Основы «офисной дипломатии»
В свое время Д. Карнеги отметил, что одна только напряжённая работа не гарантирует успеха и продвижения по службе. Прекрасный работник — способный, исполнительный, пунктуальный — может не получить повышения или признания коллег только потому, что пренебрег так называемой «офисной дипломатией».
«Офисная дипломатия» означает умение обращаться с сослуживцами, корректное поведение, которое облегчает продвижение по службе.
Чтобы овладеть этой «дипломатией», американские психологи дают ряд советов и рекомендаций. Некоторые из этих советов могут показаться нам не совсем допустимыми и этичными. Но нужно учитывать различия в менталитете и стиле поведения у американцев и наших соотечественников.
Итак, что же советуют прагматичные американские психологи своим читателям, чтобы добиться успехов по службе?
Необходимо знать, какие этические нормы приняты, в организации, где вы работаете. В компаниях, где господствует жёсткая иерархическая структура, фамильярность в отношениях с начальством может закончиться крахом карьеры. В других же организациях неформальные отношения между руководителем и подчиненными (скажем, пригласить начальника выпить вместе чашечку кофе) только приветствуются.
Нужно найти себе «наставника» — человека влиятельного и пользующегося авторитетом. Рекомендуется устанавливать как можно больше контактов. Очень рискованно иметь только одного союзника: если он уйдёт, вы останетесь в изоляции. Всегда полезно знать, что думают о вас коллеги (разумеется, расспрашивать рекомендуется только тех, кому полностью доверяете).
Ваши усилия не должны быть направлены только на то, чтобы обратить на себя внимание руководства. Старайтесь нравиться вашим подчинённым и сослуживцам — это ничуть не менее важно.
Старайтесь выдвинуться сами. Специалисты по менеджменту советуют лично рассказывать о своих идеях и планах, никому не передоверяя, представлять результаты своей работы.
Всё время контролируйте себя следите за своим лицом — как в покере. Нужно уметь блефовать с безразличным видом и демонстрировать энтузиазм, которого вы не испытываете. Это тоже входит в правила игры.
Умейте помолчать. Не допускайте, чтобы вас вовлекали во все интриги и конфликты.
Учтите, что попытки преуспеть за счёт карьеры кого-то из коллег, с нарушением этических норм обречены на не удачу.
Мужчины и женщины, работающие в офисе, независимо от занимаемой должности не должны поощрять членов семьи пользоваться своими служебными возможностями в личных целях. Если даже сотрудники и руководители при появлении родственников своих коллег и не показывают внешне своё отношение к этому, как правило, это воспринимается отрицательно. Если же руководитель использует своих служащих для оказания личных услуг членам своей семьи, то такие услуги надо компенсировать, кроме того, сотрудников нельзя загружать подобными поручениями без согласия их непосредственных начальников.
Необязательный человек, болтун, приносит вред не только своим личным поведением, но и создаёт вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности. Особенно опасен такой человек как руководитель.
Лозунг деловых людей «Время — деньги» как нельзя лучше раскрывает одно из основных требовании этикета служебных отношений. Хронофаг — пожиратель времени, человек, который теряет своё и беззастенчиво отнимает чужое время. Он не менее опасен, чем расхититель материальных благ. Праздные разговоры, перекуры, выполнение личных дел в служебное время не только снижают эффективность работы, но и разлагающе действуют на добросовестно относящихся к делу людей.
Нарушение деловой обстановки не компенсируют самая изысканная вежливость и предупредительность. Не случайно американцы, а вслед за ними и японцы предпочитают работать в одной комнате, а начальник, если и отделяется, то только стеклянными стенками. Они не без основания считают, что так можно достичь больших успехов. Нельзя лениться — ты на виду у товарищей, нельзя бесконечно болтать по телефону или принимать визитеров. Да и коллектив работает сплоченнее, так как члены его постоянно советуются друг с другом, и все чувствуют себя частями одного механизма.