарность — этикетный знак, который требует соблюсти некоторые правила хорошего тона. Подарок следует принять бережно, а не «меж­ду прочим». Посмотрев собеседнику в глаза, одарить его (её) своей самой лучшей улыбкой и поблагодарить. Затем подарок развернуть и еще раз поблагодарить за внимание, выбор, время, хороший вкус, остроумие, редкость, практичность, угадан­ное желание, приятный сюрприз и др. И все это независимо от того, является ли данный подарок скромным знаком дружес­ких чувств или представляет собой нечто ценное. Кстати, де­монстрировать «суперподарки» другим гостям не вполне кор­ректно. Слова нужно подыскать и в том случае, когда подарок не понравился.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)