Умение слушать
Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги. Немаловажно и искусство слушать.
Честерфилд сказал как-то: «Никогда не старайся казаться умнее или образованней своего собеседника». Не станем воспринимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую приобретает репутацию блестящего собеседника. Почему? Да потому, что умение слушать — чрезвычайно редкое искусство, а ешё реже встречается способность воздержаться от «справки по поводу» или совета.
Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает последним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях, подчиненные опасаются сообщать о допущенных ими ошибках. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раздражение. Проведенный среди 1500 менеджеров крупнейших западноевропейских компаний опрос показал, что 93% из них отнесли умение выслушивать мнение коллег и подчиненных к числу наиболее важных качеств руководителя. Оно оказалось на втором месте, опередив даже такое безусловно важное качество, как умение принимать эффективные решения.
Уважать мнение другого, даже если оно полностью противоположно нашему собственному, кажется, по крайней мере в такой формулировке, просто лозунгом, добрым пожеланием. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупного козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказываться от собственного мнения, что можно менять его в зависимости от обстановки ,ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказывать свое мнение. Но давайте делать это спокойно, и особенно — в такой форме, при которой несогласие с собеседником не вызовет ни осуждения, ни насмешки ни унижения. Каждый имеет право на свою точку зрения, давайте постараемся не перебивать партнёра по беседе выражениями типа: «И речи быть не может.», «Ошибаетесь!», «Вы неправы!», «Это не имеет отношения к делу!». Допуская их, мы не только погрешим против хорошего тона, но и рискуем получить щелчок всякий раз, как станем излагать свои доводы. Наши же слова бумерангом вернутся к нам.
Есть куда более деликатные и эффективные способы донести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: «Простите, пожалуйста, но мне кажется, что по вопросу о…».
А главное — никогда не надо перебивать. Сколько раз случалось, что в конце своей речи человек вносил какие-то поправки, свидетельствовавшие о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!
Впрочем, прерывать говорящего вообще не стоит. Нет мысли такой важной и такой срочной, чтобы нельзя было бы потерпеть несколько секунд и дождаться, пока собеседник закончит фразу.
При беседе не держите руки в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также барабанить пальцами по подлокотнику кресла или по краю стола, не следует касаться рукой собеседника, например, хватая его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одна на другую.
Ноги созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг ножек кресла и таким образом навеки в кем закрепиться. Нужно сесть удобно, это само собой разумеется, но в спокойной позе. Остерегайтесь неосторожных и слишком размашистых жестов, не играйте пальцами. Не подходите слишком близко к собеседнику и даже во время самого оживленного разговора не трогайте его.
Во время беседы деловые люди не суют в рот ни карандаш, ни спичку, ни (тем более) зубочистку. Они вынимают изо рта сигарету, трубку или сигару, прежде чем начать говорить.
Кашлять, чихать нужно по возможности сдержанно, прикрываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собеседника, который притворится, что ничего не заметил. Следовательно, абсолютно излишне сопровождать чиханье пожеланием «будьте здоровы» или каким-то аналогичным. Впрочем, из Англии распространился обычай, чихнув, прошептать «простите», что делает инцидент исчерпанным.
Не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему. Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или назойливо его рассматривать. Поддерживают связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.
Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыбнуться собеседнику. Улыбка — ключ к сердцу, не станем скупиться на неё. Но давайте воздерживаться от слишком громкого или слишком долгого смеха и давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.