Как избежать конфликта?
Не секрет, что деловая жизнь связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает значительную вероятность возникновения различных конфликтов — межличностных и межгрупповых. Для достижения делового успеха важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта всё же не удалось, нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешать возникающие проблемы. Как этого достичь?
Здесь уже недостаточно знания лишь правил этикета. Исполнение этих правил должно увязываться с тонким психологическим анализом ситуации, учётом возможного поведения коллег в конфликтной ситуации. Так, у людей существует различный уровень агрессивности, который наглядно проявляется в конфликтных ситуациях и который нужно учитывать для их предотвращения.
В конфликтных ситуациях с такими людьми нужно соблюдать особую осторожность, избегать любых провоцирующих и демонстративных действий. В состоянии утомления, эмоционального или физического стресса болезни возможность контролировать свои поступки уменьшается. Поэтому не следует обсуждать с подчинёнными и коллегами их проблемы немедленно, лучше предоставить им достаточное время, для того чтобы остудить чувства и восстановить сознательный контроль.
Нередко причиной конфликта, зачастую не осознаваемой самим «виновником», является дефицит признания со стороны окружающих. Человек может стремиться привлечь к себе внимание не только положительными, но и отрицательными действиями, например постоянными опозданиями на работу, нарушением технологических правил, частым несогласием с начальством и коллегами. Если вы столкнулись с такими людьми, не пытайтесь бороться с ними путём наказаний, провоцирующих вас на конфликт. Наилучшее решение состоит в том чтобы дать таким сотрудникам позитивное признание, так редко ими до этого получаемое.
Иногда конфликт в коллективе возникает казалось бы, по неизвестной причине. Проанализируйте ситуацию. Возможно причина конфликта состоит в очень простых обстоятельствах которым вы не придавали значения.
Американский этнопсихолог Э. Холл рассказывает: его пригласили выяснить причины трений, возникавших в филиалах американских фирм, размещённых в ФРГ и Швейцарии. Там под одной крышей работали местные сотрудники и специалисты, приглашённые из США. И вот, оказалось, что камнем преткновения были двери.
Дело в том, что американцы привыкли работать либо в больших помещениях, либо — если помещений несколько — только при открытых дверях следуя принципу: «Американец на службе должен быть в распоряжении окружающих». Открытый кабинет означает, что его владелец на месте и, главное, что ему нечего скрывать. Небоскрёб Фордовского фонда в Нью-Йорке целиком построен из стекла и просматривается насквозь. Здесь все — от директора до посыльного — постоянно на виду. Это создает у окружающих и служащих определённый стереотип поведения, вызывает у них ощущение, что «все сообща делают одно общее дело». Для немца подобное рабочее помещение является воплощением самых жутких ночных кошмаров. Каждое помещение там должно быть снабжено надежными (часто двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Недоучёт этих различий и породил недовольство. Немцы, работающие в филиалах американских фирм в Мюнхене и Гамбурге, жаловались на то, что находятся под неусыпным присмотром (раскрытые двери). А у американцев глухой коридор с закрытыми дверями порождал ощущение заговора.
Учитывая менталитет ваших сотрудников, необходимо создать в своем офисе соответствующую деловую атмосферу.