Добросовестная конкуренция и недобросовестная. Принципиальные отличия и методы

Конкуренция является неизменным атрибутом любого рынка товаров и услуг с той лишь разницей, что применяемые методы в борьбе за долю рынка и потребителей зависят от типа конкуренции, числа участников, предлагаемого потребителям товара и добросовестности способов и приемов, используемых для достижения поставленных целей.

В зависимости от используемых методов, конкуренция бывает добросовестной и недобросовестной.

Добросовестная конкуренция – это ведение конкурентной борьбы честными и законными методами, не нарушающими общепринятые нормы ведения бизнеса.

При добросовестной конкуренции, компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» — манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов. Для этого используют снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т.д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов или чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.

Не менее эффективным является метод конкурентной борьбы, который предполагает улучшение качества реализуемого товара. Качественная продукция способствует не только привлечению покупателей, а и имеет долгосрочный эффект в борьбе с конкурентами. Это объясняется тем, что для принятия ответных мер компаниям-конкурентам необходимо достаточно много времени и материальных затрат на разработку и изготовление продукции, которая по качественным показателям будет лучше или хотя бы не хуже продукта – лидера продаж.

Не лишними для борьбы с конкуренцией будут различные маркетинговые исследования, которые на основании запросов потребителей к качеству и характеристикам продукта помогут при разработке товара. С их помощью возможно и прогнозирование ситуации на рынке, рисков и ответных стратегий компаний-конкурентов на введение на рынок нового товара.

Отдельного внимания в борьбе с конкурентами заслуживает реклама в общественных средствах массовой информации (в том числе паблисити). С ее помощью можно формировать мнения потребителей, корректировать имидж отдельного товара и всей торговой марки.

Добросовестная конкуренция – это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает конечный потребитель.

Недобросовестная конкуренция – это ведение конкурентной борьбы методами, противоречащими законодательству, а также общепринятым нормам ведения бизнеса.

К методам недобросовестной конкуренции относят:

  • промышленный шпионаж – получение секретов конкурентов нечестным образом;
  • подделку продукции конкурентов;
  • создание брендов, созвучных популярным (например, ABIBAS и т.п.), и другие действия, которые направлены на вызывание у покупателей ассоциаций с продукцией конкурентов (схожая упаковка, схожий логотип и т.д.);
  • шантаж конкурентов;
  • заведомое распространение негативной информации о конкурентах и их продукции;
  • порча имущества конкурентов;
  • завладение коммерческой тайной конкурентов и ее незаконное использование;
  • обман потребителей, предоставление им недостоверных данных о продукции;
  • ложная информация в рекламе товаров и услуг;
  • и т.д.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика