Важность делового этикета
Вы уже наверняка уже не раз задумывались, почему два человека, совершенно равных по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать в бизнесе. Один, кажется, с легкостью хватает звезды с небес, ни в чем себе не отказывает, прекрасный руководитель, смог построить чудесные отношения с партнерами и коллективом. Другой же — совсем наоборот: отношения со всеми натянутые, руководитель никудышный, коллектив постоянно штормит, да и прибыли особой нет.
В чем же секрет успешного бизнеса? Где же тот «золотой ключик», открывающий перед каждым новые возможности?
Не всегда можно добиться хороших результатов одним старанием и дотошностью. И в нашем случае с двумя коллегами счастливчик овладел всевозможными правилами поведения на работе, в то время как неудачливый трудяга не имеет ни малейшего понятия о деловом этикете, Этот набор простейших правил очень часто упускается из виду, а ведь стоит задуматься прежде всего о своём поведении и, возможно, изменить его, усовершенствовать себя, улучшить психологический климат в коллективе и приблизить успех. Что же это такое — «деловой этикет»?
Само слово «этикет» впервые ввели в обиход при дворе Людовика XIV — того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство — это я». На королевских приемах гостям вручали карточки («этикетки») с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово «этикет». При дворе монарха правила поведения назвали «этикетом», но с течением времени это слово стало иметь более широкий смысл. Понятие распространилось на деловые, политические, культурный и семейные отношения, поскольку люди не могут существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.
Правилами хорошего тона может овладеть каждый, умение вести себя в обществе не является врожденным, хотя, конечно, семейное воспитание в этом смысле имеет большое значение. Профессор Гарвардского университета Артур Шлезингер-младший в научной, дискуссии по проблемам этикета на протяжении американской истории отмечал что Эндрю Джексон (избран на президентский пост в 1828 году) был первым американским президентом-неаристократом. Он был сыном бедного эмигранта шотландско-ирландского происхождения, но благодаря своим природным способностям поднялся на вершину власти. Совершенствуя свои манеры по мере продвижения наверх, он достиг такого успеха, что, по выражению Шлезингера, «вызывал восхищение и друзей, и врагов своей воспитанностью и изысканными манерами».
Если хорошие манеры усвоены почти до автоматизма, это облетает жизнь домашнюю и деловую. Люди, мечтающие стать руководителями, должны разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса, если они хотят достичь успеха. Им надо научиться правильно одеваться, уметь соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, связанных с выбранной ими сферой жизни и деятельности, излагать свои мысли кратко, точно выбирая слова.
Всем нам знакомы бизнесмены, не умеющие правильно говорить, подбирать одежду, нарушающие все правила этикета (если они вообще знают о существовании таких правил). Но это делает их жизнь нелегкой. Нужно действительно обладать большим деловым или профессиональным талантом, чтобы компенсировать этим грубость и невежливость. Руководители высшего ранга, которым приходится терпеть нужного работника с такими недостатками, чувствуют себя неуютно в его обществе и довольно часто такого человека заменяют другим, который лучше соответствует требованиям дела.
Деловой этикет — не второстепенная а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде следующих составных частей: личность делового человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.
Естественно то, что личность делового человека — ключевая фигура В ее характеристике нужно учитывать образование, опыт, энергию готовность идти на риск, расчет нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отношения — это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоны и т. п
Одно из условий успеха в бизнесе — это создание в глазах потенциального партнера имиджа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумений и пренебрежительной улыбки.
Наряду со всеми этими характеристиками делового мира деловой этикет — специфическая культура деловых отношений. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к деловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство к манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику конкуренции.
Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но всё-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверями Лондонской биржи выбито в мраморе: «Мое слово — закон» и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру. Русские купцы, торговавшиеся на Нижегородской ярмарке, заключали сделки под честное слово. И честное слово купца первой гильдии было крепче, чем любой вексель, обеспеченный золотыми червонцами, Нарушивший это слово мог заниматься любой деятельностью, кроме коммерческой, — в кредите доверия ему было отказано навсегда…
Деловой этикет — это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «дурных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить, слукавить. Серьезный бизнесмен скорее понесёт убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить её удается не всегда.
Важная часть делового этикета — речевой этикет. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, умение формулировать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и приемы. Культурные нормы: речевого этикета так же предполагают упорядоченность благодарности, пожелания, извинения, просьбы, приглашения, совета. Содержание деловой беседы кроме обсуждения конкретных практических вопросов предполагает умение в корректной форме выразить утешение, соболезнование, а также сформулировать комплимент, одобрение, несогласие.
Нужно помнить, что многое зависит от того впечатления, которое обычно производит деловой человек и способствует его дальнейшей деятельности и успеху или наоборот. Как грубость и неумение себя вести повсюду затворяют перед собою двери и отталкивают людей, так хорошие манеры имеют силу таинственных слов из одной из сказок «Тысячи и одной ночи»: «Сезам, откройся».